Беседы с батюшкой. Священник Роман Колесников

7 февраля 2022 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Сегодня мы беседуем с настоятелем храма святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в Ростокине города Москвы священником Романом Колесниковым. Отец Роман, нам уже прислали несколько вопросов от телезрителей, с них бы я и хотел начать наш сегодняшний разговор.

Вопрос телезрителя: «Прощаются ли грехи, если прихожане исповедуются только по запискам?»

– Очень интересный вопрос. В практике это явление часто встречается. Я иногда тоже это практикую. Скажу следующее: нужно понимать суть таинства Исповеди, Покаяния. Покаяние как изменение ума – об этом мы все время слышим. Это некое перерождение, новое крещение. Кстати, святые отцы очень часто называли покаяние новым крещением. Когда оно происходит, человек формулирует свои грехи на исповеди и раскаивается с желанием не повторять эти грехи.

Но само таинство Покаяния не в словах – это очень важно понимать. Есть люди, которые не могут сформулировать грехи, есть красноречивые. Некоторые прихожане удивляются и спрашивают священников: «Я не знаю, что говорить на исповеди, а моя соседка и 5, и 10, и 15 минут беседует со священником». Мы все разные, поэтому очень важно понимать, что на исповеди важно расположение человека, а не то количество слов, которое он произносит. Важно, чтобы произошло покаяние. Человек приносит свои грехи Церкви и говорит: «Я каюсь в этих грехах», а священник эти грехи просто прочитал.

Вторая картина: человек не написал записку, но пришел к исповеди формально, просто пересказав какие-то грехи без раскаяния. Мне кажется, если человек принес записку с раскаянием, а священник прочитал – таинство совершилось. Разрешительная молитва священника – некая констатация факта, что человек раскаивается и обещает поменять свою жизнь. Мне кажется, нет ничего предосудительного, если священник прочитает грехи и, видя, что человек в покаянном чувстве, прочитает над ним разрешительную молитву.

– Вы как священник видите, что человек пришел на исповедь с покаянием, раскаянием или нет?

– Это всегда заметно, даже слов не нужно. Многословие часто уводит человека от раскаяния в сторону оправдания. Для верующих людей большая ошибка думать, что священник имеет какое-то суждение о прихожанах. Когда человек приходит на исповедь, он волей-неволей иногда пытается оправдаться в своих грехах: «Я согрешил, но вариантов-то не было. Я судил, злословил, но другой неправильно себя вел» (или были другие обстоятельства жизни). Это большая ошибка.

Священник не имеет никакого суждения о прихожанах по двум причинам. Первая: священник знает, что человек способен грешить. Он знает, что грех – не новость для человека. Во-вторых, священник сам грешит – в этом отношении мы родственники, братья. Человек называет грехи – священник в это время про себя молится: «И я в этом, Господи, согрешил, и я тоже каюсь в этих же грехах». Не надо думать, что священник предвзято относится к тем или иным прихожанам. Мы все родственники во грехе, мы все согрешили и согрешаем. Поэтому часто многословие – нехороший признак на исповеди. Лучше кратенько, но с сожалением, раскаянием.

– Если на исповеди прихожанин называет какой-то тяжелый грех, то отношение священника к нему не поменяется?

– Абсолютно. Даже больше скажу: Господь дает такую благодать, что священник забывает грех этого человека. Я несу послушание в следственном изоляторе «Матросская тишина». Там называют грехи, которые на самом деле запечатываются в памяти, и ты их забываешь, не помнишь о тех согрешениях, которые человек совершил.

И грехи людей однообразны, они такие же, как мои. В этом отношении все серо, неярко. Прости нас, Господи. Что-то получается, что-то не получается сделать, но если есть чувство покаяния, сожаления о сделанном – это очень много для спасения и изменения жизни человека.

– Вопрос телезрительницы: «Исповедуюсь уже в течение 20 лет. В начале пути это было ясное видение и исповедание грехов до воцерковления. Затем читала перечисление всех грехов в книжках, чтобы написать свои. Сейчас я вижу свои грехи без подсказок: Бог начинает подсвечивать нам наши грехи. Вы согласны с моим мнением?»

– Да. Более того, так действует благодать Божия. Сначала мы учимся. Были грехи до крещения, которые жгут человеческую душу, и человек хочет сам выговорить свой грех, покаяться в нем. Потом человек начинает задумываться, каково сейчас его положение, что Бог думает о его жизни; какие есть грехи и правила, которые он, может, нарушает. Он начинает читать святоотеческую литературу, руководство к исповеди. Потом появляется навык – это очень хороший признак, что человек сам анализирует себя и фиксирует, что это грех. Это то, что очень часто отсутствует у современных прихожан и верующих людей. Нам все время хочется учиться, мы все время боимся взрослой духовной жизни, когда ты один. И есть один ориентир – твоя совесть. Жить по совести, оказывается, – жить без правил в том смысле, что никто тебе не скажет: так правильно, а так нет.

В Евангелии дана одна заповедь: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Нам легче было бы принять 1 500 или 2 000 правил, где сказано, правильно или неправильно мы поступаем. Господь дает нам вместо 2 000 правил одну заповедь: возлюби ближнего твоего, как самого себя. А как возлюбить ближнего в той или иной ситуации? Здесь человек должен ориентироваться на свою совесть, а совесть должна быть воспитана Христом, благодатью Божией. Тогда человек начинает фиксировать свои грехи. Это очень хороший, правильный признак.

Иногда в своей священнической практике я так говорю людям: «Поменьше читайте руководство к исповеди». Потому что очень важно научиться другим критериям, ориентироваться на свою совесть. Как подготовиться к исповеди? Поспрашивай свою совесть, в чем ты согрешил перед ней, в чем она тебя обличает. Без условностей, бытовых причин. Так рождается подготовка к исповеди, так человек начинает анализировать себя в присутствии Бога.

– Вы сказали про совесть – про нее я и хотел бы поговорить дальше. Многие называют совесть голосом Божиим в человеке. Но совесть как свойство человеческой души наверняка тоже в какой-то степени испорчена грехом. Нужно ли говорить о том, что совесть необходимо воспитывать в соответствии с евангельскими нормами?

– Именно поэтому мы читаем Евангелие, апостольские послания, святоотеческую литературу. Апостол Павел говорит: в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе. Мы с вами направляемся в духовной жизни, читая Священное Писание, святоотеческую литературу, чтобы сравнить: «Далеко ли я ушел? Куда мне еще идти?» Вы правильно сказали, совесть можно воспитать под себя – тогда она не будет обличать. Она скажет свое слово первый, второй, третий раз, и если человек игнорирует голос совести – она замолчит. Когда скажет в другой раз – большой вопрос. Уже нет навыка слушать совесть, и она махнула рукой: бесполезно.

Очень важно понимать, что в духовной жизни мы должны быть чуткими к себе. В том числе поэтому мы с вами молимся, находим для себя минутки тишины: совесть всегда говорит только в тишине. Дьявол всегда заводит на скорости, и когда мы торопимся со свершением тех или иных вопросов – ошибаемся. Очень важно давать возможность совести говорить в тишине, в молитве.

Очень важно, когда человек причащается Христовых Таин, после Божественной литургии побыть в тишине. Не закрыться ото всех, но минутки, часы действительно побыть с самим собой. Благодать многое скажет именно после причащения Христовых Таин.

– Мне кажется, даже просто пребывание в храме успокаивает шум мыслей, открывает голос совести, который, я понимаю, станет голосом Божиим в человеке тогда, когда мы устраним все препятствия на его пути.

– Да, мы должны устранить все препятствия, но, наверное, в нашей мирской жизни это нереально. Мы находимся на передовой в духовной жизни. Монашествующий имеет возможность уединиться и действительно нести благодатное послушание в церкви, а для мирских людей это очень непросто. Мир сейчас живет на таких скоростях, что у человека нет возможности передохнуть, немножко опомниться, куда он идет. Я думаю, что это мир делает специально, чтобы мы забыли о себе, своем предназначении. Ведь когда человек забывает о своем предназначении, он хватается за все дела, не задавая себе вопрос: «В чем смысл того, что я делаю?» О смысле сегодня, как правило, не говорят, потому что некогда: нужно зарабатывать деньги на жизнь, отвозить детей в школы, давать им дополнительное образование. Сейчас очень много таких условий. Как понять, как мы освободим путь своей совести к Богу? Как, когда все меняется?

Наверное, поэтому святые отцы говорили: в последние времена верующие люди будут спасаться скорбями. Не столько подвигами, сколько скорбями. Посмотрите, что сейчас происходит: тревожное время, люди очень беспокоятся. Как в Священном Писании говорится, люди будут умирать от страха. Люди сейчас не знают, что будет завтра. Мне кажется, что тревожное время в этом отношении спасительно. Господь нас спасает другими способами, нежели святоотеческими подвигами Древней Церкви.

– Как Вы думаете, если в нашем современном мире так много шума, заполняющего голову, и страха, то почему люди не идут в храм, в котором можно поставить на паузу шум и страх, на какое-то время собраться с мыслями? Что мешает? Я сам часто советую людям: «Придите, хотя бы просто постойте, и вы уже на секунду успокоитесь». Они находят тысячи других решений и не идут. Почему?

– Все непросто. Дело в том, чтобы прийти в церковь, нужно, чтобы благодать Божия позвала. Все мы осознаем, что мирской шум губителен. Но хотим ли мы от него отказаться – тоже большой вопрос. Многие люди не хотят от него отказываться, им нравятся эти скорости, которые позволяют в том числе забыть о себе. Ведь незнание себя – сладкий сон.

Чтобы прийти в храм, нужно, чтобы позвала благодать Божия. Не случайно Господь говорит в Евангелии: «Никто не придет ко Мне, если не приведет его Отец Мой Небесный». Это ответ на многие наши переживания: почему наши родственники, близкие не ходят в храм Божий. Когда человек приходит в храм Божий, причащается Святых Христовых Таин, то по своему опыту знает, что вкушает Жизнь (особенно когда переживает скорби). Мы по своему опыту знаем, что Божественная литургия целительна. Но почему миллионы людей не прикасаются к этому лекарству, а желают излечиться шумом, телевизором, суетой?

Когда люди приходят в храм Божий, они должны понимать – не они пришли, благодать Божия их позвала. Часто человек по гордыне отказывается от этого. Люди не могут понять, почему им разрешено причащаться Святых Христовых Таин, а на святки и Светлой седмице причащаться без исповеди и поста. «Это же надо заработать». Люди не понимают, что Бог дает подарок, ты в Церкви – это уже подарок, и миллионы людей не знают этой дорожки в храм.

Почему так происходит? Я думаю, что у каждого ситуация индивидуальна. Иногда (даже чаще) бывает так, что человек должен насытиться и скорбью, и суетой, чтобы пойти в храм. Пока насыщения нет, человек не чувствует потребности пойти в храм. Обратите внимание: есть потребность в религиозности, он обращается к различным религиозным течениям, но только не к храму. И буддизм, и другие религиозные течения, духовные практики рассказывают (как принято сегодня) по полочкам, что нужно делать, чтобы уйти от суеты. Церковь так не предлагает. У Церкви есть всего лишь несколько инструментов. Один из них, например, послушание – самая страшная добродетель современного мира.

Люди не хотят связываться с послушанием. Почему не хотят? Потому, что оскудела любовь. Поделиться не хочется: я – центр вселенной. Церковь и святые отцы говорят: основа душевного и духовного мира (как пишет преподобный Марк Подвижник) –послушание. Это немыслимо для современного человека, поэтому он начинает придумывать другие пути, увлекаться другими деланиями, забывая, что многоделание, как святые отцы говорили, – это признак уныния. У современного и церковного человека совершенно другие ритмы жизни.

К тому же мы не имеем права забывать, что дьявол все сделает, чтобы человек не пришел в церковь. В нас заинтересован не только Господь, но и дьявол. Человек должен понимать, что за него борется и темная сила. Мне вчера задали вопрос: «Я интересуюсь вопросом доказательства бытия Бога, читаю литературу. У меня есть знакомые экстрасенсы, знакомы практики других религиозных течений. Насколько такая литература может присутствовать в моей квартире?» Ни в коем случае. Оказывается, эта литература, которую ты еще не читаешь, привлекает нечистую силу. От этой темноты, черни нужно избавляться – поэтому мы освящаем квартиру как место присутствия Бога. Там, где есть свет, тьме нет места.

– Я так понимаю, что это связано, в частности, с тем, что присутствие этих книг привлекает твое внимание. Тем самым ты впускаешь нечистую силу, дьявола в свою жизнь, начинаешь об этом думать, размышлять. Потом заинтересуешься, почитаешь, и твой акцент смещается с Бога на дьявола.

– Дьявол не призывает нас к откровенно негативному, он всегда свою ложь прикрывает правдой. Мы настолько неопытны духовно, что, как дети, готовы согласиться на эту «правду», съедая ложь. Нужно быть очень осторожным. Посмотрите на лица тех людей, которые изображены на этих книгах, – это всегда «черные» люди. И посмотрите на церковных людей. Мне кажется, просто визуальное сравнение человеческого облика показывает, где свет, а где тьма.

Почему эти практики все равно востребованы? Буквально сегодня я шел на станцию и видел объявление: «Гадания». И номера телефонов. Почему это востребовано, почему люди быстрее идут к экстрасенсам?

– Это самый легкий путь решения проблем. Человеку кажется, что, зная причину происходящего, он может выпутаться из тех трудностей, в которых оказался. Интуиция правильная, только дьявол показывает не ту причину: он указывает на конкретного человека. Церковь говорит: даже враг – это тот человек, за которого мы призваны молиться. А дьявол конкретен, он говорит: это сделала твоя соседка, поэтому ты теперь страдаешь.   

– Навела порчу.

– Примерно так. Но я заметил, что у дьявола есть две причины и две цели, почему он привлекает человека именно к этим практикам (к экстрасенсам и гадателям). Первая – отвратить от Церкви. Хотя иногда гадалки говорят: иди в храм, поставь свечки и подзарядись той энергией, которая присутствует в храме. Но конечная цель дьявола – обязательно отвратить человека от Церкви. А вторая – довести его до самоубийства. Так ввергнуть его в проблемы и в уныние, чтобы он отчаялся и закончил жизнь самоубийством.

– То есть у экстрасенсов сначала возникает подобие решения, но потом человек приходит к такому финалу.

– Появляется видимость решения проблемы, но это решение в конечном итоге приводит человека в тупик. Дальше человек начинает томиться, унывать, а потом отчаиваться. Я знаю такие случаи. Мне пришлось некоторое время в Сергиевом Посаде быть у отца Германа (Чеснокова), Царство ему Небесное; он совершал отчитки. Это страшные истории. Когда человек оказывался одержимым в сложной духовной ситуации после обращения к экстрасенсам и гадалкам.

Одержимость – это нездоровье духовное и телесное. Знаменателем одержимости является глубочайшая тоска и уныние; человек не видит никакого выхода. После этого нужны годы церковной жизни в послушании, чтобы человек хоть как-то оправился, поднял голову и с надеждой посмотрел в будущее.

– Как различить одержимость, беснование и сумасшествие?

– Преподобный Паисий Святогорец говорил, что для него было явным критерием. Когда он давал человеку пить святую воду, одержимый отказывался ее пить. В нашей практике я видел, что одержимый может даже причащаться Святых Христовых Таин. Одержимость всегда направлена на некую искаженность в духовной сфере. Сумасшедший человек может быть неадекватным в бытовом поведении, в бытовых условиях. Одержимый обязательно связан с какой-то духовной практикой. Он начинает неадекватно себя вести в храме, во время богослужения: лаять, хрюкать, например.

Мой знакомый недавно вернулся от преподобного Иринарха Ростовского. Он рассказывал, что совершенно внешне спокойные люди во время богослужения и прикладывания к мощам преподобного Иринарха начинают вести себя как животные. Такое нечеловеческое проявление сопротивления святыне – это одержимость; это и есть разница. Сумасшедший человек может приобщиться и приложиться к святыне, а одержимый сопротивляется.       

– Они осознают, что делают?

– Не всегда человек может осознавать то, что с ним происходит; в этот момент нападает какое-то забытье. Потом человек как-то очнется, ему рассказывают, что с ним происходило, он не верит этому.

– Получается, что это подчинение воли человека чему-то другому?

– Не думаю, что подчинение. Но Господь отступает от человека и попускает, чтобы человек в какой-то момент посрамился и подчинился дьявольской насмешке. В житиях святых описывается случай, когда у священника была одержимой матушка. Он нес такой крест. Православное сознание воспринимает такую ситуацию как Божье попущение, которое лечится и переносится терпением.

У современного человека порядок действий такой: есть проблема – нужно решение. Нужно искать, кто будет отчитывать, чтобы избавиться от этого тяжелого недуга. В церковном сознании такое понимание: если Господь попустил такую ситуацию, нужно лечить это терпением, временем, причащением Христовых Таин. Это Божье попущение не только для этого человека, но и для окружающих его.

– Беснование в бытовом контексте мы рассматриваем, когда человек ведет себя неадекватно. А можно ли относить к одержимости явное насмехательство над святынями?

– Я думаю, что это определенная степень одержимости. Обратите внимание, такие люди совершенно спокойно и с радостью воспринимают информацию о всяких нечистотах, о всякой неправде… Но как только речь заходит о Церкви, человек меняется.

– Как себя вести с такими людьми, если они встречаются?

– По-взрослому. Понимая, что человек сейчас не понимает, что он говорит. Дать ему возможность наговорить этой глупости. Человек приходит в Церковь по воле Божьей. Если не дано, если сердце закрыто, то человек абсолютно не понимает, зачем ему быть в храме.  Но это его состояние потом может быть толчком для воцерковления.

Апостол Павел рассказывает о себе: «Бог пришел в этот мир спасти человека – грешника, от нихже первый есмь аз. Но для того и попустил мне быть таким (он же гнал Церковь Божью), чтоб на мне показать, как велико Божье милосердие. Когда-то я гнал христиан, а теперь защищаю Церковь Божью». Человек сейчас может быть гонителем и хулителем Церкви, а со временем стать служителем Церкви.

Мы не знаем, не можем спрогнозировать, когда это произойдет; а может, и не произойдет. Это тайна. Поэтому, когда мы слышим такие разговоры, не нужно вступать в препирательство. Мы никогда не выиграем, многоглаголаньем не убедим человека. Церковь – это семья по фамилии Христовы. Как я вам могу доказать, что моя супруга замечательная? Вы просто кивнете вежливо головой. Но вы не можете это понять, не можете так же полюбить мою семью, как я ее люблю. То же самое с Церковью.

У всех церковных людей течет одна кровь – Христова. Мы причащаемся Тела и Крови Христа, становимся родственниками; у нас есть Отец Небесный. Поэтому прихожане говорят: какой у нас замечательный батюшка. А человеку со стороны это ни о чем не говорит. Потому что его сердце не расположено к этому священнику, к этому храму, к Церкви. Поэтому люди критикуют и священников, и Патриарха – они для них чужие. Чтобы человек, который сейчас критикует Церковь, стал своим, нужна Божья благодать.

Наше священноначалие благословило готовиться к крещению и крестным родителям. Когда рассказываешь о вере, проводишь беседы, то видишь, что человек ничего не понимает. Но я как священник знаю, что этому человеку не знаний не хватает (он этому научится), ему недостает причастия Тела и Крови Христа. Когда человек приобщается мистически духовно Церкви Христовой, тогда прекращаются все разговоры и хуления: он в семье, в Церкви.

– Вопрос телезрителя: «Для меня молитва – самый тяжелый труд; не получается, как хочется. Со своими страстями тоже не получается бороться, так как внутри все горит адским огнем, не жизнь, а мука; редко мир в душе».

– Очень общий вопрос. Советую пойти к священнику ближайшего храма и рассказать, что имеется в виду под борьбой со страстями и сложностями в молитве. Потому что молитва, как писал святитель Григорий Богослов, – это искусство из искусств. На самом деле этому нужно учиться, это нужно выстрадать. Нужно терпением и смирением пережить очень многие этапы духовной и молитвенной жизни.

Нужно научиться молиться в сухости, иногда нужно пережить какие-то видения. Все бывает; почему мы и читаем святых отцов. Чтобы понимать, что могут быть дьявольские уловки, особенно когда читаешь Иисусову молитву. Нам хочется сразу результата, но не нужно его ждать сразу. Быстрый результат всегда от дьявола. То, что стяжается терпением, трудностью, долговечно. Молитва – это труд. Иногда надо пережить время многотрудной молитвы, когда человек заставляет себя становиться перед иконой и общаться с Богом.

Точно так же со страстями. Иногда Господь несет человека на руках, иногда дает возможность самому идти, иногда попускает упасть, чтобы человек не возгордился.  Ведь если все у нас в духовной жизни будет получаться, то человек может окрылиться до гордыни; сказать себе: мне Бог не нужен, у меня и так все получается. Поэтому в духовной жизни у нас многое не получается, чтобы мы знали, что мы дети Отца Небесного, что мы спасение не зарабатываем; это подарок, который мы получаем, если мы в Церкви Божьей.

А то, что мы делаем, это тренируем свое сердце, чтобы служить другому человеку. Тот, кто переживает скорби и трудности, с пониманием может отнестись к другому человеку. Поэтому не нужно торопиться с результатами. Это не бизнес, не проект – это вся жизнь во Христе. Если что- то не получается, я уверен, Христос не будет смеяться над нами. Он будет прежде всего с нами, даже если мы спотыкаемся и у нас что-то не получается.  

– Как поменять мысли и поступки, если замечаешь, что они плохие?  

– Многое из того, что Христос хочет нам подсказать, мы обязательно заметим и увидим в какой-то момент. Надо учиться больше доверять Господу. Если нет тех или иных мыслей, значит, сейчас это не то главное, с чем нужно бороться. Придет время, и это будет явно и очевидно бросаться в глаза. Всему свое время. Если бы Господь сразу открыл все наши грехи, мы бы отчаялись. Поэтому есть некая постепенность, Божье провидение, Божья мудрость, когда Господь постепенно открывает наши согрешения. Иногда прикрывает наши добродетели. У Бога все мудро и слаженно.

– Бог подсвечивает грехи…

– Да, именно подсвечивает. Нельзя все сразу осветить. Мы ужаснемся от того, как живем, чем живем, чем питаемся, чему радуемся. Поэтому постепенно Господь нас выводит из этого состояния, лечит нас.

– Почему, произнеся на исповеди грехи, раскаявшись в них, все равно ощущаешь некую вину за грех?

– Когда мы каемся в своих грехах, нельзя сказать, что прошлого не существует. Я это называю епитимьей от Господа; некое томление за грех, потому что грех был совершен. Может быть, в жизни мы кого-то оскорбили, и эта рана осталась в душе или в жизни другого человека. Поэтому Господь попускает, что чувство вины после раскаяния остается. Это нормально. Потому что исповедь – это не палочка-выручалочка: согрешил и забыл. Слава Богу, что такое чувство сохраняется, оно говорит о том, что душа скорбит и болит; эта боль остается за пределами исповеди. Слава Богу! Значит, мы живы.    

– Заключительные слова, итоги беседы.

– Я бы хотел всем пожелать терпеливого отношения друг к другу. Время сейчас непростое, и одна из главнейших добродетелей православного христианства в наше время – это умение терпеть другого человека. Без этого невозможно мирное сосуществование. Нам сейчас не до подвигов. Но единственное, что мы можем, – это сеять вокруг себя мир и терпеливое отношение к окружающим людям и обстоятельствам. Пусть Господь нас умудряет к такому смиренному и терпеливому шествию по жизни.  

Ведущий Александр Черепенин

Записали Софья Горбачева и Ирина Обухова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать