Учимся растить любовью. Воскресенский Смольный собор Санкт-Петербурга

9 мая 2024 г.

О Воскресении Христовом детям и взрослым, в том числе тем, кто не знаком с евангельской историей, может поведать само храмовое пространство и предметы в нем. Именно так построена пасхальная экскурсия в Воскресенском Смольном соборе, одном из самых красивых соборов Санкт-Петербурга. Проводит ее специалист детского центра образовательных экскурсий. О работе центра и его миссии расскажем в нашем выпуске.

Празднование Пасхи – это и великопостные богослужения, и пасхальные богослужения, и пасхальная трапеза. Но есть семьи, где Воскресение Христово не празднуют. Однако сказать о празднике и таким детям можно. Как? Расскажем в нашем сегодняшнем выпуске.

Величественный Смольный собор: творение Растрелли, памятник архитектуры. Мимо не пройти. Но не все знают, что его полное название – Воскресенский всех учебных заведений Смольный собор.

Экскурсовод:

– Ребята, вы, наверное, забыли, что Смольный собор освящен в честь Воскресения Христова. А Воскресение Христово и есть праздник Пасхи. Получается, что Смольный собор – это пасхальный храм. В этом храме сегодня и будет наше пасхальное занятие. А стоим мы возле чего? Что это у нас такое красивое за стеклом?

Дети:

– Это Смольный собор.

Экскурсовод:

– Это Смольный собор и весь комплекс – Смольный монастырь. Ведь собор строился не отдельно, а строился целый монастырский комплекс.

О Воскресении Христовом Смольный собор будто сам свидетельствует, а гиды, как проводники, вводят в евангельскую историю через экскурсию, игру, мастер-класс, образовательный квест. Вариантов множество.

Дьякон Роман Катаев, помощник настоятеля Смольного собора:

– В Воскресенском Смольном соборе у нас всегда Пасха. Мы стремимся и в течение всего года приветствовать всех пасхальным приветствием «Христос воскресе!» И в течение всего года, объясняя название нашего Воскресенского собора, стремимся пояснять суть евангельского события, которое изменило весь ход истории человечества, – воскресения нашего Спасителя. Не случайно стали возникать и освящаться многие храмы в честь Воскресения Христова. Это событие носит чрезвычайно важный общеисторический характер, и мы здесь стремимся о нем рассказывать разным языком.

Конечно, приходят наши прихожане, многие из них – дети, они тоже участвуют в наших программах, в том числе в программах Детского центра образовательных экскурсий. Но мы рассчитываем во многом и на ту аудиторию, на тех людей, которые приходят в Смольный собор, чтобы только познакомиться с ним как с памятником культуры, архитектуры. Через это знакомство, через этот культурный пласт мы стремимся познакомить людей и с традицией православия, потому что это неотъемлемая часть нашей культуры. И здесь тема Пасхи, тема Воскресения Христова занимает, конечно, одно из центральных мест, как и в вероучении Православной Церкви.

Наши экскурсоводы, имея опыт работы с самой разной аудиторией, на каждой экскурсии на общедоступном языке в культурно-историческом контексте рассказывают о православной традиции и о воскресении Христовом. Перед Пасхой и в пасхальные дни мы стремимся делать отдельные экскурсионные программы, посвященные воскресшему Спасителю, на основе существующих в храме элементов, икон, на основе пасхального особого украшения храма, на основе той плащаницы, которая выносилась и была занесена в праздник Пасхи в алтарь. Мы показываем плащаницу нашим посетителям, рассказываем о смысле происходящего здесь, стремимся всех приветствовать пасхальным приветствием и передавать эту радость.

Особенно детям всегда очень важно получить некое эмоциональное восприятие происходящего, почувствовать теплоту и внимание, которые наши экскурсоводы, наши педагоги обращают к ним, особенно в пасхальные дни. Мы очень надеемся, что это восприятие, которое дети получают в Смольном соборе, они понесут с собой в жизнь и потом, повзрослев, вернутся сюда, чтобы более осознанно узнать о православной традиции. Или придут в другие храмы, обратятся к тем, кто сможет им уже более подробно и на более высоком уровне рассказать евангельскую историю и события воскресения Христова.

Ольга Владимировна Куковская, руководитель детского образовательного центра Смольного собора:

– Когда говоришь людям, что храм освящен в честь Воскресения Христова, что это пасхальный храм, видишь большое удивление на лицах не только детей, но и взрослых. Естественно, в пасхальном храме должно быть пасхальное занятие. У нас недавно появилось такое занятие, такая экскурсия, которую можно назвать «Урок в храме». Сейчас ведь это очень популярно: урок в музее, урок в храме, урок где-то на выезде. На примере Смольного собора, на примере икон, которые там находятся, мы знакомим ребят с праздником Воскресения Христова. Например, у нас есть экскурсия «Рождество Христово», где от малого мы выходим к большему, так и здесь мы начинаем разговор с пасхальных открыток. Каждый из ребят выбирает одну из открыток, объясняет, почему выбрал ту или иную. Начиная с пасхальных яиц, куличей, творожной пасхи, мы в итоге приходим к самому главному смыслу праздника. Потому что смысл праздника не в том, чтобы красить яйца, освящать их. Смысл – Воскресший Христос.

Экскурсовод:

– Ребята, мы видим на открытках символы Пасхи, это яйцо, кулич и пасха. Почему именно они являются символами Пасхи, мы сегодня с вами и постараемся узнать.

Многие дети, приходящие на занятия в Смольный собор, о Христе слышат впервые. Потому так важно, чтобы этот рассказ не просто запомнился, а остался в сердце.

Экскурсовод:

– Учил Он только хорошему, творил чудеса, потому что Он был не человеком, а Богом, Который пришел в мир. По преданию, Иисус Христос был распят именно на том месте, где был похоронен Адам, первый человек.

Рассказ о воскресении Христа оживает перед детьми, когда закрепляется личным участием в поиске изображений и предметов, иллюстрирующих это. Такие предметы можно найти в любом храме, а значит, в любом можно вовлекать детей в осмысление Пасхи. Правда, такого ангела, как в Смольном соборе, пожалуй, больше нигде не встретишь.

Ольга Владимировна Куковская:

– Этот ангел появился здесь несколько лет назад. Сначала он украшал купол православного храма святой Екатерины на Васильевском острове. Когда там начались реставрационные работы, ангела решили не возвращать на купол, сделали копию, а этого ангела передали Смольному собору. Видимо, этот ангел стал импульсом для создания музея ангелов, который планируется в Смольном соборе (в той части, как подниматься на звонницу).

На наших тематических экскурсиях, посвященных Рождеству, Пасхе, мы обязательно подходим к этому ангелу, обязательно про него говорим; можно сказать, он основной участник наших экскурсий для детей.

Когда ребенок не привык бывать в храме, первый интерес может быстро смениться скукой, но если предложить ему что-то найти, о чем-то поразмыслить, предложить поделиться своим мнением и внимательно выслушать его, то уйти ему точно не захочется.

Экскурсовод:

– Вам задание: в левом приделе, куда мы сейчас пойдем, нужно будет найти икону Воскресения Христова. Давайте попробуем найти эту икону.

В Детском центре Смольного собора образовательные экскурсии делаются с неизменным осознанием, что «образовательный» происходит от слова «образ».

Дьякон Роман Катаев:

– Смольный собор – это исторический собор, который имеет функцию образования и воспитания. Еще при императоре Николае I ему был присвоен статус собора всех учебных заведений. Такая работа началась, наверное, в 2015–2016 годах, когда собор передали Русской Православной Церкви, когда он был возвращен Церкви. В рамках просветительской работы собора, в рамках той деятельности, которая велась настоятелем протоиереем Петром Мухиным и духовенством собора, просвещение, направленное на молодое поколение, на учащихся, имело приоритетное значение. Оно развивалось в первую очередь, может быть, в отношении высших учебных заведений, в отношении студенчества, но и школьники, и учащиеся младшего возраста тоже должны были войти в это русло просветительского служения в Смольном соборе. Оно в разной степени происходило, происходит и сегодня. Одно из направлений такой просветительской работы – образование Детского центра образовательных экскурсий.

Ольга Владимировна Куковская:

– Основная возрастная аудитория детей, на которую рассчитаны экскурсии, – с 3-го по 5-й класс. Как известно, в этом возрасте и формируются основы нравственного поведения, ценностные ориентиры ребенка. Дети замечательно отзываются, это я вижу на своих уроках. То есть для них эти темы очень актуальны, им это очень интересно. Они видят пример. Например, на одной из экскурсий мы говорим о жизни Ксении Петербургской, что она сделала ради своего супруга. И в конце экскурсии я спрашиваю, что же такое любовь. И если в начале экскурсии дети дают очень пространные, поверхностные ответы на этот вопрос, то в конце некоторые сами говорят, что любовь – это жертвенность. И это дети 3–4-го класса.

Часто экскурсия для детей – это что-то скучное, когда тебе много о чем-то говорят. А тут мы с ними постоянно в диалоге, они выполняют какие-то задания, что-то делают. И им кажется, что это вовсе и не экскурсия. Дети замечательно все это воспринимают.

Экскурсии и квесты проходят не только в Смольном соборе, но и в других храмах города, а также по центру Санкт-Петербурга, по Невскому проспекту, по Летнему саду или вокруг Михайловского замка.

Дьякон Роман Катаев:

– Стало образовываться несколько циклов таких программ, которые ориентированы на прогулку и знакомство со Смольным собором, на классическую экскурсионную форму. Но и они адаптированы под школьные программы, под те предметы, которые преподаются в школах для детей, и это было очень важной целью. Мы приглашали сюда учителей, беседовали с ними, рассказывали о том, что есть у нас, и ждали обратную форму связи. Мы ждали, чтобы учителя, которые работают непосредственно с детьми, выразили свои потребности, свои цели от нашей деятельности. И, по-моему, стало получаться; общение, взаимный интерес стали давать плоды.

Ольга Владимировна Куковская:

– Практически 15 лет я занимаюсь тем, что рассказываю светским детям в обычных школах о православной культуре. Наши экскурсии – не религиозного характера, а именно просветительского. То есть мы обращаем внимание именно на светских детей, знакомим их с православной культурой, в то же время занимаемся духовно-нравственным воспитанием.

Наши экскурсии «городского цикла» имеют какую-то конкретную тему. Например, основная тема экскурсии-игры «Мои смолянки» – эмпатия, то есть сопереживание. Мы знаем, что в современном мире это очень важное свойство, и считается, что эмпатия – это преображение мира. В ходе этой экскурсии, когда наступает игровая часть, на примерах репродукций картин Дмитрия Левицкого «Смолянки» (известные картины, которые сейчас находятся в Русском музее) мы совершаем игру с элементами педагогической мастерской, то есть знакомим детей с этими девочками-смолянками, выполняем какие-то задания. В ходе этой экскурсии ребята могут, во-первых, сделать для себя вывод. Кто-то по завершении экскурсии говорит: «А я хорошо понимаю, мое впечатление о смолянке сложилось с тем, как было на самом деле». А кто-то даже не может предположить, какой была эта девушка. Подводя итог экскурсии, мы говорим, что наше первое впечатление – это лишь первое впечатление, а чтобы человека понять, надо все-таки получить о нем какую-то информацию.

Например, основная тема экскурсии «Казанский собор» в День народного единства – патриотизм. Во-первых, архитектор храма – русский; и храм связан с историческими событиями в нашей стране. Мы с ребятами об этом рассуждаем, внутри собора проходим небольшой квест, и завершается экскурсия поделкой, которая также связана с темой экскурсии. То есть через какие-то методы, приемы мы в данном случае раскрываем тему патриотизма.

Основная тема экскурсии «Пережить блокаду» – подвиг. Мы даем ребятам сумку почтальона, в которой лежат письма в виде треугольников, какие были во время Великой Отечественной войны, и совершаем путешествие от объекта к объекту (это происходит в центре города), как бы разносим эти письма, на которых написаны адреса. Но эти адреса –памятники блокады: блокадный репродуктор, блокадные кошки, Дом радио, блокадная прорубь. И завершаем экскурсию возле филармонии, где памятная доска Шостаковичу, который написал блокадную симфонию.

Специалисты детского центра – с педагогическим образованием, найдут подход к любым детям.

Дьякон Роман Катаев:

– Я думаю, что работа с детьми должна быть в руках профессионала, особенно если мы говорим о тех детях, которые приходят организованно, школьным классом, с преподавателями. У нас есть педагоги, которые одновременно являются экскурсоводами, и они, конечно, пользуются своим богатым опытом и экскурсовода, и педагога, и верующего человека и стремятся рассказать всё детям так, чтобы это действительно легло в их сердца, в их души.

Когда мне приходится общаться с детьми, я с большой радостью отмечаю для себя такие случаи. Я всегда стремлюсь к тому, чтобы побеседовать с детьми, встретить их, хотя бы поприветствовать перед началом наших экскурсий в Смольном соборе.

Самое главное, на мой взгляд, – передать то, что есть в тебе. Если экскурсовод будет замкнут, будет рассказывать то, что неинтересно и не так важно лично для него, это не будет услышано и аудиторией. Это касается любых экскурсий. Тем более когда это касается таких тем, когда сложно объяснить что-то словами, сложно донести, очень важно попробовать передать собственное восприятие того, о чем рассказываешь, и тогда это будет воспринято как нечто важное, интересное, о чем хочется узнать побольше.

Ольга Владимировна Куковская:

– Наверное, самая главная задача вообще всех экскурсий, которые проходят в Смольном соборе, – чтобы ребенок ушел с радостным настроением. У нас с учителями всегда поддерживается обратная связь, и они говорят, что дети ждут экскурсий. Дети отмечают, что в храме они чувствуют какую-то радость, их встречают с теплом. Я прекрасно понимаю, что дети не запомнят всю ту информацию, которую им дают, но главное, чтобы у них осталось впечатление и ощущение того, что здесь светло, тепло в плане душевном и что здесь их всегда готовы принять. И, может быть, когда ребенок вырастет, станет взрослым человеком и окажется в какой-то тупиковой ситуации, эти ощущения, впечатления детства вернут его по воспоминаниям в храм. И он придет в храм, вспомнив свои детские впечатления. Наверное, самая глобальная задача – в этом.

Экскурсовод:

– Ребята, Воскресение Христово – самый главный православный праздник. И апостол Павел говорит: если Христос не воскрес, то вера наша тщетна.

Для детей, для семей, для педагогов экскурсии со смыслом, знакомство с историей и возвращение образа в образование. Воскресенский Смольный собор воскрешает традиции.

Автор и ведущая программы Марина Ланская

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 23 мая: 00:30
  • Пятница, 24 мая: 05:30
  • Воскресенье, 26 мая: 08:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать