Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Продолжается Рождественский пост.
Сегодня совершается память: прор. Аггея, несшего свое служение в начале VI века до Р. Х. Мч. Марина Римского, III век. Блж. царицы Феофании Византийской, IX век. Прп. Софии Суздальской, подвижницы XVI века.
Сщмчч. ХХ века: Аркадия (Остальского), епископа Бежецкого; пресвитеров Владимира Алексеева, Илии Чередеева, Павла Фаворитова, Феодосия Болдырева, Владимира Дамаскина, Александра Колоколова, Петра Зиновьева и прмч. Макария (Смирнова).
Именинников мы поздравляем с днем ангела!
Братья и сестры, сегодня мы вспоминаем архиерея Русской Церкви ХХ века.
Будущий священномученик Аркадий, епископ Лубенский, викарий Полтавский, в миру Остальский Аркадий Иосифович, родился в апреле 1888 года в селе Яковицы Житомирской губернии в семье священника Иосифа Остальского. Впоследствии родители будущего святителя переехали в Житомир, куда перевели служить батюшку Иосифа. Кроме Аркадия в семье было еще двое детей: сын и дочь.
После окончания Волынской духовной семинарии, с сентября 1911 года, Аркадий был священником соборного храма в городе Староконстантинов, затем – настоятелем Никольской единоверческой церкви в городе Полтава. Во время войны он стал полковым священником. Являясь с 1917 по 1922 годы настоятелем церкви в Житомире, отец Аркадий организовал при храме православное братство. Его пламенные проповеди привлекали множество народа, а братство в тяжкие годы гражданской войны осуществляло практическую помощь бедным и больным; тут обучали детей, хоронили умерших, занимались благотворительностью.
Батюшка Аркадий не только других побуждал к нищелюбию и милосердию, но и сам показывал пример этой жертвенности и крайнего нестяжания. Однажды он вышел из Житомира в сапогах, а в Киев пришел уже в лаптях. Оказалось, ему на дороге встретился какой-то бедняк, и они поменялись обувью. Отец Аркадий часто служил и всегда исповедовал. Иногда исповедь затягивалась до двух часов ночи.
Весной 1922 года священника Аркадия Остальского арестовали по обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей прямо на выходе из храма, после совершения Божественной литургии. Весть об аресте любимого пастыря облетела город, в тюрьму стали приносить передачи в таком количестве, что их хватало и заключенным, и надзирателям.
Батюшку приговорили к расстрелу. Рассказывают, что во время чтения обвинительного заключения и приговора отец Аркадий заснул, и конвоиры вынуждены были разбудить его, чтобы сообщить, что он приговорен к смерти. «Ну что ж, — сказал священник, — благодарю Бога за все. Для меня смерть — приобретение». После суда верные христиане стали хлопотать о смягчении приговора, и он был заменен пятью годами заключения.
Пока отец Аркадий находился в заключении, его супруга вышла замуж за офицера Красной Армии и потребовала, чтобы после освобождения из тюрьмы батюшка дал ей развод. Детей у них не было. Так Господь разрешил отца Аркадия от семейных уз.
После досрочного освобождения в 1925 году батюшка поехал в паломничество в Дивеевский женский монастырь. Там его встретила блаженная Мария Ивановна, которая внимательно поглядела на приехавшего помолиться священника и сказала ему: «Будешь епископом, но из тюрьмы не выйдешь». В Саровской Успенской пустыни он был пострижен в мантию с оставлением того же имени.
Вернувшись в Житомир, иеромонах Аркадий все время стал отдавать молитве и аскетическим подвигам. В начале 1926 года иеромонах Аркадий был возведен в сан архимандрита, а 2 сентября того же был хиротонисан во епископа Лубенского, викария Полтавской епархии, однако епархией управлять не мог, поскольку в октябре был арестован и выслан в Харьков, а в феврале 1927 года – в Туапсе.
Въезд в епархию, в город Лубны, ему был запрещен, однако владыка все же решил выехать, чтобы отслужить хотя бы пасхальное богослужение. В Лубны он выехал тайно и перед самым началом пасхальной полунощницы, около половины двенадцатого, вошел в алтарь. Он был в пальто, темных очках и в таком виде мало походил на епископа. Диакон собора стал прогонять незнакомца, говоря, что они ждут приезда назначенного к ним архиерея, и ему совсем не место сейчас в алтаре. Незнакомец попросил вызвать настоятеля, диакон уступил, и когда пришел настоятель, епископ Аркадий открылся ему и сказал, что он и есть назначенный к ним архиерей.
После объяснений владыка облачился, и началось пасхальное богослужение. Но еще не закончилась служба, как в соборе стали появляться представители власти. Дальнейшее пребывание владыки Аркадия в соборе грозило арестом, и он был вынужден скрыться. Это было единственным богослужением в назначенной ему епархии. Архиерей уехал в Новоафонский монастырь на Кавказ, жил в горах, встречался с подвижниками, населявшими в то время пропасти и ущелья Кавказских хребтов. Однако и здесь положение было неспокойным. Власти с помощью охотников выслеживали подвижников, арестовывали и расстреливали их.
Владыка был вновь арестован в апреле 1927 года и сослан в Казань. Из этой ссылки он бежал в марте 1928 года и нелегально поселился в Ленинграде при подворье Киево-Печерской лавры. Служил он тайно. В мае 1928 года последовал новый арест святителя, уже в Москве. Его заключили в Бутырскую тюрьму. В июле того же года епископ Аркадий был приговорен к пяти годам заключения в лагере, а в дальнейшем срок продлили еще на пять лет.
Владыка находился в умеренной оппозиции митрополиту Сергию. Как-то, будучи тайно в Москве между бесконечными ссылками, архиепископ попытался обратиться к митрополиту Сергию (Страгородскому) за разъяснениями о современной церковной жизни, однако тот не стал с ним разговаривать, предложив ему прежде явиться в НКВД.
С 1928 по 1937 годы с небольшим перерывом владыка находился в заключении на Соловках. Там он был определен на самую тяжелую работу. Из этого лагеря владыка Аркадий вернулся совершенно седым в феврале 1937 года. После освобождения он был назначен епископом Бежецким, но назначения не принял. Постоянное проживание ему было разрешено в Калуге.
В сентябре 1937 года епископ Аркадий был арестован. Поначалу его держали в Калужской тюрьме, а затем перевели в Бутырскую тюрьму в Москве. 17 октября начались допросы. Владыку обвинили в контрреволюционной деятельности. Виновным себя святитель не признал и обвинений, выдвинутых против него, не подтвердил. 29 декабря 1937 года епископ Аркадий (Остальский) был расстрелян на полигоне НКВД в поселке Бутово под Москвой и погребен в общей могиле.
Святый священномучениче Аркадие, моли Бога о нас!
Диакон Михаил Кудрявцев
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Читаем Ветхий Завет. «Обличение иудеи. Извращенный суд». Священник Константин Корепанов
Свет невечерний. Старец взялся за топор
Стихи над миром. Стихотворения Зинаиды Миркиной
Хранители памяти. «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А.Н. Овчинникова». Часть 6
Православный словарь. Иконография
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!