Учимся растить любовью. Чистота и порядок в доме многодетной семьи

19 марта 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В многодетных семьях поддерживать чистоту и порядок - целое искусство. Но еще сложнее подключить к этому процессу детей, а ведь мы хотим, чтобы они привыкли не только жить в порядке, но и наводить его собственноручно. Учиться этому будем вместе с семьей священника Дмитрия Киселева. А поможет нам в этом эксперт по чистоте Александра Витманн, автор одноименной методики наведения порядка в доме.

– Во многих семьях с детьми, тем более многодетных, знают такую проблему, как постоянный беспорядок. Поддерживать порядок в семье, где есть дети, достаточно сложно, но возможно. Как – узнаете в сегодняшнем выпуске.

В гости к семье священника Дмитрия Киселева мы приехали не одни, а с экспертом по чистоте Александрой Витманн, автором одноименной методики наведения порядка в доме. Александра поможет многодетной семье организовать процесс поддержания чистоты так, чтобы в нем принимали участие все домочадцы, а не только мама, как это принято почти в любом доме.

Священник Дмитрий Киселев, клирик храма святых благоверных князей Бориса и Глеба (деревня Агалатово), многодетный отец:

– Свой дом, конечно, требует постоянной заботы, какого-то ремонта. Тем более у нас очень много лет дом строящийся, в котором мы одновременно и живем. Проблема порядка, конечно, перед нами  стоит, тем более что у нас пятеро детей, которых нужно как-то организовать, чтобы порядок был. Дети же не склонны думать постоянно о порядке, как думают об этом родители. Дети приходят из школы, обедают, играют, чем-то занимаются, и нужно постоянно смотреть, чтобы потом все было убрано, полы помыты. А кто-то чашку не уберет или еще что-то. В итоге за каждым приходится постоянно следить. Поэтому мы подумали, что хорошо было бы это организовать в виде какой-то определенной программы, которую мы могли бы исполнять в семье.

Ольга Валентиновна Киселева, многодетная мама:

– Выйдя замуж и перейдя в дом, я оказалась в совершенно новой для себя среде, потому что сама выросла в коммунальной квартире. Мы жили вчетвером в одной комнате, и все наше добро было в этой одной комнате. Соответственно, большой дом – это нечто другое, совершенно другая система взаимодействия. И много детей – это тоже совсем иное, чем когда их двое. Нужно решать вопросы, где хранить одежду на вырост, как и где хранить большое количество игрушек, книг. Поэтому я давно уже размышляю на тему, как организовать пространство, чтобы было комфортно, удобно и чтобы был порядок. Мне больше комфортно в просторе.

Я пыталась изучать систему Flylady, даже взяла начальный курс по этой системе. Какие-то привычки у меня укоренились, но я понимала, что чего-то мне не хватает. Потом нашла японскую систему KonMari , где тоже много интересного, оттуда тоже взяла какие-то элементы. Но ни в этих методиках, ни в каких-то других тренингах по организации пространства не говорится, что делать с близкими. Когда возникает вопрос о близких, дается совет: занимайтесь собой, подавайте пример. Поэтому когда мне предложили поучаствовать в обсуждении организации порядка в доме с детьми, я ухватилась за это предложение с большой радостью.

Организовать жизнь в доме так, чтобы поддержание порядка не было лишь маминой заботой, можно. Александра, как специалист, предлагает начать с игры. Вы можете повторять за нашими героями. Прежде всего нужно всю семью собрать за одним столом и договориться, что сегодня на повестке дня важный вопрос – поддержание чистоты в доме общими усилиями. Затем можно составить условный план дома и определить наиболее проблемные места. Каждый член семьи, кто уже может держать в руках ручку, пишет свои пожелания. Чистый пол, заправленные кровати, порядок в шкафу, организация рабочего места или уголка для творчества – каждый выбирает сам. Написали – зачитываем. Скорее всего то, что вы услышите друг от друга, окажется новостью.

Дочка:

– Первое: я бы хотела, чтобы холодильник и стиральную машину поменяли местами.

Александра Александровна Бояркина-Витманн, эксперт по чистоте:

– Предлагаешь перестановку сделать?

Дочка:

– Да.

Александра Александровна Бояркина-Витманн:

– И что изменится в доме от этого?

Дочка:

– Мне так комфортнее.

Сын:

– Так ближе ходить за конфетами.

Александра Александровна Бояркина-Витманн:

– А конфеты в холодильнике?

Дочка:

– На холодильнике... И второе: чтобы на подоконнике было все убрано, кроме цветов.

Александра Александровна Бояркина-Витманн:

– А кто всё на подоконник поставил?

Дочка:

– Все ставят.

Александра Александровна Бояркина-Витманн:

– А почему ставите на подоконник?

Дети:

– Потому, что больше некуда.

Александра Александровна Бояркина-Витманн:

– Какой у Вас первый пункт?

Ольга Валентиновна Киселева, многодетная мама:

– Первый пункт: игрушки и вещи, которые валяются на полу.

Александра Александровна Бояркина-Витманн:

– Игрушки и вещи на полу Вам мешают?

Ольга Валентиновна Киселева:

– Да, конечно, я не могу пылесосить.

Александра Александровна Бояркина-Витманн:

– Дети, а вам игрушки и вещи на полу мешают?

Дети:

– Да.

Какие бы пробелы в чистоте в доме вы ни выявили, скорее всего общими будут вот такие: маме не нравится следить за всеми, а детям не нравится, когда их постоянно дергают и вынуждают что-то делать.

Александра Александровна Бояркина-Витманн:

– Всем детям в семье не нравится, что мама делает им замечания. Но если мы все вместе договорились о том, что держим пол свободным, то половина оснований делать замечания у мамы исчезает. Мало того, она согласна на время, когда все будут сами учиться содержать пол свободным от своих вещей, не произносить даже те замечания, которые не связаны с полом.

Подобная беседа всех домочадцев – это не обмен претензиями, а попытка прийти к общему решению. Сначала выявляются проблемы, затем обсуждаются пути их решения, формулируется закон, следовать которому будет вся семья, и распределяются роли в деле поддержания чистоты.

Александра Александровна Бояркина-Витманн:

– Мы обсуждаем формулировку. Это важно, потому что нам нужно создать такую словесную формулу, которая за тридцать дней закрепится в памяти как «Отче наш», как дважды два четыре. Вы видели, что мы голосовали за формулировки, что все члены семьи предложили разные формулировки. Были длинные фразы, но в конце концов отец семейства предложил дать позитивную формулировку: не говорить о том, что плохо, а сказать о том, что хорошо. И эта словесная формула была принята всеми. Это очень важный момент. Когда вы делаете это в первый раз, может показаться, что это единство слишком хрупкое, но лучше хрупкое единство, чем крепкие разногласия. Лучше мы добьемся хрупкого единства и потом постараемся в течение длительного времени это единство подкреплять делами в надежде на то, что нам удастся быть дружными, быть единомышленниками, оказывать друг другу поддержку.

Для того чтобы такой долгий путь изменений сработал, нужно распределить роли. Несмотря на то, что все это действо было похоже на беседу (и не всегда приятную), мы называем это игрой, потому что в игре есть роли. Вы видели, как происходило распределение ролей, как дети сами вызвались делать что-то и нашли в этом свой интерес. Очень важно распределить роли таким образом, чтобы зоны контроля были сняты с мамы, чтобы дети выбрали в этом длинном процессе то, что им интересно.

Например, в этой семье двое детей захотели быть контролерами, что неплохо, потому что одному контролеру может стать скучно все время контролировать, и хорошо, когда есть тот, кто поддержит и проконтролирует его самого. У нас нашелся один исследователь, который взял на себя роль фотокорреспондента. Папа взял роль главного реформатора, потому что оказалось, что в доме есть много маленьких, казалось бы, вещей, которые нужно исправить, чтобы этот новый закон, принятый на семейном совете, мог осуществляться.

Например, объективная ситуация: рюкзаки детей, которых много (и детей много, и рюкзаков у каждого ребенка много), лежат на полу, поскольку для них нет ни стеллажа, ни шкафа, ни крючков, ни полок. Соответственно, куда дети могут их положить? Вот эта ситуация вскрылась, и папа взял на себя ответственность ее решать, искать выход.

Не ждите чудес сразу после того, как все обсудили и решили. На то, чтобы нововведения прижились, нужно время – не меньше месяца.

Александра Александровна Бояркина-Витманн:

– Тридцатидневный период – это минимальное время, которое необходимо для того, чтобы в семье что-то изменить. Мне кажется, это главное, что я могу донести сейчас до родителей. Потому что очень часто мы хотим, чтобы все случилось прямо сегодня, по щелчку. Это зона нашей родительской инфантильности – мы не хотим принимать во внимание законы функционирования человеческой психики, человеческого организма, которые уже давно открыты.

Почему мы говорим о сроке в 30 дней? Всем известно, что адаптационный период к новому (к детскому саду, новой работе, школе, к каким-то новым правилам) требует 21 дня. Но мы добавляем еще время, потому что бывают ситуации, когда действие в течение 21 дня подряд не выполняется. Например, вы вышли на новую работу, а через две недели заболели – ваш адаптационный период должен быть продлен на период вашей болезни. То же самое происходит с детьми, когда речь идет о каком-то детском сообществе.

Если взять данную ситуацию с рюкзаками, допустим, мы не всегда смогли выполнять правило и бросали рюкзаки на пол; в итоге не набралось у нас 30 дней. А нам важно набрать именно 30 дней действия этого правила. Поэтому примерно неделю мы добавляем на ошибки, на внутренние возражения, на откаты, на невыполнение этого правила по уважительным причинам. (Например, случилось какое-то соревнование, ребенок уехал, и пока он был в отъезде, он уже забыл, что были такие правила.) И примерно еще 2–3 дня нужно на закрепление.

Например, мы прожили с этим правилом 28 дней, и среди них набирается успешных  21 день. Но для того чтобы навык полностью стал частью человека, ему нужно еще прожить три дня под особенным контролем. Потом этот контроль (и внешний, и внутренний) можно опустить.

Конечно, откаты возможны. Психологи говорят о периоде нормализации. То есть когда изменились условия – меняется сам человек. Когда мы наводим порядок, мы хотим что сделать? Мы хотим изменить человека. Если мы поместим этого человека в чистое пространство – он изменится достаточно быстро и безболезненно. Но ведь он живет в том же самом доме, где было так, как было. Поэтому надо одновременно менять и условия, и человека.

Поскольку у нас идет одновременный процесс изменения условий и человека, он идет с возражениями, и отработка этих возражений требует времени. Дополнительные три дня прошли – мы привыкли, сняли контроль. Потом проходят еще два месяца, в течение которых могут быть откаты, забвения, о чем мы договорились, но возвращение к норме в период нормализации происходит уже быстрее и без каких-то дополнительных внешних толчков и стимулов.

В принципе, другой альтернативы воспитания у детей полезных привычек я не вижу. Потому что другая альтернатива – это родитель, который все время вещает, что правильно нужно делать, а ребенок – как инвалид на костылях: ему не нужно об этом думать – ему скажут: убери рюкзак с пола. Но важно, чтобы ребенок говорил это себе сам. Важно, чтобы родители следили за условиями жизни и понимали, что это требование может быть выполнено.

Как произойдет общий период перестройки в этой семье – мы не знаем. Они впервые собрались за столом, чтобы что-то обсудить. Это вообще первый опыт, и первый опыт может быть не совсем восхитительным. Но если эта семья достигнет успеха, если у них будут улучшения, то они смогут использовать этот способ, чтобы договариваться о чем угодно: о том, куда поехать вместе в отпуск, как благоустроить территорию вокруг дома, как сделать перестановку мебели и так далее.

Второй раз в семью Киселевых мы приехали почти через два месяца. Попросили не готовиться специально, а поделиться теми результатами, к которым им действительно удалось прийти. Проблема разбросанных по дому портфелей решилась легко: стеллаж для них даже не пришлось покупать – нашли среди собственных вещей. Также нашлась этажерка для материалов для творчества. За чистотой пола теперь следят все домочадцы. Расписание, кто и когда моет полы, пишут дети.

Дочка:

– Я только что написала расписание, кто и когда будет мыть полы. Я, например, мою полы в четверг. Нам приятно жить в доме в чистоте и порядке.

Приятно снова собраться за столом, чтобы вспомнить, какие пожелания по чистоте в доме писались в начале эксперимента, вычеркнуть выполненные, обсудить приятные перемены, наступившие в доме, и даже поаплодировать друг другу. В семье Киселевых главные заботы о доме всегда лежали на жене и маме, как это происходит почти в любой многодетной семье, где отец занят весь день на работе (в данном случае – на службе в храме). Потому важнее всего именно мнение мамы об участии в эксперименте по выстраиванию новых правил поддержания чистоты с экспертом Александрой Витманн.

– Не пожалели, что ввязались в это?

Ольга Валентиновна Киселева:

– Знаете, были моменты, когда хотелось пожалеть и сказать: «Да зачем мне это вообще?!» Но я понимала, что цель у нас очень важная – освободить мне время и приучить детей к порядку. Поэтому я бралась снова. И хорошо, что  мы не встретились через месяц, как планировали. Потому что именно два месяца ушли на привыкание, созревание, успокоение, то есть на все этапы принятия через протест.

Что я узнала? Я на практике увидела, что порядок не возникает по волшебству, что привлечь семью к порядку по щелчку не получится. Самый важный момент – это выстраивание отношений и умение договариваться. Можно на чем угодно тренироваться: хоть на порядке в доме, хоть на чем-то еще, но самое главное – отношения. Если договор может быть заключен, если все участники идут на переговоры, готовы что-то обсуждать, делиться своими соображениями, тогда все получится.

Благодаря Александре первый разговор на тему уборки произошел два месяца назад, и, мне кажется, именно тогда в головы домочадцев вошло понимание, что они тоже ответственны за беспорядок и что они точно так же могут что-то убрать. И тогда был еще один важный момент: мы договорились о мытье полов по графику, и теперь я перестала это контролировать. Теперь я рассуждаю так: «Чей сегодня день? Настин. Настя моет либо не моет, но я сегодня об этом не волнуюсь. Мусора нет, а пятна ототрет тот, кто сегодня моет пол». Для меня это было важно. Вроде это несложно, но для меня этот перелом произошел именно тогда, два месяца назад.

Эксперт по чистоте Александра предлагает новый взгляд на уборку, когда главным принципом становится доведение дела до конца.

Ольга Валентиновна Киселева:

– В доме можно убираться (протирать пыль, отмывать углы) очень редко. Все остальное – это не уборка, а дела, которые мы доводим до конца. Например, мы поели – значит, посуду помыли, вытерли и поставили на место. И вопроса неубранной посуды нет – мы просто завершили процесс еды до конца. Или: заложили белье в стирку, постирали, высушили, разложили по местам – и вопроса неубранной одежды у нас нет. Мы пришли из школы, поставили сумки на полку – и вопроса валяющихся сумок на полу у нас тоже нет. То есть это просто завершение дел. Это был очень важный для меня вывод.

Получается, содержание, управление домом, его благоустройство становится общим семейным делом, которое объединяет всю семью – начиная с самых маленьких. Ведь маленький ребенок уже может ставить на место свои игрушки и вытирать следы компота со стола. Если он это видит, для него это становится естественным. Разлил – вытри, накрошил – убери. Это просто часть процесса, и она никак не связана с какими-то неприятными эмоциями, что мама ругалась, например. Нет, ребенок понимает: разлил – вытри, тряпочку положи и иди дальше. Получается такой совместный уход за нашим домом, обустройство нашей крепости, в которой мы живем всей семьей, чтобы было приятно не только мне, но и всем окружающим.

Священник Дмитрий Киселев, многодетный отец:

– Думаю, что такой ежедневный процесс уборки в большой семье важен как элемент воспитания. Личный труд, положительные эмоции, пример родителей, пример старших детей по отношению к младшим. И такое ежемесячное мероприятие, как общая беседа на тему чистоты и обязанностей каждого, – это повод поговорить о том, кто что думает, чувствует, кто чем живет и что бы хотелось изменить.

Два месяца семья Киселевых жила по новым правилам. Оказалось, содержать дом в чистоте – это даже весело. И мама не дергает, и чувство взрослости у детей возрастает. Главный принцип – игра – в этом деле прекрасный помощник.

Александра Александровна Бояркина-Витманн:

– Почему это игра? Потому, что здесь мы не ставим никаких рамок наказаний и поощрений, как делается в обычном воспитательном методе. Почему мы материалом игры используем уборку? Мое глубокое убеждение: уборка – такой же творческий процесс, как и воспитание. У нас абсолютно разные пространства, разные возможности, вкусы, идеи и способности; мы все очень разные. И если мы поставим задачу жить в доме так, чтобы скучной и неприятной уборки было как можно меньше, а были только постоянные улучшения, которые облегчают жизнь, не требуют ничего отмывать или складывать в неудобное место, то увидим, что это такой же творческий процесс, как и воспитание.

Мое глубокое убеждение, что этот мир создан Создателем, Творцом неба и земли и дан нам, людям, для того, чтобы мы его улучшили, в какой-то степени убрали. Мы его сейчас всем семимиллиардным человечеством здорово испортили. Но мы можем исправиться, начиная делать это в своих семьях, домах, исходя из наших способностей. И делать это нужно с теми маленькими людьми, которым этот мир останется. Нужно в них укреплять идею того, что они могут все улучшать.

Конечно, дети не пойдут менять асфальт на брусчатку, потому что это экологичнее. Конечно, они начнут со своего дома: со своей кровати, со своего стола, с пола, по которому ходят. И мы превращаем это не в какие-то правила, не в дисциплину, а говорим, что это игра, и позволяем им играть. Ведь из игры, как правило, выйти не хочется.

Да, можно игру сломать, бросить и дальше в нее не играть. Поэтому, когда мы сегодня собирались с семьей Киселевых, мы решали, будем ли мы это делать дальше. И большинством голосов было принято решение. Три человека против двух воздержавшихся сказали: «Будем». Остальные присоединятся, потому что семья одна и ее члены любят друг друга.

Так путь к чистоте в доме может стать способом воспитания, поводом для общения и школой, где все мы учимся слышать друг друга.

Автор и ведущая программы Марина Ланская

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 19 мая: 15:30
  • Четверг, 23 мая: 00:30
  • Пятница, 24 мая: 05:30

Анонс ближайшего выпуска

В студии - детский нейропсихолог Екатерина Щербакова, автор развивающих аудиосказок. Поговорим о том, с какими педагогическими задачами можно справиться с помощью сказок, как придумывать развивающие сказки самим, подстраиваясь под нужды каждого ребенка, почему читать их лучше, не интонируя голосом. Узнаем, какие интересные подкасты существуют для малышей, порассуждаем, как аудиоформат помогает отдохнуть от визуального шума.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать