Беседы с батюшкой. Что надо, чтобы жить и радоваться. Священник Олег Патрикеев

9 декабря 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма во имя святой великомученицы Варвары в поселке Рахья Выборгской епархии священник Олег Патрикеев. 

– Тема передачи: «Что надо, чтобы жить и радоваться?» Невероятное количество советов по поводу того, как жить, чтобы радоваться. Но при этом я спросил некоторых людей о том, как они относятся к этой проблеме, и многие из них говорили: казалось бы, мы привыкли, что христианство – это постоянная радость, но не хватает энергии, чтобы все время быть в состоянии не то чтобы эйфории, но постоянной радости. Какие-то есть треволнения, иногда посещают угрюмые мысли... Кто-то говорит, что это рождает ропот… Проблема христианского мироощущения очень серьезная. Но, судя по тому, как Вы улыбаетесь, Вы, наверное, имеете свое мнение. Так что же надо, чтобы жить и радоваться?

– Вы уже ответили: для начала надо улыбнуться, «ведь улыбка – это флаг корабля». Мы должны посмотреть шкалу радости и счастья – у каждого она своя. Невозможно подобрать общую шкалу счастья, чтобы она подошла каждому. Для бедного человека вечер с куском хлеба и водой, возможно, будет счастливым вечером, проведенным где-нибудь в полухолодной каморке. А для богатого? Я думаю, и икра не полезет. Богатый ищет счастья уже в более серьезных вещах; например, в прыжке с парашютом. Как в одном из разговоров: «Когда ты обычно бываешь счастлив?» – «Когда я прыгаю с парашютом, иду в горы». – «А ты когда?» – «Я всегда счастлив».

Мы должны понять: что же такое счастье, есть ли оно в мире, это какой-то предмет или материальное воплощение этого красивого слова? «Счастье» – это радость, харизма, все время какой-то источник.

Если взглянуть на мир, то у мира есть своя счастливая статья. В принципе, когда-то человек достигает своего удовлетворения и получает эти счастливые мгновения жизни. Мы не будем перечислять, какие они, потому что каждый из нас, наверное, чувствовал их и радовался. Но если взять мир христианский, то мы должны посмотреть, кто же счастлив по-настоящему, кто нам показал эту радость. Давайте отмотаем назад не две тысячи лет; и еще больше – до создания мира. Самый счастливый – это Бог, Он есть источник счастья и любви. По христианскому пониманию мир сотворен от избытка счастья и любви Бога. То есть это как пенка с молока течет – вот счастье, когда все с избытком. Этот мир был создан Творцом. Нам осталось понять, почему мы тогда несчастливы. Где же ошибка произошла, почему мы частенько горюем, плачем, страдаем... Кроме рождения есть еще и смерть – о ней мы много говорили и сегодня тоже ее затронем, потому что это входит в расписание нашей жизни. Рождение и смерть – две неотъемлемые точки, это с нами произойдет. Все, что будет между ними, – как раз тот набор моментов нашей жизни, которые могут быть счастливыми…

– Ловлю Вас на слове, хочу сказать о паре моментов. Один из постулатов психологии говорит, что нужно жить, что называется, наслаждаясь вот этим самым моментом жизни. Более того, психологи часто спрашивают, например: насколько Вы осознаете свое существование в этот момент, наполняете ли Вы его радостью и принимаете ли все, что происходит в нем? Иногда кажется, что радость христианина и радость другого человека разнится. Но если мы представим, что все созданы – верующие, неверующие – по образу и подобию Божьему, то мы в какой-то степени во многом одинаково воспринимаем и счастье: общение с людьми,  близкими, дарение им радости, заботу о детях, стариках… У Вас много детей, и Вы тем не менее все время радостный. Может быть, просто нет никаких проблем? Или как так происходит?

– Вы сейчас очень хорошо заметили, что человеку кажется: когда нет проблем, он должен быть счастливым. А все христианство – это проблема, серьезная проблема. Можно вспомнить: когда был счастлив Христос? Когда был самый счастливый момент у Него? На кресте, когда Он сказал: «Свершилось». Он совершил то, к чему был призван. Это была Его цель. Значит, достижение цели и есть счастье, радость и любовь. Ты достигаешь цели, а цели у всех разные: кому-то надо достичь первого места в Олимпийских играх. Посмотрите на олимпийских чемпионов, какие они счастливые, радостные. Они преодолели себя.

– Вопрос телезрительницы: «Для меня радость и вера – в православном понимании –это одно и то же. Я вроде бы верую, а умирать-то боюсь. Значит, у меня нет полной веры, нет полной радости. Как мне соотнести мою веру (я верю, что Христос есть) и мой страх? Вот тогда и буду радоваться».

– Это и вопрос, и ответ. Вы же ответили: когда преодолеете свое неверие. Верить в бессмертие очень трудно. Я отпеваю многих людей и думаю: ну что я сейчас расскажу? Иногда  просто молчу, читаю Евангелие, где говорится о воскресении Иисуса Христа, что мертвые воскреснут. Говорю: «Вы понимаете, о чем сейчас идет речь? Человек, который сейчас лежит во гробе, воскреснет и первым встретится с Христом, быстрее, чем мы. Значит, у кого сейчас больше радости – у него или у нас? Мы плачем, а он радуется, потому что он встречается с Тем, Кто его сотворил». Это написано в Евангелии, мы верим Евангелию – тогда: «Аминь».

А если мы сомневаемся, тогда нужно брать веру не из своего чувства, не из своих размышлений, а из Евангелия – верить, как написано. Тогда будет не моя вера, а та вера, которая дана нам Богом, Христом. «Веруйте в Меня», – сказал в Евангелии Господь. Значит, нам надо верить в Него и в Евангелие. Мы ведь сейчас верим в то, что написано в газетах, в Интернете, и делаем все так, как нам говорят. А если бы Евангелие также проповедовали по телевизору и по всем каналам говорили: вот так надо верить, вот так надо делать, «сегодня причастились два миллиона человек» – какая была бы новость, было бы здорово... А у нас немножко другие новости. Вера зависит от слышания, а слышание – от слова Божия. Нужно только уши раскрыть: все уже разжевано святыми отцами, надо только проглотить – и живи со Христом. Проглотить – значит пойти на причастие, покаяться. Должна быть цель: чего я хочу достигнуть в этом мире.

– У меня есть, может быть, странный вопрос для верующего человека. Мы хотим ощущать постоянную радость, быть на подъеме, просыпаться и говорить: «Слава Тебе, Господи! Я проснулся!» Благодарить Его с радостью, отходя ко сну, – то же самое делать. Но у нас есть постоянная забота, тяготы. Мы везде читаем, что для того, чтобы быть счастливым, сначала нужно претерпеть какие-то очень серьезные проблемы, нести свой крест и прочее. Приходим на исповедь, каемся… Даже говорят: «угрюмый православный». Хотя все должно быть наоборот. Почему такое происходит? Жизнь-то православная, христианская призывает: «Радуйтесь, ибо велика ваша мзда на небесах». Давид скакал, пел, а жена ему сказала: «Ты с ума сошел?» Почему у нас этой постоянной радости нет? Мы плохие христиане? Мы не верим в Бога? Или что происходит с нами?

– Психология человека зависит от внешних факторов. Они влияют на каждого из нас, зачастую это информационное давление. Почему наши родители были радостнее, чем мы сейчас? Потому, что они получали хорошие новости. «Надоили пять тонн молока»; подача всегда была радостной. Пускай это было проявлением правильной политики партии, как у нас говорили, но какую информацию мы получаем сейчас?..

Все зависит от информации: чем ты питаешься, то в тебе и есть. Если питаешься информацией, которая тебя разрушает, как быть радостным? Надо отключить источник информации, который тебя не радует, и включить тот, который будет радовать. Это Евангелие, телеканал «Союз» – включайте его вместо тех новостей, когда будут постоянно говорить, сколько и где умерло.

Вы не измените ситуацию в мире, если не начнете радоваться. А радоваться можно только с тем источником, который создал этот мир. Возвращаясь обратно к напечатанной Библии, мы узнаем: когда был человек радостным? Когда он был в раю. Когда не грешил. Вот тогда он был радостный. Он был счастливый, бессмертный, постоянно в общении с Богом, не был подвластен стихиям – просто радостный, счастливый человек, потому что еще не знал греха. Наша задача, получается, – вернуться в рай. И эта дорога, по которой нам нужно будет идти, примерно такая же, как у олимпийского чемпиона или человека, который хочет нарисовать хорошую картину, написать стихотворение. У него есть мысль, цель, и посредством труда, креста или болезни он достигает ее.

Для христианина более-менее понятно, к чему нужно стремиться. Недавно я спросил друга по поводу одной новости, и он сказал: «Что случилось?» (а ее только ленивый не обсуждает). У него нет дома телевизора, он не слушает радио, читает хорошие книги, и все замечательно.  Я был удивлен, но вопрос возникает по поводу неправославных людей, ведь они тоже стремятся к счастью. Когда в Интернете вбиваешь: «что нужно, чтобы жить и радоваться?», то выходят две вещи – жить и радоваться.

– Браво. И все понятно.

– Люди говорят: я понимаю, что это нужно делать, но тем не менее моя жизнь наполнена проблемами, и я не знаю, куда делась моя детская радость. С другой стороны, чем ты старше, тем больше поводов для счастья; или я ошибаюсь?

– Если сравнить взрослого человека с ребенком, то ребенок намного счастливее. Сам Христос сказал: Будьте как дети.  Они счастливы сейчас. Они не потом будут счастливыми, не думают, как бы заработать, чтобы поехать на юг и там быть счастливыми, – они счастливы сейчас. Нет разницы, что ты ребенку подаришь: 13-й айфон или конфетку. Он будет счастливым, потому что это общение.

Сейчас – «миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь». Жизнь тоже бывает проблемна, со страданиями. Мы должны понимать антропологию человечества: дух, душа и тело. Это лебедь, рак и щука. Как их объединить в одну упряжку? Это проблема всех религий и всего человечества: мы думаем, что будем счастливыми, когда чего-то достигнем, а оказывается, что это могло быть и не нужно. Цель христианина – попасть в рай. Давайте приложим все усилия, чтобы попасть в рай. Как туда попасть? Возьмите навигатор и скажите: довези меня в Царство Небесное. Проверьте сами, куда он вас довезет.

– Услышим: через сто метров поверните назад.

Вопрос телезрительницы Ирины из Новгорода: «Если говорить о том, что мы не должны зависеть от материальных вещей,  – это понятно. Но почему существуют такие вещи, которые у человека отнимают радость? Предположим, человек любил кого-то, а другой человек его не любит. Он пронес любовь через всю жизнь, но как он может быть счастливым, если так и не встретил никого, кого бы полюбил так же? Так у него прошла вся жизнь. Для чего дается нерадостная любовь, без взаимности? Как же тогда можно ее преодолеть, если чувства преодолеть невозможно? Они – то, с чем человек не может бороться».

– Прекрасный вопрос. Я буду отвечать не как психолог, который будет успокаивать, утешать и подсказывать, что можно купить вместо мужчины зайчика и гладить его, успокаиваясь. Дело в том, что мы забыли заповеди, которые даны всему человечеству через Моисея. Не только еврейскому народу, но всему человечеству, которое верит в Единого Бога. Их никак не изменить. Первая заповедь говорит о любви к Богу. Для нас Бог открылся в Иисусе Христе. Значит, первая для нас заповедь – полюбить Иисуса Христа, Его слово, богослужение, молитвы, Его жизнь, смерть, воскресение. После этого мы можем понимать, как нам любить своего ближнего.

Если я влюбился в ближнего, но при этом не люблю Бога, то Господь создает определенную ситуацию. Есть прекрасная книга преподобного Серафима Вырицкого «От Меня это было». Нам показывают, что если мы разочаруемся в своем друге, то будет подпись: «От Меня это было, потому что ты всю любовь отдал не Мне, а своему другу». Бог есть Бог-ревнитель, Он тоже ждет нашей любви, и если мы Ему ее не даем, то получаем то, что получаем. Мы находимся в греховном состоянии. Мир находится во грехе, Церковь – воинствующая. Мы еще не торжествуем, еще не выиграли на земле, еще в борьбе. Церковь прославляющая – на небесах. Это наши преподобные и святые, они уже победили, как написано в Откровении, кровью Агнца. Здесь – борьба.

Почему он меня не любит? Потому, что я не люблю Бога. Вот и весь ответ, все наши проблемы. Однажды я исповедовался и говорил-говорил обо всех своих проблемах, грехах, а монах на Афоне сказал: «Перестань перечислять все это, у тебя один грех».

– Гордыня?

– Нет: «Все это последствия того, что ты мало любишь Бога. Если бы ты Его любил – не говорил бы эту тираду на полчаса». «Люби Бога и делай что хочешь», – говорил блаженный Августин.

– Есть знаменитый психолог Маслоу, который первым ввел такое понятие, как потоковое сознание. Это очень серьезная вещь. У него есть одно замечание по поводу того, как стать счастливым. Он пишет о том, что принятие – один из самых главных, первых принципов. Принятие себя, других, природы. Я понимаю, что в православной вере есть нечто подобное. Здесь написано «принятие» мы говорим иначе, но научиться этому принятию очень сложно.

– Вас затопило – примите; машину порезали – примите. Это легко говорить психологам, очень легко. Многие им верят и даже получают просимое: они что-то принимают, убеждая себя: ничего страшного, потерплю. Накапливается источник, и терпение – дар Божий – исчезает, начинает тратиться по мелочам. В один момент человек прекращает терпеть, и получается взрыв, потому что не хватает его личной энергии.

– Мы должны откуда-то ее получать?

– Конечно. Не человеческую энергию, а энергию Святого Духа. Только она и есть благодать, только она дает человеку радость. Это единственный источник, других не найдешь. В Евангелии говорится, что это то сокровище, которое купец вдруг увидел, – и он все продал (это был маленький камушек, о котором он вечно мечтал). Взял его – и радуется. Это зернышко – Царство Небесное, та благодать, которую он принял, и больше ему ничего не нужно. Он встретился со Христом. Встреча со Христом является величайшей радостью для верующего человека, для неверующего – суд и осуждение. Для верующего это счастье, к которому надо стремиться. Как мы стремимся встретиться с любимым человеком? Такие приготовления: и помыться, и хорошую одежду надеть!

– И галстук не забыть.

– Это обязательно. И идем на встречу с ожиданием, цветами, смотрим на часы – какое переживание! Эта любовь должна быть проявлена к Иисусу Христу, так надо готовиться к встрече с Ним, причастию. Должно быть переживание (не проспал ли я, все ли приготовил) – это первое.

Потом Святой Дух научит и другим действиям; это будет уже благодарность Христу. Иногда к Причастию надо приходить с благодарностью; не просто автоматически перечислять свои грехи (осудил, согрешил словом, делом, помышлением…), это не покаяние. Лучше благодарить Бога, потому что благодарение и есть Евхаристия. 

Вопрос телезрительницы: «Господь никого не наказывает, мы сами себя наказываем своим грехом. Была у меня одна знакомая, которая страшно материлась. Я пыталась несколько раз ее останавливать, говорила, что Бог не прощает таких, пока не покаются; но она на это не обращала никакого внимания. А спустя некоторое время упала и сломала ногу. Было ли это Божьем попущением? И второй вопрос: в каких случаях Господь забирает к себе людей?»

– Бог попускает нам страдания. Смерть грешников люта,  написано в Писании. Это должно как-то остановить грешника, потому что смерть может быть лютой. У психологов есть один хороший вопрос: они спрашивают, какой бы смертью хотел умереть человек. И начинают разговор о смерти. Для чего? Чтобы научиться побеждать страх смерти. Потому что в страхе смерти есть несчастье.

Когда человек несчастен, он не любит. Совершенная любовь изгоняет страх; у человека, который уверует во Христа воскресшего, пропадает страх смерти. Он уже не боится, если с его карточки снимут деньги, украдут кошелек. Потому что у него все Христово, у него ничего нет, он нищий, у него только Христос. Ему больше ничего не нужно, он богат Христом и может обогатить других людей этим счастьем, рассказывая им о Христе.

Бог забирает людей к Себе, когда они находятся на пике счастья. На пике того момента, когда созревает плод. Как хороший садовник снимает вовремя самые спелые плоды, чтобы они не упали, не сгнили.

– В противопоставление к словам «смерть грешников люта» сегодня на литургии прозвучали слова прокимна: честна пред Господом смерть преподобных Его.

В покаянии мы тоже находим радость. Как научиться радоваться в жизни, когда мы осуждаем себя, когда плачем о своих грехах?

– Когда человек грешит, он находится в плену греха, то есть он раб греха. Но Сын может его освободить. Освобождает Господь тем, что уже сделал; Он показал, что может дать свободу грешникам. Человек сидит в тюрьме своих грехов, страстей; ему, может быть, это нравится. И вдруг он понимает, что это ему  надоело, и он начинает размышлять.У нас есть ум, который размышляет, невзирая на наше желание. Иногда, получая информацию, ум начинает размышлять сам. Чем правильнее информация, тем правильнее размышления.

Размышления – это богословие, а богословие – это уже молитва; один из видов молитвы, если мы начинаем размышлять о Боге, о счастье, о любви. Тогда человек может быть свободным от греха, а значит, стать счастливым. Это счастье должно восприниматься человеком, который идет на исповедь, так: наконец-то я расстанусь с грехом, который мучает меня как язва. Есть же грехи телесные, есть духовные. Телесные сразу не проходят.

– А духовные сразу? Покаялся – и все прошло?

– Бывает. Когда человек искренне кается. К этому и стремится человек, чтобы расстаться с грехом как с болезнью. Церковь является врачебницей. Человек приходит в нее, чтобы избавиться от болезни греха. Мы же идем к зубному врачу, когда у нас болит зуб. Когда к нам приходит счастье? Когда у нас перестает болеть зуб. Сняли с тебя грех – это счастье, ты стал свободней. Чем больше освобождаешься от греха, тем больше становишься счастливее. А можно достигнуть бесстрастия – высшей степени духовного состояния. Но к этому нужно стремиться.

Быть бесстрастным, значит – быть счастливым, радостным. Не всегда это получается. Но ты понимаешь, что надо идти по тем следам, которые уже протоптаны. Апостол Павел говорил: я хочу познать Христа, как Он меня познал; познать в смерти, в воскресении, познать Его жизнь. Это и есть тот путь, который Господь нам оставил. Он есть сам этот путь: Я есмь путь и истина, и жизнь.

– У Вас бывает желание побыть одному? Я знаю, что у Вас большая семья, много детей, Вы настоятель храма; Ваши прихожане не оставляют Вас без вопросов. Я знаю, как Вы работаете, сколько у Вас послушаний. Когда Вам удается побыть одному? Что в одиночестве Вам приносит радость?

– До того момента, когда никто еще не спит, я – папа, муж, священник. Мой телефон установлен так, что он отключается ровно в двенадцать часов. С этого момента у меня все начинается. Этот путь нам оставлен Христом. Он уходил ночью молиться один, потому что побыть одному Ему удавалось только ночью.

Ночь для меня самое счастливое время, когда я могу спокойно поставить свечку, помолиться; где-то посплю, просто полежу, помечтаю, пожелаю кому-то хорошего. То есть ночь для меня проходит в счастливом, радостном мгновении; это для меня интересное состояние, какой-то опыт полусна, полумолитвы…

Вопрос телезрителя: «Что такое мир душевный? Все люди хотят получать больше радости. Она приходит от простых вещей: купил что-то новое, съездил на курорт, съел что-то вкусненькое, увидел солнышко – и человек радуется. Но это эмоции, которые быстро проходят. Как обрести мир душевный, несмотря на болезни, какие-то катаклизмы? Как научиться говорить: «Господи, уповаю на Тебя»? А если мне что-то и попущено (болезнь или скорби), то все равно – слава Богу за все!»

– Сейчас Вы повторили мои первые слова, когда я уверовал во Христа благодаря Евангелию. Свое первое Евангелие я прочитал от корки до корки несколько раз; и все думал, что же  за книга такая, которую  читают и читают. И когда я уверовал, ко мне пришла такая радость, что я думал: если сейчас на мою голову упадет метеорит, то это будет Твоя воля. Даже была радость от того, что Он меня как-то отметит.

Будь Твоя воля, Господи! В этом и есть радость. Я вверяю себя в Твои руки: кошелек, детей, дом.У меня нет ничего, это все Ты мне дал, Господи. А теперь помоги это все сохранить; здесь идет уже прошение. Господь дает нам это как верным работникам, соработникам. А потом проверяет, верный ли ты работник в Его доме: накормлены ли дети, убрано ли в доме? То есть я забочусь как хозяин временного дома, данного мне в аренду, до моего последнего вздоха. А потом новая хижина, про которую говорил апостол Петр.

– Мы стараемся изо всех сил быть верными чадами Господа, и это для нас радость. Но вдруг в эту радость приходит болезнь, какая-то скорбь, смерть близких, знакомых. Насколько радость совмещена со страданием, болью, горем? Мы, люди простые, и нам трудно совместить радость с болью.

– Человек имеет три состава: тело, душу и дух. Болезнь, которую воспринимает плоть, это страдания и боль. Когда мы угождаем плоти, душа начинает соболезновать и ублажать плоть. Это значит, что плоть взяла верх. Это как рак, который пятился назад, но взял верх над лебедем и щукой. До лебедя нам далеко, хотя бы щуку отпустить, чтобы вода омыла наши страсти. Потому что мы страдаем от своих грехов, от своей неправды, зависти.

Как от них избавиться? Одно только есть средство – покаяние; истинное покаяние и нежелание больше жить с этим грехом. Как воришка, который пришел, отобрал все хорошие вещи, а тебе дал свои старые; да еще и остался жить в твоем доме. Что нужно сделать, чтобы его выгнать? Нужно позвать полицию. Позвать того, кто сильнее его. А сильнее сатаны, сильнее смерти – только Христос. И Он есть любовь. Никто и ничто нас не разлучит от любви Божьей: ни смерть, ни теснота, ни широта; потому что Он нас так любит, как никто из людей. Он умер на Кресте за каждого из нас. Это и есть проявление любви. И мы должны ответить на эту любовь. Если  ответим, то будем счастливыми людьми.

– Получается, что если даже мы любим, а нас не любят, то замена этому может быть любовь Христова. И моя любовь ко Христу, и благодарение за то, что Господь мне послал такое неосознанное счастье: быть, любить и не быть при этом любимым человеком; но быть любимым Богом.

– Да. Надо все минусы превращать в плюсы; и быть уверенным, что любую проблему можно решить своим отношением к Богу.

Ведущий Глеб Ильинский

                                                                               Записали Софья Горбачева и Ирина Обухова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать