Свет невечерний. Жадность

13 апреля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповеди архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

Здравствуйте, друзья мои! Мы с вами долго искали, шли с глубоким намерением, со знанием дела к капитализму, искали жизни благополучной, комфортной и обеспеченной и вот, собственно, пришли к тому строю, против которого боролись наши предки. Классики марксизма и ленинизма говорили, что этот строй построен на ненасытной алчности, жадности, как говорил Данте в «Божественной комедии» «волчица алчности» (у него зверем, символизировавшим сердце алчное, жадное, выступала именно волчица).

Страшная болезнь – жадность! Жуткий грех. Нападает исподтишка, проникает в сердце человека незаметно, превращая его в самого настоящего злодея. Это культ наживы, настоящее идолопоклонничество. Жадность способна вдруг вырасти на месте человека доброго, отзывчивого, благополучного. Только заберется эта волчица, эта змея в сердце человека – тут же с ним происходят какие-то жуткие вещи. Он даже не оскотинивается, как это бывает, когда человек впадает в другие грехи, а осатанивает, поэтому и апостол Павел говорил, что корень всех зол – сребролюбие.

В воспоминаниях Владимира Галактионовича Короленко есть интересная легенда, которую писатель услышал еще в самом раннем детстве, когда жил на Украине. Это легенда о рогатом попе, и я смею ее вам рассказать, потому что сам священник и мои религиозные чувства этой историей не будут оскорблены. Но надеюсь, что мы все получим пользу.

История такова. Некий мужик, трудясь на своем поле, в поте лица добывая свой хлеб насущный, вдруг неожиданно для самого себя откапывает в земле настоящий клад –сундук с сокровищами: золотом, бриллиантами, драгоценными каменьями, украшениями небывалой цены и старины. Что делать? Конечно же, под покровом ночи он тащит его домой и прячет.  Рассказать никому нельзя: страшно, выдадут. Но что же делать? Нельзя же хранить про себя такой важный секрет, потому что радость распирает сердце. Надо же признаться хоть кому-то! Кто же ближе всего? Жена! Вот самая главная ошибка мужчины. Он взял с нее честное, благородное слово, что она никому не расскажет, что им привалило такое счастье. И женщина поклялась всеми страшными клятвами, но, конечно же, ей было тяжелее выдерживать нагрузку этого счастья, чем ее мужу. От избытка сердца нужно было обязательно кому-то это рассказать!

Бегает, кому бы рассказать? И пошла рассказать это батюшке. Нашептала на исповеди, под большим секретом, что есть у них клад в сундуке, что стоит под кроватью… Теперь неспокойно стало батюшке. Стал он ходить по комнате, не находит себе места, все из рук валится, рассказал матушке, стали вдвоем соображать. Пригорюнились, но тут батюшку осенило: «Будем, матушка, резать бычка!»

Зарезали бычка, содрали с него шкуру. Батюшка нахлобучил на себя голову бычка, завязался в шкуру, матушка зашила всё по швам. И в двенадцать часов ночи батюшка в шкуре убитого рогатого бычка стучится в окно поселянина и диким, замогильным голосом вопиет: «Верни мои деньги! Отдай мое золото!» Конечно же, у мужика не было никакого выбора. Он открыл окно и выставил сундук – только оставьте в покое!

Батюшка на радостях побежал с этим сундуком домой: «Матушка быстрее режь нитки, снимай голову, стаскивай шкуру, забирай золото!» А золото и не оттдается, шкура не отдирается. Так батюшка в этой шкуре и остался.

Владимир Галактионович говорит, что этот рассказ сопровождался необыкновенными пояснениями о том, что аж до императора дошла история о том, что есть поп, с которого невозможно отодрать шкуру быка, и он так и ходит рогатый. Император сказал: «Водите его по всем ярмаркам, базарам и рынкам для назидания всем жадным людям». В городе, где жил Короленко, говорили, что его уже водили по Москве, Питеру, в Киеве он был, и к ним сюда в Житомир ведут. И дети выбегали на пыльную украинскую дорогу и смотрели, не ведут ли сюда рогатого попа.

Вот такая история, она не оскорбительна, потому что священники тоже люди и тоже подвержены этой страсти – жадности. Но говорит она вот о чем. О том, что иногда мы забалтываем проблему, позволяем себе грешить – накапливать, разрешаем быть себе жадными.

Однажды я со своими студентами проводил опыт: задавал мальчикам определить самое главное качество женщины, а девочкам выяснить, каково самое главное качество мужчины. Мальчики, долго не думая, сразу сказали, что главное свойство женщины, главное ее достоинство – доброта. А девочки удивили. Они сказали, что главная отличительная черта настоящего мужчины – это щедрость. Конечно же, девочки – заинтересованные лица, это можно допустить, но доля правды в этом все-таки есть.

Действительно, настоящего человека с большим сердцем отличает щедрость. Он всегда понимает, что те средства, которые у него есть, принадлежат не ему. Если у тебя есть возможность кому-то помочь, нужно помочь. Господь доверяет эти средства тебе для того, чтобы ты хоть в чем-то побыл Богом. Ведь само слово «Бог» в переводе с санскрита означает «щедрый даритель», тот, кто щедро раздает. И человек, который занимается благотворительностью, не прикипает сердцем к золоту, средствам, не накапливает их, не превращается в Плюшкина, а отдает все людям, – это человек в каком-то смысле богоподобный. Может быть, поэтому слова «богатый» «Бог»  однокоренные, они как раз и выдают нам ту правду щедрости, которую от нас ждет Господь.

Поэтому, друзья мои, если вдруг волчица алчности закралась в ваше сердце, вспомните о рогатом попе: о том, что стоит поддаться искушению, и эта звериная рогатая шкура жадности и алчности так тесно прикипает к человеку, что, бывает, нет никакой иной возможности отодрать ее, как только радикально поменять стиль и образ жизни. Поэтому каждый христианин, как воин Христов, должен, выражаясь словами апостола Павла, ополчаться против этого жуткого недуга, который, к сожалению, в наше время возводится порой даже в добродетель.

Записала Мария Матуленко

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать