Учимся растить любовью. Выпуск от 21 февраля

21 февраля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На этот раз вас ждет встреча с психологами "Школы для родителей и воспитателей" Анной Вахраневой и Татьяной Захаровой. Речь пойдет о трех типах воспитания детей, о том, как научиться выражать свои чувства и принимать чувства ребенка. В рубрике "Время с пользой" предлагаем масленичный мастер-класс, во время которого опытный мастер и юные поворята будут печь блины, приглашая зрителей разделить вместе с ними это веселое занятие.

 

Анна Олеговна Вахранева, ведущая курса «Школа для родителей и воспитателей»: - На курсах для родителей мы предлагаем рассмотреть три основных типа воспитания: власть, или давление; попустительство, или уступчивость; диалог. Постараемся охарактеризовать каждый из них.

Татьяна Владимировна Захарова, ведущая курса «Школа для родителей и воспитателей»: - Рассмотрим первый тип – давление, или власть. Об этой модели воспитания мы говорим, конечно, очень условно, поскольку в чистом виде она проявляется крайне редко, но в той или иной форме все же присутствует. Это очень важно и актуально именно для нашего общества.

Что является главным в этом типе воспитания? Главное здесь, когда родитель ставит себя выше ребенка во всех смыслах и отношениях: родитель больше знает, больше понимает, у него больше опыта и так далее. Он дает это понять ребенку довольно часто. Мы знаем такие выражения, как: «мал еще», «нос не дорос», «вырастешь – узнаешь», «яйцо курицу не учит». Мы неоднократно слышали те или иные выражения и по отношению к себе. Когда родитель доминирует над ребенком в разных ситуациях, начиная от мелочей, он все знает и все контролирует: что ребенку есть, что ему надеть, с кем дружить.

При авторитарной модели воспитания у ребенка могут проявиться самые разные чувства: агрессия, злость. Это связано с тем, что его не воспринимают как человека, постоянно подавляют, а отсюда может возникнуть разочарованность: «Ни на что я не способен». Ребенок привык, что ему постоянно указывают, особенно в послушании, и у него возникают вопросы: «А где я сам? Где мои поступки? Что я могу?». У детей может появиться неуверенность в себе, ребенок уже просто не может существовать без подсказок, без постоянного контроля.

Анна Олеговна Вахранева, ведущая курса «Школа для родителей и воспитателей»: - Вторая модель - это уступчивость, но мы употребляем более яркое выражение - попустительство. В этом случае, особенно когда ребенок долгожданный и единственный в семье, его окружают бабушки и дедушки, папа и мама души в нем не чают, что в итоге может привести к ситуации с моделью «чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало». Ребенку все позволяют и разрешают, предлагают разные игрушки и еду, но лишь бы он не плакал: «Пойдем, я тебе что-то покажу и дам». В итоге через непродолжительное время ребенок становится главным в семье: все подчиняется интересам ребенка, любое его желание выполняется и приносится «на блюдечке с голубой каемочкой». Логично, что такой маленький, но уже главный человек в семье, как правило, приобретает очень нехорошую черту личности - эгоизм. Он проявляется в том, что только желания ребенка имеют значение и должны исполняться, а желания других людей значения не имеют. Отсюда возникают проблемы во взаимодействии со сверстниками. Такие дети, как правило, либо не принимаются коллективом, либо принимаются с большим трудом.

С другой стороны, у ребенка, как ни странно, возникает очень тревожное чувство. На определенном этапе своей жизни ребенок, в первую очередь, опирается на авторитет родителей, а если родитель этот авторитет отдает ребенку, то ему не на что опереться, он еще слишком слаб, у него еще нет нужного опыта, чтобы найти ответы на те или иные вопросы в разных ситуациях. В таком случае у ребенка возникает глубочайшее чувство тревоги и неуверенности. Родители начинают постепенно отдаляться от своих детей, закрываться от них, что в дальнейшем может привести к разрыву между ними, то есть родители могут отказаться от отношений со своими детьми. Потакая желаниям ребенка в течение многих лет, они в какой-то момент очень устают от подобных отношений.

Татьяна Владимировна Захарова, ведущая курса «Школа для родителей и воспитателей»: - Модель «диалог» подразумевает равноправные отношения родителей и ребенка. Родители видят, чувствуют и уважают потребности и чувства своих детей, и, наоборот, ребенок уважает, знает и видит потребности своих родителей, что очень важно при совместном взаимодействии.

Анна Олеговна Вахранева, ведущая курса «Школа для родителей и воспитателей»: - Отношения в модели «диалог» иначе можно назвать сотрудничеством, когда у каждого члена семьи есть свои обязанности; когда желания всех членов семьи по мере возможности максимально удовлетворяются.

У ребенка появляется уверенность в себе, в том, что он способен справиться с любой ситуацией самостоятельно, без мамы, которая прибежит в школу и начнет разбираться с тем мальчиком, который дал в глаз: «Я могу это сделать совершенно спокойно и сам. Это мои вопросы, и я сам готов постоять за себя».

Итак, в первую очередь, приобретается уверенность в себе. Появляются умения строить отношения в коллективе, сотрудничать, договариваться, выражать, отстаивать и аргументировать свою точку зрения. А также возникает умение строить долгосрочные отношения, понимать, что меняемся не только мы, но и обстоятельства и правила. В итоге появляется гибкость, умение взглянуть на ситуацию иначе, а это одна из базовых способностей жить, меняться, чего-то достигать.

В какой-то момент у родителя может возникнуть раздражение, злость, усталость, когда уже с утра не хочется общаться со своим ребенком. Его вопросы начинают раздражать, он кажется назойливым, а любая маленькая просьба вызывает взрыв эмоций. Это приводит к тому, что родитель начинает реагировать неадекватно по отношению к ребенку, и дети иногда говорят: «Мама, зачем ты на меня кричишь? Что я такого спросил?». Это показатель того, что в отношениях складывается что-то не так.

Татьяна Владимировна Захарова, ведущая курса «Школа для родителей и воспитателей»: - Взаимоотношения никогда не приносят постоянной глобальной радости. Дети и родители - это самые близкие люди. Когда в их отношениях появляются трещины, когда взрослые понимают, что им тяжело и трудно, но не признаются себе в этом, стоит задуматься: «Все ли хорошо и правильно?»; «Все ли так, как надо?»; «Понимаю ли я себя и моего ребенка?».

Анна Олеговна Вахранева, ведущая курса «Школа для родителей и воспитателей»: - Чувства возникают у нас как ответ на стимулы, которые появляются извне. Это может быть слово другого человека, определенное событие, громкий звук. Они возникают как спонтанная реакция, и мы не можем ими управлять в момент их возникновения. В этом случае чувства нельзя делить на плохие и хорошие. Возможно, это парадоксальная ситуация, но если мы не можем контролировать их возникновение, то, соответственно, не может быть плохих чувств. Поэтому мы просто говорим о чувствах приятных и неприятных.

Татьяна Владимировна Захарова, ведущая курса «Школа для родителей и воспитателей»: - Мы не должны скрывать свои чувства, всегда их подавлять, потому что это, прежде всего, плохо для нас.

Анна Олеговна Вахранева, ведущая курса «Школа для родителей и воспитателей»: - Чувства должны быть выражены по своей природе, в ином случае последствия подавления могут выражаться даже в виде различных заболеваний. Некоторые врачи наблюдают конкретную связь между теми или иными чувствами, например, сердечно-сосудистые заболевания, заболевания желудочно-кишечного тракта зачастую являются следствием подавленных и невыраженных чувств.

Необходимо обратить внимание и на то, как люди вообще выражают свои чувства. Когда ребенок маленький, он это делает непосредственным образом: если голоден - кричит; если замерз - тоже кричит; если ему хорошо, то начинает повизгивать, гулить. Внимательные мамы по крику ребенка могут определить, что с ним происходит и что ему нужно.

К трем-четырем годам у малышей появляется речь, и ребенок вполне способен выразить свои чувства с помощью слов. К этому периоду проявляется кардинальная разница во взаимоотношениях между детьми и родителями. Если кричит или плачет маленький ребенок, то такая ситуация вполне нормальная, а если это делает ребенок чуть старше, то ему начинают говорить: «Что ты раскричался?»; «Замолчи, ты уже не маленький!»; «Тебе не больно! Что такого в уколе?!»; «Что ты так громко смеешься? Нет ничего смешного!».

Таким образом, постепенно наше непосредственное выражение чувств переходит в так называемое косвенное. Это связано с тем, что ребенок ищет одобрения своего поведения у взрослого, что абсолютно нормально. Если взрослый подобное поведение не одобряет, то у ребенка остается чувство обиды, и с ним ничего не сделаешь. В итоге дети учатся делать это по-другому, что приводит к появлению язвительных, риторических вопросов и обвинений со стороны родителей: «Сколько можно «ездить» на матери?»; «Когда эта комната будет убрана?». Это пример косвенного выражения чувств. Оно задевает, но маме очень сложно сказать в этот момент: «Я очень устала»; «Мне страшно неприятно, когда я не услышана». Родитель должен уметь выражать свои собственные чувства. Достаточно их назвать, рассказать о том, что он испытывает в настоящий момент. Ведь когда чувства обозначаются и называются, ребенок имеет возможность познакомиться с их миром. Если что-то происходит с родителем, если он устал, то ребенок видит и чувствует, что что-то не так. Когда родитель объяснит, что он злится, ребенок поймет, что такое поведение называется «злость», и что он тоже иногда ее испытывает.

Если родитель поможет ребенку определить его состояние, например, фразой: «Мне кажется, что ты сейчас очень сильно злишься, потому что младший брат разрисовал тебе тетрадку». Взрослые могут не знать, а только предполагать, что происходит с ребенком, но это можно использовать в качестве основы для диалога. Он может сказать: «Да, я сейчас очень сильно злюсь и не хочу, чтобы он сюда заходил», а может ответить совершенно по-другому: «Да я просто в бешенстве! Ведь я столько времени делал домашнее задание, а учительница очень придирается к чистописанию. В первый раз у меня все получилось хорошо, а он все испортил». Но даже если родители не угадали в определении чувств ребенка и если они будут делать это постоянно, то через какое-то время ребенок научится самостоятельно определять свое чувство, называть его, а мир чувств станет для него знакомым и понятным. Оказывается, не обязательно топать ногами, кричать, хлопать дверью, что является как раз косвенным выражением чувств, а достаточно научиться его называть.

Татьяна Владимировна Захарова, ведущая курса «Школа для родителей и воспитателей»: - Конечно, нам легко принимать хорошие чувства и очень трудно принимать ребенка, когда он злится и не хочет ничего видеть и слышать. Что нужно делать для того, чтобы принять подобные чувства ребенка? Во-первых, нужно очень внимательно его слушать, а не мимоходом, между мытьем посуды и просмотром телевизора, не отвлекаясь на другие дела. Родители должны слушать ребенка всем телом, всей душой. Во-вторых, нужно показать, что взрослый принимает его чувства и слышит их. Часто родители могут отвечать простыми междометиями «угу» или «да», потому что им бывает тяжело слушать, что скажет и затем ответит ребенок. Но, тем не менее, надо быть готовыми к этому.

Анна Олеговна Вахранева, ведущая курса «Школа для родителей и воспитателей»: - В таком случае нужно воздержаться от комментариев, от оценки этого чувства: «Очень плохо, что ты так чувствуешь», «Так чувствовать нельзя», «Ты не должен злиться на своего брата, потому что он - твой брат». Опасность заключается в том, что когда ребенок начинает выражать свои чувства, а родитель их не принимает, оценивая негативно, то в этот момент он действительно испытывает большую тревогу, ему трудно вдвойне. С одной стороны, он скован тем чувством, которое возникло в той или иной ситуации, а с другой стороны, ему страшно, обидно и больно, а тут еще и родители не принимают его чувства, осуждают его. А ребенку хочется быть хорошим, хочется, чтобы его одобрили. В итоге одно накладывается на другое, что только ухудшает состояние ребенка, либо приводит к попытке защитить свое право испытывать эти чувства.

Татьяна Владимировна Захарова, ведущая курса «Школа для родителей и воспитателей»: - Называя чувство, можно снизить его накал; проговаривая его, можно сделать его немного слабее.

Анна Олеговна Вахранева, ведущая курса «Школа для родителей и воспитателей»: - Хочу привести в качестве примера случай со своей маленькой дочерью четырех лет. Она говорит: «Я боюсь». Я ей предложила: «Сожми мою руку, покажи, как сильно ты боишься». Она жала изо всех сил, а потом побежала, как ни в чем не бывало, и все стало в порядке. Мы предлагаем приемлемый способ выражения этих чувств. Меня не задевает, что ребенок сжимает мою руку, ведь я это разрешила. Разрешила порвать газету, разрисовать лист бумаги настолько, насколько хватит сил, да и пусть в нем будут дырки от карандаша. Но пусть лучше будут дырки на листке, чем дыры в душе.

 

Расшифровка: Наталья Жешко

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 19 мая: 15:30
  • Четверг, 23 мая: 00:30
  • Пятница, 24 мая: 05:30

Анонс ближайшего выпуска

В студии - детский нейропсихолог Екатерина Щербакова, автор развивающих аудиосказок. Поговорим о том, с какими педагогическими задачами можно справиться с помощью сказок, как придумывать развивающие сказки самим, подстраиваясь под нужды каждого ребенка, почему читать их лучше, не интонируя голосом. Узнаем, какие интересные подкасты существуют для малышей, порассуждаем, как аудиоформат помогает отдохнуть от визуального шума.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать