Воспитание детей в христианской традиции

25 ноября 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает иеромонах Никодим Шматько, настоятель храма святого преподобного Сергия Радонежского при Православной гимназии города Москвы. Передача из Москвы.

 

- Здравствуйте, в эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». В студии Сергей Юргин. Сегодня у нас в гостях настоятель храма святого преподобного Сергия Радонежского в Сергиевом Посаде иеромонах Никодим Шматько.

Здравствуйте, батюшка. Благословите наших телезрителей.

 

- Добрый день. Божие благословение на всех вас.

 

- Тема нашей сегодняшней программы "Воспитание детей в христианской традиции".

Что говорится о воспитании детей в Священном Писании?

 

- Все мы дети Божии, поэтому сегодня мы будем рассматривать проблему воспитания взрослых детей. Дети уже рождаются с чувством Бога в душе, но своими неправильными действиями, поступками, словами, а иногда и мыслями мы мешаем этому. Проблема заключается в создании условий для христианской православной традиции. Иногда мы подразумеваем под ней совершенно другое мировоззрение: ведь все мы, кому более сорока лет, выросли в традиции советской. Иногда под православной традицией подразумевается  традиция советская либо тот уровень, образование и менталитет, которые человек получил индивидуально или за рубежом, либо то, что навеяли экстрасенсы, гипнотизеры, средства массовой информации. Но православное мировоззрение изложено в Священном Писании - это тот авторитет, тот камень, что и Христос. Только Христос камень как личность "егоже небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла", то есть Господь наш Иисус Христос является настоящим воспитателем, Педагогом с большой буквы.

Конечно, Евангелие - образец той жертвенной любви, по которой мы призваны воспитывать своих детей. Но чтобы приблизиться к этому образцу, нам необходимо осмыслить, кто мы такие. Прежде всего, мы должны осознать из чего состоит человеческая душа. Только опираясь на авторитет Священного Писания, можно осознать, что есть вос-питание - питание благодатью Духа Святого, нетварной энергией. Слово "нетварная" может быть непонятно многим слушающим, но оно говорит само за себя - не-сотворенная, то есть то, что есть, было и будет, и не было такого времени, когда этой особой энергии, приобщающей нас к Богу, не существовало.

Перед тем, как разбираться, что такое истинное православное воспитание, нам необходимо уточнить, как создал нас Господь, способны ли мы воспринимать эту благодать. Во время прошлой нашей встречи мы выявили три главных принципа воспитания. Сначала назову их иначе, чем мы обозначили в прошлый раз: вера, надежда, любовь. Говорили мы же о том, что Господь сотворил мир по принципу жертвенной любви: и животных, и насекомых, и деревья, и ангельский мир, и все это действует по жертвенной любви. Любовь является основополагающей. Однако люди не были созданы роботами, поскольку истинная любовь может быть только свободная. Ничем нельзя измерить любовь, не существует для нее единиц измерения, как нет их для измерения благодати Божией. Акцент стоит на жертвенности в любви.

Если условно обозначить структуру человека, то она выглядит так: тело, душа и дух. Тело мы видим, его можно потрогать, мы его моем, одеваем, каким-то образом приспосабливаем к этой земной жизни. Мы научились это делать, и этот мир - особенно средства массовой информации - учит нас, как служить телу.  Но рано или поздно земная жизнь тела завершится. Православная Церковь смотрит на тело, как на лошадку, что должна довезти нас до Царствия Небесного. Нельзя ее слишком лелеять, но и загонять ее тоже нельзя, надо чтобы это было жилистое животное, которое помогало бы нам служить добру и любви.

Далее - душа человека, и она бессмертна. В прошлый раз мы говорили, что душа разумна: имеет ум, и она имеет пять органов чувств, также имеется воля. Вот здесь мы и должны воспитывать и ум, и чувства, чтобы они стремились к чистоте, а не к ее осквернению, и укреплять нашу волю. Особенно опасный момент - это наша воля. Она все время слабенькая: вроде мы все понимаем и чувствуем благодать, и все равно наша волюшка доводит до горюшка. Мы призваны гармонизировать нашу душу. Как лебедь, рак и щука не должны тянуть телегу в разные стороны. Лебедь - наш ум, который стремится к Богу. Щука - наши чувства, которые не должны паразитировать за счет кого-то, но жить самостоятельно, своим трудом. Почему щука исполняла все желания Вани? Потому что Иван-дурак, который на печке ездил, был неразумным, юродивым для этого очень умного, комфортно живущего мира, ведь он-то работал на свою душу. Недаром говорят "плясать от печки": лежа на печи, он понимал, что центр жизни - то, что дает тепло - это Бог, это свет, это радость. Иван пребывал в этой радости, в этом тепле, поэтому щука и выполняла все его желания, и он ездил, куда хотел.

И третье - наша воля, которая должна укрепляться в исполнении заповедей Божиих. "В тридевятом царстве, в тридесятом государстве" - это там, где верят в Троицу, исполняют десять заповедей Божиих и девять заповедей Блаженств. Получается именно не государство, а царство, в которое нас возводят 19 (10+9) критериев укрепления нашей воли и стремления к чистоте.

Таким образом, телом мы должны заниматься в той мере, в которой это ему необходимо. Просветляясь умом, мы должны понимать, что сказка ложь, да в ней намек... Должны мы укреплять и наш дух. Это должна быть не перевернутая пирамида, где всем командует тело, но треугольник жертвенной любви.

Когда мы понимаем, что у нас есть не только тело, но и бессмертная душа, есть тот источник жизни, без Которого мы не сможем жить - Бог - наш любящий Отец, создавший нас по любви и давший нам надежду. Владимир Николаевич Лосский и другие богословы говорят, что Бог "рисковал", когда создавал свободу. Это тот камень, который Бог не сможет поднять - о чудо! разве Бог может создать такой камень, который не сможет поднять Сам? Конечно, безрассудно Он не будет создавать такой камень, но Он пошел на риск, дав этот великий дар свободы. Он понадеялся на человека и дал ему этот великий дар свободы. Адам и Ева не оправдали этой надежды, увлеклись первым светоносным Люцифером, который измыслил зло и стал клеветником - дьявол. По зависти научил этому людей - грех вошел в мир. Но Господь дал нам и послушание. Весь Ветхий Завет - это воспитание через послушание в вере.

В прошлый раз мы называли три принципа: любовь, свобода и послушание. Теперь немного по-другому: любовь, надежда и вера. Господь создает и делегирует нам три этих добродетели. В лице апостола Павла было выражено, как нам теперь воспитывать детей: через послушание  к надежде в возрастание в любви. К сожалению, в современном мире протестантского и иных мировоззрений эта модель перевернулась и в таком виде ее навязывают и православным: любить детей нужно так, чтобы все им дозволять, никакого послушания не требуется. И в этом замечательно помогает ювенальная юстиция. Мы полностью снабдили детей правами, они становятся подобны королям, а родители остались при них, как слуги. То есть нарушается принцип, который выразил апостол Павел.

Ведь исполняя десять заповедей Божиих, мы понимаем, что родители научили нас не воровать, не лжесвидетельствовать, не завидовать. Хотя нам тяжело это выполнять, но мы делаем это. Человек, который старается выполнять заповеди Божии, автоматически переходит на новый уровень послушания Богу. Что значит не убивать и не красть? Это означает ограничивать свою свободу. Мы ограничиваем свою свободу, но выходим на новый уровень - уровень послушания Богу: "Аз есмь Господь Бог". Мы отбрасываем все ложные стереотипы, которым поклоняются на земле и над землею, и под ней -  это вторая заповедь. Стараемся не нарушать волю Бога ни делом, ни словом. Ветхозаветные заповеди послушания стали фундаментом, на котором смогла возрасти Матерь Божия. Весь еврейский народ старался исполнять заповеди, духовно возрастая в послушании Богу, и Матерь Божия встала на вершине этого послушания, очистив свое сердце. Богочеловек призрел на это послушание, вошел в Матерь Божию в конце времен, когда всякое воспитание было попрано. Будучи самой послушной девушкой и женщиной, Пресвятая Богородица стала образцом послушания и для апостолов, и для всех людей. Постепенно мы получили надежду в Духе Святом.

Возродилась истинная вера во Христа простых людей, стремящихся к Нему всем сердцем, укрепилась надежда в то, что сошел Дух Святой, и, наконец, восторжествовала любовь: мученики тысячами и миллионами отдают свою жизнь за Христа. Таким образом, принципы, по которым Бог создавал мир: любовь, надежда, вера. Принципы, по которым мы должны воспитывать своих детей: вера через послушание десяти заповедям, надежда через пребывание в девяти заповедях Блаженства и любовь, как способность высшего служения, способность умереть за други своя.

В восьмой заповеди - изгоняемся за правду и готовы мученически пострадать за Христа - выражается высшее состояние любви, любви жертвенной.

Каин не был послушным ребенком, иначе бы он послушал Бога и не убил бы Авеля. Человеческий род пошел по линии каинистской цивилизации в развращение, воспитание было практически аннулировано, что привело к страшнейшей катастрофе: разврату, разгулу, мздоимству, убийству. Все это непослушание привело к крайней степени грехопадения, и по грехам Бог попустил Всемирный потоп. Но даже потом не изменил человека, поскольку не было того, кто вырвал бы грех из сердца человека.

Во время праздника Архистратига Божия Михаила и всех Небесных Сил бесплотных в нашей школе была разыграна такая аллегория: ангелы, разбившись на три части, подумали, как услужить Богу. Ангелы из первой части взяли все богатства земли и понесли к Богу, но в Царствии Небесном эти сокровища были ничтожны. Вторая часть ангелов взяла все счастье человека, ведь он был создан по образу и подобию Божию. Но счастье Царствия Небесного выше земного счастья. Третья же часть нашла самого последнего грешника и понесла к Богу его слезу: и эта слеза засветилась в Царствии Небесном ярче всех алмазов и изумрудов.

Что может быть выше того, чтобы привести ребенка к покаянию. Существуют брошюры о подготовке детей к исповеди, где говорится как раз о десяти заповедях Божиих. Где оступился ребенок, почему он паразитирует на родительском добросердечии, увлекается компьютерными играми и так далее. Ребенок должен сказать об этом на исповеди, чтобы дьявол не паразитировал на детской сущности.

Кратко вспомним о принципах жертвенной любви и ошибках воспитания детей в Ветхом Завете. Особенно много говорится о воспитании в учительных книгах.

 

- Вопрос телезрительницы из Московской области: Мы с мужем развелись, у нас два мальчика. Старший мальчик, которому 11 лет, ушел жить с папой в его семью. Прожил с ним полгода, но теперь даже не здоровается ни со мной, ни с младшим братом. Как мне теперь относится к своему сыну? Молюсь за него. Но как принять это?

 

- Родители дают своим детям образец жизни. Не останавливайтесь, по мере Вашего духовного возрастания через исповедь, причастие, совершение добрых дел и молитву, Господь возвысит Вас. Дети являются плодом того, что мы заложили в них. Если мы сделали что-то неправильно, все возвращается  к нам. Возможно, Богом попущено, что Ваш ребенок возвращает Вам то, как некогда Вы сами относились к своим родителям. Ведь принцип бумеранга в воспитании действует очень сильно. Особенно если ребенок до этого воспитывался неправильно, и вы с мужем жили несоответствующе. Но выход из этого положения один - это Ваше духовное возрастание. Если проблема в папе, который невоцерковлен, это другой вопрос. Ребенок воспитывается, воспринимая из этого мира информацию, которая его обмирщает. В любом случае спускаться на его уровень или обижаться не него будет неправильно. Вам надо духовно возрастать самой и молиться, чтобы Господь вразумил ребенка по Вашим молитвам, молитвам Ваших сродников. Надо найти в себе силы с Божией помощью преодолеть это время страдания, и рано или поздно жизненная ситуация изменится, и он придет к Вам.

 

- Продолжим развивать нашу тему о православном воспитании.

 

- Мы остановились на ярких примерах жертвенной любви. Вспомним Хама, который решил посмеяться над своим отцом. По какой причине? Дело в том, что грех настолько проник в сущность человека, что даже потоп не повлиял на этого молодого человека. Скорее всего, отец его либо наказывал, либо ругал. Одно из преданий говорит, что, находясь в Ноевом ковчеге, невзирая на наказ хранить целомудрие, Хам вступил в связь и родил сына. И когда он увидел отца, случайно выпившего забродивший виноградный сок и лежащего обнаженным в шатре, решил посмеяться над ним:

- Вот тот, который учит и обличает меня, и он в еще худшем состоянии, чем я.

Греху несвойственно замыкаться, дьявол желает противостать Богу, наклеветать на Него, и Хам привлекает своих братьев. Но те поступили иначе, покрывая грех своего отца. Мы видим, чем закончился принцип Хамского поведения: эти люди наполнили Африканский континент, и пророчество Ноя исполнилось: они оказались в рабстве. То есть любой сын или любая дочь, которые хулят своих родителей, рано или поздно окажутся в рабстве: духовном, а порой и телесном.

Мы видим жертвенность служения Авраама, который десятилетиями ждал рождения сына. Лишь когда он был в столетнем возрасте, у него родился Исаак. И Авраам никогда не роптал на Бога, хотя Он шесть раз обещал ему, что он будет отцом множества, а исполнилось это лишь на шестой раз. Другое указание Бога было убить это обещание. И насколько был послушен этому указанию Авраам. Как впоследствии был послушен Исаак. Ведь он был уже тридцатилетним мужчиной и видел, что с ними нет жертвенного животного, а когда Авраам завязывал ему руки, уже наверняка понимал, что делает отец, однако не  сопротивлялся. Мы говорим о послушании Авраама, но видим, насколько оно повлияло и на послушание Исаака. Если бы он не был послушен, у него не было бы и веры в то, что Господь может воскресить.

Священное Писание указывая, что Авраам родил Исаака, а не Сара, точно указывает нам, что сына и дочь воспитывает именно отец. Мы привыкли, что обычно это делает мать, но она уже перенимает эстафету отца. После венчания я часто говорю молодым мужья, что именно они,  а не жены будут беременны. В Священном Писании говорится, что когда Сара носила в своем теле Исаака, Авраам носил в своем сердце дух своего будущего сына. Недаром родство идет по мужской линии. Это как символ Бога Отца, Который приносит в жертву Своего Сына. Тяжело матери, когда на ее глазах истязают сына. Только Божия Матерь могла видеть, как издеваются над Ее Сыном, и подобно Ему молиться за Его врагов. На Ахтырской иконе Божией Матери, кажется, что Она духовно сораспинается Христу, стоя у Его креста. Святую Софию, казалось бы, никто не мучил, она умерла сама, но умерла потому, что все свое сердце уже отдала погибшим своим дочерям - это сораспятие, сострадание.

Как ветхозаветные пророки называли своих сыновей? Пророк Исайя назвал своего сына "спешит грабеж, ускоряет добыча" (гл. 8 пр. Исайя). Почему благочестивые люди называют своих сыновей таким страшным именем? Они не заботились о красоте имени, но о том, чтобы сын послужил для вразумления других людей. Пророк Осия называет свою дочь "непомилованная", потому что любил свой народ более собственной дочери. Так нас любит и Отец наш Небесный. Принцип жертвенного служения присутствует у всех ветхозаветных праведников.

Рождение Самсона - это прообраз рождения Божией Матери и Иоанна Предтечи у престарелых родителей. Ведь родители были в поношении от всего народа, а Господь разрешил их от этого и дал славу их детям. Таким образом, в Ветхом Завете, особенно в книге Премудростей Иисуса, сына Сирахова, и в других учительных книгах мы научаемся прелагать зло в добро. Этот принцип умения преложить зло в добро очень важен при воспитании наших детей.

Современный мир воспитывает ребенка таким образом, что оберегает его, подобно тому, как отец оберегал Будду, и тот стал изобретателем новой религии. Подобно тому, как от католиков отпали протестанты, от индуизма отпал буддизм. То есть желание уберечь ребенка от страданий приводит его к катастрофе.

Когда в нашу тюрьму попадают молодые ребята, я спрашиваю, почему они не в армии. Кого-то откупил папа, кого-то мама. Основная причина, по которой они не хотят идти в армию, это нежелание мучиться, страдать, когда можно откупиться. В настоящее время, когда наша Родина нуждается в защите, когда принципы воспитания уничтожены, а во главу угла ставятся комфорт и телесное наслаждение, это крайне серьезно.

Если взять лист бумаги, расчертить его на три части и надписать так: первая колонка "что я делаю для тела", вторая - "что я делаю для души", третья - "что я делаю для духа". И мы увидим пропорцию: для тела 25 пунктов, для души - максимум 10, а для духа - 1-2. Должно быть наоборот.

Когда для духа делалось все, сколько смог вытерпеть и выстрадать Авраам. Для души он помогал ближним и сродникам, совершал богослужения, для тела жил, как обычный пастух, без всяких привилегий, хотя у него в подчинении были сотни слуг. И когда он принимал странников под Мамврийским дубом, он все делал сам: своими руками умыл им ноги, сам возлил масло, сам приготовил тельца. То есть он принимал странников, как последний раб, и получил за дела своего милосердия такую награду.

Мы же вовсе не приучаем наших детей к делам милосердия. Во время Великого поста была традиция, чтобы и дети постились, молились, делали добрые дела, взирая на родителей.

Вспомним Офни и Финееса, по вине которых был захвачен ковчег, и они были убиты, потому что были сыновьями первосвященника. Но отец не воспитывал их по жертвенному принципу. Офни и Финеес пренебрегали своими священническими обязанностями и довлели над людьми, тогда Господь попустил филистимлянам уничтожить войско. Илий подумал, что поможет ветхозаветный ковчег. Мы должны понимать, что ни святыня креста, ни Христос не помогут нам, если мы не будем воспитывать детей в принципах жертвенного служения.

Можно уставить все иконами, дети могут каждый день ходить в храм и целовать мощи, но если они будут непослушны, если будут вседозволенно вести себя в храме: бегать, прыгать и скакать, ничто не поможет.

 

- Вопрос телезрительницы из г. Пушкино: Как относиться к родителям, приверженцам современного образа жизни, если время от времени они пытаются воспитывать моих детей, притом что сами негативно относятся к Церкви. Нам бы хотелось, чтобы родители поддерживали нас, а внуки могли бы брать пример и с них?

 

- Относиться к тем, кто даровал жизнь Вам самой, надо со всем уважением и жертвенной любовью. Замечательный принцип: люби человека и ненавидь грех. Здесь то же самое. Мы призваны отдать долг своим родителям. Думаю, что именно благодаря тем принципам, по которым Вас когда-то воспитывали, Вы и пришли к Богу. Ведь большинство из нас в советскую эпоху учили так: живите по совести. Мои бабушка и дедушка, может быть, не молились и не ходили в храм (ведь их и не было), но я никогда не слышал от них скверного слова, они говорили: не убей, не укради, не сотвори зла другому. Уже за это надо в колени поклониться матери и отцу.

Проблема в том, что они живут по принципам, заложенным в Советском Союзе, которые очень трудно изменить. Надо постараться использовать тот потенциал при воспитании внуков, который у них есть: пусть они накормят, напоят,  принесут радость. Однако бывают ситуации, когда приходится ограничивать эту радость. Где-то можно обойти, где-то свести к  шутке, но ни в коем случае нельзя создавать конфронтацию. Надо по всей возможности использовать потенциал совестливой жизни, данной нам родителям. Постараться предоставить нужную книгу, показать фильм Вашим родителям. Они родили Вас телесно, а Вы можете помочь им родиться духовно.

Бывают неадекватные реакции, когда родители даже проклинают детей. Но не надо бояться этого, потому что всякое проклятие вне Бога и никогда не распространится ни на Вас, ни на детей. В такой ситуации уже надо посоветоваться с Вашим духовником.

 

- Батюшка, Вы хотели рассказать о примере своего деда.

 

- Мне запомнился рассказ дедушки о том, как он уходил на фронт. Мама собрала ему котомочку, перекрестила и сказала:

- Ну что ж, сынок, иди, умирай за Родину.

И дедушка искренне говорил, что никто не убивался, не плакал, куда отдает сыночка. Хотя это был Советский Союз, но в нем жили принципами дореволюционной жизни: "за веру, царя и Отечестве", "если не мы, то кто". Генотип русского  народа основан на православной жертвенной любви, и в экстремальной ситуации мы просто просыпаемся. Если это произойдет, будет голод, холод, то будет сильное возрождение. Наши враги этого боятся и обеспечивают нас комфортом, а мы за счет этого разлагаемся: ветшаем, не почитаем никакой иерархии, отец ниже матери, дети подобны пупкам земли.

Итак, из Ветхого Завета мы видим, что и пророки, и патриархи жертвенно служили Богу, не жалея детей. В Новом Завете мы слышим, как Господь говорит:

- Пустите детей приходить ко Мне.

Это говорится в переносном смысле и означает:

- Пустите детей жертвенно служить Богу. Пустите их отдавать жизнь за други своя.

Ведь мы сами мешаем этому. В прошлый раз я говорил о передаче, которую снял один журналист. Он проходил по парку и спрашивал у мам, которые возили колясочки, какими они видят своих выросших детей. Одна мама с сигаретой в зубах, другая - с пивком, третья - вся разукрашенная, как кукла Барби. Ни одна мама не назвала ни одной добродетели. Говорили о силе, уме, карьере. Ни одна из них не сказала, что хочет, чтобы сын вырос хорошим семьянином, жертвенно отдал свою жизнь за Родину, любил Христа, Отечество.

Когда у одного священника спросили, почему молодые батюшки ездят на дорогих машинах, он ответил так:

- Вы отдали нам в семинарию семнадцатилетних юношей, которых воспитали эгоистами, которые привыкли сидеть в компьютере и планшете, и вы хотите, чтобы за четыре года мы их полностью реанимировали? Кого мы воспитали, такой плод и получаем.

А сколько в нашей стране совершается абортов? И какое воспитание может дать ребенку мама, которая уже сделала аборт? Ведь такой ребенок находится в утробе матери, как в тюрьме, он боится, что мама его убьет. Есть такая парадигма, что ребенок потом попадает в тюрьму. А если его православно не воспитывать, он еще и поднимает на мать руку. Господь попускает возмещать матери все, что она сделала с ним.

Воспитание ребенка начинается еще с обручения родителей, которое по традиции совершалось за год до венчания. Жених и невеста присматривались друг к другу, потом венчались. По сути ребенка рождает мужчина. Если он этим не занимается, семья будет затем страдать и мучиться. Воспитывать ребенка мама должна не с сигаретой в зубах, а взирая на иконы. Если мама молится за ребенка, то он рождается "в рубашке". Если же молятся бабушка с дедушкой, то ребенок в огне не горит и в воде не тонет. Таким образом, примеры родителей для нас очень и очень важны.

 

- Вопрос телезрительницы из г. Москва: На православной выставке в парке "Сокольники" Вы проводили беседу и сказали, что это будет цикл бесед. Когда будет следующая встреча с Вами?

 

- Беседы будут проводиться в павильоне № 4 парка "Сокольники".  От станции метро "Сокольники" будет ходить бесплатный автобус.

Цикл лекций строится, прежде всего, на богословской канве. Такие великие педагоги, как Ушинский и Рачинский, конечно, опирались на богословские основания, и именно этого богословского акцента нам не хватает. Именно он позволяет нам глубоко посмотреть на литературу, на те же самые русские народные сказки. Сказка не ложь, а назидание. Все те парадигмы, методики, которые изобретают педагоги, в сказках содержатся в виде нравственной парадигмы "тридевятого царства, тридесятого государства", то есть 9 и 10 заповедях Божиих. Если найти эту связку, то расцветают и педагогика, и сказки, потому что мы нашли ключ от заветной двери правильного воспитания, возвращения к православным традициям. Мы слишком исказили их.

Часто спорят о том, можно ли наказывать ребенка. Это зависит от духовного уровня ребенка и родителей. Если ребенок зачат в беззакониях, и лишь затем родители воцерковились, без наказания этого ребенка воспитать невозможно. Если же родители зачали ребенка в благочестии, то он будет понимать их с полуслова, зачем же его наказывать? Наша Русь шла от язычества, как и Иудея. Поэтому все священные книги говорят: наказывай своего ребенка, и он будет потом благодарить тебя. Даже описан способ, как это делать.

Все зависит от вашего духовного уровня, дорогие родители. Ребенок учится тому, что видит у себя в дому: родители - пример ему. Поэтому надо быть не на уровне лишь исполнения заповедей Божиих, но и на уровне веры в Бога и осознавать свои грехи. С этого момента начинается воспитание на уровне деятельной жизни. И кода дети наши будут рождены в чистоте сердца, у нас будет такое воинство, которое будет воевать не за деньги, как наемная армия, но за веру, царя и Отечество. Ведь это самая высшая добродетель - быть мучеником за Христа. Когда мы будем так воспитывать всех наших детей, то будем непобедимым народом.

Хотелось бы, чтобы мы понимали, что если заложим в детей добрый потенциал, будем воспитывать их начиная с Таинства венчания, они вырастут такими, что будут воспитывать уже нас.

 

- Дай Бог! Спасибо, батюшка, за сегодняшнюю беседу. Благословите на прощание наших телезрителей.

 

- Божие благословение да пребывает с нами. Аминь.

 

Ведущий: Сергей  Юргин.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать