Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Церковный календарь. Третья неделя Великого поста. 16 марта (3 марта по ст. стилю)
Четверг третьей седмицы Великого поста. Литургии не положено.
Сегодня мы творим память: святых первой половины IV века мучеников Евтропия, Клеоника и Василиска; преподобной Пиамы девы; святых Зинона и Зоила; преподобномученицы Марфы Ковровой и мученика Михаила Строева, пострадавших в 1938 году.
Прославляются иконы Божией Матери: Волоколамская и «Знамение» Златоустовская.
Именинников мы поздравляем с днем ангела!
Братья и сестры! Сегодня мы вспоминаем святого мученика XX века из числа мирян.
Мученик Михаил родился 6 сентября 1876 года в городе Воскресенске (ныне город Истра) Звенигородского уезда Московской губернии в семье Степана Строева, бывшего крепостного живописца, приписанного к Новоиерусалимскому монастырю. Все деды и прадеды Степана Строева были живописцами.
Трудно представить, что наша страна с конца XVII века и до 1861 года была рабовладельческим государством – почти два века. Буквально вчера мы вспоминали отречение от престола царя-страстотерпца Николая II и то, каким невообразимым было тогда это событие для большинства современников. Но если взглянуть буквально на полвека назад от трагических событий 1917 года, то для нас, людей, живущих в XXI веке, открывается картина еще более невообразимая. Простые люди являлись на тот момент частной собственностью, и даже монастыри обладали крепостными крестьянами, по сути рабами.
С конца XVII века, и особенно с начала XVIII века, крепостное право в России приобретает принципиально иной характер, чем тот, который оно имело при своем возникновении. Оно начиналось как форма государственного налога для крестьян – род общественной повинности, а пришло в своем развитии к тому, что крепостные лишились всяких гражданских и человеческих прав и оказались в личном рабстве у своих помещиков. В первую очередь этому способствовало законодательство Российской империи, бескомпромиссно вставшее на защиту исключительно помещичьих интересов.
Заключительным этапом в утверждении бесправия крепостных крестьян стал Свод законов о состоянии людей в государстве, изданный в 1832 году. Там декларировалось господское право наказывать своих дворовых людей и крестьян, распоряжаться их личной жизнью, в том числе право дозволять или запрещать браки. Помещик объявлялся собственником всего крестьянского имущества. Торговля людьми продолжалась в России вплоть до февраля 1861 года. Телесное наказание крепостных получило чрезвычайно широкое распространение. Бывало, что такие наказания заканчивались смертью жертв, но помещики почти никогда не несли ответственности за убийства и увечья своих слуг. Принимая во внимание эту печальную страницу нашей истории, становятся понятнее и события 1917 года.
Но вернемся к истории жизни святого мученика Михаила Строева. Оставшись в 1885 году в возрасте девяти лет без отца, Михаил с двенадцати лет помогал своему деду-художнику, который и стал его первым учителем живописи. В 1902 году Михаил Степанович женился на Анне Григорьевне Григорьевой, работнице текстильной фабрики. В 1904 году он поступил на вечерние курсы Строгановского художественно-промышленного училища.
В 1909 году Михаил Степанович основал первое в уезде Добровольное пожарное общество, пожизненным членом которого он впоследствии стал. В 1916 году Михаил Степанович был призван в Астраханский запасной полк, располагавшийся в городе Моршанске Тамбовской губернии. Вернувшись после окончания войны домой, он был назначен начальником Воскресенской уездной пожарной охраны и во время своей службы окончил губернские пожарные курсы. Впоследствии по состоянию здоровья и возрасту он был переведен на должность начальника добровольной фабричной пожарной команды.
С ранних лет привыкнув к труду, Михаил Степанович и своих детей заставлял трудиться, часто напоминая им известную пословицу: «Труд кормит, а лень портит».
Будучи глубоко верующим человеком, Михаил Строев во времена гонений от безбожной власти был старостой Троицкой церкви в селе Троицком, безропотно неся это тяжелое и опасное по тем временам послушание.
В 1930-х годах председатель местного сельсовета продал под дачу некому советскому профессору помещение школы. А школе предложил перебраться в деревянное здание церкви, построенное более трехсот лет назад и потому считавшееся даже и во времена безбожия архитектурным памятником. Верующие воспротивились этому и попросили Михаила Степановича, чтобы он обратился к властям с жалобой. Дело было разобрано, и власти обязали председателя сельсовета расторгнуть договор о продаже здания школы как незаконный, и таким образом дети остались в прежнем здании, а у верующих в целости был сохранен храм для церковного богослужения.
Однако наступившие позже гонения не пощадили никого – в ноябре 1937 года были арестованы клирики Троицкого храма священник Александр Машков, священномученики пресвитер Иоанн Орлов и диакон Петр Троицкий и староста храма святой мученик Михаил Строев. Они были заключены в Таганскую тюрьму в Москве. Предателем стал священник Александр Машков – не выдержав тяжелых тюремных условий, он дал показания против своих собратий, оговорив их.
Когда Михаила Степановича допрашивал следователь, прозвучали такие слова:
– Показаниями обвиняемого Машкова вы уличаетесь как участник контрреволюционной группы, дайте показания по этому вопросу.
– Заявляю, что я участником контрреволюционной группы не являюсь.
– Вам зачитываются показания обвиняемого Машкова. Подтверждаете ли вы их?
– Показания обвиняемого Машкова я отрицаю.
27 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила Михаила Степановича к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и он был отправлен работать на лагерную свиноферму в Сибири.
Михаил Степанович Строев скончался в заключении в Сусловском отделении Сиблага 16 марта 1938 года и был погребен в безвестной могиле.
Святый мучениче Михаиле, моли Бога о нас!
Диакон Михаил Кудрявцев
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Читаем Ветхий Завет. «Обличение иудеи. Извращенный суд». Священник Константин Корепанов
Свет невечерний. Старец взялся за топор
Стихи над миром. Стихотворения Зинаиды Миркиной
Хранители памяти. «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А.Н. Овчинникова». Часть 6
Православный словарь. Иконография
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!