Учимся растить любовью. Выпуск от 23 мая

23 мая 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

В нашей традиционной рубрике «Советы специалиста» мы снова отправляемся в школу для воспитателей и родителей. Ее специалисты, Анна Вахранева и Татьяна Захарова, расскажут о том, как похвала может преобразить ребенка, а главное, как для нее подобрать правильные слова.

- Сегодня мы говорим о похвале. Похвала, конечно, есть в нашей жизни. Это обычное явление. Мы сами очень любим хвалить детей. И чем больше мы их хвалим, тем лучше. Но давайте вспомним ситуации из своей жизни: всегда ли похвала нам так приятна, всегда ли мы ее воспринимаем с радостью? Иногда возникает чувство неловкости, хочется, чтобы человек уже перестал говорить приятные слова: красивая, замечательная, добрая, хорошая и т.д. Почему так бывает? Потому что такая похвала - общие слова - похожи на свет, который слепит, но ничего не проясняет. И вряд ли мы сами искренне думаем, что мы обаятельные, ангелоподобные, всегда совершенные и при этом скромны до невозможности. В глубине души мы сами знаем, что такими мы бываем не всегда. Мы можем в какой-то момент отличиться, но мы бываем и другими тоже. Когда ребенок слышит такие похвалы в свой адрес, в глубине души он сам начинает сомневаться в тех людях, которые его так хвалят: «А что это меня так расхваливают? Есть ли за что?» То есть он уже понимает, что что-то не так. Мы всегда говорим о том, что лучше не стоит хвалить вообще («Ты замечательная дочь», «Ты чудесный ребенок», «Такой молодец», «Молодец-премолодец», «Умница»). Это хорошие слова и их стоит произносить, но ребенок не очень понимает после таких похвал, какой он. Что же такое происходит с ним и что же он должен делать, чтобы он был таким умницей? Иногда мы уходя говорим: «Будь умницей!» Что такое быть умницей? Каждый может по-своему это воспринимать. Другое дело, когда мы говорим какие-то конкретные вещи, когда мы говорим ребенку, за что мы его хвалим. Например, ребенок принес нам написанное стихотворение и первая наша реакция: «Да ты у меня поэт!» Конечно, мы можем так сказать, но можно пойти еще дальше и сказать: «Мне очень понравились твои рифмы, мне очень понравился этот образ, который ты употребил», «Меня очень тронуло твое стихотворение, потому что ты нашел совершенно особенные слова». И тогда ребенок будет действительно понимать, в чем же он хорош, что ему удается.

 - Действительно, похвала нужна для развития. Если мы замечаем изменения в действиях, которые произвел ребенок, и результат, который он получил, тогда это развивает. Если же мы просто констатируем некую черту личности, характера: «Ты добрый», «Ты хороший», «Ты умница, «Ты мамина помощница», то это бесполезная похвала. Поэтому нужно четко понимать, за что следует хвалить, а за что нет. Если мы говорим о развитии, тогда, если у ребенка хорошо что-то получается, он чем-то овладел – следует отметить, что у него получилось. Но не следует очень бурно этим восхищаться. Важно хвалить за результат, а еще более важно хвалить за усилия. Когда ребенок что-то пытался сделать, даже если у него не получилось или получилось не так, как нам хотелось бы, все равно важно поддержать. Важно эмоционально приподнять ребенка. Показать, что «это здорово, и у тебя получится».

 Самый простой пример – рисунок. Все дети в определенном возрасте пробуют себя – рисуют. Приходя к маме, показывая смешные каракули, спрашивают: «Красиво?» Родители, конечно, понимая, что рисовать можно и лучше, говорят: «Какой ты молодец!», «Ой, как ты здорово нарисовал!» Что происходит потом? Ребенок разворачивается и уходит. А если применить метод описательной похвалы, когда мы внимательно смотрим на рисунок и начинаем описывать, что мы видим: «Я вижу солнце, я вижу дом. В доме вижу окна – ты не забыл их нарисовать! Здесь даже есть деревья». Тут ребенок включается, и мы можем услышать целую историю: «Да, мама, это я попытался изобразить нашу дачу. Мне там так нравится, там так хорошо. Здесь у меня не очень получилось: эта закорючка – это собака, которая у нас могла бы быть». И тем самым мы говорим: «Да, у тебя тут развернулась целая история, целый мир», то есть с ребенком состоялся разговор. И мы дали ему понять, что увидели конкретные вещи. Тогда у ребенка есть желание продолжать рисовать, пробовать, чтобы в следующий раз собака была не закорючкой, а собакой, чтобы у дома еще и дверь появилась. Такая описательная похвала может касаться не только рисунка, но и любого действия: убранной комнаты, сделанных уроков, написанной строчки в тетради по чистописанию и так далее. Важно найти именно то, что нам в этом нравится, потому что неискренняя похвала приносит больше вреда, нежели пользы. Ведь ребенок приходит не только за похвалой, но за поддержкой. Если он понимает, что у него не очень получилось, то можно задать вопрос: «А сам что ты думаешь по поводу своего рисунка?» Ребенок может сказать, что где-то ему не нравится. Мы можем с этим согласиться, но показать какую-то часть, которая нам особенно нравится. Это поможет показать ребенку, что ему есть куда развиваться и у него может получиться. Иногда ребенок может сказать: «Ну, не знаю, мне не очень», «Я не знаю». И тогда мы начинаем описывать, что мы видим.

 - Такое описание получается, как зеркальное отражение того, что ребенок нарисовал, того, что мы видим, представляем в его рисунке. Важно для ребенка, для осознания себя, проговорить это. А самое важное - это связь, которая появляется, наши невидимые нити. Тогда ребенок понимает, что родители его слышат, пытаются его понять. Мне сегодня ребенок принес рисунок и спрашивает: «Мама, ты поняла, что это?» Я говорю: «Да, конечно, это два круглых жучка», а он говорит: «Нет, это два солнышка». То есть мы можем ошибаться, но мы идем навстречу друг другу - это самое важное.

Похвала - это искусство, которым можно овладеть и сделать так, чтобы похвала приносила реальную пользу, а не была бы абстрактными словами, ничего не значащими для ребенка. Одна мама рассказала, что ее ребенок принес рисунки и мама сказала: «Да, супер, здорово, хорошо», а ребенок удивленно спросил: «Мама, тебе что, действительно, нравится?» То есть ребенок сам понимает, что у него не очень хороший рисунок получился, а мы от него отмахиваемся, не вдаваясь в детали. Мы отмахиваемся от ребенка, от его переживаний, неудач, которые он хочет выразить с помощью рисунка.

Итак, можно вывести несколько правил, которые смогут помочь родителю похвалить ребенка. Первое, что нужно сделать, – описать. Например, уборка в комнате. После уборки ребенка можно заметить: «Да, я вижу, что все тетради на столе, все ручки собраны в одном месте, я вижу, что убрана школьная форма». Тем самым мы поддерживаем ребенка при этих первых, трудных для него шагах.

У меня был сложный момент, когда ребенок учился писать. И очень помогло это правило – найти что-то хорошее и сказать об этом. Можно сказать: «Из всех букв «у» вот эта у тебя получилась замечательно!» Это будет искренне, от души, потому что все остальные не были похожи на букву «у», которую хотелось бы видеть. Здесь есть, за что искренне похвалить.

 - При похвале важна эмоция, которую мы подключаем. Важно сказать, что я чувствую по поводу того, что я увидел. Замечательная тема убранной детской комнаты. Если мы вдруг увидели, что комната убрана, то можно просто сказать: «В такую комнату приятно войти!» Детям нравится, когда родители радуются. Когда мы подключаем эмоцию, мы очень здорово поддерживаем ребенка. Желание ребенка радовать снова и снова будет возникать чаще.

Моя младшая дочка иногда задает мне вопрос, когда я чем-то озабочена: «Мама, где твоя улыбка?» Дети очень чувствительны к изменению настроения родителей. Поэтому если мы подключаем эмоцию к похвале и делаем это искренне и ярко, то на детей это производит прекрасное впечатление. «Приятно увидеть такую комнату», «Приятно увидеть, что ботинки оказались на месте», «Здорово, что меня услышали и тетрадки встали на полку ровно». Такие фразы позволяют не говорить банальные вещи: «Молодец, умница», а отметить то, что нас действительно поразило, и при этом эмоционально.

- Мы с Анной очень любим рассказ одной мамы подростка. Она понимала, что похвала очень нужна, но похвалить сына было решительно не за что. Однажды, зайдя в его комнату, где было решительно всё разбросано, она не нашла ничего, за что можно было бы его похвалить, и всё же искренне порадовалась: «Мне так приятно, что ты открыл форточку!»

- Еще один способ выразить поддержку: например, проходя мимо убранной комнаты, можно сказать коротко: «О, порядок!» Для ребенка достаточно того, что его усилия были замечены. Это хорошо работает с подростками. Когда в свое время мы в своей семье начали практиковать те навыки, о которых мы рассказываем, первая реакция старшей дочки была необычной. Она сказала так: «Мама, хватит применять ко мне свои психологические штучки. Почему ты так со мной разговариваешь?» Дети привыкают к определенному стилю общения, и если что-то меняется, то это вызывает определенное беспокойство. И я поняла, что мне нужно искать, менять свой язык при общении с ребенком. Прежде чем выпалить ту или иную фразу, я несколько раз прокручивала ее у себя в голове для того, чтобы она звучала естественно, и было понятно, ради чего я ее произношу. Потом гневные и эмоциональные тирады в моей речи стали встречаться все реже - и ребенок перестал возмущаться, что я говорю с ним каким-то необычным языком. То есть постепенно эти фразы входят в обиход и мы получаем достаточно лаконичное, четкое и нужное общение. С одной стороны, это может выглядеть как некая неискренность, но с другой стороны, зачем нам даны слово и разум, если ими пользоваться абы как? Мы родители, мы читаем замечательные книги, определяем для себя какие-то цели. Мы хотим, чтобы наши дети были лучше нас, чтобы они были самостоятельными, развивались, достигали целей. Ведь те усилия, которые мы можем приложить, используя другой язык в общении с детьми, - это совсем небольшая плата ради той цели, к которой мы идем.

 

Ведущий: Марина Ланская
Расшифровка: Марина Дмитриева

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 19 мая: 15:30
  • Четверг, 23 мая: 00:30
  • Пятница, 24 мая: 05:30

Анонс ближайшего выпуска

В студии - детский нейропсихолог Екатерина Щербакова, автор развивающих аудиосказок. Поговорим о том, с какими педагогическими задачами можно справиться с помощью сказок, как придумывать развивающие сказки самим, подстраиваясь под нужды каждого ребенка, почему читать их лучше, не интонируя голосом. Узнаем, какие интересные подкасты существуют для малышей, порассуждаем, как аудиоформат помогает отдохнуть от визуального шума.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать