Архипастырь. Архиепископ Биробиджанский и Кульдурский Ефрем

8 февраля 2023 г.

– Владыка, рады приветствовать Вас в Екатеринбурге. Впервые ли Вы в нашем городе? И какие первые впечатления от города святой Екатерины?

– Да, в Екатеринбурге я впервые. Обычно, когда мы делаем перелет из Хабаровска в Москву, то пересекаем Уральские горы, и о том, что мы пролетаем над Екатеринбургом, сотрудники авиакомпании всегда дают информацию. Но мечта побывать в Екатеринбурге была очень давно. Тем более что уже два года я преподаю дистанционно в Екатеринбургской духовной семинарии. И я очень рад тому, что Его Высокопреосвященство владыка Евгений, глава Екатеринбургской митрополии, пригласил принять участие в конференции, которая проходит в эти дни.

Город порадовал, впечатлил. Нас разместили в Ново-Тихвинском женском монастыре, где идут великолепные службы. Мы имеем возможность погрузиться в молитву, приобщиться к особой культуре совершения богослужения сестрами святой обители, увидеть современные произведения церковного искусства, которые сделаны руками сестер. Мы посетили несколько храмов. Радует, что здесь, на Урале, жизнь православных христиан представлена во всей полноте.

Сегодня была конференция (первый ее день), которая порадовала и высоким уровнем организации, и содержательными докладами. Конечно, впечатления самые благоприятные, радостные, дают очень много новых идей, придают сил и подлинной духовной радости.

– Вы уже сказали, что сегодня началась конференция «Церковь. Богословие. История», и Вы прибыли именно для того, чтобы принять в ней участие. Проводится конференция в этом году уже одиннадцатый раз. Почему наш форум привлек Ваше внимание?

– Об этой конференции я много слышал, знаком очень хорошо с материалами предыдущих конференций. Меня радует то, что конференция, проводимая в Екатеринбургской митрополии, объединяет людей, которые трудятся в научной сфере, педагогов, миссионеров, студентов, священнослужителей. И она дает ценнейший материал для того, чтобы каждому (и священнослужителю, и мирянину), кто желает того, получать добрую опору, знания, ориентиры для трудов в сфере духовного образования, в развитии церковной науки, миссионерстве, проповеди. Конечно, захотелось воочию приобщиться к этому церковно-научному форуму, внести свою небольшую лепту. И еще, воспользовавшись возможностью находиться в Екатеринбурге, провести для студентов бакалавриата и магистратуры Екатеринбургской духовной семинарии несколько лекций в очном формате, а не дистанционно, как было до сих пор.

– Владыка, Вы выступаете на конференции с докладом на тему «Опыт составления новых богослужебных текстов в духовных школах Русской Православной Церкви». Почему именно эта тема освящается Вами на конференции?

– Это мой интерес. Я тружусь на кафедре церковно-практических дисциплин. Закончил в 2006 году обучение в Московской духовной академии, являюсь выпускником церковно-практической кафедры Московской духовной академии. Защищал кандидатскую диссертацию на кафедре церковно-практических дисциплин Киевской духовной академии. Конечно, мои труды в качестве преподавателя Хабаровской духовной семинарии начались именно с преподавания церковнославянского языка, других церковно-практических предметов.

Мои призывы к студентам о составлении богослужебных текстов в Хабаровской духовной семинарии были услышаны и благодатно восприняты. И мы имеем очень интересный, положительный, ценный опыт в составлении богослужебных текстов в честь мученика Иоанна Попова, профессора Московской духовной академии (память которого сегодня совершается Церковью), а также в честь Албазинской иконы Пресвятой Богородицы, нашей дальневосточной святыни. Один из выпускников Хабаровской духовной семинарии под моим руководством написал текст службы, стихиры, канон и акафист в честь Албазинской иконы Божией Матери. Это давно чтимая святыня на Дальнем Востоке, но служба ей совершается по тексту службы в честь иконы Божией Матери «Знамение». И вот оригинальное сочинение, возможно, современного гимнографа (дай Бог, чтобы он продолжил эти труды) является частью той работы, которая была подъята под моим руководством. Хочется представить этот опыт.

Радует то, что предложение по выпускным квалификационным работам, а также по курсовым работам в стенах Екатеринбургской духовной семинарии в плане составления новых богослужебных текстов в честь святых и икон Богоматери, в честь которых пока службы не составлены, воспринято студентами. Есть один студент бакалавриата Екатеринбургской духовной семинарии, который сейчас трудится над составлением стихир в честь Уральской иконы Пресвятой Богородицы. Возможно, на выходе из семинарии у него родится выпускная работа с полным последованием богослужебного текста в честь уральской святыни.

– Это очень интересный и действительно уникальный опыт. И привлечение студентов видится очень положительным.

– Хотелось бы, чтобы те лучшие образцы, которые есть в русском литургическом творчестве, были ориентиром для новых гимнографов. Мы хотим, конечно, внести какой-то свой вклад в сокровищницу русского литургического творчества. Согласно установившейся практике, богослужебные тексты, которые составляются новыми авторами, должны быть направлены на рассмотрение Святейшего Патриарха и Священного Синода. Тексты направляются в богослужебную комиссию, и уже окончательное решение об их применении и утверждении принимает Священный Синод во главе с нашим Патриархом. Может быть, эта тема исследований, пока какая-то проба пера, станет для кого-то делом всей жизни.

– Я думаю, Вы очень подробно расскажете о своем опыте завтра на секции конференции. Поэтому хочется пригласить наших зрителей поучаствовать в этой конференции, если они имеют такую возможность.

Владыка, совсем недавно миновали Международные Рождественские образовательные чтения, которые стали, пожалуй, главной площадкой соборности нашей Церкви в настоящее время. Расскажите, пожалуйста, о том, как проходит региональный этап чтений в епархии, которую Вы возглавляете?

– В Биробиджанской епархии в этом году прошли XVII образовательные чтения. У нас они посвящаются памяти святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского и Коломенского, который является апостолом Дальнего Востока и Северной Америки. Он был ученым своего времени, педагогом, наставником, великим архипастырем. И в рамках регионального этапа Международных Рождественских образовательных чтений наши Иннокентьевские образовательные чтения проходят под эгидой епархии, при поддержке правительства Еврейской автономной области, лично губернатора и его команды и объединяют педагогов, священнослужителей. Отдельно проводится площадка для казаков, отдельно – для студентов. И это действительно доброе, наполненное глубоким содержанием событие в жизни региона.

Общеизвестно, что практически в каждой епархии Рождественским чтениям предшествует региональный этап конкурса детского творчества «Красота Божьего мира». Как правило, мы проводим у себя в сентябре и октябре региональный этап, подводим итоги, работы победителей отправляем в Москву. Но в рамках наших образовательных чтений совершаем награждение победителей, а также чествование педагогов, которые подготовили победителей. Это всегда настоящий праздник.

В этом году было принято решение (поскольку была поддержка) изготовить дипломы формата А3, и некоторые участники, получая эти дипломы, можно сказать, прятались за ними. Потому что дети 5–6 лет являются одними из активнейших участников регионального этапа. Наверное, наш образовательный форум будет для них какой-то новой точкой в духовно-нравственном развитии, в приближении к Церкви.

И в целом, если говорить об образовательном форуме нашей епархии, то это, конечно, возможность найти точки соприкосновения, наметить планы соработничества. И, что очень радует, в течение всего года до следующих образовательных чтений в конкретных делах в разных сферах общественной, церковной жизни воплощаются те идеи и планы, которые обсуждаются представителями разных сфер, разных интересов.

– Еврейская автономная область, в которой Вы служите, достаточно далека от нас. Расскажите, пожалуйста, о православии в регионе и о том, как выстраивается работа епархиальных служб.

– Наша епархия учреждена немногим более двадцати лет назад. То есть это молодая, новая епархия, со всеми особенностями, которые отсюда вытекают. Долгое время на территории Приамурья было очень много храмов. Начиная с 1858 года, когда был подписан Айгунский договор и территория Приамурья была закреплена навсегда за Российской империей, началась активная миссионерская деятельность, церковная жизнь. Люди, которые переселялись, шли вместе со священниками, и именно благодаря соработничеству гражданских лиц и священнослужителей развивались разные стороны жизни, в том числе и духовная.

Но, к сожалению, когда безбожники пришли к власти, они стали употреблять очень много усилий и искореняли казаков, искореняли веру православную. И на территории, которая сейчас включает Биробиджанскую епархию, не осталось ни одного храма, ни одной церковной постройки – все было испепелено и искоренено начисто.

Когда только начиналось возрождение церковной жизни в нашей стране после 1988 года, четыре прихода на территории Еврейской автономной области, которые были образованы, долгое время входили в состав Хабаровской епархии. На заседании Священного Синода 7 октября 2002 года было принято решение выделить приходы, находящиеся в пределах Еврейской автономной области, в самостоятельную епархию. Была образована Биробиджанская епархия и был назначен правящий архиерей: тогда это был епископ Иосиф, ныне – митрополит Улан-Удэнский и Бурятский. Трудам его, наверное, нет числа, поскольку он действительно приложил очень много усилий, привлек очень много ресурсов для того, чтобы на месте, где было искоренено любое упоминание о православии, на пустыре, создавалась церковная жизнь.

Долгое время кафедральным собором был деревянный храм святителя Николая, который построен в 1999 году, когда территория Еврейской автономной области еще входила в состав Хабаровской епархии. Владыка Иосиф, прибыв в Биробиджан, принял решение о строительстве кафедрального собора, и в 2005 году был построен кафедральный собор. Сегодня здесь, в студии, представлена фотография этого собора.

Соприкасаясь с людьми, которые живут в пределах Еврейской автономной области и ходят в храмы, мы видим, что это люди искренне верующие, искренне заботящиеся о Церкви, о благолепии церковном. И, несмотря на то что у нас нет каких-то очень древних и сильно намоленных икон, те святыни, которые сейчас есть в наших храмах, – это плод трудов многих и многих людей, которые возрождают церковную жизнь не только лишь сопереживанием, но еще и конкретными трудами. И это очень радует.

– В 2022 году Биробиджанская епархия отметила свое 20-летие. Расскажите о том, как прошли праздничные торжества.

– Когда мы отмечали 20-летие епархии, приняли решение провести череду богослужений. Торжества наши начались 8 сентября 2022 года, в день рождения святителя Иннокентия (Вениаминова), нашего небесного покровителя. И вплоть до 6 октября (дня его памяти) и, соответственно, 7 октября, в день 20-летия Биробиджанской епархии, на приходах нашей епархии пребывала копия Албазинской иконы Божией Матери (наша местночтимая святыня), а также ковчег с частицей мощей святителя Иннокентия (мы его переносили из одного храма в другой). Этот ковчег в 2002 году подарил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II как благословение новообразованной Биробиджанской епархии. С двумя этими святынями – Албазинской иконой и частицей мощей святителя Иннокентия – проходили наши праздничные богослужения.

Священнослужители и миряне, которые заметно потрудились для епархии, получили свои награды. Мы провели эти два месяца в соборной молитве со священнослужителями, с нашими прихожанами. Думаю, что это самое достойное празднование, самый достойный формат из разных возможных – вознесение Богу благодарных молитв за то, что Он благословил трудиться, служить, жить в этом регионе, призвал нас быть соработниками у Него на ниве духовного делания. С нашей помощью, с нашим участием, на наших глазах совершается созидание церковной жизни в той части России, где она начинается. Это очень радует и действительно дает много сил. Объединение в трудах, молитве совершается как в будни, так и в праздники.

– Вы часто выступаете в Биробиджане на местном телеканале и рассказываете зрителям о том, что такое православие. Как выстроилась такая добрая работа с журналистами? И почему это важно, на Ваш взгляд?

– У журналистов неподдельный интерес к церковной жизни. Совместно с региональным отделением Союза журналистов, а также при содействии одного из ведущих медиахолдингов Дальнего Востока мы проводили Дальневосточный православный медиафорум, который собирал представителей епархиальных пресс-служб, журналистов светских СМИ, блогеров. И многие для себя открыли добрые информационные поводы, которые может дать Церковь, ее священнослужители и прихожане. Представители светских СМИ неоднократно во время этого форума свидетельствовали о том, что, оказывается, у православных христиан не только совершаются богослужения, но есть разные формы служения Богу и людям за оградой Церкви. Увидев в нас поставщиков добрых новостей, так скажем, доброго контента для СМИ разных форм, они с радостью освещали и освещают по сей день события нашей епархии.

У нас доброе соработничество с региональными СМИ, телевидением, интернет-изданиями, газетами, радио. Мы, священнослужители, – желанные гости в телевизионных и радиоэфирах. И все это, наверное, потому, что СМИ фиксируют события нашей жизни и являются своего рода летописцами. Конечно же, мы со своей стороны занимаем определенную нишу. В числе многих других мы совершаем труды на Дальнем Востоке России, формируя его новейшую историю. И отображение наших событий в СМИ востребовано. Благо нам есть о чем рассказать, что показать, что представить.

– Владыка, сайт Биробиджанской епархии сообщает о том, что Вы лично провожали мобилизованных для участия в специальной военной операции и напутствовали их. Какие слова важно сказать тому, кто отправляется на защиту своей Родины?

– Это было очень интересное событие в моем служении. Меня пригласили сказать напутственные слова, благословить тех, кто был в пунктах мобилизации, а также мобилизованных граждан-добровольцев и военнослужащих. Наши воины с радостью, со вниманием принимают слова о том, что их миссия уникальна, эпохальна. На их плечи ложится очень непростая задача не только по денацификации и демилитаризации Украины, освобождению Донбасса и исконно русских территорий, но, как сейчас стало особенно очевидно, стоит задача восстановления исторической правды, справедливости. Там, где ступала нога русского воина, всегда устанавливался мир, порядок, всегда начиналось созидание жизни во всех ее проявлениях. И тому масса примеров в истории. И нынешние воины Богом призываются именно к такому деланию – продолжить славные традиции русских воинов по установлению мира, порядка, искоренению зла.

Вот именно эти слова они очень внимательно слушали, с радостью принимали. Для меня было очень приятно и радостно, когда многие подходили после официальной части и благодарили именно за сказанные слова. То есть можно было понять, что они легли на сердце наших воинов, укрепляют их сейчас. Мы молимся о наших воинах ежедневно в каждом храме нашей епархии за каждым богослужением. Думаю, такое наше духовное единение, несмотря на большое расстояние, служит им во укрепление.

– Мне кажется, что сегодня мы переживаем время патриотического подъема, который сплачивает наше общество. Что такое патриотизм, на Ваш взгляд? Что значит быть патриотом своей Родины?

– Это, наверное, значит быть полностью влюбленным в свою Родину, быть полностью преданным ей и каждый день, каждое мгновение своей жизни рассматривать как часть истории своей Родины. Если именно с таким подходом каждый человек будет относиться к своей жизни, то она будет настроена только лишь на созидание.

Древняя святоотеческая мудрость говорит: «Начни преображать мир с самого себя». Наверное, тот, кто себя называет патриотом своей Родины, должен ориентироваться именно на преображение жизни своей души, начиная с себя, облагораживая все вокруг, созидая, приумножая славу предков, создавая что-то новое от себя. И в этом будет проявление любви к своей Родине. Это и есть подлинный патриотизм.

Владыка, в поселке Известковом вашей епархии освящен храм в честь древних и новых святых. Об этом говорится на сайте епархии. Расскажите об этом храме.

– Долгое время в поселке Известковый был небольшой приход в честь древних мучеников Флора и Лавра. Из их жития известно, что они были камнетесами, а поселок Известковый у нас славится тем, что там есть большие залежи полезных ископаемых, там добывают камень (в частности, брусит). И посвящение храма именно древним мученикам, которые при жизни были камнетесами, здесь было вполне оправданно, когда возникло решение о создании этого прихода.

Но поселок Известковый еще является нашей местной Голгофой. Это место, где находилась лагерная больница, в которую помещали ссыльных, проходящих по этапу в Бамлаг. И в числе таковых было восемь человек, которые прославлены в лике новомучеников и исповедников Церкви Русской. Наличие этих восьми святых стало у нас основанием для того, чтобы обратиться с рапортом к Святейшему Патриарху Кириллу и испросить его благословения учредить Собор святых Биробиджанской епархии. Хотя эти святые не являются уроженцами нашего региона, но они были сосланы на Дальний Восток, претерпели страдания за Христа и своей кровью свидетельствовали об истине.

Поэтому мы решили заложить новый храм и посвятить его двум древним святым Флору и Лавру, а также восьми новомученикам, которые пострадали в Известковом. Маковка небольшого купола, который венчает этот храм, украшена десятью звездами, что тоже по-своему символично, поскольку данный храм посвящен десяти мученикам. Это удивительное место, там какой-то особый дух, по-особому всегда проходят богослужения, совершается молитва.

И этот храм у нас еще ознаменован принесением иконы Божией Матери «Благодатное Небо». Ее нам подарили петербуржцы: протоиерей Геннадий Беловолов, который является хранителем Мемориального музея-квартиры святого праведного Иоанна Кронштадтского, и его сподвижники. Они собрали средства и написали икону Божией Матери «Благодатное Небо». А именно перед этим образом святой праведный Иоанн Кронштадтский совершил сорок литургий незадолго до своей смерти. Он имел особое отношение к этой иконе.

Наши добрые попечители из Петербурга приняли решение подарить нам огромный список с этой иконы, которая попала к нам по небу, на военном самолете. Мы ее поместили в храм поселка Известковый, поскольку это место, где молились и претерпевали страдания новые мученики. Их кровь стала семенем для возрождения церковной жизни. И видимое благословение святого праведного Иоанна Кронштадтского, который молился о величии России, о том, чтобы она была укоренена и всегда пребывала в православии, также пребывает в этом храме.

– Биробиджанская епархия сотрудничает с движением «Отцы России». Что предполагает такое сотрудничество?

– Это соглашение явилось не декларацией о намерениях, как это обычно бывает при подписании соглашений о соработничестве, а своего рода фиксацией уже имевшегося опыта. Мы давно взаимодействовали, до подписания этого соглашения, с региональным отделением «Отцы России» в деле окормления многодетных семей, попечения о тех семьях, где отец без супруги воспитывает многих детей. Это соглашение дало новый импульс нашей работе. Всегда очень радостно взаимодействовать с региональным отделением. Это действительно настоящие отцы России во главе с председателем регионального отделения, который является прихожанином нашего Благовещенского кафедрального собора.

Главный посыл – это, конечно, помощь людям. Люди нуждаются в разной помощи, и оказать ее можно порой только лишь во взаимодействии, в соработничестве, в совместном привлечении ресурсов. С «Отцами России» это хорошо получается, конечно же, по Божьему благословению.

– Есть ли какие-то особые торжественные церковные дни, которые отмечаются сугубо только в Биробиджанской епархии и являются очень важными для региона?

– Конечно, это день создания епархии, день освящения кафедрального собора. Но мы совершаем дважды в год, а именно в июне и в октябре, особые службы в нашем женском Свято-Иннокентьевском епархиальном монастыре. Дело в том, что на подворье монастыря пребывает чудотворный список иконы Божией Матери «Достойно есть». И в день празднования этой иконы, 24 июня, мы совершаем службу по полному уставу – настоящее всенощное бдение. И в день основания этого женского монастыря, 28 октября, также совершается богослужение по полному чину.

Несмотря на то, что эти службы продолжительные (начинаются вечером и заканчиваются утром, то есть охватывают два часа до полуночи и всю ночь), они очень востребованные у прихожан. И те, кто хочет действительно погрузиться в такую продолжительную молитву, подъять молитвенный труд, с радостью приезжают в монастырь на эти богослужения. Наверное, это одна из наших отличительных литургических особенностей.

– Также хотелось бы затронуть и темы, о которых Вы ранее говорили в своих интервью. В одном из них Вы сказали о том, что смерть условна. Православный человек, конечно же, это хорошо понимает, ведь за порогом смерти наступает новая жизнь. Но почему для человека светского разговор о смерти чаще всего табуирован? Почему даже говорить об этом в обществе не принято?

– Конечно, это от того, что многие люди не знают правильного ответа на вопросы, связанные со смертью. Мы, как православные люди, конечно, знаем, что это лишь переход от жизни временной к жизни вечной. Мы знаем, что Христос Своей смертью и воскресением попрал власть смерти в мире. И те, кто желает приобщиться к благодатным плодам Воскресения Христова, не имеют никаких препятствий для этого.

Конечно, по-человечески очень тяжело переживать утрату близкого человека. Очень сложно подобрать слова утешения для тех, кто приходит, свидетельствуя о горе, о печали, о потере близкого человека. По-человечески, наверное, всегда будет горько расставаться с близким на долгое время. Но в свете православного вероучения и той надежды, которую нам дарует Господь Бог, эта печаль должна растворяться все-таки радостью ожидания встречи с усопшим человеком.

Порой для приходящего в печали человека достаточно сказать, что у него не теряется связь с его усопшим сродником. Он может сделать для него сейчас, после его смерти, гораздо больше, чем делал при его жизни: возносить молитвы, совершать милостыню в его память, помогать душе усопшего пребывать в мире ином в радости, вознося свои молитвы, поддерживать связь с ним. И тогда человек почувствует, что обыденное понимание смерти будет полностью растворяться правильным с точки зрения нашего вероучения пониманием этого этапа в бытии человека.

Отсутствие власти смерти над каждым из нас – это, конечно, то, что дает силы для жизни. А самое главное – это то, что дает стимул трудиться и жить так, чтобы заслужить именно благую участь. И даже если у кого-то это при жизни не получается, то многое в изменении участи человека могут сделать его усопшие сродники. В этом смысле на каждом из нас большая ответственность.

– Мне недавно сказали: умрешь, пройдет девять дней – и все, никто больше о тебе не вспомнит. Отсюда у меня родился такой вопрос: а должны ли мы в своей жизни стремиться жить так, чтобы нас потом долго вспоминали? Или это скорее из области гордыни?

– Мне думается, что мы должны жить чисто, свято и стремиться к тому, чтобы наша кончина была безболезненной, непостыдной, мирной и чтобы мы заслужили доброго ответа на Страшном судище Христовом. Не нужно печалиться от того, что кто-то тебя забудет.

Когда мы совершаем богослужение в поминальные субботы, то всегда можно видеть обилие имен в записках. Причем часто там встречаются имена, которые сейчас практически не используются людьми при наречении имен новорожденным. Это говорит о том, что сохраняется память о давно живших сродниках. Никуда из души и сердца человека не уходит имя родственника, близкого, знакомого.

И до тех пор, пока возносится молитва, благо Церковь дает очень много поводов для того, чтобы об усопших вспоминали, память о человеке сохраняется. Если кто-то желает приобрести молитвенников о своей душе, то, думаю, здесь простор для разных добрых трудов. Говорите добрые слова, помогайте людям, поддерживайте их, уделяйте им внимание, и память о вас будет вечной.

– Также Вы сказали о том, что наши молитвы помогают душам усопших. А помогают ли наши молитвы тем, кто покинул эту жизнь сам, совершив грех самоубийства?

– Я думаю, что помогают, поскольку об этом многократно говорят святые люди и наши подвижники благочестия XX столетия, авторитет которых безупречен. Конечно, очень печально, и это большая трагедия, когда человек самовольно завершает свой земной путь. Наверное, когда душа такого человека выходит из тела, приходит печальное осознание поспешности совершенного деяния. Но, как известно, персть во гробе не поет и прегрешений не избавляет, человек уже ничего не может сделать в плане изменения своей участи. И те, кто остается на земле, своей молитвой могут очень многое сделать для данного человека.

Когда мы соприкасаемся с прихожанами или с людьми, которые заходят в храм именно в связи с печальным поводом и спрашивают, что можно сделать, то всегда призываем их к молитве. Можно возжигать свечи об упокоении данного человека, совершать милостыню в его память, просить других людей молиться о нем. И мы никогда не должны бояться молиться за других. Есть такое заблуждение, когда говорят, что если ты будешь молиться за того, кто неправедно жил или завершил свою жизнь самоубийством, то к тебе перейдут его грехи и будет какая-то беда. Это, конечно, не так с точки зрения православного вероучения.

Мы должны помогать тем людям, которые ошиблись, совершили такую роковую ошибку. И, надеясь на милость Божию, на то, что Господь является Милосердным и Праведным Судьей, верить, что молитвы, возносимые за самовольно окончившего жизнь человека, свой добрый плод, несомненно, принесут.

Ведущий Сергей Новиков

Записали Нина Кирсанова и Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать