Беседы с батюшкой. «Всякий человек – ложь?». Игумен Филарет (Пряшников)

1 апреля 2022 г.

– Тема сегодняшней передачи – «Всякий человек – ложь». Каждый раз, когда мы слышим фразу всяк человек ложь,  даже не задумываемся о том, что это псалом 115; и эту фразу произносит псалмопевец, который жил задолго до Христа. Это одна из самых употребляемых фраз, и даже при светском общении она звучит. Первый вопрос, который возникает, так ли это? Всякий ли человек – ложь? На мой взгляд, это очень серьезное обвинение. Лживый, льстивый и т. д. – это имена врага человеческого. Неужели так все плохо?

– Начну с истории из жизни. Буквально на прошлой неделе ко мне приезжали волонтеры из Санкт-Петербургского объединения «Доброе дело». В непринужденной беседе мне был задан вопрос: «Как Вы относитесь к переводу богослужения на русский язык?» Как человек, выросший на богослужебном языке, который звучит сегодня в храмах, может отнестись к этому? Конечно, я сказал: «Безусловно, мы не должны потерять этот язык,  должны ему учиться». Так и здесь.

Существует следующая проблематика: книги Священного Писания переводились несколько раз. В III веке до Р. Х. Птолемей переводит основные книги еврейского народа с иврита на греческий. Была ли там соблюдена точность перевода? Сложно сказать. Я всегда говорю: если вы дадите трем-четырем переводчикам один текст и попросите их перевести, никто ведь слово в слово не переведет. У всех будут неточности, потому что любое слово имеет определенное понимание в том или ином контексте. Потом были наши Кирилл и Мефодий, которые перевели 70 толковников на наш родной славянский язык. Возможно, они сверялись еще с каким-то имеющимся текстом. А в XIX веке Священное Писание переводится уже на русский язык.

Здесь мы должны понимать, что определенная проблема есть в неточности перевода. Это не неправильность перевода, а неточность подбора слов. Кто-то из толкователей перевода фразу всяк человек ложь понимает так, что каждый человек ненадежен. Я бы пошел в этом направлении. Есть еще вопрос исторического момента этого текста. Ведь замечательно толкует это место Иоанн Златоуст. Он пишет исторический контекст: пророк стоит на камне, видит, как еврейский народ побежден иноплеменниками, как он погибает, и говорит: Веровах, темже возглаголах, аз же смирихся зело. Аз же рех во изступлении моем: всяк человек ложь. Исступление – это некое поражение, удивление, некое бесчувственное состояние. Когда он видит поражение своего народа, говорит: всяк человек ложь, то есть «мы поражены». Человеческие силы в отличие от Божественных сил имеют ограничения.

Эту фразу лучше всего понимать следующим образом. Во-первых, любой человек ненадежен. Это самое важное, что мы должны понимать, читая этот псалом. Во-вторых, если уж рассуждать о жизни, человек – существо непостоянное. Зачастую, совершая грехи, он иногда идет и на ложь, и на подкуп, и на прочее. Мы меняем свое мнение в зависимости от обстоятельств, различных жизненных ситуаций, которые  переживаем.

Поэтому псалмопевец Давид прав. Он видит ограниченность человеческой природы, человеческой жизни, и в этом своем чувстве он призывает нас все это соотносить с могуществом Господа Бога. Потому что человек может изменяться, а Бог никогда не будет изменяться. Это мое видение, толкование. Поэтому я бы на этот вопрос ответил так, что человек не может положиться в беде только на себя. В беде нужно полагаться на Господа Бога.

– Все правильно. Мы понимаем, что нужно уповать на Бога.  Наверное, с этим никто не будет спорить. Но здесь есть еще один очень сложный момент. Если мы воспринимаем человека как обманывающегося, ненадежного, тогда можно себе представить, что каждый человек может ошибаться, в том числе сам псалмопевец. Ведь он тоже был человеком, и он тоже мог ошибаться. Когда мы читаем толкование, какого цензора надо включить внутри себя, чтобы отделить ложь от истины? Ведь мы же во всем ошибаемся. Когда мы просто живем, мы тоже ошибаемся. Нам нечасто удается уповать на Господа по причине того, что быт и жизнь  (по причине того, что мы плотские) во многом нам мешают и разрушают наше желание пустить Бога внутрь себя.

– В Ветхом Завете есть очень много таких интересных премудростей, которые мы можем применять в современной жизни. Екклесиаст сказал: Суета сует, все – суета и томление духа. Можно сказать, что это характеристика жизни человека, который не верит в Бога. А еще в псалме 38 есть такие слова: совершенная суета – всякий человек живущий. О чем мы говорим? Если мы понимаем свою жизнь и ставим определенные цели, которые не отражают нашей веры, то мы суетимся, всуе ведем свою деятельность. Мы зачастую поддаемся тем веяниям, которые имеются в обществе. Мы, может быть, на людях соглашаемся с тем, с чем никогда бы не согласились, если бы остались наедине с собой и с Господом Богом.

Всякий человек непостоянен, всякий человек – суета. Мы живем в обществе и, безусловно, можем давать оценку поведению тех людей, которые находятся рядом с нами. Но всегда нужно помнить о милосердии Господа, которое изливается на каждого из нас. Нужно помнить, какими мы были до прихода к Нему и какими стали, помнить, что Господь простил то, что мы совершали до крещения. Эта мысль очень важна в понимании этого контекста: несмотря на то, что мы можем обманывать, поступать несправедливо,  впадать в тяжкие грехи по отношению друг к другу, мы можем измениться. Человек может совершенно преобразиться, и вместо лжи появляется правда, вместо жизни не по Богу появляется совершенно иное устроение мыслей и желаний.

Мы часто боимся молчать. А иногда в молчании заключается вся глубина и мужество. Конечно, легче что-то наговорить, высказать. Высказал, и стало легче на душе. Почему часто сначала нужно подумать, прежде чем что-то сказать? Потому, что мы можем что-то нафантазировать и выдать это за правду. Тут тоже появляется ложь. Вот это непостоянство в человеке, постоянная борьба греховного человека и человека, обновленного во Христе, заставляют нас всегда ходить по острию ножа.

Как общаться с человеком, который ведет неправильный образ жизни? С одной стороны, можно все бросить и сказать: «Ты мне не нужен. Мы с тобой не друзья». Можно смириться, а можно попытаться молиться за этого человека и на что-то не обращать внимание. Понятно, что терпение у человека не безгранично. Иногда нужно просто остановиться и серьезно поговорить: «Почему ты обманываешь? Почему так себя ведешь?»

– Вопрос телезрителя из г. Владимир: «Скажите, насколько в семейной жизни и в отношениях с детьми, внуками уместна ложь во спасение? Мы, наверное, сильно грешим в этом. Иногда детям насочиняешь с три короба, чтобы их от чего-то увести. Ведь это бытовая ложь. Насколько это вообще опасно?»

– Нужно понимать, что мы должны каяться в любом «неправдоглаголании», если допускаем что-то по отношению к близким. Особенно это бывает по отношению к неизлечимо больным людям. Мы, священники, с этим сталкиваемся. Мужчина заболел онкологией, а супруга не хочет говорить ему об этом. Она ему говорит, что все будет хорошо, что они будут бороться, лечиться, обязательно будут что-то делать. Потому что она понимает, что он сейчас не готов услышать этот приговор. Что ей делать? Сразу сказать все, как есть? Я думаю, что надо подготовить человека потихоньку, все это сделать аккуратно.

Что касается отношений с детьми и внуками, в любом случае нужно всегда стараться поступать по правде. Потому что дети очень многое замечают. Иногда наша ложь, которая, как мы думаем, во спасение, оборачивается, наоборот, недопониманием. Вообще свои отношения хорошо строить всегда на правде.

– У меня сразу возникает следующий вопрос. Есть выражение, что правду говорить легко и приятно. Иногда не сказать правду – это тоже, по сути, какая-то ложь...

– Жизненные ситуации бывают разными, но нам все-таки надо жить всегда по правде. Но готов ли человек услышать эту правду? Вспомните притчу Господа о сеятеле, который сеял семена. Ведь что-то подобное можно сказать о каждом человеке, живущем во Христе, который сеет эти семена другим. Кто-то жаждет эту правду услышать: «Скажи, почему я обижаю людей, почему так получается? Ты же со стороны лучше видишь». А другой скажет: «Попробуй сказать мне правду. Я тебе тогда такую правду покажу!»

– У Шварца есть замечательная пьеса, в которой королю премьер-министр сказал: «Я хочу сказать Вам правду: Вы гениальный правитель!» А король отвечает: «Всегда говори мне эту правду!»

Мы сегодня вспомнили не только строки 115-го псалма Давида, что всяк человек ложь, но и 38-й, и 70-й псалмы. Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых. Можно ли исключить вообще всяческое общение с людьми, которые могут принести в твою жизнь ложь или какие-то сомнения? Будешь жить один, соответственно, рядом с тобой не будет никаких лживых людей...

– Обращаемся к Евангелию. Господь говорит: Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный. Как толковать это? У святителя Иоанна Златоуста и других толкователей мы читаем, что должны побеждать искушения.

В это воскресенье, когда я говорил проповедь братии Староладожского монастыря, прихожанам, гостям, я вспоминал о преподобном Сергии, который основал Троице-Сергиеву лавру. Из истории этого монастыря мы знаем, что какое-то время с ним жил, по-моему, его брат, который постоянно его притеснял... И после одного случая преподобный Сергий, не беря с собой даже котомку, уходит из этого монастыря. Почему он уходит? Он не хочет быть предметом искушений...

Если тебе сложно, если видишь, что не можешь изменить человека, лучше отойти (не желая зла этому человеку и не блокируя номер его телефона), чтобы побыть какое-то время одному, что-то осмыслить, осознать, чтобы все остыли и пришли к единому знаменателю. Но мы сейчас говорим абстрактно. Ситуации бывают очень разные.

– Вопрос телезрительницы из Гомеля: «Если человек исповедовался, причастился и в этот же день погиб в автокатастрофе, его душа сразу попадает в рай? Так ли это? Второй вопрос: можно ли работать на огороде до Благовещения?»

– Знаете, так как мы живем в непростой век, для многих выходные – это время, когда можно заниматься семейными вопросами. Поэтому мы как священнослужители не ставим табу, чтобы в воскресенье ничего не делать дома.

Когда я жил на Сахалине, наблюдал, как благочестивые бабушки, матушки приходили с котомочками на раннюю службу, стояли на ней, исповедовались, причащались, а потом бежали на автобус и ехали на огород, чтобы помогать своим детям. Было такое сочетание: воскресный день отдать Господу Богу, помолиться, но и сделать добрые дела для своей семьи.

Что касается автокатастрофы, думаю, все со мной согласятся, что в такой ситуации Господь принимает людей сразу. Раньше среди народа существовало такое поверие: если человек умирает на Пасху, то какой бы он ни был грешный или другой веры, может быть,  автоматически попадает в рай. Такого не бывает. Но есть предание, что если человек Великим постом молился, причащался, постился и уходит из этого мира в светлый праздник Христова Воскресения, то он может почувствовать великий свет. Потому что Христово Воскресение – праздников праздник, победа жизни над смертью, победа Господа над силами ада, над силами дьявола...

Если мы причастились и именно в этот момент Господь нас забирает, то, во-первых, пришло наше время, Господь закрывает лист нашей жизни. Слава Богу, что человек умирает в мире со своей совестью, имея в себе залог будущей жизни. Потому что Тело и Кровь Христа – это залог будущей жизни, залог нашего воскресения. Господь в Евангелии говорит: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.

– Вспоминается блаженная Ксения, молившаяся за своего мужа, который перед смертью не исповедовался и не причастился. Она взяла на себя подвиг юродства и этим многих людей обратила к вере.

– Вот мы сейчас причащаемся по средам и пятницам на литургии Преждеосвященных Даров. А ведь история возникновения этих Даров интересна, уникальна. Эти Дары – Тело и Кровь Христа, которые человеку передавал пресвитер, любой христианин имел в своем доме в потаенном, сокровенном местечке. Когда человек узнавал, что сейчас придут воины и умертвят его за веру во Христа, он причащался и тут же погибал от меча или истязаний. В первые века христианства это было очень распространено. Вот откуда появились преждеосвященные Дары. Я читал об этом... Нужно беречь Тело и Кровь Христа и стремиться к причащению.

Всегда стоит задуматься: достоин ли я подойти к Чаше и причаститься?.. Люди иногда подходят на исповедь и говорят, что не вычитали каноны ко Святому Причащению. Спрашиваю, что делали. Женщина, например, отвечает, что с ребенком сидела – ребенок всю ночь не спал. И что? Я должен эту женщину выгнать? Никогда такого не будет.

– Вы сейчас сказали о литургии Преждеосвященных Даров. После того как мы причащаемся на литургии, мы пытаемся как можно дольше сохранить в себе Причастие, но выходим из храма – и начинается...

Когда мы говорим, что всякий человек ложь, может быть, мы не верим самим себе? Насколько мы должны не просто возлюбить себя, но научиться прощать себя? Сейчас это одно из самых обсуждаемых направлений – прощать себя. Насколько можно научиться прощать себя? И как это сочетается с покаянием?

– Зачастую наш внутренний греховный человек говорит нам, что если мы так поступаем, то и другие такие же. Человек из благого сердца выносит благое. У хорошего и доброго человека все добрые и хорошие; он никогда не будет никого осуждать, как бы плохо и тяжко ни жил в этом мире. А у злого человека все злые, он всех осуждает, по себе мерит всех остальных. Это очень опасно.

Все люди совершенно разные. Если ты себе что-то разрешаешь, то другой человек никогда себе такого не позволит. Очень важно понимать, что все люди несовершенны, но нельзя мерить других по себе. Мы всегда говорим, что нужно других принимать такими, какие они есть. Я не говорю, что нужно оправдывать грех. Когда совершается грех, христианин должен не возвышать свой голос, не пускаться в драку, защищая истину, но хотя бы замолчать.

Иногда можно молча уйти, например. Вспоминаю случай, который произошел в жизни Алексия II. Его пригласили на какой-то концерт (который проходил, может быть, в Кремлевском зале), где было огромное количество чиновников. И один артист со сцены начал оскорблять Церковь. И я читал, что Святейший встал во время концерта, развернулся и ушел. Надо иметь мужество, чтобы встать и уйти…

– Мы отмечаем 130-летие со дня рождения митрополита Гурия, который жил во времена так называемой христианской оттепели. Но, как сказал владыка Назарий, времена хрущевской оттепели для Церкви были временем суровой сибирской зимы. Служение в такое лживое время! Противостояние и служение... Нас многие упрекают, когда мы, христиане, не возвышаем свой голос в той или иной ситуации. Можно ли усилить молитву, пост, общение с теми людьми, которые тебе не кажутся лживыми и которых ты можешь назвать братьями?..

– Такой диалог возможен с теми, кто тебя понимает, кто хочет тебя слышать. Ведь есть люди, не желающие знать твоего мнения, потому что их мнение для них – закон. Уходя от такого, мы всегда в сердце совершаем молитву и говорим: «Господи, вразуми его». Потому что понимаем: если человек так и дальше будет продолжать, ничем хорошим это не закончится. Мы должны помолиться. Мы никогда не должны быть безучастны. У каждого в жизни случаются какие-то конфликты, недопонимание; нет человека, который в жизни ни с кем бы не поругался. Но когда происходит такое событие, оно показывает нашу греховную, несостоятельную, нетерпеливую натуру. Я, например, сам бываю нетерпеливый, борюсь с этим всю свою жизнь, осознаю свой недостаток. Главное, чтобы мы видели свои недостатки и старались делать так, чтобы эти недостатки не вредили другим людям.

– Вопрос телезрителя из Сарова: «Приходят на ум слова апостола Павла из Послания к Римлянам: доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. То есть человек, в моем понимании, всегда не тот, кем хотел бы быть. Получается, ложь в некотором роде».

– Это удивительные слова апостола Павла. Безусловно, он говорит о грехах, греховной жизни человека. То есть то, к чему человек предназначен Богом, он не исполняет. Например, не может сохранить свой целостный мир, не может хранить свое сердце в чистоте, потому что греховные, хульные мысли возникают. А то, что вредит, с удовольствием может делать.

– С наслаждением.

– Когда человек подвергает себя опасности (например, не соблюдает режим, злоупотребляет чем-то), ведь он понимает, что это его погубит. Апостол Павел здесь говорит о греховности человека. То есть мы не должны быть проповедниками греха. Есть вещи в нашей жизни, сокровенные, которые никто никогда не должен знать, кроме Господа Бога. Твои недостатки, грехи не должны быть проповедью для других людей, что воровать или вести распущенный образ жизни, например, – это нормально. Этого не должно быть в человеке; об этом апостол Павел и говорит.

– В молитвенном правиле есть молитва со словами: Господи, или хощу, или не хощу, спаси мя. Мы в этом случае признаем свое недостоинство, непонимание? Можно же сказать: я хочу, Господи, спасения!

– Когда сопротивляешься, Бог не будет спасать. Я не могу сейчас вспомнить точное толкование этих слов, но эта каждодневная молитва говорит о том, что даже если не получается исполнить то, что Господь хочет от тебя, просишь Его: «Помоги мне это исполнить, направь меня. Я хочу спасения, но есть вещи, которые я не могу преодолеть в себе, помоги мне, Господи, их исправить». Но это не противление, когда человек противится спасению: мол, не хочу я быть добрым и так далее. Нет. Здесь имеется в виду: если что-то не получается – «помоги мне, Господи».

– Очень благодарен за это объяснение, потому что, честно говоря, всегда было некое недоумение по поводу этих слов.

Если представить, что всякий человек ложь, то, может быть, стоит оставить какие-то сомнения и просто исполнять все на автомате, исключив всяческое размышление?

– Нет. Человек – разумное существо. Господь наделил нас разумом, свободой и волей; в нас все это сочетается. Размышляя в правильном русле, наблюдая за своей жизнью как бы со стороны, мы научаемся преодолевать свои несовершенства. Мы должны рассуждать, должны думать. Иначе зачем тогда вера? Зачем Господь? Господь говорит: изменись, человек; ты должен поменяться. Ради чего? Конечно, ради себя и ради Господа, чтобы быть достойным сыном Божиим. Ведь Господь называет нас детьми, мы для Него дети. И мы к Нему обращаемся: «Отец наш Небесный».

Мы не должны отчаиваться из-за поражений, не должны говорить: мол, не получается – и не надо, не хочу. В человеке есть вера, надежда, любовь – три христианские добродетели. Вера: я верю в Бога. Есть надежда, что буду спасен. Надежда – это внутреннее понуждение себя ко спасению. Господь обязательно обратит на тебя внимание, Он все про тебя знает, Он никогда не осудит... Но – с одним условием: если будем бегать греха, чтобы не быть на стороне тьмы, а быть на стороне света.

В Священном Писании написано, что Бог единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Но мы являемся сопричастниками Его Божественного света. Будем стараться бороться, пока дышим, пока живы. А суд отдадим Господу Богу – Он Сам рассудит, чего мы будем достойны.

– Каждый из нас боится. Мы говорим: вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему, в страсе Твоем... Мы в какой-то степени понуждаем себя к молитве. Чтобы молитва стала как дыхание, нужно, наверное, несколько десятков лет, чтобы хоть как-то приблизиться к этому состоянию. Если молиться трудно и человек оставляет этот труд (что часто бывает), как вернуть молитву?

– Мы говорим о духовной жизни человека, о постоянной борьбе, которая происходит в нашем сердце. Есть случаи, когда люди уходят из Церкви, отходят от Бога, при этом говорят, что они атеисты, что разочаровались, выплескивают свое недовольство на окружающих. Это их личная проблема, личная трагедия. И дойти до этого не пожелаешь никому, потому что это очень страшно. Я могу предположить, как это – жить без Бога, жить в пустоте. Это страшно.

– Это ад, наверное.

– Наверное, да. Молитва – это постоянное пребывание с Господом, постоянное понимание, что Он рядом. Мы не начинаем день, пока не обратимся к Нему: «Господи, благослови!» Мы садимся в машину или самолет и осеняем себя крестным знамением: «Господи, благослови». Это религия на бытовом уровне. А есть внутренняя жизнь человека.

К сожалению, мы живем в такое время, когда нет духоносных людей. Но их никогда не было много. Святоотеческое предание собирается по крупицам.

Вернуться к молитве придется, потому что молитва необходима нам как воздух. Пусть будет маленькая молитва: «Господи, благослови! Господи, помоги!» Среди дневной суеты можно вспомнить о Боге и помолиться за близкого. Бывает, работаешь в кабинете в монастыре или куда-то едешь, и приходит сообщение: «Батюшка, помолитесь, пожалуйста, за сына моего». Я же не могу открыть акафист и тут же начать читать. Я говорю: «Господи, помоги рабу Божьему Николаю». Эта молитва тоже засчитывается.

– Подведем итоги нашей передачи. Наверное, можно сказать, что не всякий человек ложь. Каждый человек может обманываться, каждый может быть ненадежным, но каждый может стать надежным, не обманывать и не обманываться. Но для этого надо трудиться...

– И пройти длинный путь.

– Знаю, что вы смогли провести в монастыре воду, поэтому там теперь хорошо и удобно. Можно приезжать в монастырь и молиться вместе с братией. Как обстоят дела в монастыре?

– Наш пост начался прибавлением: по благословению владыки митрополита я в своей жизни совершил первый иноческий постриг – у нас появился инок, мы его называем Николай. Это хороший знак и хорошее начало. Потому что братия должна умножаться. Монастырь готовится к лету, у нас многое запланировано. Мы готовимся принимать гостей, туристов, паломников.

Монастырь продолжает свое многовековое шествие в истории. Мы не знаем, когда он возник, кто его основал. Пусть сегодня нас немного – всего шесть монахов в нашей обители, но мы тоже совершаем молитвы за людей. Поминовения приходят со всего мира, из-за границы, из разных регионов. Мы все с удовольствием принимаем, молимся и благодарим за помощь наших дорогих христиан, братьев и сестер. И приглашаем желающих приехать в Старую Ладогу, в наш Никольский монастырь, посетить наши святыни.

– Спасибо! Благословите наших телезрителей.

– Желаю мира, любви и Божьего благословения. Всё мы можем, как говорит апостол Павел, если с нами Господь. Всего вам доброго!

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Таисия Зыкова и Нина Кирсанова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать