Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Поэтому для приличного, хорошо воспитанного человека всегда большая проблема, как правильно ругаться на таких людей, как реагировать. Я, например, в свое время брал уроки у одного старенького монаха, который всегда «оставался в берегах», и если его кто-то доставал, как говорят молодые люди, он позволял себе только фразу: «Чтоб тебя подняло да опустило». Такое было у него выражение.
В Белоруссии есть немало таких гуманных проклятий. Например, одна старушка говорила старинное белорусское проклятие: «Чтобы у тебя в доме было 40 комнат и в каждой комнате по кровати; и чтобы тебя по этим кроватям носило туда-сюда, туда-сюда». Согласитесь, редкое проклятие согласуется с правилами техники безопасности. А здесь можно сказать, что и пар выпустил, и человека не обидел.
Это слово «обида» вызывает отклик практически у каждого живого человека, потому что какими бы мы ни были оптимистами, как бы хорошо ни смотрели на этот мир, но проходить человеку через обидчивость, через обиду бывает очень сложно. Мир так устроен, что нас обижают. Нас обижают близкие, дальние. Мы даже обижаемся на Бога, на друзей. Потому что в жизни есть предательство, боль.
Если бы мы были статуями, наверное, обида переносилась бы очень легко. Но статуи не дуются и не краснеют, а вот живой человек чувствует боль. Жить больно, тяжело. Как пел один мудрый поэт Евгений Клячкин:
Как непрочны двери
У страны доверья
Для того, кто верит только в замки.
Значит, неизбежно
Гасит нашу нежность,
Нашу нежность – тяжесть чьей-то руки.
Каждый человек в детстве доверчив, открыт, он ожидает, что мир бросится ему в объятия. Но происходят такие истории, о которых вспоминаешь с большой болью. Как быть? Как из этого выйти?
Мне кажется, самый первый шаг, который должен сделать человек, переживший такое состояние обиды, – это признать, что он обижается. Людям верующим, особенно верующим, свойственно некоторое благочестивое кокетство. Мы делаем вид, что все хорошо, что ничего страшного не произошло, я не обиделся, я совершенно не обиделся. А вечером человек сидит и воет в голос от обиды. Не надо себя обманывать! Борьба с обидой, переживание обиды начинается с того, что ты признаешь, что тебе больно, что это действительно с тобой произошло.
Второй момент, связанный с обидой: надо быть честным не только по отношению к себе и своим чувствам, но и по отношению к человеку, который тебя обидел, и сказать, что он совершил подлость, если это было на самом деле. Не нужно это кокетство распространять в том числе и на человека, который доставил вам боль, неприятность, предал вас, растоптал ваши самые нежные чувства. Нужно быть честным и говорить об этом честно. Это второй момент.
Третий пункт, который мне очень помогает, хотя это прозвучит, наверное, экстравагантно. Я очень быстро забываю обиды, и я заметил, что это мне мешает правильным образом их изживать. Поэтому я себе завел «злобный конверт». Что это такое? Читая как-то Второе послание к Тимофею апостола Павла, я нашел строчку в 4-й главе, где он говорит: Александр медник много сделал мне зла. Да воздаст ему Господь по делам его! Дальше он своему ученику Тимофею приписывает: берегись его и ты, ибо он сильно противился нашим словам. Таким образом, апостол Павел – святой человек, образец благочестия, богослов и мудрец – записал имя и преступление человека, который совершил против него очень огорчительное действие, огорчение, как это называется в апостольских текстах.
Я подумал: если апостол Павел записывает своих обидчиков, то почему бы мне своих не записывать? Я завел себе этот «злобный конверт», где полно карточек. Каждая из них пронумерована. Там стоит дата и место, где, когда, кто совершил какое-нибудь злодеяние против меня. Звучит совершенно не по-христиански, но мне это очень помогает. Потому что среди этих карточек есть и мои ошибки.
Почему я себе позволяю пользоваться этим конвертом? Почему он мне помогает? Потому, что я заметил одну очень важную вещь, когда наблюдал за собой обиженным. А я очень впечатлительный человек и очень быстро обижаюсь. Я обидчивый человек, меня легко ранить, как, наверное, и большинство людей, выросших в городе. У городских жителей порог чувствительности к боли более высокий, чем у нормальных жителей деревни, детей полей. У людей, которые ближе к природе, и чувствительность правильным образом выстроена.
Я заметил, что если перенести опыт обиды из поля эмоций и своих внутренних размышлений в поле работы и дела, то эта болезнь очень быстро проходит. Что я имею в виду? Это обязательно нужно тщательно разъяснить. Для меня этот «злобный конверт» – это не памятник злопамятству. Я отмечаю эти все проступки, эти сложные для себя ситуации, чтобы сделать выводы относительно того, где я себя неправильно вел и с каким человеком мне не надо иметь дело. Я на него не обижаюсь, я просто знаю, что этот человек может меня подвести в самый неподходящий момент.
Самое странное, когда я перебираю эти карточки, у меня действительно проходит обида. Я не чувствую никакой злости к этим людям. Я перенес свою обиду в поле рабочих отношений, и сразу исчезли все мои эмоции, депрессивные состояния, обида на Бога в том числе, что Он окружил меня такими ненадежными людьми, «гнилым народцем», как некоторые выражаются. Нет! Нужно помнить, что мы живем в мире, который действительно испорчен. В нем есть подлость, есть обман, есть боль. Это нормально для нашего ненормального мира. Не нужно себя обольщать.
Поэтому я считаю, что обида – детский грех. Это состояние человека, который не позволяет себе быть взрослым и принимать всю трагичность этого мира. Потому что если мы понимаем, что мир болен, что люди в нем болеют, мы учимся снисходительности. Я неоднократно видел, как люди, которые меня обижали (ненадежные люди), менялись и потом становились моими друзьями. Я сам неоднократно обижал людей, потому что нравственно неустойчив, как и многие из нас.
Вместо того чтобы корить себя, прятаться где-то в уголке, стыдиться себя, я должен сделать работу над ошибками. Потому что те обиды, которые я причинил людям, и те обиды, которые мне причинили люди, я должен перенести в область работы, труженичества. Есть такое красивое старинное слово. Мы здесь живем не для того, чтобы ныть, а для того, чтобы работать, чтобы сделать жизнь лучше, оставить этот мир после себя более совершенным, прекрасным, добрым. А если речь идет о взаимодействии с людьми, о соработничестве с людьми, нужно просто смотреть, с кем ты работаешь, кто тебе может помочь и т.д. А не созерцать бесконечно свои обиды, которым уже 10, 20, 30, 40 лет, а мы никак не можем простить отца, брата или дядю.
Зачем это все, если это мешает нам трудиться, мешает нашему творчеству. Меньше боли, больше радости, больше труда! Человек, который трудится, реже обижается. Человек, который видит возможность улучшить этот мир, понимает, что мир, к сожалению, болен, люди вокруг него больны. Он не ждет от них ничего сверхъестественного и понимает их заболевание. Поэтому эта работа, этот труд делает его мудрее. А мера мудрости есть мера снисходительности, и это очень утешает, успокаивает и помогает нам справиться с обидчивостью – этим детским грехом.
Записала Таисия Зыкова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 20 мая
День ангела. 20 мая
Церковный календарь 20 мая. Обретение мощей преподобного Нила Мироточивого, Афонского
Евангелие 20 мая. Иисус говорит ему: пойди, сын твой здоров. Он поверил слову, которое сказал ему Иисус, и пошел
Читаем Апостол. 20 мая 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!