***
1. В этом двухтомном издании представлен труд профессора Императорского Юрьевского университета, магистра богословия, бывшего доцента Киевской Духовной Академии протоиерея Арсения Царевского. Его сочинения были широко известны до революции, причем «Уроки по Закону Божию», в силу их неоценимой пользы, переиздавались многократно. Выходили они пятью выпусками под названием «Уроки по Закону Божию, способствующие усвоению Пространного Христианского Катехизиса Православной Церкви» и специальным определением Святейшего Синода были рекомендованы в качестве учебного пособия в духовных училищах. «Уроки г-на Царевского дают знание истин веры достаточное и чисто православное и удовлетворяют религиозному чувству» — так говорилось в заключении Учебного Комитета при Святейшем Синоде.
2. Со слов издателей, протоиерей Арсений Царевский родился 13 марта 1853 года в слободе Нижне-Ольховая Донецкого округа Донской епархии. Начальное образование получил в Усть-Медведицком духовном училище, затем в Донской духовной семинарии. Спустя год после завершения семинарского курса поступил в Киевскую Духовную Академию. В высшей школе специализировался на богословском отделении по наукам Священного Писания Ветхого и Нового Заветов и древнееврейскому языку. Еще до окончания Академии представил магистерскую диссертацию на тему «Происхождение и состав 1-й и 2-й книги Паралипоменон», защитив которую, был удостоен степени магистра богословия и словесных наук.
3. По окончании академии приказом Обер-Прокурора Святейшего Синода Царевский был назначен на должность смотрителя Черкасского духовного училища. С 1884 по 1891 год преподавал в Киевской Духовной Академии на кафедре Священного Писания Ветхого Завета. В 1891-м Арсений Семенович был рукоположен во иерея, а вскоре возведен в сан протоиерея и включен в состав Киевского духовно-цензурного комитета. В 1900 году за научные труды в области палестиноведения был избран пожизненным действительным членом и уполномоченным Императорского Палестинского общества. Скончался в 1917 году.
4. Научное и литературное наследие протоиерея Арсения включает историко-богословские и историографические труды, учебные пособия и проповеди. Его библиологические работы были высоко оценены специалистами, а за статьи о Пятикнижии Моисея он был удостоен Советом Киевской Духовной Академии премии Михаила, епископа Курского. Первый выпуск «Уроков по Закону Божию» получил официальную рекомендацию Святейшего Синода и Министерства народного просвещения и выдержал пять изданий. Остальные выпуски были одобрены многими архиереями и епархиальными училищными советами как учебное пособие для общеобразовательных духовных и светских школ и переиздавались четырежды до 1904 года.
5. Вкратце расскажем о всех пяти выпусках этого издания. В первом из них автор раскрывает нам обязанности звания христианского, говорит о христианской вере и исповедании ее, о Священном Писании и Священном Предании. Большую часть выпуска посвящает объяснению Первого члена Символа веры, в котором говорится о Первом Лице Святой Троицы Боге-Отце. Как пишет автор, «в молитве Господней мы взываем к Богу: «Отче наш!» Если же Бог есть наш Отец, то мы — дети Его и составляем предмет Его отеческой любви. От Него, Небесного Отца нашего, мы имеем всё, ибо Он сотворил, даровал нам душу и тело: глаза, уши и все телесные члены, разум и все духовные силы. При этом Он во всякое время нас сохраняет и нами управляет. И все это наш Небесный Отец делает по одной отеческой любви и милосердию к нам.
6. Уже при объяснении первого Символа веры читатели, по словам автора, узнают эту утешительную истину, при мысли о которой нельзя не воскликнуть вместе с псалмопевцем Давидом: «Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его». Но при объяснении первого же члена Символа веры мы узнаем также и другую истину, именно ту, что Бог делает все это без всякой заслуги с нашей стороны. Как грешники, мы заслуживаем только наказания у Бога, но не благодеяний. Грех есть величайшее зло, величайшее бедствие в мире, ужаснейшая болезнь души, тягчайшее рабство. Что было бы с нами, если бы у нас не было Врача, который мог бы даровать нам в таком состоянии врачевство; Спасителя, который мог бы даровать спасение? Тогда мы были бы людьми самыми несчастными как в настоящей, так и в будущей жизни.
7. Но Бог и Отец, даровавший нам жизнь и промышляющий о нас, даровал также нам Врача душ наших, Спасителя от грехов, ибо милосердие Божие так велико, что Он не хочет, чтобы кто-либо погиб, но, чтобы каждый обратился от пути своего и жив был. «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Объяснению учения христианской веры о единородном Сыне Божием, Втором Лице Святой Троицы Господе Иисусе Христе - полностью посвящен второй выпуск «Уроков Закона Божия». Это учение, как известно, изложено в следующих (со второго по седьмой) членах Символа Веры.
8. Третий выпуск обозревает оставшиеся пять членов Символа Веры и соответственно рассказывает о Третьем Лице Святой Троицы – Святом Духе, а также о Таинствах Православной Церкви, о воскресении мертвых, о состоянии душ умерших до всеобщего воскресения, о жизни будущего века. В четвертом выпуске автор раскрывает суть христианской надежды, говорит о молитве вообще и объясняет молитву Господню и Заповеди Блаженства. В пятом – размышляет о христианской любви и заповедях Закона Божия.
***
По словам автора, «знание о Боге и о том, что требуется для угождения Ему, мы можем получить из рассматривания видимой природы, из голоса нашей совести и преимущественно из Слова Божия». Кроме того, предметы, вера в которые необходима для угождения Богу и спасения души, изложены отцами Первого и Второго Вселенских соборов в Символе веры. Уверенность во всех этих предметах и составляет ту веру, которая необходима каждому христианину. Вера эта есть вера православная христианская. Без нее нет никому спасения». И об этом напоминает нам протоиерей Арсений Царевский на страницах своего труда, который не утратил своей актуальности и сегодня. Книга «Уроки по Закону Божию» будет интересной и полезной для самого широкого круга читателей, а также может послужить учебным пособием как для светских, так и для духовных образовательных учреждений.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом
Учимся растить любовью. Воскресенский Смольный собор Санкт-Петербурга
Вопросы веры. 9 мая 2024. Беседа с митрополитом Пензенским и Нижнеломовским Серафимом
У книжной полки. Прощание славянки
Библейские крылатые выражения. До кровавого пота
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!