Беседы с батюшкой. «День народного единства». Священник Олег Патрикеев

4 ноября 2022 г.

 Тема сегодняшней передачи – День единства. Начну с недоуменного вопроса. Мы отмечаем праздник единства чуть меньше 10 лет. Говорить сейчас о единстве, наверное, очень сложно. Что это такое? Что мы празднуем? Есть много вопросов, связанных с тем, что нас объединяет, что разъединяет. Казалось бы, в самые тяжелые времена русские люди и все, кто живет в России, объединяются в борьбе. Люди бросали всё, чтобы восстать против врага, который был не просто оккупантом, но и сумел войти в самое сокровенное – в Церковь. Что мы празднуем? Что такое единство? Как мы можем преодолеть рознь и что нам делать?

– Давайте сначала разберем само слово «единство». Оно очень похоже на цифру 1. Мы знаем из древности, что слова «один» и «един» даже на иврите абсолютно разные, а также  используются в разных местах Библии и Евангелия. Откуда единство началось? Давайте обратно размотаем ленту времени и посмотрим на первых людей. Что же их объединяло? Адам был один, потом появляется Ева. Что их объединяло? Плоть. Он увидел плоть от плоти своей, от своих костей. Это было одно целое для Бога, но в двух лицах, уже в разных ипостасях. Эта плоть их настолько объединяла, что они смотрели друга на друга и видели в глазах друг друга.

Но счастье долго не бывает, и, как говорится в пословице, третий – лишний. Это единство было разрушено сатаной посредством неисполнения заповеди, которую Господь основал в раю. Что произошло? Разъединение! Только что человек, мужчина, смотревший в глаза свой жены, говорил: «Это моя плоть», а через некоторое время он говорит: «Она голая. Я ее знать не знаю. Ты мне дал эту женщину. Кто она такая? Я не хочу, чтобы она была со мной, потому что она меня соблазнила». Произошло разъединение. Это то, что делает сатана, – разъединяет человека с человеком, и с этого момента началось собирание по крупицам того единства, которое имеет и Сам Бог.

Удивительно, в Символе веры мы говорим: «Верую во Единого Бога». Не в одного Бога. Это абсолютно разные слова. Это означает «единый с кем-то». Наша вера подтверждает, что Бог един в трех Лицах. Он един именно в трех Лицах как в трех Ипостасях, которые мы почитаем. Это Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой. А в человеке что может его объединять? Давайте теперь рассмотрим историю всего человечества. Что потом объединяло человечество?

Музыка? Да. Каин придумал прекрасные инструменты, чтобы как-то себя развлекать. Но все равно у музыкантов не было одной ноты. Это была бы грустная песня на одной ноте. Нот семь, но они едины в музыке. Так и у художников. Они тоже едины в синей краске. Всегда есть единение разных, но в одном. Семь красок разные, но объединяются в радугу. Удивительное единение!

Теперь переходим в духовную область. Что объединяет людей? Вера, надежда, любовь. Это слишком красивые слова. Начнем с семьи. Что объединяет мужа и жену? Они абсолютно разные. Любовь! А почему потом этой любви вдруг не хватает? Почему вдруг любовь заканчивается? У нас разводов больше, чем браков. Как это возможно? Где любовь? Тогда надо понять глубину нашего падения. Поняв эту глубину, мы должны найти точку единения. Это как берешь два камушка и тебе их надо совместить так, чтобы не было просвета. Один камень – такой, а другой – такой, а ты нашел место, через которое они соединились.

Церковь предлагает самое простое, самое высокое, самое красивое таинство – единение в таинстве Венчания. Первоначально нужно снова объединить мужчину и женщину. Когда они объединяются во Христе, становятся одним целым, тогда можно понимать и все дальнейшее. Потому что сейчас это всё последствия от падения в семье этого единства. Мы видим разрушение семей, а значит, и разрушение сел, городов, государств, всего. А начинать надо именно с семьи. Тогда дети, видя это единение, а не разъединение, продолжают матрицу единения. Они соединяются друг с другом, потом влюбляются, женятся, рожают детей и передают это единение, род стоит. Мы знаем, что есть родословная от Адама до Христа. Вот это единение. А все остальное – последствия грехопадения. Нас сейчас границы объединяют? Это единение нашей страны? Это и все? А если я выехал за границу, то я уже не русский или не россиянин?

– В наше время получается даже и так. Потому что часто для того, чтобы в наше время покинуть Родину, нужно от нее отказаться, в том числе и от Бога.

– Да, такие есть. Естественно, дьявол предлагает договор. Договор с дьяволом присутствует практически в каждом нашем движении. Как он предложил Христу три варианта: поклонись мне, выбери власть, выбери чудеса – и будешь счастлив на этой земле. Либо крест выбирай.

– Когда мы говорим о единстве и Дне единства, здесь и возникает вопрос: что празднуем и кто празднует? Ведь в нашем современном понимании любой праздник на уровне государства воспринимается, мягко говоря, в штыки. В 2005 году был разговор о том, чтобы убрать праздник 7 ноября, день революции, но сделать праздником 4 ноября, чтобы люди не праздновали 7 ноября. Даже в этом есть некое лукавство. Но дело не в лукавстве, а в вере и приверженности к тем или иным взглядам.

Сегодня, когда я был в храме, стояла очередь на протяжении 100 метров для того, чтобы просто войти в храм. А войти в храм могли только тогда, когда кто-то выходил. Я давно такого не видел. А сегодня в Казанском храме увидел больше 5 000 человек, которые не уходили во время службы, пели, молились. Тогда я подумал, что, может быть, что-то происходит в нашем обществе. Тогда просто аллилуйя! Единство! Или это все равно еще только шаги от страха, от беды, а не от благодарности Пресвятой Деве?

– Из этой картины и из истории всего человечества мы видим, что именно боль и страх объединяли людей. Устрашившись Бога, Адам взял Еву с собой. Он с ней не разлучился, хотя был ей уже неприятен. Плоть от плоти. Но они вдвоем прятались от Бога, и это их объединило. Революция тоже объединила людей. Безумства тоже объединяют. Это даже заразно. Очень много профессий объединяет людей. Спорт объединяет. Проблемы объединяют «зеленых» вокруг экологии.

Но вдруг у человека просыпается «русский» ген… «Русский» ген – это верующий человек, что сегодня стоял в очереди, чтобы прикоснуться к Казанской иконе Божией Матери, которая стала прообразом покрова Богородицы над нашей страной. Именно в этом покрове мы объединены.

– Вопрос телезрителя из Белгорода: «Мне в этом празднике непонятно одно: как  может сочетаться советская идеология и православное Предание? Получается какой-то «компот». В Писании сказано: Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Так что мы празднуем?»

– Сегодня мы празднуем день Казанской иконы Божией Матери и Ее покров над нашей страной. Это и есть единение. То, что он случайно был привязан к этому празднику, это Промысл Божий. Господь указывает нам, что и в этом празднике есть единство. Не в празднике единства праздник Богородицы, а наоборот: в празднике Богородицы наше единство. Другой возможности нам объединиться нет. Только вокруг Церкви.

Почему? Потому, что из жизни нашей страны мы видим, что дьявол боролся с тем, вокруг чего объединялись люди. Они объединяются вокруг царя, уберем царя, уберем помазанника – и разбегутся овцы. Убрали царя. А люди не разбегаются. Что такое? Они были в Церкви. Люди все равно шли в церкви. Священников убивают, а они все равно меняются. «Надо убрать эти церкви», – подумал дьявол и стал их потихонечку убирать. А люди все равно объединяются. Вокруг кого? Согласно статистике, в 1937 году, оказывается, больше половины людей было верующих, чему Сталин ужаснулся.

Думали, что веру уничтожили под корень, а люди смело писали, что они верующие. Вот это и есть наше зерно, ген нашего единства.

– Помню 2005 год: людей в храме было немножко. Сегодня в храме было очень много народа. И, думаю, это не только в Санкт-Петербурге, но и везде, во всех храмах, посвященных Казанской иконе Божией Матери, сегодня было очень много прихожан. И это удивительно! Мне казалось, что у нас очень плохо обстоят дела с вероисповеданием. Владыка Варсонофий, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, возглавлял сегодня литургию. Он сказал, что если сегодня столько людей пришли в храм помолиться Пресвятой Деве, значит, востребована вера и помощь Пресвятой Богородицы распростерта над Святой Русью.

Я понимаю, что когда произношу выражение «Святая Русь», кого-то это сильно коробит; многие считают, что это одно из общеупотребительных православных выражений. Я понимаю, что Святая Русь не может быть без веры множества людей. Понятно, что и десять верующих могут спасти град сей, но, думаю, нас больше. Вопрос: что каждому человеку нужно исповедать, пережить, преодолеть, чтобы понять, что он един с народом своим?..

– Мы друг друга называем братьями во Христе. И даже в одной семье у детей может быть разная группа крови. Что пережить? Переступить через свое эго и присоединиться к братству во Христе посредством покаяния. Но покаяние должно быть не общим.

Понимаете, эта операция – это уже следствие, это как операция на теле. Сначала мы принимали таблетки, чтобы не заразиться вирусом, но так и не поняли, что дело не в таблетках. Не таблетки, не прививки лечат человека, а покаяние. Но каяться шло очень мало людей.

У нас появилась толерантность ко греху: мол, ничего страшного; подумаешь, они не той породы. Да не может быть не той породы человек: он либо больной, либо сумасшедший. Таких нужно лечить. Сейчас в Думе это запретили, вспомнили, что даже в Советском Союзе это было страшным грехом и за это было уголовное наказание. А на Западе уголовное наказание для тех, кто осуждает этих людей. Это перевернутый смысл жизни.

– Люди неверующие (не скажу, воинствующие атеисты) смотрят на нас, исповедующих православную веру, как на убогих. Но ведь и у них тоже существует эта проблема, они тоже пытаются решить вопрос, что же такое День единства и что такое вообще единство. В чем и как мы можем быть едины с людьми, которые осуждают веру православную или относятся к ней с равнодушием?

– У нас многонациональное государство. У нас есть и буддисты, и мусульмане, и иудеи, и православные. Мы не воюем друг с другом, как это происходило в далекие-далекие времена, когда вырезались целые села... Сейчас мы относимся друг к другу с пониманием, не воспринимаем чужую религию как оскорбляющую нас, свободно и нормально к этому относимся. При этом проповедуем и среди мусульман, и среди других конфессий, что это объединяет. Богородица ведь почитается и у мусульман, и у католиков, и в других конфессиях. Но просто почитание не объединяет людей, объединяет молитва. Но опять же мы не должны вместе молиться Богородице: и мусульмане, и католики. Это не должно быть неким экуменизмом. Мол, началась война – и нужно срочно всем объединиться вокруг иконы. Это не так...

– Вопрос телезрительницы из Гомеля: «Я много лет каждый день по 150 раз читаю ˮБогородице Дево, радуйсяˮ. Теперь я часто болею, да и возраст сказывается, мне трудно читать эту молитву стоя. Можно эту молитву читать лежа или сидя? Когда мне лучше, я стараюсь, с Божией помощью, читать стоя».

– Вот на таких бабушках и держится наша вера. Однажды к преподобному отцу Паисию пришел человек и сказал: «Батюшка, у меня шестеро детей, я много работаю, можно мне в среду и пятницу хотя бы немножко подсолнечного масла добавлять?..»

Матушка, дело в том, что Вы не читаете молитву, Вы дышите ею. Вы же сидя дышите? Дышите. И лежа дышите. И когда спите, тоже дышите. Поэтому можно даже во сне дышать этой молитвой. Благословляю Вас. И обо мне, грешном, воспомяните в своих молитвах...

Объединение, конечно, должно происходить и на государственных уровнях тоже. Мы же видели людей неверующих в храмах: они приходили, пытались левой рукой перекреститься... Мы не знаем, что творится в сердце человека. Вспомним историю Казанского храма в Вырице: человека послали взрывать этот храм. Это был атеист, скорее всего коммунист. Но он увидел лицо Богородицы на Казанской иконе Божией Матери, и храм был сохранен. И мы не знаем, что творилось в сердце этого человека.

Не нужно бояться неверующих. Их нет на самом деле. Каждый перед смертью вспомнит Бога, и это будет крик души. Как тот преступник на кресте кричал: «Помилуй меня, Господи, помилуй!» И Господь простит. Мы удивимся, когда увидим многих несвятых в Царстве Небесном.

– Может быть, мы как раз окажемся в той части, где не сможем увидеть...

Очень важна проблема взаимоотношений. Сейчас часто противостояние вместо единства. Как нужно себя вести, чтобы с врагами своими стать едиными? Например, у меня есть знакомая, которая поступает по отношению к нашим близким людям с той степенью неприятия, которую легко назвать ненавистью. Как мне в этом случае с этим человеком быть единым? Или не с каждым человеком мы празднуем День единства?

Очень трудно сразу ответить на этот вопрос. Трудности, особенно в семье или на работе, нам сразу непонятны. Нам кажется, что человек нас троллит (такое часто бывает в школах или на светских работах), у нас начинается ответная неприязнь. Но почему Господь попускает такие страдания? Это тайна Божия. Он учит нас.

Когда я ездил в Вырицу читать доклад, подходил к батюшке Серафиму и вспомнил его слова, которые много раз меня спасали от разочарований: «От Меня это было». Когда тебя не любят, когда тебя выгоняют, помни эти слова: «От Меня это было». Часто мы забываем о том благе, которое Господь нам приготовил, может быть, в другом месте. Может быть, Он выталкивает нас из этого кукушкиного гнезда...

– Вопрос телезрительницы из Подмосковья: «Я хотела бы высказать свое мнение по поводу праздника. Чем больше народа будет обращаться к Богу, к вере, причем искренне, душой и сердцем, тем праздник народного единства с каждым годом будет набирать все большую силу. Он будет крепкий, сильный, если мы будем искренне обращаться к Богу».

– Об этом мы как раз и говорим. Военные действия, которые сейчас происходят, раскрыли наш потенциал. Снова встали русские бабы, мужики. Одни пошли на фронт, а другие наполнили храмы. Вот она, Русь. Это Господь попускает, чтобы наш «ген русскости» раскрылся и мы увидели, что мы, оказывается, вот такие.

– Как говорится, иных увещевайте страхом. Пришло время увещевать нас страхом. Когда я сегодня молился на литургии в храме, было девяносто процентов женщин. Но были и молодые люди, мужчины; их, конечно, значительно меньше, тем не менее…

Вопрос по поводу силы. Нам все время говорят, что православие – это вера слабых. Подставлять другую щеку, все прощать, терпеть... Вышла целая серия потрясающих фильмов в цикле «Мифы о России». Один из мифов в том, что русский народ все терпит, все переносит и ни на что не способен. Приводятся слова маркиза де Кюстина, который говорил, что Россия – это тюрьма, ключ от которой хранится у императора, царя. И таких мифов невероятное количество. Что нам делать для того, чтобы осознать свою силу, свое единство?

– Я сравниваю Россию с косолапым мишкой. Он с виду симпатичный, медок любит поесть, спать любит, лапу сосать. Но попробуй-ка его разбуди! Все это из русских сказок. Иван-дурак сначала сидит, а потом как пойдет всех побеждать!.. Это как с пружиной: сначала ты на нее давишь, а потом как даст обратный эффект...

Мы видим из истории, что любая война заканчивается именно победой духа. Русский дух! Конечно, все переплетено: было у нас и дремучее язычество, были сильные варяги, которые гнали врагов. Всегда была дружина, а во главе – князь, всех объединяющий. Почему наши святые объединяли князей и молились за них? Потому, что понимали: человек всегда может ошибиться, и потеряется объединение. Как Сергий Радонежский объединил! Он просил, умолял, молился – и получилось. Потому что он объединял вокруг Церкви, вокруг Христа. Вера позволила победить всех, кто пробовал на вкус нашу землю...

– Нахожусь под сильнейшим впечатлением от сегодняшней службы. Сегодня всем храмом пели: «Царице Небесная...»  До передачи мы говорили с нашими коллегами о том, что вера в русском народе была иногда спрятана так далеко, что даже не найти. И мы помним это время. Вспомним время пандемии: сколько людей ушло из храма... После пандемии вернулась в храм только часть людей, причем небольшая. Я плохо относился к идее, что белые платочки спасли веру православную, но теперь понимаю, что кто-то должен был каждый день ходить в храм. Пусть этих людей было очень мало, но они были. Часть из них уже отошли ко Господу, часть воспитали своих последователей. И в результате храмы растут и в вере, и в прихожанах. Насколько нам сейчас важно быть едиными в вере, а не только в осознании единства общества?

– Верующих всегда объединяла Евхаристия. Это главное, что может объединить вокруг Христа. Это должны быть не просто любители, которые пришли в храм, чтобы поставить свечи, услышать хорошее пение, ощутить запах ладана. Можно объединяться вокруг всего. Но если люди не объединяются вокруг Христа, тогда они сами вычеркивают себя из членов Церкви. Апостолы написали две тысячи лет назад: кто не причащается три воскресенья подряд, вычеркивает себя из общения с верующими. Одна только причина могла быть: смерть.

– Или если страшно болен.

– Если человек болел, тогда приходили на дом с Дарами. Это было диаконское служение: шли к тем, кто не мог прийти в храм. Самым главным всегда было причастие. Сейчас люди причащаются раз в году, на Пасху. Это нонсенс. Надо вернуть правило частого причастия, хотя бы раз в месяц; это минимум, который нам позволителен. Если человек год, два или три не причащался – к владыке на исповедь. Что с ним делать-то? Пусть расскажет причину. А как отпевать потом, если он ни разу в храм не приходил?

– Более того, будут петь: со святыми упокой.

– С какими святыми, если человек их не знал и знать не хотел при жизни?

– Все люди разные и по-разному относятся к вере. Буквально вчера я был в тюрьме, там было общение со священниками. И я смотрел на заключенных, которые сидели в зале: у них у всех одинаковые лица. Потому что все они находятся в беде. И я подумал, что они тоже едины в своей беде.

Если мы эту беду, в которой все мы находимся, не принесем к Пресвятой Деве, не принесем ко Христу свое покаяние, то все бессмысленно. И тогда потухший взгляд, и тогда мы все едины во грехе.

– Выбор за человечеством. Мы можем жить в единстве с Богом, в радости, любви. Потому что источник радости – Христос. Источник любви – Христос. Источник вечной жизни – Христос. Все, что есть хорошего, со знаком плюс (даже наш крест похож на плюс), – это Христос.

А все со знаком минус объединяется в негативе. Правительство плохое, Патриарх плохой, Церковь плохая и так далее. Человек находится во тьме. Когда он поменяет минус на плюс, у него включится свет, он увидит любовь, сострадание. Во тьме человек слепой. Как можно его ругать, осуждать? Ему надо просто промыть глаза, обнять его...

– Владыка как-то сказал, что все наши добродетели – это абсолютные нули, их может быть сколько угодно, даже сто, и пока впереди не поставишь Христа, все будет нулевым.

Получилось поговорить о единстве. Мы так и не сумели решить вопрос, кто празднует и что празднует. Самое главное, если у нас будет посыл, вектор в сторону Христа, то, может быть, единства будет больше.

Хочется, чтобы Вы обратились к нашим телезрителям с пастырским словом.

– На нашем гербе изображен двуглавый орел. Даже орел может быть един, но с двумя головами. Это нормально, потому что это единство государственной власти и духовной власти. И в этой симфонии спасение. Наш президент (он, слава Богу, верующий) и Патриарх – вот две главы, два крыла, которые защищают и, можно сказать, даже спасают нашу жизнь. У нас нет больше друзей, кроме Церкви и наших воинов, нашей армии.

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Таисия Зыкова и Нина Кирсанова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает клирик храма Сорока мучеников Севастийских в Спасской слободе г. Москвы, главный редактор православного молодежного журнала «Наследник», духовник молодежной организации «Молодая Русь» протоиерей Максим Первозванский.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать