Быть на связи с Богом возможно и необходимо. Поскольку эта связь существует, Бог постоянно с нами на связи, Он всегда доступен. Но, к сожалению, для многих из нас общение с Богом не представляется жизненно необходимым.
Примерно об этом я разговаривал со старшеклассниками. И я обратил внимание на двух парней. Они сидели у окна справа от меня и о чем-то беседовали. Мне было понятно, что то, о чем мы разговариваем, на чем моя беседа построена, их мало волнует, а может, совсем не волнует. И мне стало интересно, что же их волнует. Я обратился к ним: «Что вы обсуждаете, что для вас важно?» Я не хотел их осудить, мне просто было интересно, что для них важно. В беседе я понял, что они, с их точки зрения, вполне успешны. Они определились с выбором дальнейшей специальности. У них все получается в спорте, как им кажется. И дальнейшую жизнь они собирались строить на спортивной основе. Общение с Богом их мало волновало.
Я указал на их слабую позицию. Ведь они считали, что то, что они приняли, – это единственно важное. И не хотели, чтобы даже Бог вмешивался в их планы. Они боялись, что планы могут быть Богом разрушены. То есть они как бы считали себя умнее Бога. Бог может что-то сделать не так, с их точки зрения. Разве это не шаткость позиции? Какое недоверие к Богу! Бог может нарушить их планы, сломать их – они боялись этого. И на этом было основано нежелание общения с Богом, они боялись, что Бог может сделать что-то не так.
Но это молодые люди. А вот другая история. Как-то меня пригласили соборовать одну пожилую женщину, которая была больна. Я пришел в квартиру, женщина лежала в постели, ей было непросто, но она была не одна. Рядом стояли ее подруги, которые пришли вместе помолиться. Это было очень приятно. Я был не один. Были люди, которые молились вместе со мной. Я исповедовал женщину, соборовал и причастил.
Муж был тоже в квартире, но он в нашей молитве не участвовал. Он постоянно чем-то гремел на кухне. Я никак не мог понять, что он там делает. И это меня отвлекало. Но когда мы всё закончили, я поблагодарил женщин за совместную молитву, а потом все-таки решил узнать, чем же муж занимался, почему он не был с нами. Оказывается, он во время нашей молитвы перетаскивал на кухню бутылки с водкой (я потом посмотрел, рядом с холодильником было уже не меньше ящика этих бутылок).
Я говорю: «А это зачем?» – «Ну как? Все ясно. Отходит человек, надо готовиться». – «Мне ничего не ясно. Что будет дальше – это как Бог решит». – «Ну, ладно, я знаю, как все будет дальше». И он остался при своем мнении. Я только попросил его: «Не гремите этими бутылками, потому что Ваша супруга тяжело больна. Если она узнает, к чему Вы готовитесь, это не будет ей на пользу». С этими словами я и ушел.
Спустя какое-то время меня приглашают опять в эту же квартиру. Я так понял, что эта женщина, наверное, отошла ко Господу и нужно будет ее отпевать. Каково же было мое удивление, когда дверь мне открыла сама женщина. А отпевать мне пришлось ее мужа. Вот как все получилось непредсказуемо. Женщина тоже готовилась к смерти, но ее надежды были связаны с Богом. Муж тоже готовился к смерти жены, но у него были свои мысли об этом. И, как выяснилось, он ошибся, потому что надеялся на себя, а не на Бога.
Как юноши боялись доверить Богу свои планы, думая, что Господь может что-то нарушить и сделать не так, как они хотят, так и в этой истории муж также не доверял Богу. Таким людям, конечно, неизвестны слова пророка Исайи, который говорил от имени Бога: Мои мысли – не ваши мысли, не ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших (Ис. 55, 8–9).
А вот другая история. Была хорошая семья: муж и жена. Жила семья обеспеченно. Муж был источником этого материального благополучия. Он заболевает, попадает в больницу, теряет сознание, находится в реанимации. Когда жена это узнает, она в панике. Она не представляет жизни без мужа. Она рассуждает: «Я без него жить не могу». На первом месте «я».
Она звонит своей подруге и говорит: «Я не переживу смерть мужа, поэтому я ухожу из этой жизни». Она надеялась все проблемы решить уходом из жизни, не понимая, что это невозможно, ибо мы все обречены на бессмертие. Но она, видимо, об этом не знала и совершила то, что хотела, – прервала свою жизнь. Муж еще был жив. И надо же такому случиться, что муж через какое-то время пришел в сознание... И дела его, по всему было видно, пошли на поправку. Но он узнает, что его жена покончила с собой. Эта весть, конечно, подкосила его, и он вскоре умер.
Жена как помощница, видя тяжелое положение мужа, должна была обратиться к Богу с искренней, сердечной молитвой. Не всегда обязательно по молитвослову что-то читать. Ведь человек может от сердца обратиться к Богу. Господь различит наши слова, мы Его дети. Как и мать иногда не понимает, что говорит ее малолетний сын или дочь. Господь наши слова разберет, ибо знает нужды наши прежде нашего прошения о них.
И в заключение две притчи. Как-то у Исаака Сирина спросили, каким образом человек узнает, что его сердце достигло чистоты. (Мы же знаем одну из заповедей блаженств: блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.) Он отвечает: когда считает всех людей добрыми и никто не кажется ему нечистым и оскверненным, тогда поистине этот человек чист сердцем. Ибо, как сказал апостол Павел, для чистых все чисто, а для неверных и оскверненных нет ничего чистого, но осквернены и ум их, и совесть.
Когда я впервые прочитал эту притчу, я подумал: здесь что-то мне непонятно. Как это – чистые сердцем видят всех людей добрыми? Но это же не так. Нам кажется, что это не так. Потому что у нас осквернены и ум, и совесть. А для чистых сердцем все иначе, потому что они видят в человеке именно творение Божие. А Бог не может творить ничего нечистого. Все, что сотворено Богом, чисто само по себе. А нечист только один грех. Чистые сердцем умеют это различать.
И еще одна притча. Когда пришел Спаситель, люди пошли к Нему со своими бедами, проблемами. Приходят к Нему слепцы и говорят: «Господи, мы ничего не видим, помоги». И Господь, возложив на них руки, исцелил их. Они стали зрячими. Приходят немые и глухие, также просят об исцелении. Господь знает, что делать. Они стали и слышать, и говорить. Приходят также горбуны. Господь их сделал стройными, прямыми. И только глупцы остались глупцами, ибо никто из них не пришел, не предстал перед очами Господа и не сказал: «Господи, помоги мне, ибо я глуп».
Всего вам самого доброго! Да хранит нас всех Господь.
Записала Елена Кузоро
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
У книжной полки. Чудеса начинаются!
У книжной полки. Бабушка, а почему? или Разговоры с внуками
Этот день в истории. 4 декабря
День ангела. 4 декабря
Церковный календарь 4 декабря. Введение во храм Пресвятой Богородицы
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!