Свет невечерний. Время соблазнов

18 сентября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

На эпоху святых апостолов мы смотрим как на икону. Нам кажется, что свежесть христианского чувства, упования веры, близости Духа Святого была там настолько интенсивной, что вокруг ходили только самые святые люди, которые, наверное, светились в ночи и были так прекрасны и столь исполнены любви, что, вероятно, человечество никогда и не встречало такое изобилие святых людей.

Однако, если мы будем внимательны к священным текстам даже Нового Завета, а также к тем историческим хроникам, которые до нас дошли, мы будем вынуждены признать, что и тогда, и в те времена, к сожалению, были распри, соблазны, искушения, непонимание, а жестокость и месть даже среди христиан того времени были, может быть, гораздо ярче, чем в наш тусклый, чахлый век стерильного городского христианства XXI века.

Важно отметить, что и тогда, даже в те первые времена, когда по земле своими пречистыми ногами ходили святые апостолы, мученики, преподобные, в Церкви жили разного рода соблазны. Это такое неприятное слово, что даже произносить его тяжело. Оно не хочет удерживаться на устах, куда-то сразу пропадает. В слове «соблазн» действительно есть что-то неприятное. Неприятно об этом и думать, и говорить. Но ведь одна из универсальных добродетелей всякого человека, сотворенного по образу Божиему, есть честность. Мы должны говорить о том, что в Церкви даже в первые апостольские времена существовали разного рода соблазны.

Неслучайно ведь в Писании упоминаются дела николаитов, которых Господь ненавидит. Мы полагаем, что речь идет об одной из первых христианских сект. Но это секта, ересь, какое-то заблуждение. А вот апостол Павел говорит об огорчениях между ним и апостолом Петром, которого он обличал в лицемерии, и так откровенно об этом пишет в Послании к Галатам. Мы знаем об огорчении, которое было между апостолом Павлом и апостолом Варнавой, и оба они – во святых.

Можно предположить, что между апостолом Иоанном Богословом и апостолом Петром были несколько натянутые отношения, примером чего являются некоторые фразы или намеки в Евангелии от Иоанна. Так или иначе, речь идет о людях, и мы должны помнить, что люди остаются людьми, даже если они святые. Даже среди апостолов, духоносцев и чудотворцев существовали недомолвки, недопонимания и разного рода не совсем приятные сюжеты.

Почему я об этом говорю, почему мы должны об этом помнить? Почему об этом вообще можно говорить? Сама постановка вопроса не есть ли некоторого рода соблазн и тень, которую я бросаю на достоинство Святой Соборной Апостольской Церкви? Ни в коем случае! Честный разговор всегда идет только на пользу Церкви, и он необходим нам именно потому, что сейчас, в наше время, благодаря потоку информации, который стремительно достигает своего читателя, зрителя, слушателя, о соблазнах церковной жизни люди узнают очень быстро, и мы слишком много об этом слышим.

В Католической Церкви в 2002 году разразился так называемый бостонский скандал, когда журналисты обвинили множество священников Бостонской католической епархии в очень неблаговидных поступках по отношению к несовершеннолетним. Было длинное расследование, и сейчас почти каждый год узнают о каких-то новых скандалах. Совсем недавно в подобных проступках был обвинен кардинал Маккаррик – один из высокопоставленных епископов Католической Церкви в Америки. Самое интересное, что обвинили его не светские власти. Результатом обвинения была работа, проведенная отделом внутренних расследований Ватикана.

То есть сама Церковь после тех скандалов, которые ей пришлось пережить, начала работу над ошибками. Она сама поставила себе задачу честно говорить о наших проблемах, о том, что среди верующих людей, и духовенства в том числе, есть и взяточничество, и распутство, и корыстолюбие, и другие вещи. Потому что мы всего лишь люди. Потому что так бывает между людьми. Не нужно эти вещи прикрывать, утаивать, их нужно обязательно называть своими именами. К такому выводу пришла Католическая Церковь, и сейчас она через большие, очень горькие испытания пришла к тому, что мы должны открыто об этом говорить.

Но в Православной Церкви тоже есть такие вещи. Со стороны светских журналистов в адрес священнослужителей мы постоянно слышим обвинения в роскоши, распутстве, участии в политике, сомнительных коммерческих сделках. Такое бывает? Да, и не надо это отрицать. Есть ли это соблазн? Безусловно! К сожалению, даже мне приходилось встречать людей, которых все эти жуткие вещи разочаровывали в Церкви. Они уходили из Церкви.

Почему, когда человек уходит из Церкви, это трагедия? Потому что без Бога жить нельзя! Нельзя человеку жить без Евхаристии. Но его внутренняя потребность в церковной жизни вступает в конфликт с тем, что он видит, с чем он сталкивается: с каким-либо священником, который ведет себя очень жестоко по отношению к верующим; с прихожанами, которые поступают не очень хорошо, неприлично, опять же жестоко, хамят, могут себе позволить вещи, совершенно неприличные для христианина.

Но есть ли это законный повод уходить из Церкви? Нет! Евангелие говорит о том, что из двенадцати апостолов один был предатель. С большой натяжкой можем сказать, что, наверное, каждый двенадцатый христианин – Иуда. Может быть, есть такая статистика. По крайней мере, даже среди апостолов, среди этой маленькой группы нашелся человек, который предал Христа за 30 сребреников. Кроме того, среди всех апостолов, которые шли за Христом, не нашлось ни одного, кто бы следовал за Ним на казнь. Все разбежались. Апостол Петр отрекся. Говорится о том, что евангелист Иоанн Богослов, будучи самым молодым, сумел незаметно пробраться на судилище и стать свидетелем.

Но люди есть люди! Нас борют соблазны, одолевают искушения. Но мы всего лишь люди! Мы должны помнить, что мы приходим в Церковь не к священнику, а к Богу. Здесь нужно сделать два вывода. Первый вывод заключается в том, что Церковь должна постоянно делать работу над ошибками, ни в коем случае не прикрываться пышными словами и фразами, обвинениями в том, что христиан якобы гонят или преследуют – так всегда было в церковной истории, – и неблагонамеренные люди выставляют нехорошие вещи на всеобщее обозрение. Нет!

У Церкви должна быть монополия на свои ошибки. Мы сами первыми должны говорить об этих ошибках, первыми должны их искоренять, всегда проходить этот путь самоочищения. Потому что всегда будут Иуды, всегда будут разбойники. Так устроена жизнь. Мы всего лишь люди. Мы несовершенны. Но ради этого нельзя покидать Христа. Если вы видите, что на море буря, не надо прыгать с корабля. А Церковь – это корабль спасения. У нас нет другого пути. Как апостол Петр говорил Спасителю, Который после беседы в капернаумской синагоге предлагал апостолам покинуть Себя: «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни»

Даже ради больших соблазнов нельзя разлучаться со Христом, отходить от Чаши Причастия, потому что это самая важная, самая великая святыня, которую дал нам Господь. Поэтому правильное отношение к соблазнам и искушениям – один из моментов христианской мудрости.

Записала Таисия Зыкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать