Аудио |
|
Скачать .mp3 |
― Добрый вечер, дорогие телезрители. В эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». Ведущий дьякон Михаил Кудрявцев. Сегодня у нас в гостях клирик храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте в Санкт-Петербурге иерей Андрей Панков.
Здравствуйте, батюшка. Благословите наших зрителей.
― Господь вас да благословит во имя Отца, Сына и Святаго Духа. Аминь.
― Наша сегодняшняя тема: «Повседневное христианство».
В последнее время появился такой термин, как «христиане выходного дня», то есть люди, которые в воскресенье приходят на службу и там ведут себя благочестиво, а выходя за порог храма, возвращаются к своей суетной, мирской жизни, не вспоминая о церкви. Как Вы считаете, насколько это явление пагубно и распространено?
― Безусловно, я сталкивался с подобного рода вещами, но в данном случае я хотел бы воздержаться от оценки этого явления, потому что духовная жизнь человека имеет разную направленность, вектор. Ситуация может быть двоякой: с одной стороны, человек воцерковленный может прийти к выводу, что для его духовного развития достаточно посещения воскресной Божественной Литургии, и на этом его долг Господу на ближайшие семь дней считается исчерпанным, и он продолжает заниматься своими повседневными делами; с другой стороны, человек, который делает первые шаги к Богу. Человеку, выросшему не в церковной среде, очень страшно переступить порог храма. Делая первые шаги, он узнает, что обычно Божественная Литургия совершается в воскресенье, и ходит какое-то время в храм Божий только в воскресенье. В этом случае оценка таких действий человека положительная. Для того чтобы оценить это явление, нужно различать, что это за люди и каков их внутренний мир.
― Вопрос от телезрительницы: «Как правильно готовиться к причащению в храме? Почему считается, что Литургия служится для причащения? Я не всегда бываю готова к Евхаристии».
― Приходить в храм можно в любое время, вне зависимости от того, готов человек к Причастию или нет.
Существует общепринятая практика, в соответствии с которой подготовка к Причастию подразумевает трехдневный пост, присутствие, по возможности, на вечерней службе, молитвенное правило, подразумевающее вычитывание трех канонов и молитв ко Святому Причастию, воздержание от пищи и пития с полуночи до самой службы, исповедь.
― Синодальная комиссия готовит документ по вопросам подготовки ко Святому Причастию и по этому поводу идут серьезные споры.
― Я подчеркну, что это общепринятая практика, которая не является жестким установлением Церкви, и это хорошо, потому что Церковь ― живой организм, изменяющий с веками свою внутрицерковную практику, в соответствии с духовным уровнем прихожан и окружающей обстановкой. Если будут приняты решения Священного Синода касательно изменения практики подготовки ко Причастию, то ничего плохого в этом не будет. Но, пока нет однозначной позиции по этому вопросу, думаю, целесообразно придерживаться общепринятой практики.
― Как быть тем православным, которые причащаются каждую неделю? Они же не могут поститься среду, четверг, пятницу, субботу.
― Безусловно. Еженедельное, частое Причастие налагает на человека значительные требования к его духовной жизни. Невозможно вести рассеянную, светскую жизнь и при этом причащаться каждую неделю, потому что подобная практика приведет к выхолащиванию таинства и профанации Евхаристии, что, как правило, заканчивается для человека скорбями и печалями. Из моего скромного опыта часто причащаются пожилые одинокие люди, главным центром жизни которых является храм. Они практически живут в храме, отлучаясь только переночевать и решить какие-то текущие вопросы. К концу своей жизни люди стараются максимально приблизиться к Господу. И для таких людей практика частого Причастия является нормой, ничего худого в этом нет. Если у человека возникает желание часто причащаться, то решение по этому вопросу должно приниматься по совету духовника.
― Насколько мне известно, у нас в Петербурге во многих соборах принята такая практика: если человек причащается каждое воскресенье, то ему благословляется держать пост только в среду и пятницу.
― Конечно. Практика трехдневного поста ― при Причастии раз или два в месяц. Еженедельное Причастие допускает послабления в плане поста.
― Вопрос от телезрителя из г. Воронежа: «Читая Евангелие и церковный календарь, я не могу понять, каким образом Иисуса Христа обрезали четырнадцатого числа? Если Он родился седьмого января и по предупреждению Ангела последовал в Египет, то не мог очутиться в храме Иерусалимском».
― В Евангелии нет исторической последовательности событий. Цель евангелиста ― рассказать о главных событиях, связанных с пришествием Господа нашего в мир, а не донести историю с нашей точки зрения.
― Батюшка, думаю, что вопрос больше связан с буквальным пониманием дат Рождества Иисуса Христа и Обрезания и Богоявления. Ведь эти даты символические, установленные Церковью гораздо позже.
- Безусловно. Для людей, живших две тысячи лет назад, такие важные для нас события, как День рождения, не имели такого большого значения. Первохристианские общины не проявляли интереса выяснить, что и когда было. Мы совершаем церковные праздники не как исторические даты, точку в годовом круге, а как церковные события, имеющие духовную значимость.
- В чем заключается повседневная составляющая христианства?
― Это очень глубокий и интересный вопрос. Церковь имеет на него вполне определенный ответ, подразумевающий связь в жизни христианина великого и малого. Вообще, жизнь христианская является подвигом, содержит в себе величие; постольку, поскольку оно связано с Евангелием. Это величие совершается в обычных повседневных делах.
Когда человека спрашивают: «В чем состоит твое христианство?» Ответ может быть только одним ― это ответ евангельский: учеником Христовым можно называться только тогда, когда человек следует путем Господа, т.е. путем любви к Богу и любви к ближнему. Заповедь о любви совершается не только лишь единовременным волевым усилием. Многие знают, прилагаешь усилия, чтобы приобрести ту или иную добродетель, но не хватает ни внутренних сил, ни эмоционального настроя, ни какого-то потенциала. Для того, чтобы в повседневной жизни реализовать великую цель любви к Богу и ближнему, Церковь предписывает всякому православному христианину совершение обычных вещей, состоящих из четырех основ, которые подобны ножкам стола. Пока они все целые, стол устойчив, уберешь одну ― стол начинает шататься, уберешь две ― опрокинется. Повседневное христианство подразумевает: первое ― регулярное Причастие, соединяющее человека с Богом; второе ― общественная молитва, т.е. участие в богослужении; третье ― домашняя молитва, подразумевающая использование молитвослова, содержащего образцы молитв великих подвижников древности, так и свою частную молитву; четвертое ― чтение Священного Писания, особенно Нового Завета. Если человек прикладывает сердце для того, чтобы исполнять эти правила, то Господь ради его труда и смирения, посылает в сердце благодать, начинает складываться определенный духовный образ жизни, который позволяет человеку явить делом исполнение заповеди любви. Получается такая связь великого и малого, и одно без другого в человеке не живет. Просто заявив, что ты христианин, возлюбить весь мир, не совершая вещей, о которых говорит Церковь, невозможно; если вообще возможно удержаться в этом состоянии.
Вопрос от телезрительницы: «Можно ли исповедоваться пьющему брату дома? Священник сказал, что он должен прийти в храм. Правильно ли это?»
― Для исправления человека исповедь ― принципиальная вещь, потому что покаяние ― это начальная точка изменения себя, обращения ко Господу. Исповедь может совершаться в любом месте, не только в храме.
Данная ситуация содержит некоторые неясные моменты и решение батюшки может быть продиктовано пастырскими соображениями. Безусловно, можно прийти и исповедовать пьющего человека, но иногда целесообразнее воззвать к его совести с тем, чтобы он пришел в храм Божий. Поэтому я не могу дать оценки этого решения.
Хочется пожелать рабе Божией терпения, потому что это великая беда, когда кто-то из родственников страдает недугом пьянства. Упорная ежедневная молитва, совершаемая в течение длительного времени, как правило, бывает Богом услышана, и часто являются чудеса, которым я не раз был свидетелем. Помоги, Господи.
― Вопрос телезрителя: «Когда приходишь на исповедь, не собираясь причащаться, обязательно ли нужно поститься?».
― Перед исповедью пост не является обязательным требованием, но может быть желателен как выражение искреннего покаяния перед Господом в содеянных грехах. Зависит от ситуации и человека.
―Хотя время сейчас не постное, но много вопросов возникает вокруг поста. И с одной стороны, пост ― важная составляющая жизни христианина, но с другой стороны, ведь не в диете дело.
― Безусловно. Нужно помнить, что главное в жизни христианина ― это не пост. Пост является лишь средством, инструментом для очищения души. Для взрослого человека невозможно достичь какой-то меры совершенства духовной жизни без поста. Человек, который совершает пост, должен совершать его тщательно, как об этом говорит Церковь, не делая послаблений в мелочах, потому что великое как созидается малыми шагами, так и разоряется малыми шагами. При этом нужно помнить главное: Господь ждет от нас любви, а не поста. Чтобы над нами не свершился страшный приговор Господа над смоковницей, которая явила изобилие листьев и отсутствие плодов. При неправильном духовном устроении человек может совершать весь церковный регламент, но при этом быть пустышкой в духовном смысле. Это драма, этого не должно происходить в нашей жизни.
― Вопрос от телезрительницы: «Здравствуйте. Мой супруг дежурит в храме. Приходя после дежурства, отдохнув, он снова уходит в храм. Помимо воскресных и праздничных богослужений он готов каждый день бывать в храме. Из-за этого у нас с ним возникают некоторые трения, я на него ворчу. Права ли я?»
― Семья ― важнейшая обязанность человека, потому что является установлением Божиим. В самом высоком смысле ― это училище любви. С другой стороны, любовь подразумевает свободу и без нее не может родиться. В семье у людей, которые живут вместе длительное время, вместе разделяют кров и быт, все равно должна быть область внутренней свободы.
В данной ситуации возможен компромисс: обязанности, возложенные на мужа, главу семьи, безусловно, должны исполняться, но все остальное ― область свободы. Если первое условие исполняется, и муж хочет быть в храме, то не стоит активно препятствовать ему в этом, потому что может нарушиться внутреннее единение в семье.
― Вопрос телезрительницы из г. Рязани: «Мой День рождения всегда попадает на время Великого поста. В этот день собирается много знакомых и всё проходит очень весело, с некоторым дурачеством, при этом никто из гостей не постится. Даже если я зарекаюсь так шумно не отмечать, все равно с самого утра приходят гости, и всё повторяется как всегда. Как мне отмечать свой День рождения?»
― Если нет возможности перенести День рождения, а, судя по контексту, этой возможности нет, то нужно проявить гостеприимство по отношению к приходящим людям. При этом нужно выдерживать меру. Если люди относятся к Вам с уважением и знают, что Вы верующий человек, то они нормально воспримут, что в дни Великого поста безграничное веселье для Вас не приемлемо. Эта ситуация сложная, требующая знания внутренней меры, но эту меру возможно выдержать.
― Сегодня совершается память преподобного Серафима Саровского и ему принадлежат слова: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Как мирянину, живущему в суете, приблизиться к этому духу?
― Думаю, что ответ на этот вопрос содержится в беседе преподобного с помещиком Мотовиловым, которая состоялась за два года до его смерти в 1831 году. В этой беседе Серафим Саровский говорит, что целью жизни человека является стяжание Духа Святаго, уподобляя это стяжание мирской торговле. Каждый человек имеет от Господа духовное дарование, талант. Задача каждого православного христианина ― быть внимательным к себе, к своей духовной жизни, чтобы понять к чему его приуготовил Господь. Если человек познает свое призвание, употребляет то, что ему даровал Господь, то сравнительно легко получает благодать Духа Святаго, что является синонимом «стяжи дух мирен». Дух мирный ― это следствие действия Духа Святаго в сердце человека. Иному дана молитва, иному ― проповедь, иному ― помощь ближним, способность поддерживать людей в сложных ситуациях, т.е. каждому ― свое. Поэтому очень важно понять, что дано тебе, с помощью чего у тебя будет происходить великий процесс стяжания Духа Святаго.
Вопрос телезрительницы: «Я недавно воцерковилась. Понятно, что аборты ― это грех. А где находятся души детей, мертворожденных по различным обстоятельствам, ведь они некрещеные? Как за них молиться?»
― Насколько я знаю, существуют молитвы, которые читают в этих скорбных, трагических обстоятельствах. По слову апостола Павла мы видим будущее гадательно, как бы через тусклое стекло. Однозначно ответить на подобные вопросы под силу только духовно просвещенным людям. Я себя к ним не могу отнести. Однако, несмотря на незнание этих нюансов, я надеюсь на милосердие Божие. Как учит Церковь, Бог есть Любовь, превосходящая наше разумение.
― Вопрос телезрительницы: «Я хочу причаститься в воскресенье на святой неделе, как мне себя вести в гастрономическом плане? И еще один вопрос. Кто-то из апостолов сказал: «Они не хотели иметь Бога в разуме, и Господь предал их превратному уму». Что это значит?»
― Первый вопрос касается области пастырского устроения: в разных храмах придерживаются различной практики. Поэтому этот вопрос необходимо согласовывать с настоятелем и священниками храма, в котором Вы исповедуетесь и причащаетесь. На святки пост не уместен. Человек, желающий причаститься в это время, должен, главным образом, воздержаться от развлечений, осуждения, празднословия и посвятить себя молитве, чтению Священного Писания, примирению с ближними.
Что касается второго вопроса, то, очевидно, речь идет о людях, которые ощущают в себе силу мысли, способность к познанию окружающего мира, но при этом отвергают Господа и законы нравственности, связанные с заповедями Евангелия. С такими людьми, по слову апостола Павла, происходит драма: лишаясь главного центра, источника познания, который есть Бог, отсекая себя от благодати Божьей, способность к познанию мира извращается и ввергает человека и людей, которые соприкасаются с ним, в величайшие заблуждения. Если хранить в себе великое сокровище веры в Господа и от всего сердца стремиться к исполнению заповедей Христовых, то способности к познанию мира не станут поводом к извращению, искажению реальности. Господь дарует такому человеку способность видеть все таким, каково оно есть, и не допустит его ввержения в иллюзии.
― Вопрос телезрительницы: «Ветхозаветные люди, включая всех святых, находились в аду, пока не пришел Христос и не вызволил их. А где будут находиться наши души до Второго пришествия Иисуса Христа?»
― Мы надеемся, что наши души, мы сами, будем в раю, у Господа. Состояние, при котором душа отделена от тела, по учению Церкви является временным, до того момента, когда Господь придет судить вселенную и обновится весь мир. Человек является целым соединением души и тела, и без тела ― это «недочеловек». Состояние полного блаженства означает не только пребывание в раю, но и единство, которого мы чаем во Второе пришествие Господа, когда мы объединимся в новое тело и станем причастными к этому новому творению.
― Вопрос телезрительницы из Калужской области: «Есть ли связь между заповедью «не убий» и благословением священнослужителей на убийство при защите Отечества?»
― Здесь дается разная оценка одному действию, связанному с убийством. Аскетическое учение Церкви показывает механизм возникновения страстей в человеке, и одно и то же действие в нас может иметь разную направленность. Возьмем, к примеру, такое обычное действие, как принятие пищи. С одной стороны, принятие пищи является необходимым явлением для поддержания жизни, и возможность ощущать вкус ― это дело «рук» Божиих, форма Его любви к нам. С другой стороны, если пища становится суррогатом счастья, сопрягается с похотью, навязчивым желанием вкушения без меры, то это чревоугодие. Таким образом, действие одно, а нравственная оценка противоположная.
По поводу убийства можно сказать следующее. Наш мир погружен во зло, часто бывают войны. И Господь говорит, что нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя. Воины, которые защищают свои семьи, народ, землю, которые вынуждены обороняясь убивать, и сами при этом гибнут, вызывают положительную оценку этого действия. Отдать свою жизнь ради любви ― это христианская добродетель.
Если говорить о бытовом убийстве, которое имеет мотивом личное обогащение, ненависть или другие причины, то оно, безусловно, является злодеянием, за которое должно быть воздаяние, как со стороны государства, так и Бога. Оценка такого действия негативная: человек, убивший другого человека, подлежит суду.
- Вопрос от телезрительницы из г. Самары: «Я прихожанка храма, который находится вблизи дома. В храме служит только один батюшка. На исповеди мне часто дискомфортно, потому что кажется, что я занимаю много времени и вынуждаю ждать других людей, поэтому я исповедуюсь и причащаюсь в другом храме. Правильно ли я поступаю? Или мне стоит бороться со своим дискомфортом и исповедоваться и причащаться только в храме, прихожанкой которого я являюсь?»
― В ходе духовного развития у человека возникают приоритеты в посещении того или иного храма ― он становится прихожанином этого храма. Это означает, что человек исповедуется и причащается в этом храме, посещает, по возможности, все праздничные богослужения.
Вопрос об исповеди очень тонкий: многие прихожане путают исповедь с некоторым психологическим облегчением. Исповедь совершается перед Богом, и священник при совершении этого таинства является лишь свидетелем. Если человек искренне раскаивается в содеянном, то ему не нужно много слов.
С другой стороны, допустимо считать исповедь своего рода психологической помощью при условии, что есть возможность ее оказать. При обилии прихожан у священника нет возможности уделить всем должное внимание, чтобы не только исповедовать, но и духовно поддержать. Всякий грех есть рана, нанесенная сердцу, и хорошо, если батюшка найдет слова, чтобы ободрить и поддержать человека. Но это не главное действие на исповеди.
Рекомендую стараться ходить в свой храм и на исповеди называть главные вещи, а если требуется духовная, психологическая поддержка, то нужно встретиться с батюшкой в другое время и обсудить волнующие вопросы.
― В среде православных встречается такое явление, когда человек на протяжении долгого времени совершает молитвенное правило, посещает богослужения, читает Священное Писание, а теплого диалога с Богом не происходит. Как Вы считаете, это нормально?
― В жизни человека бывают разные духовные периоды, в том числе и такие, когда ничего не движется. Господь по своей любви, премудрости не ограничивает нашу жизнь реалиями быта, тем, что мы совершаем. Часто нам ниспосылаются скорби, такие ситуации, выхода из которых в данный момент мы не видим. Эти встряски способствуют мобилизации наших духовных сил, более усердной молитве ко Господу, вверению своей жизни в руки Божии. После этих испытаний человек переходит на более высокий духовный уровень.
Бывает и другая ситуация, когда верующий человек сталкивается с духовно опытным человеком, например священником, окормляется у него, и духовный отец видит, когда лучше оставить в покое свое духовное чадо, а когда подтолкнуть к совершению действий, приводящих к духовному развитию.
Трудно дать оценку этому явлению. Конечно, если человек пребывает в таком состоянии годы, то это признак того, что в жизни что-то неправильно устроено. Слава Богу, Господь не оставляет нас Своим Промыслом и у нас в жизни бывает предостаточно обстоятельств, когда нужно проявить духовное мужество, веру, молитву и любовь.
― Батюшка, как Вы прокомментируете то, что люди бояться молиться своими словами, помимо молитвослова?
― Это связано с разной степенью познания Бога. Когда человек познает Господа опытным образом ― часто это связано с драматическими событиями в жизни ― тогда Бог становится не некой абстрактной идеей, а центром жизни. Бог становится для человека Тем, Кого он знает, и для человека становится невозможным не молиться своими словами. К такому состоянию нужно прийти.
С другой стороны, если нет опыта богопознания, то молитва человека сводится к банальным вещам, к некоему детскому лепету. Настоящая же горячая молитва, в которой выражается главное, сопряжена с личным опытом богопознания.
― Последний вопрос на сегодня о радости и благодарении. Насколько необходимо повседневное благодарение?
― Оно, безусловно, необходимо и является частью обучения молитве, потому что молитва ― это не только прошение, но и благодарение. Есть такая житейская мудрость: научитесь благодарить Бога за то, что у вас есть, и Он даст вам то, чего у вас нет. Все наши просьбы ко Господу должны предваряться покаянием и благодарением. Важность благодарения подчеркивается самим названием Литургии «Евхаристия», что с греческого переводится как «благодарение».
Этот акцент, связанный с благодарением, возможно, содержит глубокую духовную тайну: когда мы учимся благодарить Господа за все, что у нас есть, исполняемся благодатью Божьей, то Господь и без наших молитв подает то, в чем мы нуждаемся и еще даже не успели попросить. Параллель можно провести с семьей. Например, ребенку нравится какая-то игрушка, и он хочет ее попросить у папы, но начинает свой разговор не с просьбы, а с благодарения папы за всё. Сердце какого отца останется безразличным?
― Но благодарение без радости невозможно?
― Безусловно. Богообщение сопряжено с радостью.
― Прошу Вас на прощание благословить нас.
― Господь вас да благословит во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Ведущий: Михаил Кудрявцев
Расшифровка: Вероника Можарова
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает протоиерей Михаил Зазвонов, клирик храма во имя всех святых, в земле Российской просиявших, в Новокосино г. Москвы, руководитель направления по защите семьи, материнства и детства Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!