Свет невечерний. Ответ Бога

6 ноября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

В книге одного замечательного и мудрого колумбийского писателя есть интересный сюжет из истории одной деревушки, которую внезапно накрыла эпидемия забвения. Люди стали все забывать. Даже элементарные понятия о жизни и названия предметов выветрились из их памяти. Чтобы хоть как-то удержать такую нужную, важную память о жизни и представлениях о мире, они стали вешать повсюду таблички. Одна из табличек, которая стояла в центре деревни, гласила: «Бог есть».

Мы, конечно, не можем себе представить, чтобы в реальной жизни случилась такая история. Это что-то фантастическое, что-то немыслимое, скорее, это удел романистов. Но тем не менее есть одна тема, которая предается забвению даже христианами. Есть один образ, который мы вытесняем из своего внимания, и, чтобы его не забыть, чтобы снова и снова всматриваться в него, мы повсюду ставим этот образ: я говорю о кресте. Вы видите, что кресты у нас повсюду. Крест вешается на хрупкую шейку малыша, которого только что крестили, он и на одежде схимника, и на одежде епископов, и на куполах храмов, и на кладбищах, и даже на шее у изящных дам, как украшение. Крест у нас повсюду. Кроме того, мы, как церковные христиане, накладываем крестное знамение при молитве, когда подходим к иконе, прикладываемся к святыне, поминаем имя Божие или читаем Священное Писание. Принимая пищу, мы крестимся, мы совершаем знамение креста.

Мы вполне имеем право задать себе вопрос: «А зачем так много креста в нашей жизни? А зачем так часто мы изображаем крестное знамение? Может быть, это нетактично? Ведь речь идет все-таки об орудии казни. Может быть, надо проявить уважение к страданию Человека, распятого на кресте, и обходить эту тему деликатным молчанием? Не так часто, не так ярко, не так настойчиво, назойливо, как это делают верующие люди?» С одной стороны, казалось бы, это вполне законная претензия, но для нас крестное знамение, созерцание креста есть духовное упражнение. Мы напоминаем себе крестом нечто такое важное, от чего наша память пытается отказаться, сбежать. Поэтому так важно это напоминание.

О чем я здесь говорю? Что в кресте такого важного? В юности я был одержим вопросом после чтения Евангелия от Иоанна, знаменитой 8-й главы, в которой говорится о том, как Христос простил грешницу, взятую в любодеянии. Причем она даже не просила Его о прощении. Ее поймали «на горячем», в момент греха, притащили и хотели побить камнями. А Христос сидит и что-то чертит на песке. Помните эту историю? Ее все очень хорошо знают. Христос сказал: кто из вас без греха, первый брось на нее камень, – и все разбежались, разошлись. Женщина была спасена.

Но меня тогда занимала не сама эта очень красивая, динамичная, яркая история. Почему-то занимало то, что, наверное, занимает всех молодых людей, читающих Писание: а что Он там чертил на песке? Почему ученики, которые стояли рядом, упустили этот момент? Почему они это не записали? Наверное, это было что-то очень важное, что нам бы сейчас очень пригодилось, какая-то мудрость, которая бы раскрыла нам глаза на тайны Вселенной. Он писал на песке, ушел, и ветер смыл эти письмена.

Один старый священник, которому я задавал этот вопрос, мне сказал: «Христос чертил на песке ответ Бога». Я его спрашиваю: «Какой ответ Бога?» –  «Ответ Бога на все вопросы: почему страдают невинные, почему болеют дети, почему хорошие люди умирают в расцвете сил и многие-многие другие вопросы, которые мы задаем». Я его спрашиваю: «А каков был ответ?» И на это батюшка мне сказал: «Он просто чертил крест». Он не слова писал, Он чертил на песке крест. Потому что крест – это и есть ответ Бога человеку. Крест – это свидетельство смирения Бога. Крест – это доказательство того, что Бог есть Любовь, что Бог есть Человеколюбец, потому что распят был не просто человек, а Богочеловек, Творец этого мира. Он дал Себя убить ради спасения людей. Вот ответ Бога. Он не в словах, он в этом жесте раскинутых рук на Кресте, которые, как говорили святые отцы, всех привлекают к Себе.

Поэтому наши древние подвижники предавались одному из самых сложных духовных упражнений: созерцанию креста или, как это называлось в более глубоких текстах, богомыслию креста. Богомыслие креста – это очень сложное духовное упражнение. Мы говорим о том, что крест выскальзывает из нашей памяти, потому что он как-то неуместен. Мы не хотим на него смотреть, мы не хотим о нем размышлять. Нам нужны слова, а не знаки. Мы ищем на песке какие-то трактаты, предложения, а не крестное знамение. Но апостол Павел в 5-й главе Послания к Римлянам говорит, что Бог Свою любовь к нам доказал тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Апостол Павел подчеркивает: когда мы были еще грешниками.

Впервые опыт богомыслия креста меня настиг, когда я был школьником. На уроке химии перед нами выступала пожилая учительница, которая рассказывала о полной превратности жизни элементов химии. Но подростки занимались своим. Были более волнующие темы, и класс гудел, как растревоженный улей. В конце концов учительница хлопнула журналом по столу и сказала: «Перед кем я тут распинаюсь?» Тогда я впервые обратил внимание на эту фразу: «Перед кем я тут распинаюсь?»

Перед кем распинался Христос? Перед теми людьми, которые несколько минут назад плевали Ему в лицо, которые издевались над Ним, возлагали на Него терновый венец, перед теми, которые остались во дворце, умыв руки после несправедливого судилища. Перед ними Он распинался. Перед теми людьми, которые даже не заметили Его рождения, Его проповеди, Его существования. Он распинался не просто перед ними, Он распинался ради них. Его любовь в том-то и проявляется, что Он умирает за грешников, которые не хотят на Него смотреть. А Он все равно их любит.

В Писании есть слова, которые напрямую касаются не просто богомыслия, а поведения христианина. Ведь Господь говорит, например, в Евангелии от Луки: «Кто не возьмет свой крест и не последует за Мной, тот не Мой ученик». Таким образом, знамение креста – это еще призыв следовать за Христом. А что значит «взять свой крест»? Это значит, что, вопреки всем уверениям природы, которая говорит: люди – подленькие существа, не поворачивайся к ним спиной, потому что они воткнут в тебя нож, не доверяй никому, все живут только своим интересом, иди по головам, не останавливайся перед любым беззаконием ради достижения своих целей, потому что мир так устроен, он злой, – Христос Своим Крестом убеждает, что это не так, что человеку и этому миру естественно быть добрыми, мир живет любовью, а не распрей, добротой, а не злостью.

Человек, который следует за Христом, в свой жизни должен являть эту доброту и любовь вопреки всем уверениям природы и массе свидетельств о подлости человечества и всего сотворенного космоса. А это значит распинаться. Потому что добро никогда не остается без наказания. За добро мстят, за любовь мучают, истязают. Но, несмотря на это, нужно остаться неожесточенным, нужно не позволить ненависти поселиться в сердце. Борьба за доброту – это и есть крест Христов, это и есть ответ ученика на призыв Бога.

Записала Таисия Зыкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать