Архипастырь. Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, глава Среднеазиатского митрополичьего округа

11 августа 2023 г.

Мы с огромной радостью приветствуем митрополита Ташкентского и Узбекистанского Викентия, главу Среднеазиатского митрополичьего округа, постоянного члена Священного Синода Русской Православной Церкви.

– Владыка, я не упомянула еще об одном послушании, которое Вы теперь несете, – почетный настоятель храма во имя праведного воина Феодора Ушакова в Левобережном районе города Москвы. И, видимо, строитель этого храма. Расскажите об этом, пожалуйста.

– По благословению Святейшего Патриарха Кирилла мне поручено построить храм в честь святого праведного Феодора Ушакова в Москве по адресу: Ленинградское шоссе, 59. Это недалеко от Речного вокзала. Очень хорошее, красивое место. Думаю, в будущем это будет оживленное место, люди будут приходить в храм святого праведного Феодора Ушакова, чтобы помолиться, узнать о нем больше.

Конечно, этого святого нужно больше популяризировать, потому что это гениальный человек в истории нашего Отечества, военачальник, флотоводец, адмирал, который провел около сорока сражений и во всех победил. Он всегда говорил: «Мы побеждаем не нашим умением и талантом, а Божьей помощью». Эти слова свидетельствуют о том, что он действительно молился, когда шел на ту или иную битву; некоторые говорят, что он смотрел в календаре, память каких святых будет в эти дни, и молился этим святым угодникам Божиим, чтобы они помогали победить в битве. Он всегда связывал свою военную деятельность с небом, с Царством Небесным, с вечной жизнью, чтобы получить Божию помощь и победить в битве. Он понимал, что сражался ради своего Отечества, защищая свое Отечество.

Главным образом он воевал за православную веру, за наше православное Отечество. Он воодушевлял своих солдат, офицеров, матросов, и они шли в бой с верой и упованием на помощь Божию, с пониманием, что даже если придется умереть в бою, их ждет Царство Небесное, вечная радость со Христом, потому что они выполнили особую миссию, особую заповедь Божию о том, что нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя. Они полагали душу за Отечество и за людей, живущих в нашем Отечестве, чтобы сохранить веру и благочестие.

И сейчас нам надо помнить о том, что наши предки когда-то вели войны, чтобы сохранить в нашем Отечестве православную веру и благочестие. На основе веры и благочестия они и побеждали самых грозных врагов. Потому что с ними был Бог, они были с Богом; Господь им помогал, поэтому они и побеждали.

Сейчас мы с Божьей помощью строим храм в честь праведного Феодора Ушакова. Уже построен цокольный этаж. В ближайшее время будем класть из кирпича стены храма в честь этого великого флотоводца и великого молитвенника за нас. Феодор Ушаков является покровителем нашего воинства. Надеемся, что и сейчас он молится за нас, за наше Отечество. У него были не только боевые заслуги, но и душа верующего человека, исполненного любви, милосердия и сострадания к ближнему.

Когда он побеждал и освобождал тот или иной город, в этом городе он проявлял особое милосердие к жителям, никого не унижал, не оскорблял, считая себя победителем над ними. Наоборот, через эту победу он давал людям радость общения, возможность развиваться, жить в любви, уважении; всячески содействовал тому, чтобы люди имели возможность проявить свою любовь к Богу и к своей вере. Он не был завоевателем, а был помощником людям, чтобы они могли жить благочестивой жизнью в вере.

– Потому что он сам был такой.

– Да. После того как он ушел в отставку, на пенсию, его жизнь была удивительная. Имея такую славу, честь и такие материальные возможности, он использовал средства не для того, чтобы ими наслаждаться, удовлетворяя свои страсти и грехи, но использовал деньги для бедных, нуждающихся, для строительства храмов. Он часто приезжал в монастырь, молился там; в общем, вел благочестивую жизнь, готовя себя к вечности. Как глубоко верующий человек он понимал, что жизнь на этой земле человеку дана для того, чтобы готовиться к вечности. И он готовился к вечности в течение всей своей жизни, особенно в последние дни своей жизни, когда полностью отрешился от всех земных привязанностей, наслаждений, удовольствий и все свои средства употреблял в дело, которое приносило пользу, в том числе и ему, когда он отошел из этой жизни. Потому что его доброделание сопровождало его по всем мытарствам в Царство Небесное, к Богу, чтобы получить венец вечной жизни.

– Я захватила с собой книгу святителя Николая Сербского «Война и Библия». Книга совсем небольшая, но она сегодня актуальна. Подход праведного адмирала Феодора Федоровича Ушакова к жизни, к ведению боевых действий, к людям очень перекликается с тем, что писал святитель Николай Сербский. В частности, он говорит о том, что потерять Христа – это потерять цель жизни. Он приводит примеры из Ветхого Завета, когда Господь только на начатки покаяния народа уже реагирует Своей милостью и тем, что дарует победу малочисленному, но кающемуся воинству над врагом, многократно превосходящим численностью и вооружением. У Феодора Ушакова большинство битв были именно такие: он обладал меньшими силами количественно, а враг был гораздо более велик. Но величие в конце концов было в победе Христовой, и он одерживал победу. Тридцать девять морских сражений, и ни один матрос не попал в плен! Такой подход сегодня, наверное, очень важен для того, чтобы наступили мирные времена. Но святитель Николай Сербский ставит в этой книге вопрос: зачем вам мирные времена? Зачем вам наступление мира? Чтобы вернуть все, как было? Тогда так не будет.

– Конечно, нам нужен мир, и очень хорошо жить в мире и согласии. Но этот мир возможен тогда, когда есть нравственная жизнь, уважение друг к другу, милосердие, почитание старших, почитание подвигов наших ближних.

Например, очень хорошо, что мы вспоминаем подвиги наших отцов и матерей в годы Великой Отечественной войны. Но посмотрите на наш внешний вид, когда мы идем почтить подвиги наших отцов, к памятникам или в музеи. Когда я смотрю на это, думаю, что не почитают наших солдат и офицеров. Ведь нужно почитать и внешним видом, даже своей одеждой. Но это у нас уже потеряно.

Чувство уважения у нас потеряно. Нужно это восстановить, и начинать нужно со школы, с детского сада, чтобы почитание старших было приоритетом нашей жизни. И много чего другого мы потеряли, и хотелось бы все это восстановить. Та ситуация, которая сложилась у нас с мировым сообществом, которое восстало против России, должна нас сплотить, чтобы мы соорганизовались именно в нравственном отношении. Тогда у нас будет победа на всех уровнях.

В Библии, в Ветхом Завете четко и ясно сказано, что делал враг, чтобы победить богоизбранный народ. Просто так богоизбранный народ победить не могли, потому что с ними был Бог. Что делали враги? Они пытались развратить этот народ. Посылали блудниц, развратниц, чтобы были смешанные браки и так далее. Потихонечку разлагали общество, а потом нападали и побеждали. Все очень просто. А когда люди приходили в осознание того, что они натворили, и каялись в этом, Господь миловал их, снова давал им силы, и, когда им нужно было себя защитить, они побеждали.

Так же и здесь. К примеру, Великая Отечественная война. Известный факт, что когда немцы брали наших женщин в плен, удивлялись, как наши женщины в 30–40 лет еще оставались девственницами. И говорили, что наш народ святой, его победить невозможно. Они правы; народ был действительно целомудренный, чистый, святой. Конечно, были некоторые свои ситуации, связанные с борьбой с религией, но в основном люди были высоконравственные, имели нравственные устои, которые сейчас мы уже потеряли.

Если посмотреть на сегодняшнюю ситуацию, нравственность у нас сильно упала. Видя ситуацию, которая сложилась с Украиной, нам нужно взяться за нравственность. Только через это можно побеждать ситуацию, которая сложилась с нашим Отечеством. Наше Отечество окружено со всех сторон враждебными силами, нас желают поглотить, уничтожить. К сожалению, это просматривается и изнутри, и снаружи.

Поэтому сейчас нам надо пойти по пути нравственности, духовности. Хотя бы взять только эту сторону: почитание старших, уважение к  добру, святости, чистоте, трудам и подвигам нашего народа. Больше ничего не надо. Если мы восстановим хотя бы это, то очень многое приобретем.

А если еще приобретем любовь к Богу, к Церкви Божией!.. Ведь Церковь – это установление Божие, не человеческое. Если мы пренебрегаем Церковью, ссылаясь на то, что очень заняты, то просто не уважаем Бога. Мы говорим: «Когда будет время, появится желание, тогда я пойду в храм. А что там сейчас делать?» Это показатель того, что как будто Бог нам что-то должен; это наше неуважение к Богу.

Мы должны понимать, что без Бога ни до порога. И должны благодарить Бога за все, что Он дает нам. Мы уже хорошо поняли, что дышать – это ценный дар Божий, и он дается нам бесплатно. Когда мы болели коронавирусной инфекцией, мы узнали, что воздух имеет цену, что надо платить деньги, чтобы нам дали возможность подышать.

Сейчас мы дышим и не ценим этот дар Божий. Пойдите в храм в воскресенье и скажите: «Господи, благодарю Тебя, что я могу дышать». Это тоже благодарность Богу. Бог дает нам здоровье, силы, чтобы зарабатывать какие-то средства для своей семьи. Все это тоже дар Божий. Мы должны благодарить Бога за это.

Плохо, что есть люди, которые не понимают, что живут как попало. Есть порядок, установленный Богом. И, слава Богу, в Церкви этот порядок сохранился, и мы можем это объяснять и призывать людей к тому, чтобы они жили по особым Божиим установлениям; не по своим порядкам, как хотят, а как Господь установил. А Он установил просто: шесть дней делай свои дела, а седьмой день отдай Богу. Иди в церковь, молись, благодари Бога, проси у Него. Мы – люди грешные, часто согрешаем перед Богом, и эти грехи остаются тяжестью на душе и вызывают некоторый праведный гнев Божий на нас. Чтобы этого не было, мы можем прийти в церковь, эти грехи очистить милостью Божией в таинстве Покаяния. Очень все легко. Но мы сами все усложняем. Сейчас, когда у нас такая ситуация со специальной военной операцией на Украине, когда есть очень неприятные потери, надо, чтобы все люди побежали в церковь. И чем быстрее мы будем приближаться к Церкви, тем быстрее эта спецоперация закончится. Потому что войны, если взять историю человечества в целом, даны нам Богом за отступление от Него, от нравственной жизни, за беззакония, за развращенность народа. И покаяние народа дает нам избавление от бедствий и всяких войн.

В истории нашего Российского государства были такие тяжелейшие моменты, как, например, в 1612 году, когда поляки Москву взяли, Россия была оккупирована… И что сделали люди? Взяли икону Божией Матери «Казанская», объявили пост и покаяние три дня и три ночи, молились со слезами и говорили: «Согрешили мы пред Тобою, Господи, прости нас, великих грешников, и избави нас от этой беды – дай нам победу над  врагами». И на следующий день – всё. Много не надо было. Господь милосерден.

У праведного Иоанна Кронштадтского тоже есть момент из жизни. Когда была большая эпидемия, очень много людей умирало... К нему пришли люди в Кронштадт и говорят: «Батюшка, что делать?» Он говорит: «Надо каяться. А вы в церковь ходите?» – «Нет, у нас времени нет, мы заняты». – «Вот будете ходить в церковь, Господь даст избавление от этой беды. Будете ходить в церковь?» – «Будем». – «Каетесь?» – «Каемся». Потом он стал перечислять: «А вы читаете утренние и вечерние молитвы?» – «Нет, дела, семья – некогда». – «Надо читать утренние и вечерние молитвы, тогда Господь помилует. Надо ходить в церковь, молиться, читать Евангелие, каяться в своих грехах, исповедоваться. Будете делать?» – Будем!» – «Ну, хорошо». Он поднял руки вверх и начал молиться за весь этот народ, который пришел к нему. Говорит: «Идите домой, завтра все закончится». Господь по его молитвам и покаянию людей избавил их от этих бедствий.

И сейчас если бы все мамы, папы, бабушки, дедушки наших воинов, которые на передовой, пришли в церковь в каждый воскресный или праздничный день, то это все закончилось бы очень быстро. Даже в этом храме Феодора Ушакова, который у нас строится, есть временный молитвенный дом, в котором вечером каждую субботу совершается молебен о даровании победы в этой спецоперации. Молятся за всех воинов, которые несут служение своему Отечеству. Я не видел, чтобы туда приходило много народу. Удивительное укоренение в нежелании идти к Богу, чтобы Господь видел, что ты немножко свою душу, свое сердце смягчил, смирился пред Богом и пришел в церковь и просишь у Него избавления от этой беды, о том, чтобы дети, мужья возвращались домой живыми и здоровыми. Вот что требуется сейчас. Придите молиться.

– Может быть, об этом храме еще мало знают? Как раз наш эфир, будем надеяться, послужит тому, что узнают и будут приходить.

– Это не только в нашем храме, а во многих храмах. И архиереи, и батюшки совершают такие молебны. Чем мы можем помочь нашим воинам, если не молитвой? Наши благодетели, которые строят храм, так сплотились и так распространяют это доброе дело, что привлекают к строительству храма своих близких, родных, знакомых по бизнесу, по предприятиям. Уже получается несколько сотен человек, которые потихонечку помогают. Они так объединились, что собрали и напечатали молитвословы для воинов и послали туда. Оказывается, они там востребованы: солдаты, офицеры читают и молятся. Они знают, что без Бога тяжело воевать. Здесь, где все хорошо, мы не особенно молимся. Поэтому надо и нам здесь и утром, и вечером читать молитвы, молиться за наших воинов, прийти по воскресным и праздничным дням в церковь, этим самым сможем помочь нашим воинам одолеть все те трудности, чтобы закончилась эта беда.

– Очень утешительно, что ничего сверхъестественного не требуется.

– Ничего не надо, все очень просто: взять и прийти к Богу и сказать: «Господи, прости нас, и мы будем стараться жить по-христиански». Мы же христиане все, мы должны знать, какие обязанности у христианина есть. И сейчас мы имеем такую возможность. При каждой церкви есть воскресная школа для детей и взрослых, мы это всё объясняем. К сожалению, в школах и университетах это не преподают, а в церкви мы можем получить эти знания, поэтому приходите хотя бы в церковь, чтобы получить знания о том, что значит быть христианином, как жить по-христиански. И жить по-христиански, а не просто называться христианином. А то называемся христианами, а не знаем, что делать. Осуждать мы можем всех и вся, поэтому нам нужно не осуждать, а заниматься теми правилами, которые дал нам Господь для нашего возрастания, потому что смысл жизни на земле – это достижение земными трудами, подвигами Царства Небесного. И очень все просто делается.

Если посмотреть учения святых апостолов, то они просто говорят, как зарабатывать Царство Небесное. Мы идем на работу, и мы должны работать не работодателю, а Самому Христу. Честно, добросовестно, порядочно, качественно, потому что ждать нужно не от работодателей, какая там зарплата, а ждать от Христа награду на небе. Вот с какой нужно целью работать. Работодатель, видя качественную работу, даст и хорошую зарплату. А у нас наоборот: сначала зарплата, потом качество. А нам нужно сначала качество, а потом зарплата. Мы должны понимать, что мы идем работать для зарабатывания Царства Небесного. А зарабатывается Царство Небесное тем, что работаешь для Христа.

– То есть на совесть?

–Да, Христу делаю эту работу, Ему посвящаю и знаю, что Он меня обязательно вознаградит вечной жизнью, вечной радостью, вечным блаженством. Вот для чего. А остальное все проходит. Сам Господь сказал: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6, 33). А все остальное и зарплата пойдут своим чередом. Если мы так настроим себя, то у нас будет совсем другая жизнь, потому что мы будем убирать из нашей жизни все то, что препятствует достижению Царства Небесного. Мы сами увидим, что это или это мешает, не нужно. Тогда, конечно, будет рай на земле. Сделаем два рая: один – земной, второй – Небесный, который уготовил нам Господь в Царствии Своем.

Федор Федорович Ушаков говорил: «Не отчаивайтесь! Сии грозные бури обратятся к славе России». Та евангельская цитата, которую Вы сейчас привели, тоже помогает бороться с унынием, отчаянием, тревогой, страхами. Что бы Вы еще рекомендовали? Может быть, какие-то высказывания святых отцов, может быть, какие-то строки псалмов царя Давида, евангельские строки приводить себе на ум,  когда хлынут тревожные, страшные новости, какие-то сообщения, которые угнетают? Состояние, когда все плохо и ужасно, я думаю, сейчас посещает многих людей, а кто-то в нем находится постоянно… Как из этого вырваться, за что цепляться? Как цепляться за Бога?

– Самое главное – это наша вера в Бога. Если мы отдаем себя в руки Божии, то Господь всегда нам поможет. Когда мы берем больше, чем можем, на себя, тогда, конечно, мы остаемся со своими слабыми силами. Поэтому весь суд нужно отдать Богу. Когда мы берем на себя и начинаем обсуждать те ситуации, которые есть на земле, то, конечно, нам очень сложно их разобрать. А когда мы отдаемся в руки Божии, то Господь очень легко все решает. Поэтому нам надо научиться вверять себя Богу, доверять Богу, не взваливать на себя больше, чем надо. Поэтому нам и тяжело, мы падаем в отчаяние,  уныние, нет силы одолеть все  трудности. А когда мы отдаем себя в руки Божии, это наша вера. Господь говорит: Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их… Посмотрите на полевые лилии, как они растут… если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! (Мф. 6, 26–30). Если бы мы имели веру в Бога, Господь дал бы нам и питание, и все остальное. Тем более Господь нам говорит о том, что Он пятью хлебами насытит пять тысяч человек... Вот что значит вера, доверять Богу.

Апостолы тоже говорили: как мы сможем этими пятью хлебами накормить столько людей?..

– Апостолы послушались, что надо так делать, и люди послушались.

– Да. Не могли они просто взять и уйти. Ничего бы не было, если бы они не доверяли Богу. А Богочеловек Иисус Христос сказал, что Он знает, о чем говорит. Он помолился, воздал благодарение Богу, и получилось, что все покушали и еще осталось двенадцать коробов. Это чудо Божие, ведь Бог все может делать. И в пустыне Он вел народ Свой,  давал им пищу и воду. Нужна вера, доверие к Богу.

Когда у нас слабая вера и много всяких трудностей в жизни, тем более что еще и враг действует и накручивает нас всякими мыслями, чувствами, тогда  совсем тяжело. Поэтому мы и говорим, что нужно с мыслями, чувствами бороться вовремя, чтобы они укоренились в нас, мы даем волю нашим мыслям, и они  нами руководят не в ту сторону, заводят в уныние, отчаяние, и мы уже не знаем, как из этого выйти. Поэтому надо каждую свою мысль проверить, оценить, вверять ее Богу и не допускать, чтобы она тревожила нашу душу.

Мы тревожимся, и наша душа тревожится из-за наших мыслей. Если мы с мыслями будем бороться молитвой (например, Иисусовой молитвой, утренними и вечерними молитвами, чтением акафиста и канонов), будет очищаться наш ум от всех греховных мыслей, и тогда мы можем более адекватно, трезво принимать те или иные решения. И тогда Господь нам даст такие мысли, такие желания, которые полезны для нашей души. Это брань, наша духовная жизнь, которая очень важна для нашего духовного совершенствования.

– Хотела как раз спросить: как обрести доверие Богу, если его нет? И вспомнила фразу: вера от слышания, а слышание от слова Божия (Рим. 10, 17). То есть получается, что регулярное чтение слова Божия тоже входит в рецепт для спокойствия духа?

– Мы должны, как говорят святые отцы, «плавать» в Священном Писании. Чтобы постоянно все наши мысли, дела, поступки сверялись именно с евангельским учением, тогда мы легко можем выйти из тех или иных ситуаций. И перед нами есть евангельское Божественное слово Христа Спасителя, и этим словом руководствуемся, чтобы выйти из тех или иных сложных ситуаций  нашей жизни. Поэтому очень важно, чтобы мы читали Евангелие как можно чаще, каждый день, как нам предлагают наши святые отцы, ежедневно по одной главке из Евангелия. Много не надо. По одной главке – и уже будет очищение нашего ума словом Божиим, благодатью…

Святитель Николай Сербский приводит ответ на вопрос, как же Милосердный Бог попускает скорби. Он говорит, что любящая мать, употребив все увещевания, уговоры, убеждения, применяет розгу, только если они не подействовали. И, возможно, она сама плачет вместе со своим ребенком в это время. Так и Христос, когда предрекал эти страшные военные события, прослезился. Как любящий Отец, Он вынужден был это сделать, мол, «по-другому вы вообще не понимаете».

И еще такой момент тоже запал в душу. Книга Сербского написана в конце 20-х годов XX века, и в ней святитель Николай говорит, что будет еще одна война. Та война закончилась, и на мирную конференцию, которая после нее собралась, не позвали Того Самого, Который только и решает, быть миру или войне, тому народу победить или этому. Его не позвали ни молитвой, ни благодарением, а всё приписали себе и сами всё решали по похотям сердец и умов своих. Поэтому снова будет война, говорил святитель Николай и в конце 30-х годов. И дальше мы видим, что начинается Вторая мировая война.

Он говорил также о том, что если в городе жители полили свои деревянные дома керосином, то не надо винить того мальчика, который неосторожно обращался с огнем. Потому что все было подготовлено к тому, чтобы рано или поздно этот пожар войны вспыхнул.

– Да, мы уже говорили о том, что зажигает пожар войны наша греховная жизнь. Поэтому очень важно, чтобы мы начали работу над собой, чтобы очистить свою душу от всяких греховных наслоений, к которым мы уже привыкли. Надо, чтобы мы очищались от них, удаляли от себя и приобретали вместо них те добродетели, которые противоположны грехам, как святые отцы и предлагают. Поэтому есть над чем работать, только надо этого желать и понимать, что другого пути нет.

Победа в войне – это победа над своей греховной жизнью. Когда мы хотя бы осознаем, что прогневали Бога и неправильно живем, – Господь  уже будет готов нам помочь и остановить военные действия. Все зависит от нас. Чем больше мы тянем в этом деле, тем дольше идет война. Чем быстрее мы придем к покаянию и исправлению, тем быстрее все  закончится. Это от нас зависит. В нашей огромной стране, слава Богу, есть много храмов. Они должны сейчас быть переполнены народом. И тогда Господь, видя это исправление и изменения в народе, очень быстро все закончит.

– Говоря о храме в честь праведного воина Федора Ушакова, который Вы теперь будете строить в Москве, я поняла, что это будет целый духовно-просветительский комплекс с воскресной школой, там очень много внимания будет уделено воспитанию. Что там планируется?

– У нас есть планы, чтобы там была и воскресная школа для взрослых и детей, как это обычно бывает, и музей-мемориал, посвященный святому праведному Федору Ушакову. Там мы могли бы говорить нашим паломникам и туристам, если они будут приходить, и нашим прихожанам о тех добрых делах, которые совершал святой праведный Федор Ушаков, о том, что привело его к святости и что дала ему та жизнь, которой он жил на земле. Он побеждал не только в военных действиях, но и берег себя от греха и безнравственности, воспитывал своих солдат и офицеров именно в этом ради их благочестия. Чистота и святость давали им силы побеждать врагов, которые превосходили численностью и оружием. Конечно, очень много готовились к этим сражениям.

Святой Феодор был миссионером, проповедником слова Божия сотням и тысячам солдат и офицеров, которых он воспитывал в чистоте и святости, чтобы они не говорили гнилые слова, что сейчас у нас очень распространено, чтобы у них не было обид и зависти, обмана и лицемерия, а были честность и порядочность, любовь друг к другу и к своему Отечеству, патриотизм. Вот что он делал – воспитывал людей. И это дало большой результат. Все это вместе приносило ему совершенство духовное, которое Господь наградил вечными благами.

Об этих качествах его души мы должны говорить особенно сейчас, в нашем современном обществе, чтобы люди понимали, кто такой праведный Федор Ушаков, и стремились подражать ему в нравственном совершенствовании. Мы думаем, что в этом храме будет музей, различные выставки, павильоны, в которых будут показывать фильмы о святом праведном Феодоре Ушакове. Таким образом, будем стараться больше его популяризировать, чтобы люди знали о нем. Потому что это уникальное явление: военачальник, флотоводец, святой. У нас такая ассоциация, что эти занятия не совсем совмещаются. Но мы видим в нем, что он действительно достиг высоты совершенства.

– 5 августа 2023 года, когда была закладка храма святого Феодора Ушакова и открытие его памятника, отмечался общецерковный день канонизации праведного воина Феодора Ушакова. Я уверена, что он в этот день сотворил чудо. Потому что в это время был удар беспилотника по нефтеналивному танкеру, стоящему в Черном море. Если бы его баки были полны, это была бы экологическая катастрофа, все Черное море пострадало бы. Понятно, какую панику и недовольство все это вызвало бы в разгар курортного сезона. Но баки были пусты, поэтому этот взрыв не дал того эффекта, который, видимо, планировался. Это был день памяти праведного воина Феодора Ушакова. Кто как может это расценивать, а я твердо убеждена, что Федор Федорович и на этот раз отстоял свои просторы, потому что он адмирал Черноморского флота.

– Да, он был адмиралом Черноморского флота. Мы и молимся ему, чтобы он был покровителем нашего воинства и помогал тому, чтобы все завершилось миром. И надеемся, что так и будет.

– Еще хочется вспомнить добрым словом его родителей – Федора Игнатьевича и Прасковью Никитичну. Говорят, яблоко от яблони недалеко падает, обычно в негативном ключе используя эту поговорку. Но можно ведь и иначе ее произнести. Он был четвертый ребенок в семье небогатых родителей. Всего у них было семеро детей – и такие плоды. Его дядя – праведный Феодор Санаксарский.

Или сегодняшний наш новорожденный – святитель Николай. Знаю, что кто-то скептически относится к этому, но нашей Церковью установлено 11 августа праздновать день рождения святителя Николая Чудотворца и чествовать его праведных родителей Феофана и Нонну. Или завтра, 12 августа, – день памяти святого страстотерпца царевича Алексея Николаевича. Тоже добрый плод от доброго древа своих родителей – государя Николая II и его супруги Александры Федоровны.

– Это о многом говорит. О том, что действительно благочестивые родители рождают благочестивых детей, которые потом имеют очень большое значение для нашего общества и государства. Конечно, нужно об этом говорить. И нашим молодым семьям тоже нужно думать о том, что нужно жить духовно, нравственно и благочестиво, чтобы их дети становились полезными нашему обществу. Когда мы крестим детей, мы посвящаем их Богу. Но это стало формальностью, а на самом деле их нужно воспитывать для Бога, чтобы Господь их принял в Царство Небесное. В этом основной смысл деторождения. Благочестивые родители и рождали детей для Царства Небесного. И поэтому они были полезны обществу и много сделали для блага нашего государства и Церкви.

– Скажите нашим зрителям какое-то напутственное слово на Успенский пост, который вот-вот начнется.

– Мы уже накануне поста, посвященного Успению Божией Матери. Это действительно особое время поста, когда мы вместе с Божией Матерью приняли решение – попоститься так же, как Она, когда услышала от Архангела Гавриила слова, что через две недели придет Ее Сын, чтобы взять Ее на небо. Она усугубила молитву и пост, чтобы очиститься и сподобиться того, чтобы вознестись на небо. Это показатель того, что Она готовилась к смерти молитвой и постом. Не расслаблением и наслаждениями, а еще большим аскетическим подвигом.

И мы, православные люди, проявляя такую любовь к Пресвятой Богородице и Ее подвигу, берем на себя небольшой подвиг – в течение двух недель попоститься. Этот пост довольно строгий, не разрешается употребление рыбы (послабление только в праздник Преображения Господня). Зато сейчас есть очень много фруктов и овощей, так что мы ничего не теряем с материальной точки зрения. А с духовной точки зрения мы приобретаем очень многое.

Мы приобретаем для себя особый покров Божией Матери. Потому что мы, как Ее дети, берем на себя подвиг почтить Божию Матерь и попоститься так, как Она. И, конечно, Она, как Мать, будет весь предстоящий год нашей Заступницей, Помощницей, Покровительницей, Молитвенницей и Исцелительницей. Мы приобретем очень большую силу Божию по молитвам Пресвятой Богородицы. Будем поститься, молиться, и это будет нам на пользу.

Ведущая Светлана Ладина

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 08 мая: 08:00
  • Суббота, 11 мая: 10:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать