Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Продолжается сырная неделя, в пище мы воздерживаемся только от вкушения мяса. Но в духовном смысле мы все ближе приближаемся к деланию Великого поста. Литургия сегодня не совершается, и впервые в этом году звучит молитва Ефрема Сирина.
В этот день мы творим память: сщмчч. Маркелла Сикелийского, Филагрия Кипрского и Панкратия Тавроменийского, епископов I века. Мч. Никифора, из Антиохии Сирской (III). Прп. Панкратия Печерского, в Дальних пещерах подвизавшегося в XIII веке. Прпп. Никифора и Геннадия, Важеозерских подвижников XV–XVI веков.
Вспоминается обретение мощей свт. Иннокентия (Кульчицкого), епископа Иркутского, в 1805 году и обретение мощей свт. Тихона (Белавина), патриарха Московского и всея России, в 1992 году.
Память пострадавших в начале ХХ века: сщмчч. Василия Измайлова и Иоанна Фрязинова, пресвитеров.
Именинников мы поздравляем с днем ангела!
Братья и сестры, сегодня мы уделим время преподобным подвижникам северных земель конца XV – первой половины XVI веков – преподобным Геннадию и Никифору Важеозерским. И первый и второй были учениками известного отшельника – преподобного Александра Свирского. Важеозерскими они называются потому, что положили начало пустынной жизни в Важеозере.
Преподобный Геннадий был сыном богатых родителей. Раздав, по заповеди Спасителя, свое имение нищим, он отправился к преподобному Александру Свирскому. Святой Александр хотя и не хотел принимать к себе Геннадия, но должен был уступить его неотступным мольбам. Пожив некоторое время в обители преподобного, Геннадий решил найти для себя совершенно уединенное место. Таким местом им было избрано Важеозеро. Здесь он и подвизался до самой своей кончины 8 января около 1516 года. От него осталось предсказание о том, что на месте его уединения будет устроена обитель.
И вот родился в Важеском погосте, поблизости от реки Свири, будущий преподобный Никифор. О его детстве и юности сведений не сохранилось. Известно только, что он происходил из благочестивой крестьянской семьи и в доме родителей был научен страху Божию. В то время весь Олонецкий край был полон славой о высоких подвигах и благочестии преподобного Александра, уже основавшего на реке Свири обитель в честь Живоначальной Троицы. Никифор прибыл в обитель уже иноком около 1510 года и был принят преподобным Александром в число братии.
Несколько лет инок Никифор прожил в Свирской обители. Преподобный Александр видел его добродетели, понимал духовную пользу, которую приносил братии Никифор, благодарил Бога. Когда преподобный Александр возложил на святого Никифора послушание – отправиться к преподобному Кириллу в пределы Белого озера, в обитель Воскресения Христова, и испросить у игумена благословения и молитв, побеседовать с ним и поучиться от него монашеской жизни и уставу монастырскому, то Никифор с радостью принял поручение-послушание и отправился в далекий путь. Через несколько дней он благополучно достиг западного берега озера, где в двух верстах от обители расположено село Кобылина гора, а сама обитель лежала на противоположном берегу. Наступал вечер. Путник отошел к лесистому северному берегу озера и там заснул.
Между тем преподобный Кирилл в это время совершал в своей обители вечернее келейное правило. Окончив его, подвижник один направился на берег, взял небольшую лодку и отплыл к северному берегу озера, где почивал преподобный Никифор. Отсюда они переехали в монастырь Новоезерский, где святой Никифор пробыл восемь дней, разделяя молитвенные подвиги монастырского братства и услаждая свой слух поучительными беседами игумена.
Вероятно, вдохновленный первым своим путешествием преподобный Никифор решил совершить паломничество в Киев. Подвижник сказал об этом своему игумену Александру. Преподобный Александр Свирский опечалился: он не хотел разлучаться с добродетельным старцем и начал молить святого Никифора, чтобы он пребывал с ним в монастыре, пока Бог не разлучит их. Но преподобный Никифор не преклонился к его молению. Со слезами преподобные старцы расстались.
Из путешествия в Киев преподобный возвратился с горячим желанием устроить собственную монастырскую обитель и, вероятно, в таком намерении был поддержан преподобным Александром. Обходя и осматривая различные места на родине, святой Никифор остановился наконец там, где не так давно окончил свое земное странствие преподобный Геннадий и, исполняя предсказание святого подвижника, основал на этом месте монастырь и в нем храм во славу Преображения Господня.
Много лет отдал преподобный Никифор своей обители, построил десять келий, очистив место от леса и осушив болото, и испросил царскую грамоту на владение окрестной землей. Окончив таким образом давно заботившее его дело, преподобный, окруженный собранной им братией, мирно скончался 9 февраля 1557 года.
В начале XVII века Олонецкий край был опустошен бродившими повсюду иноземцами. Разграблена была и обитель, устроенная преподобным Никифором, иноки прогнаны, а имущество уничтожено и увезено. Но память о преподобных Геннадии и Никифоре не исчезла. Когда миновали опасности, над общей могилой святых была восстановлена часовня, а потом мало-помалу восстановилась и обитель. В 1846 году она получила самостоятельное существование, а в 1854 году ей было дано разрешение построить на месте древней деревянной часовни над мощами преподобных храм.
Но в лютую годину безбожных гонений, в 1918 году, пустынь была снова закрыта, а имущество передано местному совхозу. Лишь в 1991 году монастырь был возрожден как женский. Были восстановлены Преображенский храм, колокольня, каменный зимний храм Всех Святых и надвратная церковь преподобного Иоанна Рыльского. А с ноября 2000 года монастырь был снова преобразован в мужской.
Преподобные Геннадие и Никифоре, молите Бога о нас!
Диакон Михаил Кудрявцев
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Читаем Добротолюбие. «Память Божья». Священник Константин Корепанов
Литературный квартал. Пасхальные рассказы. Людмила Васильевна Камедина
Православная азбука. Что такое Церковь. Беседа с протоиереем Владимиром Пархоменко. Часть 1
О земном и о небесном. Святитель Игнатий (Брянчанинов)
Хлеб жизни. 13 мая 2024. Новости Ейской епархии
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!