Ответы на вопросы

29 декабря 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает игумен Алексий (Вылажанин), настоятель Храма Святых апостолов Петра и Павла в Лефортове. Передача из Москвы.

 

- Здравствуйте, в эфире телеканала "Союз" программа "Беседы с батюшкой". В студии Сергей Юргин.

Сегодня у нас в гостях настоятель храма в честь Петра и Павла в Лефортове игумен Алексий (Вылажанин).

Здравствуйте, батюшка. Благословите наших телезрителей.

- Здравствуйте, дорогие телезрители. Бог да благословит всех вас. В последние дни уходящего года рад встретиться со всеми вами. Уходящий год был памятен для всего нашего Отечества празднованием 700-летия памяти преподобного Сергия Радонежского, игумена Земли Русской. Вступая в новый год, мы вспоминаем еще одного великого святого - 1000-летие со дня преставления святого благоверного князя Владимира, крестителя Руси. Молитвами двух этих святых да укрепит всех нас Господь во всех путях жизни нашей.

 

- Сегодня мы будем отвечать на вопросы наших телезрителей.

Хотелось бы попросить рассказать о личности святого князя Владимира, чем мы ему обязаны, и почему 2015 год, в который мы вступаем, ознаменован именем святого князя Владимира?

- Думаю, что для наших телезрителей не является секретом, что князь Владимир - это человек, который привел Русь к Православию. Конечно, Православие на территориях русских княжеств существовало и до него. Известно, что бабка князя Владимира святая равноапостольная княгиня Ольга была уже крещена, исповедовала Православие и, наверняка, в детства закладывала какие-то основы этой веры в своего внука. Тем не менее, продолжительное время своей жизни князь Владимир оставался язычником, и лишь в зрелом возрасте задумался, что язычество не может стать основой для объединения русских земель. Надо было определиться с верой, и он отправил послов в страны с разной религией.

Вернувшиеся из Константинополя рассказали, что, побывав на богослужении в Святой Софии, они побывали, как на небе. Князя Владимира постиг недуг - слепота, что также подвигло его к принятию святого крещения в Корсуни, куда прибыл греческий епископ. И когда он вышел из купели крещения, Господь явил великое чудо: князь прозрел и, вернувшись в Киев со своей уже крещеной дружиной, крестил русский народ. С этого момента началось распространение христианской веры во все концы нашего Отечества.

Конечно, это очень кратко, если более подробно рассказывать жизнеописание князя Владимира, это займет немало времени. Думаю, что каждый не только верующий, но интересующийся историей своего Отечества человек может взять книжку с жизнеописанием святого князя Владимира или зайдет в интернет, где также много материалов о нем, и  узнает, как Господь преображает язычника, как меняется после святого крещения его жизнь, мировоззрение.

Братья и сестры, рекомендую обратить свой взор к жизнеописанию святого, который, действительно, является основоположником созидания единого великого Русского государства. Хотя это произошло гораздо позже, если бы не тот шаг, который предпринял святой князь Владимир в 988 году, наверное, сегодня у нашего Отечества был бы совсем иной путь. Не было бы ни той великой истории, ни той великой культуры, ни жемчужин русской архитектуры, которые мы имеем сейчас.

 

- Князь Владимир именуется Крестителем Руси, а что дает крещение каждому из нас?

- Во-первых, личное крещение человека дает возможность единения с Богом, принятия на себя ига Христова и открывает возможность наследования нами после смерти жизни вечной, то есть жизни с Богом. Вне крещения человек лишает себя общения с Богом как здесь,  на земле через молитву, через Таинства, которые даны нам в Церкви, так и после своей кончины.

 

- Вопрос телезрительницы из Сургутского района: «Моя дочь прожила с мужем 13 лет, у них три дочери, но произошла трагедия: он решил создать семью с другой женщиной. Когда к нам привозили мощи святых Петра и Февронии, то они с той женщиной прикладывались к ним, у них родился сын, и теперь они считают, что их семья благословлена. Дочь верующая, молится, причащает дочек, и только благодаря этому смогла пережить эту трагедию. Хотелось бы узнать, на чьей стороне правда, чья семья имеет благословение?»

- В том, что распадается семья, всегда виноваты обе стороны: и супруг, и супруга. Конечно, на чужом несчастье свое счастье не построишь. Каковы были причины расставания супругом, как они разошлись - это вопросы, которые для нас закрыты. Где есть благодать Божия? Там, где люди ищут ее. Недостаточно приложиться к святыне, но это не значит, что мы можем прочувствовать полученную благодать. Обычно человек, который получил благодать, не кричит об этом на каждом углу, но хранит ее в своем сердце. Из житий святых угодников мы знаем, что только после их кончины открывалась их святая жизнь и благодать, которую они имели. Если же кто-то еще при жизни был свидетелем их святости, они запрещали до благовремения рассказывать о тех благодеяниях Божиих, которые им посылал Господь.

Если Ваша дочь ходит в церковь, причащается, ищет благодати Божией, конечно, она получает ее. Как происходит в той семье, тяжело судить. Но Господь никого не оставляет своей милостью, если человек приносит покаяние, что он совершил какой-то грех, необдуманный поступок, в том числе разрушение своей семьи. Если это покаяние искреннее, то Господь принимает и его. Господь призывает каждого, и мы знаем, что первым, кто вошел в рай, был покаявшийся разбойник. Нет, наверное, человека, который мог бы получить благодать Божию, не имея внутреннего желания и стремления. Господь дает нам в этой жизни многие дары, многие благодеяния, только мы их порой не видим и не можем принять. Думаю, что если Ваша дочь искренне молится Богу, то она получает благодать. Если в той семье есть искренняя вера и искреннее стремление людей к Богу, наверное, там тоже есть благодать Божия.

 

- Вопрос: «Прощает ли Бог тех, кто не раскаялся в грехах? Если нет, то, как нам просить прощения у тех, кто причинил горе нам или нашим родным. Например, если тебя предали, ты готов простить, а человек продолжает вести себя вероломно и не намерен раскаиваться?»

- Что означают слова "прощает ли Бог?" Бог - это любящий Отец, Который пришел в мир и претерпел страдания, чтобы искупить нас от первородного греха и приобрести нам утраченную жизнь вечную в общении с Богом. Конечно, в первую очередь Бог прощает грехи раскаявшимся людям.

Что такое "нераскаянный грех"? Бывает, что грех остается нераскаянным не по злому умыслу человека, но поскольку он забывает в суете о некоторых грехах и не всегда может вспомнить их. Для этого для верующего человека есть Таинство святого елея, или как его называют в народе, Соборования, в котором мы просим у Бога исцеления наших физических и духовных духов. В этом Таинстве мы также просим у Бога прощения в тех грехах, о которых забыли и по нашему беспамятству не принесли покаяния. Конечно, Господь прощает такие грехи.

Бывает, что человек целенаправленно скрывает от Господа грех, не раскаивается и не просит прощения в нем. При всей надежде на Божие милосердие, мы читаем у старцев, которым была открыта картина Божьего суда, что участь таких людей бывает очень сурова.

Мы говорим, что там судья будет нелицеприятным, то есть его невозможно будет ни подкупить, ни умаслить, но каждому будет воздано по тем заслугам, которые мы совершили в нашей земной жизни. Потому и говорится: помни о смертном часе. Умереть можно в любой момент, и страшно умереть, не успев принести покаяния перед Богом.

Если человек верующий, он должен просить прощения у Бога, и сам прощать тех людей, которые в чем-то согрешили перед ними.

 

- Вопрос телезрительницы из Екатеринбурга: «Иов Многострадальный жил за столько лет до прихода Иисуса Христа, как он мог любить Бога и благодарить Его, несмотря на то, что все потерял. Как он мог знать о Боге и любить Его, если не знал Бога?»

- Во-первых, бытие Бога начинается не с момента Боговоплощения, Бог Сын предвечно рождается от Бога Отца. Тайна Святой Троицы говорит нам о том, что Бог - это Тот, Кто был всегда. В основе учения Православной Церкви лежит Священное Писание, которое состоит из книг Ветхого и Нового Завета.

Не только Иов Многострадальный, но и многие пророки, святые праотцы верили в Бога, принимали испытания и искушения, которые им посылались, именно с верой в Бога. Они хранили обетование о Едином Боге и грядущем пришествии Сына Божия в мир, для того чтобы спасти его от греха, в который некогда впали наши прародители - восстановить утраченное единство человека с Богом.

Многие праведники, жившие в мире задолго до пришествия в него Иисуса Христа, знали о Боге, имели закон Божий, умели благодарить Бога и понимали, что все посылаемое человеку в этой жизни, происходит по воле Божией. Если же ты начинаешь выстраивать все по своей воле, то и результат получаешь совсем иной.

Наверное, если бы Иов Многострадальный не благодарил Бога за те скорби и радости, которые он получал, то, наверное, его имя не сохранилось бы в истории, а сам он не стал для нас назиданием в вере, в несении жизненного креста. Но святые угодники как раз хранили веру в Единого Бога и несли своим потомкам предание о пришествии в мир Сына Божия, Который восстановит разрушенное единство.

 

- Вопрос телезрителя: "В детстве часто читал знаменитую стокгольмскую Библию в голубой обложке, там были очень красивые картинки. Сейчас хотелось бы перечитать ее, но смущает тот факт, что она подарена неправославной христианкой, а на обложке изображен четырехконечный крест.  Если Вы знакомы с этой книгой, скажите, одобрена ли она Русской Православной Церковью"?

- Насколько я знаю, в 1988 году к Крещению Руси шведские христиане сделали подарок Русской Православной Церкви - Детскую Библию с замечательными иллюстрациями. Наша Церковь с радостью приняла этот дар, потому что у нас не было такого обилия церковной литературы, как сейчас, но был огромный дефицит. Если же у тебя дома была Библия, это был верх духовного совершенства для человека.

Безусловно, нет ничего страшного, если Вы будете читать эту книгу, тем более она была просмотрена на совместимость с Православием, и Церковь приняла этот дар. Наверное, в зрелом возрасте, если у Вас уже сформировалось понятие о Боге, можно читать и смотреть такие книги.

Недавно у одного греческого православного автора я встретил такие размышления. Мы научаем наших детей Священному Писанию, особенно Новому Завету через иллюстрированные, сокращенные для детей издания. В них доступный для ребенка текст и замечательные картинки, но они часто идентичны иллюстрациям в других детских книжках и сказках. Вырастая, ребенок начинает относиться к Священному Писанию, как к сказке, и это одна из причин, по которой не сохраняется вера. Раньше, когда не было детских изданий, то детей обучали вере по тем же книгам, которые читали взрослые. Греческий автор также приходит к мысли, что детей надо учить по полным изданиям, и Господь в каждом возрасте будет открывать нужное и сокровенное.

Как священник, я многократно в разные возрастные периоды читаю одни и те же отрывки из Евангелия, и каждый раз воспринимаю их по-разному, открывая для себя что-то новое. Так и ребенок, которого мы начинаем воспитывать. Прежде всего, у него воспитывается ощущение Тайны Божией, отношение к Богу, как к чему-то необычному. У нас было замечательное издание Детской Библии, которая была проиллюстрирована иконами, которые были написаны специально для нее. Тогда, действительно, восприятие евангельских событий идет через икону, а не через сказку, которую мы видим в этих красивых, замечательных Детских Библиях. Но, к сожалению, результат может быть совершенно неожиданным. Это как со сказкой про Деда Мороза, в которого до какого-то момента жизни мы верим, но, вырастая, перестаем.

 

- Вопрос об иконах: "Почему святых на иконах обычно изображают в преклонном возрасте, хотя люди воскреснут в возрасте Христа - 33 лет. В то же время Матерь Божия изображается в совершенно разном возрасте. Как правильно взирать на икону, чтобы увидеть ее истинным взором, если человек при этом находится в грехах?"

- Святой изображается на иконе в том облике, в котором его запомнили современники, или который был донесен до иконописца. Фантазировать, передавая на иконе образ, в котором он воскреснет, и какой облик он получит, не будет иметь под собой реальности.

Мы молимся не самой иконе, но просим молитвенного предстательства перед Господом изображенного на ней святого. Когда мы получаем милости и дары, то должны понимать, что понимаем их не от святого, но по его молитвам от Господа. Мы обращаемся к святым угодникам, считая себя самих малосильными  и недостойными, ищем помощника, который мог бы помочь нам в нашей молитве к Богу.

Перед иконой надо предстоять с трепетом и любовью, обращаясь к образу, обращать свой взор на Первообраз, то есть на самого угодника Божьего, которого просим быть молитвенником и ходатаем за нас. Чаще всего Господь по его молитвам посылает нам то, о чем мы просим, когда это необходимо для нашего спасения. Если же не посылает, то потому, что не считает это нужным для дел нашего спасения.

Не только на икону, но и на все надо смотреть не только глазами, но сердцем, и тогда сердце подскажет. Око человека лукаво: в святости оно ищет сомнения, в чудотворной иконе физического объяснения чуда, а сердце не лукавит: или принимает, или не принимает. Обращайтесь с открытым сердцем к святым, к помощи которых вы прибегаете.

 

- В последнее время есть такая тенденция, когда люди обращаются к тому или иному святому за конкретной помощью: к одному при зубной боли, к другому при головной и так далее. Получается, что святые у нас начинают походить на врачей узкой специализации, а за ними не видим Самого Бога? Как относиться к этому?

- Почему принято, что тот или иной святой помогает при каких-то конкретных обстоятельствах? Из их жизнеописаний мы знаем о чудесах, которые они совершали, знаем, что еще при жизни люди обращались к ним с конкретными нуждами и получали помощь. Поэтому и после их смерти люди продолжают обращаться с этими просьбами к святым угодникам. Но получали не от него самого, но то, что даровал Господь по его молитвам. Никогда не надо ставить Господа на второй план. Осознавая собственное недостоинство и трепет перед Господом, мы ищем себе помощников в том или ином деле. Когда нам надо построить дом, мы ищем хорошего плотника, когда надо духовно вырасти, ищем хорошего духовника. Так и обращаясь к Господу, мы ищем себе помощников в наших конкретных просьбах. По их заступничеству, их предстательству Господь даем нам великие благодеяния.

 

- То есть к святым нужно обращаться с просьбой молить о нас Господа и не забывать благодарить Самого Бога?

- Безусловно. Любая молитва к святому угоднику, составленная святой Церковью и принятая в церковном обиходе, имеет слова о том, что мы молим святого о том, чтобы Господь дал нам просимое.

К сожалению, сейчас есть такая крайность, когда мы больше уповаем на того или иного святого, не обращаем свой взор к Самому Богу. С духовной точки зрения, это неправильно, здесь идет умаление Бога, что может привести к очень нехорошим последствиям в духовной жизни человека. Здесь происходит сотворение кумира. Это огромная ошибка, очень зыбкая почва.

Господь есть Творец и податель тех благ, которые мы имеем, а святые угодники, выражаясь современным языком, проводники наших молитв к Богу.

 

- Вопрос телезрительницы из Екатеринбурга: «Недавно в лекции одного из профессоров Санкт-Петербургской духовной академии услышала, что из 14 Посланий апостола Павла его авторство достоверно установлено лишь в 7-ми. Другие семь посланий могли быть написаны его учениками или значительно позже. Как относиться к такому мнению: это новое богословие, частное мнение или уже доказанные факты?»

- Даже те Евангелия, которые мы имеем, написаны не Самим Господом Иисусом Христом, но его учениками, апостолами и евангелистами, которые были свидетелями и, будучи вдохновленными Духом Божиим, записали их. Этих книг было гораздо больше, но соборный церковный разум принял лишь то Четвероевангелие, которые мы имеем на сегодняшний день. Послания также могли быть записаны не собственноручно апостолами, но их учениками. Здесь нет никакой новой богословской мысли, но чтобы более подробно ответить на Ваш вопрос, мне необходимо освежить свои богословские познания.

 

- Вопрос: "Если при подготовке к исповеди, обдумывая свои грехи, раскаиваешься, плачешь, а на самой исповеди слез уже нет - это нормально?"

- Конечно, хорошо, когда мы плачем о грехах, но самое главное, чтобы слезы были искренними, независимо от того, где ты плачешь: на исповеди или дома. Искренность покаяния не заключается в слезах. Слезы бывают лицемерными, выдавленными, могут быть и показные слезы.

Если слез нет, но есть чувство сокрушения о содеянном, чувство внутреннего покаяния и твердого желания избавиться от греха - это хорошо. Хуже, когда на исповеди у нас нет не только слез, но и чувства покаяния. Слезы должны быть не внешними, но внутренними, проливаемыми в сердце о своих грехах.

 

- Вопрос телезрительницы из г. Рязани: «Где находятся мощи равноапостольной княгини Ольги? Есть ли различие между сорока обеденными и сорокоустом? Третий вопрос: у меня взрослый сын, по образованию психолог, пытаюсь объяснить ему, что когда болит душа, ее лечат молитвой, но он доказывает с физиологической точки зрения, что никакой души нет, но это гормон. Как мне рассказать ему, что у человека есть душа?»

- Не могу точно сказать о мощах святой равноапостольной княгини Ольги, сохранились ли они до наших дней, но если да, то, скорее всего, они находятся в Киеве. Есть много частиц, которые распространены по всем концам нашего Отечества.

Под сорокоустом подразумевается, когда в храме молятся о человеке в течение сорока дней. Поскольку не во всех храмах ежедневно служится Божественная литургия, то не везде поминовение совершается на Литургии. Сорок обеден, скорее всего, как раз обозначают, что поминовение происходит именно за сорока Литургиями. Они могут быть необязательно в течение сорока дней, но чуть больше. Насчет того, что лучше. Всякая молитва хороша. Это как вопрос о крещенской и богоявленской воде - никакой разницы между ними нет, освящаются они по одному чину, читается одна молитва. Благодать везде одинакова. По вере вашей и дано вам будет.

Как можно объяснить взрослому сыну, психологу понятия Бога и души? Молитесь Богу, просите Его, чтобы Он, прежде всего, простил Вам, что Вы не сумели воспитать сына в духе христианства, и чтобы Господь вразумил его и привел к Церкви. Тогда через этот путь в Церкви он получит осознание своей бессмертной души. Человек ищет того, что он хочет. Один ищет доказательств материального происхождения мира человека, другой искренне верит в Бога, видит чудесный мир вокруг и понимает, что никакой человеческий разум не мог сотворить ничего подобного. Даже ученые чем больше изучали науку, тем больше понимали, что есть тот великий творец, который создал все это.

Сейчас есть православные психологи, которые не говорят, что душа - это гормон, не отрицают Божьего существования, но с помощью Божией через священника, через храм Божий пытаются привести человека к духовному равновесию. В таком случае человек получает огромную духовную пользу, успокоение и примирение. Если же человек идет к решению проблем через "гормон", наверное, он получает какое-то временное упокоение, но внутреннего, духовного покоя так и не находит.

 

- Вопрос: "В результате тяжелых родов ребенок оказался в реанимации, был на грани жизни и смерти. Врачи посоветовали срочно крестить, что мы и сделали. Ребенок пошел на поправку. Таинство крещения было совершено в реанимации по сокращенному чину, малыши находились в кювезах (инкубаторах), является ли оно достаточным?

- В любом случае, если крещение совершалось по формуле "Во имя Отца и Сына и Святого Духа", такое крещение является достаточным. В экстремальных ситуациях бывает даже, что "страха ради смертного " крестить может крещеный человек, а не обязательно священник. Такое крещение признается состоявшимся, но не завершенным.

На последней встрече с духовенством Святейший Патриарх напомнил, что, помимо Таинства Крещения, есть еще Таинство Миропомазания и Таинство Святого Причащения. В этих трех Таинствах является полнота того, что человек становится христианином, членом Церкви.

Если по обстоятельствам реанимации ребенок не был миропомазан, надо прийти в храм и помазать ребенка. Но бывает, что при совершении краткого чина "страха смертного ради" происходит и крещение, и миропомазание. Не надо ничего ставить под сомнение, принимать, как совершившийся факт, но самое главное - носить ребеночка в храм и как можно чаще причащать его Святых Христовых Таин.

 

- Вопрос: "Как бороться с раздражительностью, которая в пост становится особенно заметной и мучительной?"

- "Стяжите дух мирен - и тысячи вокруг вас спасутся". Контролировать себя бывает очень сложно. Мы все бываем раздражительны, это зависит от нашего внутреннего состояния.

Раздражительность появляется, когда нет внутреннего покоя, нет постоянного общения человека с Богом, когда мы больше надеемся на собственные силы, окружающий мир. "Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения", но уповайте на Господа. Пребывайте в Иисусовой молитве.

Если такое происходит, значит, Вы неправильно проводите свой пост не в плане еды, но в духовном плане. Человек постящийся, наоборот, должен быть умиротворенным и духовно возрастать. Если же человек пребывает в раздражительности, смысла в таком посту нет никакого. Ищите мира внутри своей души не только в дни поста, но и во все дни жизни вашей. Если Вы будете обращать внимание на это каждый день, независимо от того идет пост или нет, то раздражительность будет появляться меньше.

Раздражительность появляется не от осознания своих грехов, но потому, что мы видим грехи в других людях, и это нас раздражает. Давайте стараться смотреть внутрь себя. Не всегда получается, каждый из нас, в том числе и я, бываем несдержанны. Духовный путь сложен, и надо прилагать усилия. "В поте лица добудешь хлеб свой" - и не только хлеб насущный, но и хлеб духовный, который будет совершенствовать нас. Дело стяжания Царствия Божия очень  непростое дело, но и очень радостное, когда оно делается с Богом.

Когда же человек уповает на собственные силы, в лучшем случае он стоит на месте, в худшем - идет по совершенно иному пути. На нем появляется гордыня, нет авторитетов, тогда начинает захлестывать и раздражительность: ведь такой человек считает себя правым во всем, и все окружающее начинает его раздражать.

Напомню, что отличие святых в том, что чем большей святости они достигали, тем больше осознавали свою греховность. Но надо не только плакать о своих грехах, но и радоваться дарованному нам общению с Господом и окружающими людьми.

 

- Спасибо, батюшка, за сегодняшнюю передачу. Прошу в завершение благословить наших телезрителей.

- Дорогие телезрители, дорогие друзья, Сергей Александрович, позвольте в эти дни уходящего 2014 года поздравить всех вас с наступающим новым годом, пожелать всем соработникам и вам, дорогие телезрители, крепости душевных и телесных сил, обильной помощи Божией. Духовной крепости в преодолении тех испытаний, которые встречаются на нашем жизненном земном пути, любви к нашему земному Отечеству и стремления к Отечеству Небесному. Благословение Божие да пребудет со всеми вами, укрепит всех нас Господь Иисус Христос по молитвам преподобного Сергия, игумена Радонежского, святого равноапостольного князя Владимира, память которого мы будем праздновать в 2015 году. Пусть новый год принесет вам больше духовных радостей и будет годом вашего духовного роста.

 

Ведущий: Сергей Юргин

Расшифровка: Юлия Подзолова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать