Свет невечерний. Пост для человека

29 декабря 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповеди архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

Здравствуйте, друзья мои!

Каждый православный человек знает, что по нашей восточнохристианской традиции имеется четыре особых духовных сезона – четыре больших поста, которые соблюдает каждый православный человек. Почему соблюдает? Потому что пост есть дело всей Церкви. С одной стороны, мы говорим о том, что это некоторое личное усилие, личный подвиг, личный труд, но очень важно помнить, друзья мои, что это и общецерковный пост, который касается каждого из нас. И, знаете, это очень утешает, когда знаешь, что это дело очень важное, дело общецерковное.

Наше старинное христианское слово «литургия», взято из обихода эллинских полисов (греческих городов), у которых было что-то вроде нашего современного субботника, так вот, слово «литургия» переводится как «общее дело». И вы знаете, друзья мои, общецерковный пост – это тоже в какой-то степени литургия, потому что это общее дело.

Четыре больших поста: Великий пост, Апостольский (или Петров), Успенский и Рождественский. Что очень важно помнить о них как о деле всей Церкви? Дело в том, что в период, когда мы держим пост, или – вспомним старинное русское слово – говеем, то есть почитаем, выказываем некоторое уважение к этому событию или действию, мы все и каждый из нас имеет церковное задание. В чем это задание состоит?

В чем это задание состоит как усилие всей Церкви? Если мы говорим о Великом посте, то всей Церкви задается тема для созерцания, размышления и богомыслия – это страдания Христа, смерть, погребение и окончательная победа Бога над смертью. Тема Петрова поста – это тема миссионерства, апостольства. Успенский пост также имеет свою богословскую тематику, нагрузку созерцания, которые возлагаются на каждого верующего человека, сына и дочь Православной Церкви, – это служение Богоматери, богословие Богоматеринства, сам образ Пречистой Девы, Царицы Небесной, Ее значение для нашего спасения, Ее фигура. И Рождественский пост, может быть, самый волшебный из церковных постов, имеет свою тематику, которая звучит как пришествие в мир Христа. Вот над этой темой – пришествие в мир Творца, Спасителя мира –  мы должны размышлять, созерцать ее и утешаться этим пришествием.

Но когда мы произносим слова «пост» или «поститься», имеется в виду конкретное духовное упражнение, связанное, прежде всего, с ограничением в пище. И вот, друзья мои, когда мы сосредотачиваемся только на пище, тогда от нас ускользает общецерковное значение поста и то богословское задание, которое дается каждому из нас. Дело в том, что пост как ограничение в пище имеет служебное значение по отношению к тому заданию, которое дается нам как людям, несущим этот общецерковный подвиг  и совершающим усилие поста, людям, которые берут на себя труд созерцания и богомыслия.

«Гастрономический» пост имеет значение вторичное, потому что он служит тому, чтобы наше богомыслие было дисциплинированным, наше внимание было сосредоточенным, наша мысль была очищенной, и ограничение в пище способствовало бы тому, чтобы мы не отвлекались на внешние вещи и наше богомыслие было полноценным. Вот для чего задумывается такой пост как духовное упражнение.

Мы не видим в Священном Писании (кстати, нам это часто бросают как упрек) прямого завета Христа к тому, чтобы мы держали пост, возлагали на себя какие-то пищевые ограничения. Но мы видим что Сам Христос постился: перед тем как выйти на проповедь, Он держал сорокадневный пост, вообще ничего не ел, а напоследок взалкал. И в Его служении пост был очень серьезным. Почему Он это делал? Потому что любые ограничения, и физического, и духовного характера, способствуют сосредоточению внимания на конкретной теме.

В случае Рождественского поста, повторюсь еще раз, эта тема – созерцание пришествия в мир Спасителя Иисуса Христа.  То есть во время Рождественского поста мы должны больше времени уделять чтению Священного Писания, посещению храма или хотя бы богомыслию, может быть, дома или на работе. Но для того чтобы это богомыслие состоялось, нужно, во-первых, отсечь внешние впечатления – это значит оградить себя от лишней информации, ограничить себя в развлечениях и так далее. Это пост эмоциональный, если хотите, и есть пост, который нам хорошо знаком, – пост телесный, когда мы себя ограничиваем в питании.

Как мы себя ограничиваем? Раскрою большую «тайну» – мы не имеем абсолютного предписания по этому поводу. Если вы откроете церковный календарь, то увидите, что некоторые дни отмечаются особым образом: вкушение пищи без масла, или без рыбы, или без вина, или разрешение на рыбную икру и так далее. В календарь эти предписания попали из книги, которая называется Типикон. Эта книга, принятая в церковное употребление в конце XVII века, является дисциплинарным и богослужебным уставом одного из палестинских монастырей. То, что написано в этой книге касается монахов этого конкретного монастыря. Для мирян это лишь ориентир и некоторого рода рекомендации, то есть мы должны приблизительно ориентироваться, как монахи отмечали эти дни, почему они в этот день держали такой пост, а в другой день – иной. Но это не есть абсолютные предписания, то есть они не носят абсолютного характера. Если у вас очень тяжелая физическая работа, или вы сильно расходуете себя эмоционально, например, вы врач или учитель, политик, художник, и ваша работа очень интенсивна и требует определенного питания и отдыха, то вы должны сами найти меру своего пощения, и в этом смысле «гастрономический» пост действительно в какой-то мере «диета».

Мы сейчас гораздо больше знаем о воздействии на нас продуктов питания и даже в процессе своей жизни наблюдаем, как нужно питаться, чтобы у нас было больше сил для работы, для созерцания. Например, если врач, вместо того чтобы постом внимательнее слушать пациента, оказывать ему больше внимания, вместо этого отвлекается и просто не способен выслушать человека,  именно потому что плохо питается и ему не хватает сил, чтобы сосредоточиться, организовать свое внимание, – такой пост неправилен. Тогда мы неверным образом постимся.

Поэтому, перефразируя евангельские слова, я хотел бы сказать, что не человек для поста, а пост для человека. То есть пост носит служебный, рекомендательный, вспомогательный характер, для того чтобы правильно организовать наше богомыслие, созерцание, чтобы мы были способны вынести то общее церковное дело, «литургию», которое Церковь доверяет каждому из своих верных чад. Поэтому, друзья мои, время поста – это не время уныния, депрессии, какого-то собственного истощания, в том числе и эмоционального, а время радости труда и богомыслия.

Записала Мария Матуленко

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать