Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Сегодня мы торжественно празднуем: явление во граде Казани иконы Пресвятой Богородицы в 1579 году и почитаем целый ряд списков с этой иконы: Вышенский, Петербургский, Вязниковский, Московский, Каплуновский, Казанский списки; Казанская Тамбовская; Пензенская; Высочиновская; Нижнеломовская; Песчанская; Шлиссельбургская; Тобольская; Ярославская; Чимеевская; и Казанская Витебская. Также прославляются иконы Богородицы Якобштадтская и «Благовещение» Устюжская.
И мы творим память: вмч. Прокопия, пострадавшего в самом начале IV века. Прав. Прокопия, Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца (XIII – начало XIV века). Прав. Прокопия Устьянского (XVII).Сщмчч. Александра Попова, Феодора Располова и Николая Брянцева, пресвитеров, убиенных в 1918 году.
Именинников мы поздравляем с Днем ангела!
Братья и сестры, сегодня, конечно же, мы говорим о Казанской иконе Божией Матери. О явлении и об обретении иконы Богородицы в Казани в XVI веке известно из Повести «самовидца» и участника обретения святыни святителя Ермогена, первого митрополита Казанского, а впоследствии патриарха Московского и всея Руси, в бытность его священником казанской церкви святителя Николая Чудотворца при Гостином дворе. В Повести о явлении иконы сообщается так: 23 июня 1579 года Казань пострадала от сильного пожара, начавшегося недалеко от кремля, у церкви святителя Николая Чудотворца, во дворе «некоего воина царева» Данилы Онучина. Огонь перекинулся на кремлевские постройки: Спасо-Преображенский монастырь и царский двор, выгорел почти весь посад. Пожар вызвал поношение христиан со стороны иноверцев. Для укрепления православной веры, которая стала подвергаться поруганию, Бог «яви от земли» чудотворную икону Божией Матери с Младенцем Христом. Икона неоднократно являлась во сне «дщи юной десяти лет сущей» по имени Матрона, дочери стрельца. Богородица повелевала поведать о ней архиепископу и воеводам города, чтобы те вынули ее из земли в указанном месте. О явлениях иконы девица рассказывала матери, но та не верила ей.
В один из дней икона вновь явилась Матроне, но уже «огненным образом, лучи испущая огнены, пресветлы и страшны». От видения девица упала на землю и лежала без сознания несколько часов. Тогда мать тотчас пошла с дочерью к воеводам, но они не поверили им. Мать, прослезившись, повела Матрону к архиепископу, но и он не внял их речам. Тогда она поведала о чудной иконе людям, те удивлялись, но тоже не верили ей, мать же взяла лопату и стала копать в указанном месте. Копали и другие, но ничего не находили. Когда же на пепелище дома, на месте, где была печь, начала копать Матрона, то на глубине около метра она обрела небольшую икону Божией Матери, завернутую в ветхий суконный рукав однорядки вишневого цвета (такой верхней одежды). Икона сияла, как только что написанная.
Вскоре собрался народ, послали весть к Иеремии, архиепископу Казанскому и Свияжскому. Архиерей повелел звонить в колокол и крестным ходом со всем освященным собором пришел на место явления. По благословению архиепископа будущий митрополит Ермоген (тогда еще священник) благоговейно взял икону, и крестным ходом ее понесли в ближайшую церковь во имя святителя Николая Чудотворца, где был отслужен молебен. Далее огромный крестный ход направился в Благовещенский собор Казанского кремля. По пути от явленной иконы прозрел проситель милостыни Иосиф, не видевший три года. Когда икону внесли в собор, исцелился слепец Никита.
С обретенной иконы сразу же сделали список, составили описание ее явления и чудес и послали список в Москву царю Иоанну Васильевичу Грозному. Царь Иоанн повелел поставить на месте явления образа церковь, кельи, ограду и устроить там девичий монастырь для 40 сестер, выделив средства из государевой казны. Построенную вскоре деревянную церковь девичьего монастыря освятили в честь Богородицы «Одигитрии». Туда явленная икона крестным ходом была перенесена из Благовещенского собора. Насельницей девичьего монастыря стала отроковица Матрона, получившая в постриге имя Мавра.
В монастыре от иконы продолжали совершаться чудеса. Только в Повести описано 16 чудес. Царь Феодор Иоаннович повелел выстроить в девичьем монастыре вместо деревянного Одигитриевского храма каменный. Явленная Казанская икона была украшена царским казначеем золотым окладом с драгоценными камнями и жемчугом. Она была небольшого размера, где-то 25 на 22 сантиметра. Казанская икона отличалась от традиционных поясных икон Божией Матери «Одигитрия» типа Смоленской и относится к особому типу Божией Матери «Одигитрия» со стоящим Младенцем Христом.
К явленной иконе имелось несколько риз. Праздничная надевалась на Рождество Христово, Пасху и в дни празднования Казанской иконы, будничная, или повседневная,– в остальные дни. Праздничная риза была золотая. На нее надевалась другая риза, низанная крупным жемчугом, бриллиантами, изумрудами, яхонтами и др. драгоценными камнями. Будничная, не менее драгоценная, московской работы, сплошь низанная жемчугом, имела золотые венцы с бриллиантовыми розами, множеством других украшений и драгоценных камней. А в 1767 году императрица Екатерина II приложила к иконе еще и бриллиантовую корону. Видимо именно из-за такого обилия драгоценностей в ночь на 29 июня 1904 года явленная Казанская икона была похищена из Казанского девичьего монастыря шайкой 28-летнего Варфоломея Стояна. Воры вскоре были пойманы, и в ноябре 1904 года в Казани состоялся судебный процесс. Однако, что стало с чудотворной иконой, в ходе следствия окончательно выяснить не удалось. На суде было высказано мнение, что икона была сожжена, так как на квартире Стояна в печи были найдены обгоревшие остатки икон. Мать сожительницы Стояна Кучеровой, показала на суде, что обе иконы были порублены и сожжены Стояном. Сам же Стоян отрицал участие и в краже, и в уничтожении иконы, сознаваясь лишь в покупке краденых драгоценностей. Стоян и его подельник Комов были приговорены к лишению всех прав, имущества и к ссылке на каторжные работы на 12 и 10 лет соответственно.
Братья и сестры, мы должны понимать, что потеря первоначального образа не умаляет благодатной силы всего множества списков с Казанской иконы, через которые Пресвятая Богородица помогает нам своим ходатайством перед Своим Сыном по плоти, а по ипостаси Сыном Божиим, Господом нашим Иисусом Христом.
Пресвятая Богородице, помогай нам и спаси нас от бед!
Диакон Михаил Кудрявцев
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Читаем Ветхий Завет. «Обличение иудеи. Извращенный суд». Священник Константин Корепанов
Свет невечерний. Старец взялся за топор
Стихи над миром. Стихотворения Зинаиды Миркиной
Хранители памяти. «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А.Н. Овчинникова». Часть 6
Православный словарь. Иконография
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!