Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Но мы видим, что на самом деле милостыня и благотворительность – это не просто некоторый порыв души человека, умеющего сочувствовать; это еще и некоторое духовное упражнение. Потому что христианин призван воспитывать отзывчивость сердца, и христиане полагают, что милостыня без молитвы невозможна. Почему? Потому что молитва и есть отзывчивость сердца.
Когда мы говорим о молитве, мы скорее всего имеем в виду – так в нашем словоупотреблении принято – некоторый текст, который нам положено прочитать, текст чаще всего древний и очень авторитетный. Этот текст имеет свою силу, в частности он защищает. Эта мысль, эта идея выразилась даже в том, что, например, солдаты или люди в опасных ситуациях обвязывались специальными оберегами. Раньше даже в церкви продавали такие пояски с 90-м псалмом, который нужно было носить при себе от врагов. Таким образом, считается, что текст молитвы сам по себе защищает.
Но такое отношение к молитве как к заклинанию, как к магической форме, мягко говоря, не совсем верно. Конечно же, в тексте молитвы есть определенная сила, но смысл ее совсем в другом: молитва воспитывает отзывчивость сердца. Потому что человек начинает молитву в особых ситуациях, и вы видите, что у нас в церкви очень много времени в богослужении уделяется тому, что мы молимся за путешествующих, за страждущих, совершаем разные молебны и пения. Особенно за болящих и за умерших людей. То есть мы тем самым показываем, что мы взываем к Богу с нашим сочувствием к этим людям.
На самом деле молитва глубже, чем слова. Причем молитва и слова молитвы – это не одно и то же. И совершенно естественно, что сочувствие сердца, которое вытекает из нашей молитвенной практики, требует и действия. Поэтому в христианской духовности молитва и милостыня – вещи не просто раздельные, они продолжение друг друга, так как милостыня есть молитва, обращенная к Богу делом.
Так, в церквях, например, собирают пожертвования для ремонта храма, для бедных детей, на операции больным и т.д. Иногда собирают вещи. Это очень правильно, потому что существует такая фраза: «Творить милостыню – давать в долг Богу». Ты одалживаешь Богу, ты делаешь Бога своим должником. А вот Иисус Премудрый, сын Сирахов, в своей замечательной книге говорит, что милостыня – это печать Бога на человеке. В XVII главе есть такая замечательная фраза: Милостыня человека – как печать у Него (у Бога), и благодеяние человека сохранит Он, как зеницу ока. Потом Он восстанет и воздаст им, и даяние их на голову их возвратит.
Таким образом, когда вы одалживаете что-то Богу (например, решили подарить бедным людям какие-то вещи), то вы не просто эти вещи дарите бедным людям, а одалживаете их Богу. И Господь вам это вернет. Это красиво! Господь выделяет людей, которые преуспевают в этом духовном упражнении. Человек, творящий милостыню, имеет на себе печать (какой красивый образ!), благословение Божие, по которому можно узнать этого человека. Он как бы делается избранником Божиим, и Господь ему воздаст то, что он пожертвовал своему ближнему (например, время, вещи, средства).
Но ведь это еще и страшная мысль! Почему страшная? Потому что то, что ты отдал, то тебе и вернется. Например, ты пожертвовал человеку рваное пальто. Может быть, это не милостыня, а ты просто хотел почистить свой шкаф. Тебе нужно было избавиться от вещи, которую ты не хотел выбрасывать. Покупали тогда в Афинах, ездили в путешествие. Был 1993 год. Неплохая шуба, но вот моль здесь поела, тут рваный рукав, здесь оторвался карман, пуговицы тоже можно перешить. Воротник… Ну что же, и без воротника она неплохо смотрится. Что выбирать бедным людям? Дареному коню в зубы не смотрят. Жалко выбрасывать, отдадим бедным и нищим.
В этом случае получается, что вы Богу отдали какую-то свою рванинку. Но ведь сами-то вы такое не будете носить. Если бы уважаемый человек, которого вы давно не видели, но очень любите и цените его мнение, пришел к вам, а вы искали бы для него подарок, разве вы это бы ему подарили? Разве это милостыня? Это очень страшные вещи!
Ведь Господь не просто сравнивает, а отождествляет Себя со всяким человеком, терпящим бедствие. В 25-й главе Евангелия от Матфея Он дает описание Страшного Суда. На Страшном Суде, как его описал Сам Судия, у каждого человека, в какое бы время он ни жил, в какую бы эпоху ни существовал, какой бы нации ни принадлежал, какую бы религию ни исповедовал, кто бы он ни был по своим убеждениям, Господь спрашивает одно и то же: «Ты бедного, голодного накормил? Жаждущего напоил? Странника ввел в свой дом? Посетил больного? Посетил находящегося в темнице?»
Господь Себя отождествляет с этими людьми! Он говорит: то, что вы сделали этим людям, вы Ему сделали. Это делают чуткие люди, воспитанные отзывчивостью сердца, молитвой. Необязательно молитвой как текстом, потому что апостол Павел говорит, что Дух Святой в нас молится воздыханиями неизглаголанными, то есть молитва еще глубже, чем любой текст. Она находится на той глубине, где человек бывает крайне редко в своей жизни; может быть, в самые сложные эпизоды, когда мы погружаемся в эту головокружительную глубину нашего подлинного существования, которую мы боимся. Вот там Дух Святой молится в нас воздыханиями неизреченными.
Поэтому, может быть, на Страшном Суде и выяснится, что те люди, которые постоянно вычитывали молитвы, долбили акафисты без числа, пели в церкви, молились по Требникам и молитвословам, на самом деле никогда и не молились так, как молились люди, которые имели отзывчивое сердце, которые, может быть, не знали Церкви, не знали веры Христовой, но у них было это воздыхание неизреченное, отзывчивость сердца, они свое последнее отдавали ближним людям. Поэтому милостыня – это большая честь.
Вот, например, вы хотите, чтобы Господь вам что-то подарил, и молитесь, чтобы Господь вам послал прекрасную машину. Вот она к вам приходит. Правда, без стекол, без колес, и двигатель у нее совсем от другого агрегата, и кто-то ее уже поцарапал. Кроме того, внутри нет никакой отделки... Ты просил машину? Вот тебе машина. Но ведь Господь к нам так не относится!
Поэтому и мы должны отдавать самое лучшее людям. Потому что мы одалживаем это Самому Богу, и только это делает нас достойными той печати, которой Господь удостаивает людей по-настоящему с отзывчивым сердцем, людей, которые понимают, Кому они одалживают, Кого они наделяют своим благодеянием. Милостыня – это печать Божия, творить милостыню – давать в долг Самому Богу!
Записала Таисия Зыкова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!