Свет невечерний. Голос Бога

18 декабря 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

В 10-й главе Евангелия от Иоанна есть один из самых известных текстов, который даже послужил вдохновением для изображений, для прекрасных проповедей, замечательных икон, росписей в храмах, – притча о добром пастыре. Эту фразу даже можно было перевести как «пастырь прекрасный», потому что в греческом языке, на котором было написано Евангелие, это прилагательное значит не только «добрый», «добротный», даже «милосердный», но чаще всего говорится как «прекрасный». В этом есть очень интересная догадка: совпадение в Боге красоты и добра. Единство красоты, добра и истины. Это как раз о Боге, это Божественные имена.

В этой притче Христос уподобляет Себя пастуху, пастырю, который выводит свою паству, то есть овечек. Они слышат его голос, а за чужим не идут. Он не только пастырь, но еще и дверь для овец в безопасное пристанище. Это очень красивый, милый образ, который был понятен слушателям Христа, выросшим среди природы, среди людей, занимающихся животноводством. Крестьяне, которые живут, например, на островах где-нибудь в Греции или Италии и существуют за счет стад овец, очень проникаются этим образом. Христос прибегал к нему неоднократно, Он очень часто сравнивал Себя с пастухом, очень часто говорил, что каждый из нас – беззащитная овечка, которая нуждается в защите от злых волков.

Знаменитое изображение этой притчи, этого образа, который у нас стоит перед глазами каждый раз, когда мы приходим на богослужение, запечатлено в одежде священника: в епитрахили, которую носит каждый священник. Или в омофоре, который надевает епископ во время совершения богослужения. Вы видели, что батюшка исповедует с таким специальным предметом одежды на шее, который старые бабушки называют «хвартушок», а официально это называется «епитрахиль». А епископ всегда кладет на плечи очень красиво расшитый (хотя довольно часто просто белый льняной) омофор, символизирующий заблудшую, потерявшуюся овечку, которую пастырь однажды нашел, положил себе на плечи и понес домой. В этом есть символизм подлинного служения священника, служения милосердия и доброты.

Но в этой притче есть удивительный момент, который связан с голосом. Ведь мы все время воспринимаем притчи – такие выпуклые, художественные, пластичные – большей частью через зрение, мы представляем себе некоторую картину. Хотя периодически в Священном Писании встречаются фразы, касающиеся слышания. Например: вера от слышания. Или же в Евангелии есть такая известная фраза: наблюдайте, как вы слушаете. Здесь в этой притче – такой необычной, очень характерной для Евангелия от Иоанна, статичной – тоже говорится о том, что овцы слышат голос пастыря. Они слушают его голос. Он зовет своих овец по имени и выводит их. Это очень интересный образ,  связанный с личным обращением Бога к душе каждого человека.

Здесь вспоминается, конечно же, сюжет из последних глав Евангелия, когда Мария Магдалина, опечаленная тем, что тело ее Учителя исчезло из погребальной пещеры, ранним утром в саду встречает Христа, но не узнает Его. Она обращается к этому случайному, казалось бы, человеку как к садовнику, вертоградарю, со словами помощи: «Взяли Господа, и не знаю, куда положили». Господь только тогда стал узнанным, она только тогда опознала Его как воскресшего Учителя, когда Он обратился к ней по имени – Мария.

Это не просто мистика имени, но личное обращение Бога к каждому человеку. Ведь для традиционной религиозности это была настоящая революция, когда христианство стало делать акцент на личной встрече человека с Богом. В традиционной религии вера, религиозные обряды, ритуалы никогда не были делом личным. Личная встреча с Богом была уделом пророков, провозвестников. А мы кто такие, чтобы с нами разговаривал Бог? Поэтому люди представляли из себя какое-то стадо человеческое, которое просто следовало за пастухом. А здесь Христос говорит, что мы не просто стадо, но пастырь к каждому из нас обращается по имени. Поэтому не случайно у апостола встречается такое упоминание о народе христианском как о народе священников и пророков. Почему пророков? Потому что в древности только пророки и священники имели такую привилегию личной встречи с Богом. Все остальные были безмолвной массой, которая просто должна была следовать заветам, принятым кем-то когда-то.

Для нас это очень важный урок. Потому что это очень ответственно: оказывается, Христос обращается лично ко мне, меня называет по имени. Это ответственно, это делает мне честь, но это очень страшно по сравнению с тем, когда есть возможность спрятаться за спины священников, верующих, за спины людей более опытных, бабушек, наших родителей, людей, которые за нас с Богом поговорят. Но не я! Ну что я отвечу Богу, что Он у меня будет спрашивать, кто я вообще такой, чтобы Бог со мной разговаривал?

Овцы глас Его слышат. Оказывается, у каждого из нас есть способность слышать голос Божий. Это страшно. Это удивительно! У каждого. Не только у священников, не только у старцев, но у каждого из нас. Почему мы его не слышим? Что такое с нами случилось, что эта способность в нас не раскрылась? Или, может быть, это очень красивая мечта, что голос Бога может во мне звучать? Нет! Нам просто нужно позволить этому голосу звучать, найти место и время для тишины.

В Москве был один старый священник, замечательный батюшка, который принимал много людей. К нему за советом шли разные люди: и интеллигенты, и простой народ. Его спрашивали и о богословских предметах, и о житейских обычных вещах (например, о детях, о болезнях, о женитьбе). У этого батюшки была интересная манера, о которой знали его духовные дети: он никогда не отвечал на вопрос сразу. Выслушав вопрос посетителя, он всегда на минутку замолкал и как будто бы проваливался, исчезал из этого пространства, как будто куда-то уходил.

На самом деле у него была привычка предаваться хотя бы на несколько секунд тишине, чтобы в этой тишине расслышать голос Божий. Это не значит, что Господь ему в этот момент что-то шептал. Нет! Наша связь с Богом, наше общение с Богом находится на таких глубинах, которые совершенно не поддаются описанию ни языком мистики, ни языком поэзии. Это где-то очень глубоко. Это необязательно звук какой-то, это необязательно какие-то специальные слова. Но у этого человека десятилетиями пастырского служения была выработана эта привычка – слушать голос Божий.

Для нас как для народа священников и пророков, то есть для христиан, очень важно позволить себе эту минуту тишины, вслушивания в голос Божий, чтобы без суеты, без спешки научиться понимать, где нужно быть, что нужно говорить, как себя вести, и позволить этому голосу Бога звучать в сердце.

Записала Таисия Зыкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать