Ответы на вопросы

11 ноября 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает иеромонах Макарий (Маркиш), настоятель храма Иваново-Вознесенских святых г. Иваново. Передача из Москвы.

 

- Здравствуйте, уважаемые телезрители. В эфире телеканала "Союз" программа "Беседы с батюшкой". В студии Денис Береснев.

Сегодня у нас в гостях клирик Иваново-Вознесенской епархии иеромонах Макарий (Маркиш).

Здравствуйте, отец Макарий.

 

- Приветствую всех вас, дорогие телезрители телеканала "Союз".  Приступаем к работе.

 

- Сегодня мы отвечаем на вопросы наших телезрителей с форума.

 

- Вопрос: Мы должны обращаться с ближними так, как хотели, чтобы и они поступали с нами. Часто случайные люди заговаривают со мной, и я понимаю суетность затеваемого разговора, но считаю, что надо поговорить с человеком, порассуждать над волнующим его вопросом, осознавая, что знаний по вопросу у меня не так много, и сам человек может меня понять не так. Мне кажется, что я должна сказать что могу и понимаю, или все же надо промолчать, положившись, что на все воля Божия. Как выбрать между недопустимостью празднословия и любовью к ближнему?

 

- Не вижу никакого празднословия в разумном и доброжелательном ответе на обращения окружающих. Различить можно по намерению. Если человеку просто нечему заняться, хочется просто поболтать или даже спровоцировать или поскандалить -  это одно. Но если этого нет, то надо разумно и доброжелательно идти навстречу всем, буквально следуя слову апостола  “Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас ответа в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением”, то есть о вашей вере, мировоззрении. Это очень важные соображения. Кстати, разного рода сектанты, как раз и владеют этой техникой. Но если для них это "техника", для нас это должно быть образом мысли и жизни: доброжелательность к окружающим людям.

 

- Видимо, телезрительница считает свой ответ празднословием, если считает, что у нее нет должных знаний, чтобы дать человеку адекватный ответ.

 

- Понимаю это, но кто из нас может сказать, что способен дать исчерпывающий ответ на глубокий жизненный вопрос? Лично никто. Но Церковь, в отличие от каждого из нас в отдельности, такой способностью обладает. Поэтому православному человеку надо добиваться того, чтобы давать ответ не из личных мнений и предпочтений, но что Церковь говорит по этому вопросу.

Если же Вы затрудняетесь дать ответ, не стесняйтесь об этом сказать, особенно, когда речь идет о ваших близких, друзьях или сослуживцах. Скажите:

- Да, вопрос интересный, мне бы самому хотелось узнать. Сегодня я затрудняюсь ответить на него, но постараюсь выяснить это в ближайшее время.

И обязательно вернитесь, напомните, какой был разговор. Может быть, тот человек уже забыл, но Вы-то помнили, искали информацию, нашли. С одной стороны, Вы демонстрируете внимание к человеку, интерес к его вопросам, а с другой, узнаете что-то интересное и для себя.

 

- Вы сказали, что есть собственное личное мнение, а есть мнение Церкви. Что делать, если эти мнения не совпадают?

 

- Все зависит от темы. Если она принципиальная и важная, тогда если мое мнение не совпадает с мнением Церкви, значит, я неправ. По менее важным вопросам, например, какой-то фильм или книга, которые отмечаются Патриаршими премиями, но здесь я могу сказать, что лично до моего его сердца это произведение не дошло. Здесь я не вижу какого-то конфликта.

 

- Вопрос: Моей крестнице 11 лет, уже в этом возрасте от нее можно слышать, что ей скучно. Читать она не любит, больше интересуется играми в телефоне, интернетом, подвижная. Как распознать, что это за скука, чем ей помочь? Живем мы в разных областях и встречаемся редко.

 

- Это даже не столько вопрос, сколько проблема и непростая задача, которая решается только в связи с семейной обстановкой. Если это крестница, которая живет в другом месте, то Ваша возможность влиять на нее крайне ограниченна, особенно если она уже склонна к самоизоляции.

Любому из нас в такой ситуации надо начинать с контакта с родителями и семьей. Выяснить, что все-таки ей интересно, и где ее зона контакта с внешним миром: родителями, семьей, старшими. Надо двигаться в этом направлении, но совместно с родителями. Найти положительные точки, чтобы девочка могла позвонить Вам или написать через интернет, чтобы она видела в Вас, крестной матери, разумного, интересного собеседника по тем вопросам и в той области жизни, которая начинает ее интересовать: это может быть и современная музыка, и современные сочинения, и как ни странно даже игры. Даже если они Вам не нравятся, не надо называть их "бесовскими игрищами", но пытайтесь найти с ней общий язык. После того, как Вы сумеет выслушать и понять ее, только тогда можно как-то скорректировать взгляды крестницы.

Особенно важно в эти относительно спокойные годы подготовить девочку к трудным годам 13, 14, 15 лет. Для этого надо укреплять контакт и общение с этими детьми, чтобы они видели в старших не людей с другой планеты, но которым можно задать вопросы, что-то услышать, сказать. Этим озаботьтесь и этого добивайтесь.

 

- Вопрос телезрителя из Перми: Мне 56 лет, и сложилась такая ситуация, что в голове поселилась мысль о самоубийстве. Хожу в церковь, исповедуюсь, на время отпускает, и снова мысль, словно волна, возвращается. Как выпутаться из этого?

 

- Надеюсь, что совсем несложно. Мысли в голове могут быть самые разнообразные, хотя мы и считаем, что такие гадкие мысли возникают в голове, на самом деле приходят они извне. Это мысли не наши, но чуждого, враждебного нам мира. Так же как болезнетворные микробы, хотя и находятся в нашем теле, но это внешние воздействия, инфекция, которую мы подхватили. Точно так же, как организм вырабатывает иммунитет по отношению к бактериям, так точно здоровое христианское сознание уничтожает, устраняет, отбрасывает и отталкивает эти зловредные помыслы.

Если Вам приходилось читать святоотеческую литературу, Вы знаете, что борьба с помыслами - это одна из очень важных тем. Да, мысли о самоубийстве приходят, но пусть они и уходят тем же путем, не бойтесь этого. Так же молодой человек может иметь недобрые отношения в отношении представительниц другого пола, муж, женившись, начнет иметь недобрые помыслы в отношении чужих жен или собственности, помыслы зависти, сексуальных желаний - все это лишнее, вредоносное, и требует отпора. Но ни в коем случае не надо впадать ни в панику, ни в суету, ни в отчаяние по этому поводу, но, как хозяйка выметает мусор из дома, так же каждый хозяин своего сознания выметает этот мусор из своего сознания. Конечно, жить в чистом доме приятнее, но если через окна летит пыль, мы не плачем, а просто убираемся и наводим порядок.

 

- Такая, казалось бы, закономерная вещь, как "кризис среднего возраста"  - это то же такой же "мусор"?

 

- Да. В этот период возрастной, физиологический, семейный, социальный и прочие факторы ослабляют наш духовный "иммунитет".  Например, я промочил ноги и начал болеть. За счет слабости иммунитета болезнетворные бактерии увеличивают свою власть в организме. Точно так же происходит в жизни души с этими воздействиями невидимого мира.

 

- То есть недовольство окружающими, своим положением?

 

- Совершенно верно. Сначала начинаются физические болезни, конфликты на семейной почве, ничто не должно заканчиваться скандалом или кризисом. Кризис - это уже суд, болезнь, но не надо себя до этого доводить. Когда после лета наступает дождливая осень и зима, мы не сдаемся, не впадаем, подобно медведям, в зимнюю спячку, мы лишь немного отступаем, как отступает армия, отходя на зимние квартиры.

 

- Вопрос: Очень волнует вопрос, можно давать деньги лично священнику, а не в ящик для пожертвований.

 

- Волноваться здесь нечего. Например, когда Вы приходите в гости и дарите лично кому-то цветы или торт. Так же священник, которому Вы хотите сделать подарок, только зачем ему торт или цветы, поэтому Вы делаете ему приношение в виде некоторой наличной суммы. В этом нет ничего нравственно неправильного или предосудительного. Если же Вы хотите параллельно и независимо от этого поддержать храм, приход или православную организацию, будет так же правильно перечислить свое пожертвование. Никакого конфликта здесь я не вижу, он возникает в сознании некоторых людей в связи с борьбой с коррупцией, которая происходит в нашей стране. Но если Вы дарите Вашему знакомому подарок, то это не имеет никакого отношения к взяткам или коррупциям, так же и здесь.

 

- Как Вы считаете, священник должен и может ли быть богатым?

 

- Сложность вопроса в слове "должен". Если священник получил от своих родителей квартиру в хорошем районе, он может сдать и получить деньги от аренды. Это его дело, поскольку он такой же гражданин России и имеет право распоряжаться своими финансами. Если он служит на приходе, где ему платят не плохое жалованье, то это тоже заработанные им деньги. Никакого долженствования здесь быть не должно.

Например, в Иваново-Вознесенской епархии, где я служу, много сельских приходов, где финансовое обеспечение по сравнению с городами очень ограниченно. Там священникам, особенно молодым, приходится очень непросто. У священника жена, будут дети, и это требует больших финансовых вопросов. Непросто ему справляться с этой стороной жизни, приходится экономить, трудиться над этим, и должен он, скорее, учиться переносить финансовые сложности. Будем надеяться, что нормализуется церковная жизнь, и с увеличением сумм пожертвований жизнь этих молодых священников наладится.

 

- Не противоречат ли друг другу богатство и жертвенность?

 

- В Священном Писании нигде нет указаний на то, что богатство - это грех. Грех - это злоупотребление богатством, это достаточно широкая характеристика, применяемая ко многому в нашей жизни: есть употребление, и есть злоупотребление. Спаситель говорит: трудно богатому войти в рай. Всякому трудно. Трудно и человеку, богатому талантами, потому что это богатство внутренних ресурсов может увести его в сторону от узкого, спасительного пути. Также как может увести в сторону и материальное богатство.

Христовы ученики задали свой вопрос таким образом: "Если даже богатый не может спастись, то, как это вообще возможно?" То есть людьми того времени богатство воспринималось, как некий спасительный билет. На что Христос ответил, что людям это невозможно, а Господу все возможно. Каким бы ни был человек: одаренным или не очень, богатым или нет, если он следует за Христом, ему все возможно.

 

- Вопрос телезрителя из Белгородской области: Любил ли Адам Бога на самом деле, иначе, почему он так "отблагодарил" Бога. Если человек попадет в ситуацию Адама, не повторит ли он ее, и не вернется ли в изначальную точку?

 

- Это вопрос глубокий и не очень простой, потому что состоит из нескольких вопросов. О том, какие эмоции испытывал Адам по отношению к Богу, в книге Бытия нам не открыто. Там скупые, хроникальные слова, из которых мы лишь можем делать свои выводы. В Священном Писании мы не находим никаких других сведений о продолжении греховных поступков Адама, из чего можно сделать вывод, что его дальнейшая жизнь была благочестивой, и отношение к Господу было правильным и смиренным.

Что касается современного человека в Небесное Царство, ситуация иная, поскольку ход бытия человечества на земле не является циклическим. Когда мы говорим Царство Небесное, то видим перед собой некую завесу, и что происходит за ней. Мы мало что знаем о бытии в раю до грехопадения, это то сокрыто о нас некой завесой, известно лишь то, о чем говорится в Бытии.

Всякая наша попытка спроецировать жизнь будущего века на нашу сегодняшнюю жизнь - это бесполезное занятие. Наши сегодняшние человеческие вопросы повисают в воздухе: нам предстоит измениться, мы будем иными. Есть известная аналогия между ребенком, находящимся в материнской утробе, и младенцем, рождающимся в мир. Тот, кто еще находится в утробе, хотя по притче уже обладает сознанием, никак не может представить, какой будет его будущая жизнь. Так и мы не можем ответить на вопросы о вечной жизни.

 

- Вопрос с форума: Что должен делать мирянин, когда видит беззакония, которые творит его пастырь? Должен ли он смиряться или же обличить происходящее?

 

- Ответ достаточно простой с виду, но не очень по факту. Человек должен делать в интересах восстановления лучшего порядка и благочестия, но как именно: он должен подумать и даже посоветоваться с окружающими. Если это один из священнослужителей большого храма, надо конфиденциально сообщить об этом на исповеди настоятелю: как это, батюшка, что посоветуете? Если это невозможно или не приводит к результатам, ситуации бывают разные, значит, надо посоветоваться с благочинным, то есть старшим священником данного округа, и с архиереем, человеком, который возглавляет епархиальную жизнь. Иногда, в редких случаях можно даже сообщить в письменном виде о тех нарушениях, которые могут происходить.

Говоря о нарушениях, я не имею в виду, что они так часто происходят, но потенциально они возможны, и каждый из членов Церкви, то есть каждый православный человек, несет ответственность за то, чтобы Церковь оставалась святой, чтобы грех и безобразия не имели в ней места.

Однако здесь не должно быть эмоций, суеты, каких-то громких обличений, как правило, это неуместно, но конфиденциально сообщить об этом старшему священнику, будет правильно из соображений такта, приличий.

 

- Вопрос телезрителя из Кубинки: Я мусульманин, но с уважением отношусь к Православию. Двадцать лет живу с православной женой, у нас уже трое детей. Когда родилась младшая дочь, она стала ходить в церковь, но теперь она не принимает меня, как супруга. Вдруг все закончилось, но ведь нас связывают кровные узы через детей. Не знаю, как теперь сохранить семью, при том что я с уважением отношусь к Православию.

 

- Дорогой телезритель, если говорить одной фразой: Ваша жена глубоко неправа. Не надо раздувать семейный скандал, но скажите ей эту фразу, скажите, что священник сказал, что ей надо обязательно исправить отношения с мужем. Если жена стала православной христианкой, семья должна стать для нее дорогой в небо, а никак не в скандал. Чтобы понять, как именно избежать конфликта, надо найти личный контакт со священнослужителем, посоветоваться с ним и пригласить Вашу супругу для беседы. Если в результате прихода в храм, семейная жизнь стала хуже, чем была, значит, она глубоко неправа. Вы, как мусульманин, должны увидеть в ней свет христианской веры, а не безобразию. Думаю, что найти грамотного и опытного священника, который сможет помочь Вам, в Подмосковье, где Вы живете, совсем несложно.

 

- Значит, православной жене может жить со мной, мусульманином?

 

- Не можно, а нужно, в Священном Писании мы прямо читаем, что жена-христианка должна освящать семью, даже если супруг имеет другую веру, тем более, если у вас трое детей.

 

- Вопрос: Евангелие от Матфея, начинающееся с родословия Иисуса Христа, заканчивается словами "Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос". Но ведь известно, что Иисус родился от Духа Святого, а Иосиф был лишь обручником и хранил святость Марии, причем тогда родословная?

 

- Надо хорошо понимать цель написания этого родословия. Пишется оно не с тем, чтобы проследить физическое родословие Господа Иисуса Христа, рожденного от Духа Святого и Пречистой Богородицы, но чтобы показать его социальное родство перед окружающими людьми. Ведь Спасителя, по-гречески Мессию, ожидали как потомка Давида. Поэтому с точки зрения окружающих людей Он и происходил из рода Давида. В Евангелии апостола Луки так и говорится: "был как будто бы потомком Иосифа". Родословие необходимо, чтобы возвести Иисуса к роду Давида, и апостол Лука возводит его к Адаму.

 

- Вопрос: Что происходит с Ангелом-Хранителем по смерти человека?

 

- Хороший короткий вопрос, и ответ на него еще короче: не знаю. Об этом можно сказать смело, поскольку ангельский мир неподвластен нашему познанию, поскольку это инобытие. Мы знаем об их существовании из некоторых откровений, то есть отблесков знаний, которые нам дает Господь, и у нас нет возможности исследовать их. Никакого фиксируемого, догматически определенного знания об ангельском мире у нас нет и не может быть.

 

- Вопрос из Саратовской области: Наша семья не воцерковлена. Я лишь недавно стала ходить в церковь, отдала своего семилетнего ребенка в Воскресную школу. Если мы с ребенком разучиваем молитвы в присутствии мужа, он просит немедленно прекратить это. Как мне быть в такой ситуации, как объяснить ребенку поведение папы?

 

- Сложный и трудный вопрос, и начинать надо не с ребенка, но с Ваших отношений с мужем. Надо очень серьезно подумать о Вашей ситуации, в форме телевизионной передачи здесь вряд ли поможешь, но Вам надо обратиться с этим вопросом к опытному, женатому, пожилому, разумному, доброжелательному священнику, живущему по соседству с Вами, и попросить помощи в нормализации Вашей супружеской жизни. Священник мог бы поговорить с мужем, в идеале Вам надо прийти к нему вместе с мужем, и всем втроем посоветоваться о преодолении этой враждебности и недопонимания. Это очень важная, первостепенная задача. Если Вы решите ее, то и с ребенком наладится, но если ее не решить, то ничего не получится. Это серьезное предупреждение, решайте, как можно скорее.

 

- Вопрос: Почему в церкви при совершении литии мы освящаем пять хлебов, почему мы не почитаем второе чудо: семь хлебов и четыре тысячи насытимых?

 

- Потому что чин литии установился с пятью хлебами, их проще благословлять. Не вижу тут никакой проблемы, потому что наша земная жизнь не предназначена для воспроизведения всех евангельских событий.

Чин литии очень важен. Сейчас мы кратко совершаем Всенощное бдение, но первоначально это была служба, которая длилась почти всю ночь, поэтому освящались хлеб и вино, чтобы люди немного подкрепились во время него.

С другой стороны, чин литии схож с Крестным ходом: мы выходим из алтаря в притвор для ее совершения, а в некоторых храмах, когда позволяет погода, выходят на улицу и там совершают литию. Это символизирует достаточно древний обычай IV-V веков, когда в Константинополь шли крестные ходы для устранения там враждебности и еретических явлений, и хлеб, и освященное вино раздавались всем, кто находился рядом.  "Умножи сия во святем храме сем, и во всем мире сем" - говорится в молитве на благословение хлебов. "И вкушающие от них верные освяти", но предложить этот хлеб можно всем, присутствующим в храме. То есть лития - это и миссионерский акт. Независимо от того, в какой форме она проходит, надо понимать ее смысл.

 

- Вопрос телезрительницы из Саратовской области: Сейчас многие озадачены неуправляемым поведением еще маленьких детей, некоторые даже говорят о бесновании. Каким образом научить ребенка вести себя адекватно?

 

- Поведение маленьких детей озадачивало людей, наверное, еще со времен Адама. И всегда маленькие дети вели себя странно и неадекватно. Насчет бесов, я бы воздержался от столь скоропалительных выводов. Наслушавшись таких разговоров, люди вместо заботы о ребенке, о его разумном воспитании, спешат сказать, что вселился бес, чтобы теперь "поливать" его святой водой. Конечно, это недопустимо. Если это Ваш сын или внук, то, прежде всего, надо иметь мир в самой семье между старшими. Если это Ваш внук, первое слово дается родителями, а бабушка и дедушка должны делать то, что решат отец и мать. Второе хорошее дело - читать книги по педагогике, можно поговорить с педагогами. Есть простые воспитательные меры, но ни в коем случае не злоупотреблять физическими наказаниями: это и терпение, и спокойствие, где-то жесткость и строгость, но везде любовь и мир. Поощрение и добросердечие должно быть нормой, а наказание исключением, оно может существовать, но маленький ребенок должен чувствовать фон любви, терпения и милости, которые могут чередоваться с разного рода "неприятностями", в случае если ребенок неправильно себя ведет. Рассказывать о подробностях невозможно в рамках передачи, но Вы узнаете их от опытного педагога.

 

- Вопрос: Мы с женой живем в ее квартире, у нас двое детей. До меня у нее была печальная любовь и аборт. Сначала у нас все было хорошо, но во время второй беременности жена стала устраивать истерические скандалы, хотела сделать аборт. Я умолял ее не делать этого, и у нас родила дочь. Но после родов она стала психически неуравновешенной: возобновились скандалы, претензии, что я мало зарабатываю, плохие родители. Если что-то не по ней, она выгоняла меня из квартиры, теперь я ушел и не знаю, как быть дальше.

 

- Трудная и печальная история. В одном из предыдущих звонков я давал совет найти посредника, лучше всего, опытного и авторитетного священнослужителя, который бы помог Вам разрешить эту ситуацию. Здесь я могу посоветовать то же самое. Судя по Вашему описанию, а иного мы не знаем, поведение Вашей супруги действительно переходит границы психической нормы. Надо налаживать, восстанавливать Ваш брак. Брак тяжело болен, его надо излечить. Лечит его Господь Бог с участием или при посредничестве священнослужителей и Церкви. Нужно найти священника, который знает Вас, может быть, Вашу жену и провести встречу. При этом Вы должны понимать, что от Вас потребуется тщательная исповедь, покаяние в Ваших собственных нарушениях и грехах. Даже если Ваша жена, действительно, имеет психическое отклонение, такого рода неприятности в той или иной мере провоцируются ошибками и с Вашей стороны. Надо их исправить, убедить жену в том, что Вы их исправляете, и с Божией помощью наладить вашу семейную жизнь. Желаю вам успеха в этом деле.

 

- Вопрос телезрительницы: Моему сыну 43 года, вроде бы, его крестила бабушка, но ее нет в живых, и уверенности в этом нет. В храме я подаю его имя о здравии на проскомидию. Не будет ли вреда сыну или мне, или, может быть, я обижу этим Бога?

 

- Вред может быть лишь от малой информированности, от некоторой доли суеверий и нерешительности. Сын Ваш, слава Богу, жив, не надо за него ничего решать, но он должен сам обратиться к священнику, кратко изложив свою ситуацию и спросив, что ему делать. Решение должен принять священник. Или, в случае если сын неоднократно исповедовался, причащался, признать его крещеным, и отложить сомнения. Если же сомнения есть, то священник  проведет так называемый чин "исправления крещения". Этот чин существовал давно для тех случаев, когда совершалось повивальными бабушками или случайными людьми в случае смертной опасности. Переложите это дело на Вашего взрослого сына.

 

- Вопрос телезрителя из Белгородской области: Мой товарищ утверждает, что уход в сугубый затвор и лишение себя жизни ничем не отличается от самоубийства. Как разъяснить ему разницу между грехом уныния и великим подвигом самопожертвования?

 

- Лишение себя жизни и есть самоубийство. Но если человек в бою идет в атаку или защищает своих товарищей от вражеского огня, то это, действительно, подвиг. Если же он накинул на крюк веревку и повесился, то это самоубийство. То и другое является лишением себя жизни, но мотивируется самыми разными движениями души.

Затвор - довольно редкостное дело, и возможно только для монаха с благословения старшим, кому он подчиняется. К большинству нашего населения это никак не относится. Но к самопожертвованию ради ближних должен быть готов каждый, особенно молодежь, которая идет на военную службу.

Здесь сходится ряд близких, но совершенно разных вопросов, и ключ к решению состоит в том, какова цель того или иного события.

 

- Наверное, телезритель хотел объяснить товарищу, что затвор - это не уход из жизни.

 

- Конечно, нет, потому что в затворе люди жили десятками лет, молились. Если вспомнить нашего Серафима Саровского, некоторое время он жил в затворе, в отдалении от мира, как часть своего монашеского служения, но потом закончился он тем, что преподобный Серафим стал светочем для всей русской земли и Русской Церкви.

Товарищу надо объяснить, что затвор - это то, что происходит в монашестве. Монашество само есть особенное, редкостное, по сравнению с большинством людей, состояние. Из этого и так небольшого числа еще гораздо меньшее число становится затворниками. Говоря проще, затвор - это исключение из исключения.

 

- Вопрос телезрителя: Как бороться с состояниями уныния и отчаяния?

 

- Надо перенести внимание с самого себя на ближних, увидев тех, кто нуждается в Вас, кому Вы можете сделать доброе дело. Это может начитаться с самых близких: жены, детей, соседей. Если человек живет в одиночестве, изолируется, значит, он должен целенаправленно искать, куда приложить силы, кому послужить и сделать доброе дело. Наша страна велика, возможностей много, и даже человек, прикованный к инвалидному креслу, пользуясь такими видами связи, как интернет, может оказывать помощь другим. Знаю таких людей, которые благодаря служению ближнему, сами ведут полноценную и счастливую жизнь.

 

- Вопрос телезрительницы: Можно ли выходить замуж после 50 лет. Мы с мужем давно разведены, можно ли мне обращаться в брачное агентство?

 

- Если говорить о возрасте, то здесь не может быть никаких ограничений. Вторая часть - об обращении в агентство, скажем прямо, людей благочестивых там немного. Единственное, если обратиться в православные агентства или к посредничеству каких-то православных людей в приходской жизни.

Скажем прямо, когда женщина выходит замуж - это прекрасно, а когда женщина начинает искать мужа - это уже иное, хождение по минному полю, причем не только потому, что Вы можете напороться на какого-то афериста, но потому, что Вы ставите себя в положение некоего объекта: "кто меня возьмет". Это психологически и духовно неправильно, Вы субъект своей жизни. Если Вы человек уже не молодой, то, что плохого в том, что Вы не замужем: Вы свободно стоите перед Господом. Говоря словами апостола Павла: кто выйдет замуж, тот не согрешит, но кто останется в безбрачии, тому некоторое преимущество.

Так что искать мужа самой не стоит, но если есть человек, который хочет видеть Вас своей супругой, то это возможно в любом возрасте.

 

Ведущий: Денис Береснев.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать