Свет невечерний. Соблазн исключительности

9 июня 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповеди архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

Здравствуйте, друзья мои!

Очень интересно быть верующим человеком! В Церкви хорошо, духовная жизнь иногда приносит очень много сюрпризов. А иногда соблазны и искушения. И попадает человек и на высоты духа, и в самые настоящие водовороты веры.

У апостола Павла есть очень красивый образ, когда он говорит о своих друзьях, отступивших от праведной веры, ушедших из Церкви. Он говорит, что они потерпели кораблекрушение в вере – красивый образ, очень живой; и для апостола Павла очень близкий, потому что он сам бывал в кораблекрушении. Мы помним эпизод из Книги деяний, когда его с друзьями носила морская стихия, и в конце концов они были вынуждены добираться до земли вплавь, потому что корабль сел на мель. Впрочем, довольно привычная для античного путешественника история: морская стихия, обломки былого величия, потому что корабль, парусное судно – это очень красиво, очень торжественно, но корабль, разбитый стихией, – это ужасно. И тут вспоминается другой образ, который есть у апостола Иуды в его Послании, где говорится о море, пенящемся со срамотами своими.

Обломки кораблекрушения остаются у человека, который не блюдет себя в правильном религиозном трезвении, или, лучше сказать, в здравомыслии (у нас много церковных слов, которые понятны не всем, и мы забываем переводить их на нормальный русский язык). Здравомыслие, здравый смысл – это та пристань, куда нужно периодически обращаться любому верующему человеку, ведущему самую интенсивную духовную жизнь, может быть даже достигшую каких-то необыкновенных плодов, но здравый смысл никогда не нужно терять.

Почему я так говорю? Потому что среди водоворотов, через которые проходит наш личный корабль, есть водоворот, который я бы назвал соблазном исключительности. Это универсальный соблазн, универсальное искушение для каждого религиозного человека. В любой религии непременно присутствует элемент (или способность, или возможность) уклониться в самое настоящее религиозное высокомерие. Это очень плохо, этого следует опасаться, бояться, но попасть в этот водоворот можно совершенно незаметно. Каким образом?

В самом начале Х VII века в вяземских лесах поселился схимник Корнелий. Он был довольно интересным человеком и прожил почти 130 лет. Длинная биография, длинная жизнь, он помнил первых Романовых, он был знаком с патриархом Филаретом (Федором Никитичем) и воспитал целую плеяду учеников.

Подвижник, самый настоящий подвижник! Он так сильно постился, что даже разговлялся на Пасху не куличом и яичком, а красной луковицей. Он носил вериги, жил в землянке, творил тысячи поклонов ежедневно. Отстаивал на коленях или на ногах очень длинные уставные богослужения, много молился, постился, отказывал себе в любом комфорте, никогда не мылся.

Конечно, такой подвижник, позволяющий себе подобные чрезвычайные подвиги, очень быстро привлек к себе целую толпу почитателей и учеников: кто-то почитал его за старца, были и ученики, которые пришли к нему в лес и создали самую настоящую общину. Среди его учеников был даже один из студентов Сорбонны. Представьте себе, как далеко зашла слава этого подвижника и аскета!

Но у него была одна особенность – он презирал людей, не могущих позволить себе таких подвигов, какие мог позволить себе он. Он считал, что он, великий постник, не может целовать руки у священников и епископов, которые постятся не так строго, как он. Он не может слушаться или подчиняться, просить советов у епископов и священников, которые не отстаивали такие длинные службы, которые моются в банях, носят мягкие одежды, живут в домах, а не в землянках. Этому высокомерию он учил своих учеников, и, собственно, с этого старца началось движение, которое позже было названо беспоповством. Еще до начала великого раскола, которое является трагедией русской Церкви, до старообрядческого раскола, уже появилось движение беспоповства: людей, считающих, что не следует слушать священников, которые молятся не так, как они, может быть, лучше кушают, хорошо, комфортно живут, не отстаивают такие длинные богослужения и так далее и тому подобное.

Вот, друзья мои, подвижник? Да! Аскет? Непременно! Но человек, который был поражен сатанинской гордыней (именно так!). Ведь соблазн исключительности – это просто переодетая, завуалированная религиозная гордыня. Как во фразе, звучащей в Евангелии от Луки из уст фарисея, который молится перед Богом, видит сзади себя мытаря и говорит: «Господи! Благодарю Тебя, потому что я несмь, якоже прочии человецы! Я не такой, как этот мытарь!» Он кивает на бедного мытаря, который бьет себя в грудь и говорит: «Боже! Просто будь милостив ко мне, грешному!»

Очень приятно быть исключительным, знать, что «я – носитель правды, последняя пристань православия, я – последний хранитель». «Мы – вот это наша небольшая кучка верных, собирающаяся в этой избушке, где читают акафисты или где мы посещаем этого старца, мы – последние, именно к нам придет последний император, именно мы сохранили православие! Мы не общаемся с католиками, мы не целуем руки у этих священников, которые якобы предали веру, мы роем пещеры, мы слушаемся словес этого старца, ведь он такой эффектный, он так не похож на других!» Ничего, что он всего лишь месяц назад был обычным таксистом, но у него такая длинная борода. Он так загадочно и туманно говорит, а когда благословляет, остаются синяки! Ну разве это не благодать?!

Друзья мои, когда приходит сатанинская гордость, вера в собственную исключительность, почему-то выключается (как предусмотрено природой) здравый смысл и инстинкт самосохранения. И человек позволяет себе богословски обоснованное хамство.

Недавно к одному очень уважаемому священнику, моему другу, пришел его бывший духовный сын, который очень много лет исповедовался у этого батюшки и был очень многим ему обязан. Узнав, что этот священник поминает Патриарха, этот простой мирянин призвал священника покаяться! При этом первый раз в жизни обратившись к нему на «ты», к человеку, который старше его по возрасту, который имеет священный сан… Почему-то гордыня сразу порождает религиозно обоснованное хамство. Это страшный путь, друзья мои, это тупик. Самое лучшее лекарство от этого – обычная скромность.

Мы – обычные люди. Священники, епископы – это люди, как минимум более осведомленные, чем миряне. Даже если миряне очень грамотные люди, священник служит литургию, он погружен в совершенно другую стихию, он более осведомлен. Надо доверять своим пастырям, иначе что же будет в нашем церковном доме, если не будет доверия между пастырями и пасомыми, если пасомые будут учить пастырей, как им следует учить и пасти своих овец?!

 

Записала Мария Матуленко

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать