Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Откуда вдруг в монашеских текстах, например в Древнем патерике, «Лавсаике» или «Луге Духовном» столько жестокости? Именно жестокости. Мы найдем, что и в «Добротолюбии», и даже в отдельной классической книге о монашеском делании – «Лествице» Иоанна Лествичника присутствует если не жестокость, то жесткость. В чем она состоит?
Хрестоматийный пример – приходит монах в монастырь, и первым делом его начинают смирять. На лексиконе святых отцов, монашествующих это именно так и называется – смирять монастырским смирением. Что это значит? Пришел человек в братство – вроде бы надо окружить его покоем, любовью, тишиной… Ведь как мы предполагаем, зачем в идут монастырь? Для того, чтобы скрыться от мира, уединиться, найти покой, мир в своей душе… И что же случается в монастырях? Человека, пришедшего в святую богоспасаемую обитель, нагружают работой и подвергают различного рода испытаниям.
Вот в житии замечательного египетского подвижника Иоанна Колова мы читаем: пришел к старичкам молодой человек, а они его даже за стол не посадили. И вот он стоит в углу, на коленях, просится в монастырь, и старец бросает ему в угол туда сухарь, а Иоанн подходит на четвереньках, и на полу, как зверь, поедает этот сухарь. А потом ему дают задание ходить поливать палку, поставленную посреди пустыни. Ну что за нелепое задание? Ходить ежедневно за много верст, носить воду в ведре и поливать и поливать этот куст, вернее, сухую палку, которую старцы воткнули в бесплодные пески пустыни. Что это за задание такое? И таких заданий мы встречаем множество. Зачем они это делали?
Прежде чем ответить на этот вопрос, скажу что, к сожалению, некоторые православные люди, даже миряне, пытаются повторять опыт смирения другого человека в бытовых условиях. Никогда этого не делайте, потому что опыт смирения другого человека, аскетические опыты, которые старцы ставили на своих учениках, – это очень тонкая духовная технология, именно технология, и если вы не владеете ею, то не стоит даже и браться. Это первое. Во-вторых, зачем старцы это делали? Старцы воспитывали в своем ученике навык к преодолению трудностей, воспитывали в нем устойчивость к преодолению неприятностей, скорбей, болезней.
Например, в житии Пимена Великого мы встречаем наставление, которое ему дает старший брат. Он показывает на языческую статую, в которую бросал камнями, хулил, а на следующий день всячески прославлял и говорит: «Как вела себя статуя? Она была безразлична и к похвале, и к поношению. Вот таким должен стать ты». То есть старцы воспитывали навык. Мы сейчас не относимся к этому даже как к аскетическому упражнению, а считаем, что это некоторый вид смирения, который действует сам по себе. Нет. В воспитании этого навыка есть своя закономерность, своя логика, как в любом деле, требующем навыка, например, в изучении языка или обучении игре на инструменте, когда ты должен сделать двести упражнений, чтобы этот навык у тебя появился.
Почему это важно для нас, друзья мои? Потому что мы очень уязвимы. Мы ходим в церковь, читаем Священное Писание, с большим восторгом прочитываем жития святых, угодников Божиих. Но тем не менее если в нас с детства не воспитан этот навык к преодолению трудностей, неприятностей, неудач, бывает, что все наши духовные усилия рассыпаются в прах при столкновении с очень простыми вещами: человек не сдал экзамен, у него обнаружили опухоль, случилась авария, выгнали с работы (попал под сокращение или остался год до пенсии), потерял квартиру в результате каких-то махинаций… Что бы ни случилось, у человека должна вырабатываться некоторая устойчивость, некоторый навык.
Люди, которые в детстве занимались спортом или каким-нибудь серьезным трудом: крестьянские дети или дети, серьезно занимавшиеся музыкой или изобразительным искусством, то есть те, которым поставили навык к труду, – легко переносят эти вещи. Но большинство из нас – люди городской культуры, которые не привыкли к неудачам. Нас готовили школа и семья, наши родители: школа – к экзаменам, а родители – к счастью, но никто не готовил к жизни.
Кто-то готовил к экзамену, а кто-то к счастью, а жизнь бывает сурова, и, может быть, тот человек, у которого есть навык к преодолению трудностей и неприятностей, находится в более выигрышном положении, чем тот, у которого этого навыка нет, но он получил богатое наследство, имеет влиятельных родителей или несколько дипломов, но находится в более уязвимом положении.
И вот, друзья мои, надо воспитывать этот навык. В этом месте по законам жанра, я, как священник, должен вам сказать как... А я вам ничего не скажу, потому что сам над этим навыком работаю давно и не очень успешно. Но самое главное, надо начинать с осознания того, что этот навык нужно ставить. Это первое.
А во-вторых, важно избавиться от страха. Страх не просто плохой советчик, не просто плохой наставник, а ужасный обольститель, который ведет нас к тупику. В «Божественной комедии» есть хорошие слова, которые Вергилий говорит колеблющемуся, смущающемуся Данте, который боится предпринять то путешествие, в которое его зовет учитель: «Нельзя, чтобы страх повелевал умом, иначе он отходит от свершений, как зверь, когда мерещится ему».
Нельзя, чтобы страх повелевал умом. Поэтому, друзья мои, если Господь дает нам пройти какое-либо испытание (конечно, не нужно его искать специально, а если дает Господь), отнеситесь к нему как к образовательным услугам, которые, конечно, потребуют и сил, и затрат и так далее. Чем больше мы пройдем таких испытаний, тем сильнее у нас закрепится этот навык, который святые отцы воспитывали целой серией очень серьезных, сложных, но эффективных духовных упражнений.
Записала Мария Матуленко
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 3 мая. Великий Пяток. Воспоминание святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Преподобный Анастасий, игумен Синайской горы
Евангелие 3 мая 2024. Возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?
Читаем Апостол. 3 мая 2024
Этот день в истории. 3 мая
День ангела. 3 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!