Свет невечерний. О прощении обиды

5 августа 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

Какое это тяжелое состояние, когда тебя обидели. Обидели подло, жестоко, предали, исцарапали тебя, сердце порвали, душу опустошили. Каких только эпитетов нет по этому поводу. Это чувство очень сложно описать. И хотел бы человеку как-то отомстить, но такая растерянность, что нет сил даже мстить. В этом состоянии, когда ты скован обидой, как тисками, и никуда не можешь от нее спрятаться, можно жить годами. И тут совершенно не помогают никакие философские разговоры, метафизические штудии. Пытаешься как-то сам себя уговорить: «Боже мой, ну все же люди, все несчастны! Вот он обидел тебя, пусть он подлец, но ему же хуже, чем тебе!» – не помогает, совсем ничего не помогает... Достаточно одной бессонной ночи, может быть, неудачи, высокого давления, пробки на дороге, чтобы вдруг вспомнить всё – все обиды и злоключения…И это простое человеческое чувство, когда ты не можешь простить обиду, а иногда даже оправдываешь и обосновываешь для себя право мести – для христианина вдвойне мучительнее. Почему? Потому что Господь наш в Библии говорит, что мы должны прощать врагов наших, и не просто прощать, а любить их. А как их любить, скажите пожалуйста? Хочу, но не могу. И умом понимаю, что бедный человек и дитя Божие, но не могу! Мне проще скрыться от него, даже не вспоминать, кто он, не знать, что он существует, но еще и любить? Увольте.

И вот мы открываем творения святых отцов и читаем у них то же самое. Например, в перечне добродетелей, который приводит Марк Подвижник, есть такая добродетель – прощение обид. Оказывается, я, как христианин, обязан уметь прощать обиды и даже радоваться, если меня оскорбляют!Марк Подвижник пишет: «Должно прощать тому, кто нас обидел, зная, что воздаяние за прощение обид превосходит воздаяние всякой иной добродетели». Подумайте, какие опасные слова: у каждого из нас есть «скелет в шкафу», каждому есть, за что у Бога прощения просить. Безгрешных людей не бывает, есть слепцы, которые утверждают: «Бог у меня должен прощения просить»,но они просто заблуждаются и сами это очень хорошо знают. Марк Подвижник выдвигает христианскую идею о том, что любая добродетель, то есть любое доброе дело, замаливает наши грехи и вину перед Богом. Я сделал в своей жизни что-то нехорошее, обидел какого-то человека или позволил себе какое-то безобразие, мало ли что в жизни бывает: жизнь – вещь сложная и пестрая, и не хочешь, а все равно вымажешься – и, конечно же, пытаюсь замаливать свои грехи и творить добрые дела. Марк Подвижник говорит, какая это опасная мысль: оказывается, самое сильное дело, которое всё замаливает, не просто вымывает грехи, но вычеркивает их из списка преступлений – это прощение обидчика! И мы знаем такие истории из патериков, житий святых, когда вдруг умирает блаженной кончиной человек, который был, может быть, большим грешником, пьяницей или злодеем, или неряшливым в духовной жизни человеком, а идет в рай, умирает с просветленным лицом, потому что в жизни никогда ни на кого обиды не держал, никого не осудил, но всем прощал, всех жалел. Вот так «должно прощать тому, кто нас обидел, зная, что воздаяние за прощение обид превосходит воздаяние всякой иной добродетели».

«А если мы не можем сего делать, – говорит Марк Подвижник, – по причине возобладавшего нами греха, то должны при бдении и злострадании молить Бога, чтобы Он умилосердился над нами и подал нам таковую силу». То есть даже когда мы понимаем, что простить нет никаких сил, значит, нужно просить Бога, чтобы Он дал нам силы с этим справиться, иначе никак. Ну что же мы за христиане такие, что простить никого не можем?«При этом, во всякое время на всяком месте и при всяком деле мы должны иметь одно намерение, дабы при различных обидах от людей радоваться, а не скорбеть». Потому что обида и скорбь от человека очищают нас от наших беззаконий и грехов, а грех, брошенный в человека, бумерангом возвращается к нам, и раз вернулся, значит, дело закрыто, значит, Господь простил нам что-то. «Радоваться же не просто и не без рассуждения, но потому что имеем случай простить (согрешившему против нас) и получить прощение собственных наших грехов».

Вот какое интересное наставление. Обратите внимание, Марк Подвижник отговаривает каждого из нас: не дай Бог не просто держать обиду или злость на другого человека, но не дай Бог позволить себе мстить ему, даже если он об этом не узнает, потому что месть есть намеренное зло. Самое страшное, когда человек намеренно причиняет кому-то зло: «Кто сам за себя мстит, тот как бы осуждает Бога», – говорит Марк Подвижник. Если вы мстите, то вы на Бога замахиваетесь, грешите уже против Него: «Тот как бы осуждает Бога в недостатке правосудия, а кто нашедшую на него скорбь переносит, как свою собственную, тот исповедует прежде сделанное им зло, за которое и терпит, перенося тяжкое». То есть перенесение скорбей и обид, безропотное, даже, может быть, с благодарностью и молитвой, есть знак смирения и знак покаяния. Господь дает нам -людям, которые не могут ни толком молиться, ни вести подвижническую жизнь, не могут содержать себя в строгости и воздержании – возможность хотя бы через скорбии страсти, уврачевать свои болезни и проступки.

Но Марк Подвижник дает нам сам генезис этой болезни. Что значит и откуда берется обида? Почему я не могу простить? «Добродетели прощать обиды препятствуют две страсти». Эти страсти – тщеславие и сластолюбие. Вот как интересно! Тщеславие – понятно: мы себя считаем кем-то, как же можно против нас поступить нехорошо, бросить на нас тень? Но что имеется в виду под сластолюбием? Мне кажется, что сластолюбие в этом случае – это сладострастное желание быть несчастным. Такое садомазохистское чувство иногда поселяется в человеке: ему очень нравится быть несчастным, и даже если его не обидели, он ищет обидчика, выдумывает себе какую-то обиду. И в этом сладострастии можно переступить такую черту, когда ты уже не можешь без этого жить. Вот от этого и предостерегает Марк Подвижник. Он показывает и причину непрощения обиды – тщеславие и сладострастие, и предупреждает о том, чтобы мы ни в коем случае не мстили, но и ободряет нас, говоря, что перенесение скорбей и обидчивости очищает нас от наших грехов.

 

Расшифровка: Татьяна Башилова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать