Архипастырь. Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий

27 марта 2024 г.

Сегодня программа «Архипастырь» записывается в кабинете у митрополита Ташкентского и Узбекистанского Викентия, главы Среднеазиатского митрополичьего округа, постоянного члена Священного Синода Русской Православной Церкви.

– Поговорим о самом насущном. Великий пост. Что главное? На что обратить внимание в первую очередь?

– Чтобы понять, что такое пост, надо вспомнить о том, что пост дан Богом еще в раю нашим прародителям Адаму и Еве. Господь дал им пост для того, чтобы через воздержание от запрещенного плода воспитать в них послушание воле Божией, преданность и любовь к Богу. Господь хотел видеть это в первых людях, чтобы они укрепились в близкой связи с Ним. Конечно, Господь часто с ними беседовал, имел с ними добрые взаимоотношения лицом к лицу. Они пользовались очень большим благоволением Божиим. Господь хотел, чтобы через это воздержание и пост они еще больше укрепились в близости к Богу и ценили, что им дано такое благо – быть с Богом и наслаждаться теми дарами, которыми Господь их наделил.

Но, к сожалению, они нарушили пост. И Господь за нарушение поста изгнал их из рая. Сейчас мы, живущие на земле, являемся изгнанниками из рая. И потому Господь наш Иисус Христос сошел с небес, воплотился от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечился, чтобы нас вновь возвратить в рай, дать нам вечную жизнь. Мы ее потеряли в результате нарушения заповеди Божией, а теперь Господь готов нас вновь принять. Господь показал нам, каким путем мы можем это сделать. Сам воплотившийся Господь Иисус Христос стал истинным Человеком и показал, каким образом нужно опять возвратиться в рай.

Если посмотреть на Рождество Христово, то мы видим, что Он родился в яслях для скота, проявив очень большое смирение. Он не пришел на землю в славе, в чести или великолепии, а пришел очень просто. Этим Он показал, что люди были изгнаны из рая из-за гордости, непослушания, невоздержания. А возвратиться в рай можно только через смирение, послушание воле Божией, воздержание и терпение.

Он показал в течение всей Своей земной жизни особенности любви к Богу, ближнему и всему роду человеческому. И кульминацией Его добродетели смирения, любви и милосердия к человеческому роду явился Крест. Он взял грехи всего человечества, омыл их Своей кровью, умер на Кресте и воскрес. И этим самым Он дал нам вечную жизнь, призывая всех к ней.

Поскольку пост имеет очень большое значение для человечества, потому что дан нам Богом еще в раю, то мы видим, что Сам Христос, когда пришел на землю, тоже сорок дней и сорок ночей постился и молился. Причем Он показал, что это очень важно. Мы должны четко запомнить, что нарушение поста – это изгнание из рая. Исполняя пост, мы можем возвратиться в рай. Мы постимся не для того, чтобы похудеть, но с той целью, чтобы получить от Бога благоволение Божие, чтобы Он видел, что мы жертвуем собой в течение поста и хотим исполнить Его святую волю.

В раю люди не были грешными, они были чистыми, святыми. И Господь дал им эту заповедь о посте, чтобы они утвердились в любви к Богу и преданности Ему, в послушании воле Божией. Мы должны поститься для того, чтобы показать свою любовь к Богу, послушание и преданность Ему.

Но есть еще и другая сторона вопроса. У нас есть грехи, наша природа испорчена грехом из-за грехопадения наших прародителей, и ее надо исправить. Христос Спаситель так и говорил: это возможно совершить постом и молитвой. Поститься нужно не только потому, что человек должен исполнить волю Божию, а для того, чтобы Господь очистил через пост и молитву его душу от греховности и дал ему вечную радость в загробной жизни.

Очищение нашей души означает, что мы становимся лучше. Грех – это зло. А когда греховное зло очищается, мы становимся добрее, милосерднее, любвеобильнее. У нас появляется кротость, старательность, трудолюбие, отзывчивость и доброта. В течение поста нам нужно искоренять свои страсти, привязанности, греховные навыки. От всего этого надо очищать себя.

Мы их видим и понимаем, что от них нужно избавляться, но в то же время понимаем, что не можем этого сделать. Поэтому Христос и пришел на землю, чтобы помочь нам, зная, что мы не можем очищать свою душу сами. От нас нужны наше произволение, старание, ревность к этому делу. И тогда присоединится всемогущая сила Божия, очищающая, освящающая и просвещающая нашу душу и тело.

Поэтому важен такой подвиг молитвы и воздержания, призывания помощи Божией, чтобы Господь совершил дело нашего очищения, освящения и изменения нашей жизни к лучшему. Он может это сделать. Я могу только желать этого и делать что-либо по мере своих сил, а дальше важно, чтобы Господь сопутствовал моему делу. Тогда пост будет для нас спасительным, очистительным, святым и с хорошими результатами.

Конечно, пост имеет и медицинское значение. Он даже помогает нам в выздоровлении от болезней. Но если мы постимся с чувством покаяния, сознанием своей греховности, с желанием исправиться, то Господь очищает нашу душу, прощает наши грехи. Поскольку Господь сказал, что причина наших болезней – наши грехи, то, очищая постом и молитвой нашу душу, мы исцеляем свои телесные и душевные болезни. Все это очень тесно взаимосвязано.

Поэтому пост имеет очень большое значение для нас, если мы серьезно и правильно к нему отнесемся. Люди в пост воздерживаются в питании (некоторые даже очень строго), но делают это с той целью, чтобы Господь, видя такое их произволение, помог им очиститься от грехов. Только Он может это сделать, а не сам человек. Господь нам содействует, и мы каемся, просим прощения.

Есть Покаянный канон Андрея Критского, который мы будем читать в первую седмицу Великого поста четыре дня, а на пятой седмице будем читать его полностью. Этими словами мы тоже каемся, сознаем, что тоже виноваты в тех или иных грехах, и просим у Бога очищения. «Наложи, Господи, пластырь Твой духовный, чтобы мои раны телесные и душевные омыть, очистить и освятить» – этого мы будем просить в Покаянном каноне.

Конечно, Господь по Своему милосердию, видя наше покаяние и сознание грехов, обязательно совершит чудо нашего очищения. Потому что Он сказал, что пришел на землю не праведников спасать, а грешников. Если я грешник, то я говорю: «Господи, есть у меня грехи, помоги мне исправиться». Я чувствую мои болезни от этих грехов и говорю: «Господи, Ты пришел на землю не здоровых исцелять, а помогать больным. Я тоже болен».

Когда у нас есть сознание своей болезни, греховности и немощи, что мы не можем ничего с собой сделать и только Господь может нам помочь, то мы к Нему и обращаемся. И таким образом, через наш пост, молитвы и покаяние Господь совершает тайнодействие, которое осуществляется в храме Божием через церковные молитвы, таинство Исповеди.

Слова богослужебных канонов (не только Канона преподобного Андрея Критского), которые мы каждый раз читаем на службе, тоже исполнены духом покаяния. И мы, слушая их, тоже каемся этими словами, обращаемся к Богу с просьбой об очищении нас от грехов.

Пост имеет очень большое значение для нас, если мы серьезно и правильно к нему относимся. Люди воздерживаются, некоторые очень строго даже, имея в виду, что это делается с той целью, чтобы Господь, видя их произволение, помог им очиститься от грехов. Конечно, Господь нам будет содействовать – мы же каемся, просим прощения. Не случайно у нас есть Покаянный канон Андрея Критского, который будет читаться на первой и пятой Седмице Великого поста. И другие каноны есть, которые мы каждый раз читаем на богослужениях. Они исполнены духа покаяния, и мы этими словами тоже каемся, тоже обращаемся к Богу с просьбой об очищении и идем на исповедь, уже зная себя. Господь нас открывает. В молитве преподобного Ефрема Сирина мы как раз и говорим: «Господи, дай мне видеть мои грехи и не осуждать брата моего». И  если я вижу свои грехи, то иду на исповедь, чтобы Господь их очистил, простил.  Это такой постоянный подвиг молитвы и поста. В этот момент мы просим у Бога: «Господи, дай мне смирения, дай терпения».

Когда, где и в каких случаях испытывается наше смирение, что мы получаем от Бога? Смирение – это когда у нас трудности, скорби, болезни, какие-то испытания. Например, встреча с человеком, который гневливый или раздражительный, и мы должны проявить свое смирение. И просим: «Господи, дай мне, чтобы я мог смиренно перенести такие ситуации, которые складываются в моей жизни; встреча с тем или иным человеком, который еще не достиг какого-то уровня духовной жизни, меня побуждает к тому, чтобы я смирился, потерпел и снизошел к его немощи и помог своим смирением его настроить на духовную жизнь». Вот такая наша постоянная работа над собой: молитва и терпение, смирение и послушание. Все мы должны в эти дни Великого поста проявить себя.

Поскольку мы обращаемся к Богу за милостью, чтобы Он помиловал нас, простил, то мы должны делать дела милосердия. В дни Великого поста мы должны как можно больше помогать ближним, находящимся в бедах, скорбях, болезнях, трудностях. Сейчас очень много людей есть прикованных к постели, которые нуждаются в нашей помощи. Человек не может ничем себе помочь, а нужно хотя бы наше доброе слово. Если мы не можем чем-то существенным помочь человеку, то хотя бы можно его навестить. На этой неделе перед Великим постом мы слышали, как Господь будет судить нас на Страшном суде. Он говорит: «Алкал Я, жаждал, был в темнице, больнице. Посетили Меня, накормили, одели». Вот что мы должны делать, особенно Великим постом. Мы всегда должны делать так, но Великим постом должны проявлять особое милосердие к ближнему.  И это есть наш пост. Практический, не поверхностный. Когда мы делаем добрые дела, много искушений, испытаний. Как раз тут надо и проявить смирение, кротость, терпение, снисхождение, все добродетели можно проявить и попросить у Бога помощи, чтобы Господь дал еще больше терпения, смирения, чтобы делать добрые дела благодушно, добродушно, любвеобильно,  без смущения, недовольства, ропота, осуждения.

Страсти наши – недовольство, ропот, осуждение – это наша реальная жизнь сегодняшнего дня; мы даже не замечаем, что делаем. Великим постом нужно обратить внимание на свой ропот, свое недовольство, осуждение. Мы сразу начинаем человека осуждать, даже не зная, что и как. Очень легко все это у нас идет. Все наши диалоги, встречи основаны на осуждении. А чтобы оправдать, понять, не осудить человека, надо потрудиться.

Ропот, недовольство и осуждение разрушают наш душевный покой, мир в душе, в семье, мир в окружающем обществе и даже, может быть, целые государства. Вот революция 1917 года в России. Что это было?  Недовольство, ропот: плохой царь, плохая царская власть, плохо живем… Но получилось так, что потеряли то, что имели. А сейчас уже прошло 100 с лишним лет после революции, и мы еще не достигли того уровня жизни, который был до революции в простом народе. Вот что значит недовольство – можно разрушить, а созидать это не так все легко. По-евангельски, если кратко сказать, тот, кто недоволен, ропщет, теряет то, что он имеет; а тот, кто доволен тем, что имеет, получает больше, чем имеет. Вот простое евангельское слово, которое можно привести; притчи, в которых Господь указывает: недоволен тем, что есть, – потеряешь, что имеешь; будешь доволен тем, что имеешь, – получишь больше, чем имеешь.  Вот так и получилось у нас.

И, конечно, ропот и недовольство приносят злобу и ненависть. Ненависть уже приводит к столкновениям: домашним, между людьми, в обществе, даже доходит до военных. Эти грехи очень тяжелые; они имеют очень разрушительную силу. Поэтому Великим постом нам нужно стараться приобрести мир в душе, избавиться от этого недовольства, ропота, быть довольными тем, что есть, чтобы не потерять еще больше. Мы видим, что мы очень много теряем, а потом локти кусаем – раньше было лучше, сейчас все хуже и хуже. Мы должны довольствоваться тем, что есть, а Господь даст то, что нам хотелось бы иметь в будущем доброго, хорошего… Надо созидать это добро. Вот чем мы должны заниматься в этот отрезок времени, который дал нам Господь, в дни Великого поста: создать в своей душе мир, в семье, а потом уже в обществе, в государстве и распространить этот мир по всему миру. Преподобный Серафим Саровский говорит: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Есть возможность у нас, чтобы остановить все эти очаги военные нашим миром душевным, добротой, любовью друг к другу. Где есть доброта, там есть благодать Божья, а где есть благодать, там – Господь, та Сила, Которая укрощает все страсти человеческие. И водворяется мир на земле.

Причина всяких раздоров – грехи наши. Грехи удаляют нас от Бога, а если мы удаляемся от Бога, мы теряем благодать силы Божьей, остаемся без помощи Божьей, которая нам очень нужна. Надо постараться не потерять Бога, а быть рядом с Богом, сродниться с Богом. Для этого у нас есть Церковь, Богом данная, Богом установленная, там есть все таинства церковные, которые способствуют нашему единению со Христом, со всемогущей силой Божьей, она может совершить чудо, какого мы даже не предполагаем. Будем ближе к Богу – будем друг к другу ближе; будем ближе друг к другу – не будем ссориться, не будет разделения, будет только единство. Все очень, казалось, просто, но надо нам это все осознать, глубоко понять и делать.

Я уже говорил, что люди всё слышат, видят, но мало делают. Надо не только слушать, надо и соглашаться, что вот так надо; надо взяться, засучить рукава и делать. Если будем делать, тогда получим от Бога большое милосердие, большую помощь, большую поддержку во всем и победим зло.  А мы – то ссоримся, то недовольны… В общем, желаем зла человеку и делаем какие-то злые дела. Все это духовная война, которая потом превращается в такие страшные войны. Отсюда начинается все. Нужно это победить, исключить из нашей жизни. Тогда водворятся доброта, доброделание, добрые поступки, взаимопомощь, нравственная жизнь, духовная жизнь… Конечно, это все приведет нас к миру, к умиротворению всех наших страстей, которые сейчас бушуют и очень много зла приносят всем людям.

– Молитвенные и богослужебные особенности Великого поста – это особые молитвы, которые читаются именно в этот период, Великий покаянный канон, о котором Вы уже сказали, Божественная литургия особым чином, молитва Ефрема Сирина. У аввы Дорофея есть такая мысль: когда мы просим у Господа смирения, надо иметь в виду, что этим мы просим Его послать кого-нибудь, чтобы он нас оскорбил. И это будет для нас как тренировка. Честно говоря, порой бывает боязно это читать, потому что не очень хочется встречаться с тем, кто тебя оскорбит.

– Хотим мы этого или нет, но мы в этой жизни встретимся с такими ситуациями, когда кто-то нас оскорбит, унизит, обманет, сделает что-нибудь неприятное. Но мы молимся словами Ефрема Сирина о том, чтобы в таких случаях Господь дал нам силы победить то зло, с которым мы встречаемся. Вот смысл этой молитвы. Мы не просим дать нам скорби, а просим дать нам силы, чтобы эти скорби преодолеть благодушно, спокойно, мирно, даже дружно и со смирением. То есть просим дать силы для того, чтобы смиренно перенести все эти тяготы. Вот в чем смысл молитвы, когда мы просим смирения у Господа.

Очень важно, что в аскетике нашей Православной Церкви есть много таких советов, как можно пройти все трудности этой жизни: оскорбления, унижения, недовольство, ропот, осуждение со стороны ближнего. Если мы научимся, по совету святых отцов, тому, как это нужно преодолевать, то нам очень легко будет это делать. Это ведь советы отцов, которые прошли этот путь.

А еще есть благодать Божия, которая помогает нам пройти по этому пути. У нас есть пост, молитва и советы наших практиков – святых отцов. Как они это всё проходили, о чем думали, когда их кто-то обижал или оскорблял, делал какие-то неприятности? Они умели все это переносить с правильными мыслями, чувствами, желаниями, не озлоблялись.

В Священном Писании есть очень много таких моментов, которые показывают, как нам быть. Последняя заповедь блаженств говорит: блаженны вы, если вас поносят, унижают и оскорбляют, радуйтесь и веселитесь, потому что велика ваша награда на небесах. Если бы мы жили с такой мыслью, что хотим получить награду на небесах – Царство Небесное, то у нас даже появилось бы желание, чтобы кто-то нас оскорблял. Потому что если мы терпеливо и благодушно это перенесем, то будет нам награда на небесах.

Все наши мученики (и первых веков, и XX века) спокойно шли на мучения, потому что знали, что через это краткое страдание они получат вечную жизнь. Они отрекались от всех предложений мучителей (богатства, славы, чести), чтобы здесь немного потерпеть, а там получить награду. Когда человек так настроен, тогда скорби и беды становятся легкими и удобоносимыми. Потому что у него есть Христос. Он Сам много претерпел, прошел этот путь. Он Сам был искушаем и может помочь нам, искушаемым этими ситуациями, которые встречаются в жизни всегда.

Повторю, что в аскетике нашей Церкви есть очень много средств и советов, как эти трудности переносить, чтобы они были легкими и удобоносимыми. Христос сказал: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф. 11, 28–30). Здесь уже все сказано.

Когда мы научимся на примере Христа Спасителя кротости и смирению, то не будем бояться трудностей и скорбей. Они станут для нас очень легкими, удобоносимыми. И не будем тогда говорить: «Ой, не буду молиться о том, чтобы Господь дал мне смирения, а то Он даст мне какие-то скорби и неприятности». А здесь человек спокойно идет к этим неприятностям, он может их спокойно преодолеть, без ущерба для своего духовного и телесного здоровья. Смирение – это победа над злом. Господь пришел на землю и победил зло силой смирения. Если мы научимся быть кроткими и смиренными, как Он, никаких проблем у нас не будет. У нас все будет хорошо.

Мы знаем о подвиге наших мучеников и исповедников в прошлом столетии. Например, Иоанн (Крестьянкин) (хоть он пока не причислен к лику святых) говорил, что самые счастливые годы были у него в тюрьме, он тогда видел Бога, чувствовал Его рядом. Представляете, в тюрьме издевались, избивали людей, ужасная была ситуация, а он говорит, что это было для него самое счастливое время.

Почему так было? Потому, что у него было смирение, кротость и вера в Бога. А когда Бог рядом и на душе спокойно, то со всеми ладишь. Все эти жестокие люди, которые других там унижали, к нему относились с большой любовью.

А посмотрите на нашего императора Николая II. К нему приставляли самых злых солдат охраны, чтобы они досаждали ему до глубины души. А он спокойно переносил их отношение, великодушно и с благородством. Они ничего не могли с ним сделать. Они сами умягчались и даже не могли ему делать никаких пакостей. Потом охрану заменяли на других людей, еще злее первых. И эти тоже умягчались. Вот что значит смирение. Сила смирения очень велика.

И когда спрашивают, каким образом император стал святым и за что его причислили к лику святых, можно ответить, что за его смирение. Это большая сила. Не так легко человеку, занимавшему такое высокое положение в обществе, имевшему большую славу и честь, потом все это потерять. Не каждый может при этом устоять. А он спокойно к этому отнесся, понял, почему это случилось и за что, и благодарил Бога за все, просил у Него помощи, чтобы вытерпеть все до конца. Вот что значит смирение, сила Божия.

Поэтому и нам в течение предстоящего поста необходимо, с Божией помощью, обогатиться добродетелями мира, согласия, любви, уважения друг к другу, смирения, кротости, воздержания. Эти добродетели могут разрушить всякое зло, которое есть на этой земле. Как мы видим, Сам Христос этими добродетелями победил мировое зло и дьявола, который восстал против Него.

А мы имеем такого Помощника в лице Иисуса Христа, Который непобедим. Он может победить наши немощи, слабости и трудности, которые у нас есть, и помогать нам во всем. Надо понять, что только с Ним все получится. Без Него мы ничего не можем делать, а с Ним можем всё. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе (Флп. 4, 13) – есть такие слова в Священном Писании у апостола.

– Великий пост. Что главное? На что обратить внимание в первую очередь?

– В течение предстоящего поста нам необходимо постараться с Божией помощью обогатиться добродетелями мира, согласия, любви, уважения друг к другу, смирения, кротости, воздержания. Эти добродетели могут разрушить всякое зло, которое есть на этой земле. Этими добродетелями, мы видим, Сам Христос победил мировое зло, мирового дьявола, который восстал на Него. Мы имеем Помощника в лице Иисуса Христа, Который непобедим; Он может победить наши немощи, наши слабости, трудности, которые у нас есть, и помогать нам во всем. Надо понять, что без Него мы ничего не можем делать, а с Ним всё можем. Сказано в Священном Писании: Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе (Флп. 4, 13).

– Молитвы Великого поста – одно из средств поддержания связи с Богом. Потому что в суете теряется молитва. Молитвенное обращение «Господи, помилуй», которое может быть сильным в моменты каких-то опасностей, искушений, потом может сходить на нет. Господь-то рядом, но мы уже отдалились. Я в эти дни разговаривала с разными людьми, и у всех одна и та же мысль: мы боимся Великого поста, что он начнется, а мы опять не справимся, опять окажемся недостойными, дадим слабину, потеряем ревность, которая есть вначале. А когда пост закончится, мы скажем, что он быстро пролетел и опять ничего не получилось. Но в то же время мы получаем воодушевление.

– Молитва – это наше обращение к Богу. Бог есть Свет. Бог есть благодать, которая проявляется и светом, и миром, и всякими другими добродетелями. Наша душа окутывается этими дарами Божиими. Главное – это воскресение нашей души. Очищение души и есть наше воскресение от греховного пути, греховной жизни и надежда на получение вечной радости со Христом в вечной жизни. Наш подвиг во время Великого поста для того, чтобы получить блаженную вечность. Когда мы с таким настроем, с такими мыслями постимся, то, конечно, легко переносить все трудности поста, потому что мы знаем, какое значение он для нас имеет. Поэтому пост проходит очень быстро и незаметно. Кажется, что вроде бы еще и не начал по-настоящему поститься, но пост уже заканчивается. А хотелось бы еще.

– Великим постом совершается литургия Преждеосвященных Даров. Нередко священники советуют выбрать будний день, когда служится такая литургия, может быть, взять отгул, отпроситься с работы, чтобы побывать на ней. В чем Вы видите красоту этого богослужения? Почему необходимо присутствовать на этой постовой службе?

– Это богослужение дано нам в подкрепление наших сил душевных и телесных. Таинство пресуществления Даров в Тело и Кровь Христовы уже совершилось, Сам Христос уже присутствует в этом таинстве в храме Божием. Конечно, когда между нами находится Сам Господь в этих таинствах Тела и Крови Христовых, нас посещает особая благодать Божия, мы находимся в свете неприступном, в свете Божественном. Эта литургия быстро и легко проходит, но в то же время она очень благодатная. Потому что таинство уже совершилось, Господь Иисус Христос стоит перед нами, Он в этих таинствах, Он с нами. Мы молимся и черпаем от Него силы, помощь. Нам легче молиться, потому что с нами Христос Бог. Молитвословия, которые читаются и поются во время литургии Преждеосвященных Даров, очень духовные, очень трогательные и благотворно влияют на наше сознание, очищая нашу душу и наше сердце.

Поэтому, конечно, важно, чтобы мы хотя бы несколько раз Великим постом присутствовали на этой литургии, потому что она очень благодатная. Обычная литургия тоже благодатная, но здесь мы можем почувствовать особое благоволение Божие.

– Еще одна особенность Великого поста – принято читать Псалтирь. Псалмы царя Давида пронизывают и апостольские послания, и многие строки Псалтири используются в богослужениях. Интересно, что есть псалмы, которые можно в полной мере отнести к себе, а есть псалмы, которые христианину сложно понять и сказать от своего лица, потому что там есть, например, просьбы об уничтожении врагов, о каком-то возвеличивании себя. У царя Давида все-таки была и военная жизнь, и правление было исполнено испытаний, и с семьей он переносил многие скорби. Все это выражено в этих песнях, и не всегда можешь это отнести к себе. Как правильно читать псалмы?

– Когда мы читаем Псалтирь, мы возвеличиваем силу и крепость Божию. Мы прославляем Бога во всем, в том, что Он помогал кому-то когда-то и сокрушал, может быть, каких-то врагов, которые досаждали сильно, защищая людей, которые нуждались в особой помощи Божией. Мы восхищаемся силой и всемогуществом Божиим. Мы читаем в псалмах о таких моментах, когда моментально было разрушено, уничтожено зло, которое нападало на тех людей, что Бога чтили и исповедовали. И Господь там часто говорит: «Люди мои, будьте со Мной рядом, и Я вас защищу от всех бед и напастей; удалитесь от Меня – получите очень много неприятностей от врагов видимых и невидимых». Там вся наша жизнь есть. Но мы должны смотреть с той точки зрения, каково действие Божией силы, Божией благодати над человечеством, над человеком. И мы прославляем всемогущество Бога, Который все может сделать. Мы восхваляем и возвеличиваем Бога, и это для нас очень хорошо, ведь когда мы прославляем Бога, Господь посещает нас Своею милостью, Своею благодатью, Своею силой.

Желаю всем помощи Божией в несении Великого поста. Пост дан нам для того, чтобы мы могли преобразить свою душу, осознать свои недостатки и помолиться, чтобы постом и молитвой эти наши недостатки были уврачеваны благодатью Всемогущего Бога Христа и Спасителя нашего.

– Исполняется 225 лет со дня рождения архиепископа Софонии (Сокольского), первого архиерея Туркестанской и Ташкентской епархии, образованной более 150 лет назад. Насколько я помню, владыка Софония сюда приехал, будучи уже в летах преклонных. И эти обширнейшие территории, которые он должен был духовно окормлять и в которых должен был выстроить церковную жизнь, его приняли. Если можно, расскажите об этом подвижнике и об этих событиях.

– Мы с признанием и благоговением относимся к нашему епископу Софонии, который был первым епископом Ташкентским и Туркестанским. Действительно, ему уже было более 70 лет, но он очень много потрудился, много ездил по просторам Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана. Везде он бывал, и этому удивляешься, ведь тогда не было самолетов, поездов, не было таких дорог; передвигались на лошадях или других средствах передвижения. Это сейчас мы можем за какие-то часы попасть и в Казахстан, и в Туркменистан, и в Таджикистан, но тогда дороги были очень тяжелые. Но он преодолевал все эти трудности, посещал и Ташкент, и город Верный (ныне Алма-Ата).

Он снискал очень большую любовь местного народа, причем народа мусульманского. Его очень любили. Он знал персидский язык, хорошо знал мусульманство, Коран. Он мог с людьми говорить на одном языке. Но он общался с ними не с целью обращать мусульман в сторону православия; он с почтением, уважением относился к их вере. И они почувствовали, что он пришел не для того, чтобы их поработить или угнетать, чтобы насаждать свою власть. Нет. Он старался чтить традиции местного народа, их веру. И не было никаких противоречий.

Император того времени издавал такие указы, чтобы не наводить какой-то напряженности среди местного населения. Императором было напечатано большое количество экземпляров Корана, книги бесплатно раздавались по всей территории. Строились, реставрировались мечети. Власть Российской империи старалась почтительно относиться ко всем жителям региона Средней, Центральной Азии. Не было такого, чтобы Русская Православная Церковь здесь занималась прозелитизмом или миссионерством; это даже запрещалось. Казалось бы, православная страна, но запрещалось обращать людей из мусульманства в православие. Нужно было, чтобы люди жили мирно, спокойно и не было напряженности: дескать, пришли русские, начнут обращать в православие и уничтожать мусульманство. Такого не было.

Мы живем уже 150 лет вместе, и у нас не было никогда раздоров между нациями, народностями, религиозными конфессиями, особенно между мусульманством и православием. Мусульмане даже помогали нам строить храмы – вот такая дружба. Мусульмане говорили: «Мы строим православные мечети». Здесь добродушный народ и уважение друг к другу.

Мы это видим и до сегодняшнего дня. Местный мусульманский народ очень добродушный, любвеобильный; люди с большим уважением относятся к православным, которые здесь живут. Благодаря таким качествам души местного населения и создалась атмосфера дружбы и добра, мира и согласия, любви и уважения. Это для нас большая ценность, которая идет из глубины веков.

Президент Республики Узбекистан Шавкат Миромонович Мирзиёев тоже очень бережно относится ко всем религиозным конфессиям, ко всем национальностям, всячески помогает, поддерживает. И он всегда просит, чтобы мы жили дружно, мирно. Где есть мир, согласие, любовь, уважение, там есть развитие, перспективы на будущее. Разделение, разборки всегда мешают развитию.

Сейчас Узбекистан развивается во всех сферах жизни, пошел на подъем по всем направлениям. Потому что есть мир, согласие, доброе отношение среди живущих в Узбекистане. И это сразу видно. Те, кто сюда приезжает из России или из других стран мира, видят и замечают эту доброту. Народ здесь благочестивый, любвеобильный, радостный, приветливый, гостеприимный, милосердный.

Сейчас у мусульман идет месяц Рамазан, тоже пост. У них принято в эти дни совершать как можно больше дел милосердия. Они прямо ищут, кому и чем помочь. Приходит ко мне одна женщина и говорит: «Вот сейчас у нас Рамазан, нужно делать дела милосердия. Знаете, на улице лежит женщина, мне ее жалко, помогите ее как-то устроить». Сама она ей помочь не может, хочет, чтобы мы пошли и чем-то помогли. То есть она и сама хочет оказать милосердие, и нас заставляет делать дела милосердия. Они живут по вере, что надо делать добро.

Слава Богу, мы не конфликтуем, потому что у нас есть очень много точек соприкосновения. Мы говорим о милосердии, совершении добрых дел, и они говорят об этом же. Мы помогаем, и они тоже помогают. Что ж тут ссориться, когда мы одно и то же доброе дело делаем? Слава Богу, что в Узбекистане такая атмосфера добра, мира, согласия, любви и уважения друг к другу. Дай Бог, чтобы так было всегда и никакие силы не смогли сломить твердыню мира и согласия между людьми, живущими в Узбекистане.

– Вы сегодня совершали Божественную литургию в монастыре Покрова Пресвятой Богородицы в городе Дустабад. Удивительна история постройки этого храма.

– Этот монастырь строился стараниями матушки игумении Манефы. К сожалению, она уже почила, но ее труды остались, и мы пользуемся ее трудами. Она с сестрами собирала милостыню: ходили по городу, по разным рынкам, ездили по России, по крупицам собирали средства для строительства храма монастыря. Такими трудами был построен величественный собор, а также корпуса, чтобы сестры могли жить. В монастыре есть свое хозяйство, сестры трудятся, выращивают разные культуры, имеют свой скот. Создалось очень хорошее, дружное сестричество, они с любовью несут свои послушания, помогают друг другу и всем, кто к ним приезжает.

На этот монастырь обратил внимание президент Республики Шавкат Миромонович Мирзиёев. Был расписан собор монастыря...

– Собор прекрасный!

– Президент украсил этот собор прекрасной росписью; весь храм расписан. Сделали полы, поменяли крышу, корпуса отремонтировали, благоустроили территорию. Мы всегда с благодарностью вспоминаем президента Узбекистана за помощь этому монастырю, который благоукрасился и расцвел, можно сказать, как благоухающий цветок.

Президент восстановил и в Чирчике Троицкий Георгиевский монастырь: и храм, и часовня, и корпуса построены. Мы очень благодарны за такую милость, за такое доброе отношение. Это показатель, что власть и простые люди живут в мире, согласии, друг другу помогают. Нет разделений, раздоров, ссор, гнева, обид и так далее; все очень дружно, добродушно.

Года два назад здесь стали праздновать День дружбы народов. Президент многим вручал ордена, медали, и я был удостоен такой чести, многие другие священники, миряне.

Вот такая, можно сказать, дружная семья у нас создалась. Сверху донизу и снизу доверху – монолит дружбы и единства. Дай Бог, чтобы всегда так было и никто не мог этого разрушить.

Ведущая Светлана Ладина

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать