Слово пастыря. Выпуск от 20 июля

20 июля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь иерея Сергия Гришанова.

Иерей Сергий Гришанов, клирик Христо-Рождественского собора г. Липецка:

– Общаясь с людьми, беседуя с ними, исповедуя их, часто сталкиваешься с некими особенностями устроения человека, которые в одном случае могут помогать в духовной жизни человека, а в другом – очень вредить. Это некая тонкость душевной организации. Когда это помогает? Когда человек тонко чувствует грех, неправду, внутренне переживает какие-то религиозные моменты; это бывает очень полезно для человека. Многие большие люди как раз были людьми с тонкой душевной организацией. Из таких людей получаются хорошие поэты, писатели, может быть, духовные писатели.

Но есть обратная сторона такой душевной организации, и на этой обратной стороне, конечно, играет дьявол. Какая это сторона? Дело в том, что люди с тонкой душевной организацией очень склонны к мнительности, к некой скрупулезности, внутренней щепетильности. Хорошо, если человек с такой душевной организацией воспитывался в любящей и доброй семье, где были папа и мама, которые любили друг друга, любили ребенка, принимали его потребности. Хорошо, если такой ребенок нашел пусть не духовного, но наставника в своей юности (тренера или учителя), который был для него образцом и примером честности, любви, справедливости. Хорошо, когда такой человек, придя ко Христу, попал в руки очень понимающего и рассудительного духовника. Все это очень хорошо, замечательно, но так редко бывает. В основном что-нибудь да не так. И тогда пытаешься что-то посоветовать, как-то помочь человеку. Потому что человек часто не понимает, что те проблемы, которые его мучают, являются не следствием его неправильной духовной жизни или какой-то особой греховности, а следствием внутреннего устроения, которое как раз и мешает настроить духовную жизнь в правильном русле.

Часто человек себя в этом случае обманывает. Он пытается, допустим, усиливать пост, увеличивать количество молитв, чтобы найти какой-то внутренний покой, начинает выискивать какие-то особенные грехи, тонкие помышления, какие-то мелочи в своей духовной жизни. И все потому, что не чувствует покоя. А очень важно понять, что, во-первых, источник покоя – Сам Христос. Но человеку с тонкой душевной организацией, особенно если у него был нехороший опыт в прошлом, который повредил его внутреннему устроению, очень трудно принять благость и милосердие Божие, любовь и всепрощение, исходящие от Бога.

Когда человек испытывает внутреннее беспокойство, неуверенность, ему некомфортно – хочется почувствовать какую-то основу, твердость в этой жизни. А какая у христианина должна быть успокоенность? То, что он будет спасен. Но человек же не знает до самого конца, спасется он или не спасется, и с этим чувством непонятности жить трудно. Человек хочет конкретики, что он спасется. А что надо сделать, чтобы спастись? Нужно поститься, молиться, ходить в храм, исповедоваться и так далее. И человек (очень часто с этим сталкиваешься) скрупулезно погружается в исполнение каких-то вещей, например, в плане приема пищи, начинает внимательно к себе относиться. По какой причине? По причине того, что хочет внутреннего успокоения, хочет утвердиться здесь, на земле, в чувстве, что будет спасен.

Если многие из нас честно зададут себе вопрос: почему мы такие скрупулезные, щепетильные в духовной жизни, в том числе мнительные, то признаемся: это не потому, что мы любим Христа, не потому, что любим жить духовной жизнью. Как раз часто люди не хотят жить духовной жизнью и, может быть, совсем мало любят Христа. Мы просто хотим быть уверены, что спасемся. Вот такие чувства. И это может быть серьезнейшим грехом. По какой причине? Потому что здесь нет места Богу, нет места милосердию Божию. Нет места пониманию того, что не ты сам себя спасаешь и не твоя уверенность в спасении спасает, а Бог тебя Своим милосердием спасет и помилует. А в данном случае нет места этому пониманию, этому чувству, этой мысли. Это важный, серьезный вопрос.

Другой момент. Очень часто приходится сталкиваться с женщинами, которые винят себя, оплакивают свои несуществующие грехи, проступки, находят какие-то иллюзорные причины для того, чтобы обвинить себя во всех смертных грехах. Не будем обманывать себя, дорогие братья и сестры, это к духовной жизни вообще не имеет никакого отношения. Это не имеет никакого отношения к покаянию. Человек сводит счеты со своим внутренним устроением. И это очень важно понять.

Бывает, что в детском, юном возрасте родители обвиняли ребенка, не принимали его, не принимали его потребностей, то есть манипулировали ребенком. Когда такой ребенок вырастает, внутри его устроения нет чувства, что он может быть принят, но есть внутренняя пустота, которую человек пытается заполнить какими-то вещами: или он с чем-то борется, или, наоборот, пытается что-то выполнять для того, чтобы почувствовать себя принятым. И так может пройти вся жизнь человека – в какой-то непонятной внутренней борьбе с самим собой, которая не имеет к Богу никакого отношения.

Очень важно увидеть особенности своего внутреннего устроения, потому что духовная жизнь очень часто тесно связана с этим устроением. Для чего нужно увидеть свое устроение? Для того, чтобы понять, чем продиктованы мои поступки, желания, чего я хочу и не хочу и почему это происходит. Нужно задавать себе честные вопросы и не бояться ответов. Не бояться признаться, что мы не любим Бога, что мы исполняем заповеди по другим причинам, к Богу не имеющим никакого отношения. Что мы являемся скрупулезными, щепетильными и мнительными в духовной жизни именно по причине того, что боимся самих себя или того внутреннего обвинителя, который есть в нас. Нужно в этом честно себе признаться, в этом нет ничего страшного. Может быть, рухнет некий воздушный замок, который мы в себе построили. Рано или поздно это надо сделать.

Страшно исповедовать коммунистов перед смертью, братья и сестры, потому что редко кто из них, особенно старики, может признаться, что их жизнь прошла в коммунистической партии напрасно. Почему они не могут в этом признаться? Многие так и умирают, кстати: во всем покаются, а в этом не могут признаться. Это происходит по той причине, что тогда им нужно признать, что смысл их жизни – пустота, пшик. Человеку очень тяжело это признать.

Так и в нашей духовной жизни. Может быть, нужно себе признаться, что вся наша духовная жизнь – это некий воздушный замок, который мы построили сами в себе? Но если этот замок рухнет, мы не потерпим ущерба, а, наоборот, приобретем – окажемся на твердой почве. Конечно, это непросто, это архитрудно – увидеть себя, свою сущность. А еще труднее что-то изменить.

Тогда что же делать, как жить? Придется жить с самим собой какой есть. Кто-то, может быть, будет бороться со своим устроением. Святитель Тихон Задонский был человеком очень тонкой организации. Он присутствовал на Синоде, когда осудили Арсения (Мацеевича): лишили сана, монашества и заточили в каменный мешок, где он и скончался. Вернувшись на свою Воронежскую кафедру, святитель Тихон через это нервное потрясение заболел. Это событие очень сильно подорвало его здоровье, и потом, как мы знаем, он ушел на покой. Мы знаем, насколько он был вспыльчив, у него были приступы депрессии, уныния, когда он днями мог лежать в одиночестве, не есть, не пить, мог кого-то обругать... Но мы знаем, что он победил свое устроение. Он любовью заглаживал вспышки гнева, если кого-то обижал, восполнял это какими-то подарками, просил прощения и так далее. То есть он не только научился жить со своим устроением, но и во многом его победил.

Так и каждый человек. Не нужно опускать руки. Может быть, мы никогда не победим свое устроение до конца, но мы научимся жить с самим собой, понимать те внутренние мотивы, которые движут нами, наши особенности характера. Думается, что наполовину это не то что облегчит нашу жизнь, но сделает ее полнее, качественнее.

Приведу в пример конкретного человека, болеющего шизофренией. Эта женщина постоянно слышит голоса. Она знает, что больна, принимает препараты. И один человек спросил ее: «Как ты с этим живешь, что на протяжении десятков лет слышишь голоса?» Ведь это невыносимо для здорового человека. Она, осознавая свою болезнь, не считая, что это истинные голоса, а понимая, что это болезнь, сказала: «А некоторые люди глухие, вообще ничего не слышат. Лучше слышать голоса, чем вообще быть глухим». То есть человек занял определенную позицию по отношению к своему внутреннему состоянию.

Так и каждый из нас, увидев свое истинное устроение, может занять определенную позицию. Это не значит, что мы поняли, какие мы, и очень быстренько от этого исцелились и избавились. Нет. Возможно, устроение будет крестом, который человек пронесет по жизни. Возможно, именно наше устроение, то, как мы с ним жили, оправдает нас в будущей жизни перед глазами Бога. Не какие-то подвиги, не какие-то длительные молитвы, а то, как мы несли свое внутреннее устройство, как с ним жили, какие плюсы из него извлекли. Ведь плюсы можно извлекать не только из положительных сторон своего внутреннего устроения, но и из отрицательных.

Когда мы молимся и просим Господа избавить нас от чего-то, когда не видим выхода из какой-то ситуации, мы понимаем, что очень мало что можем, очень мало что-то значим, но все может Бог, исцеляющий и любящий. Из этого уже рождается добродетель смирения и надежда на Бога.

Люди с тонкой душевной организацией очень понимают других людей, они входят в их положение, в их проблемы. То есть из этого устроения можно вынести очень много и  плюсов. Люди творческие, чувствительные очень тонко чувствуют любовь Божию, благость Божию, тонко переживают грех, и это тоже способствует их духовному росту.

Поэтому не нужно думать, что если у нас есть некие особенности, которые нам мешают в духовной жизни, так и пройдет. Нет! Даже из того, что нам мешает и на первый взгляд совсем не помогает в духовной жизни, можно с помощью Божией извлечь пользу, если это понять и попросить Господа о помощи.

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 19 мая: 07:45
  • Суббота, 25 мая: 02:45
  • Воскресенье, 26 мая: 07:45

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать