Беседы с батюшкой. Музыкальная проповедь

13 февраля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает настоятель храма Успения Божией Матери села Берново Тверской области, автор-исполнитель духовных песен священник Андрей Гуров. Передача из Санкт-Петербурга. 

- Вы ставили себе задачу проповеди в песнях, или это что-то сопутствующее?

- Наверное, все произошло естественным образом. Конечно, песня для меня всегда имела большое значение в жизни. Когда я был невоцерковленным человеком, она помогала мне в минуты сложного периода жизни держаться на плаву. Самовыражение в песне заставляло пересмотреть какие-то трудные жизненные моменты, преодолеть их. Уже в то время я понял, что никогда не расстанусь с песней, ставшей своеобразным спасательным кругом. Когда я стал человеком воцерковленным, а потом священником, понял, что надо не просто петь песни, которые тебе абстрактно помогают, но стараться делать какие-то акценты. Пришло понимание того, что Слово Божие не просто должно присутствовать в песне, но стоять на первом месте.

Это произошло не по чьей-то указке: ты должен петь только православные песни, песни духовного содержания либо патриотические - все случилось естественным образом. В какой-то момент жизни человек начинает верить в Господа, осознавая, что нуждается в Боге. В песнях, в творчестве то же самое: чувствуешь, что эта тема должна быть главенствующей. Потом уже сан обязывает – нужно придерживаться того, что тебе Господь дал и этот дар воплощать.

- С какой песни Вы бы хотели начать?

- С самой первой моей песни, которая называется «К спасению путь». Теперь я редко пою ее: думаешь, что раз песни где-то изданы, люди все равно их так или иначе услышат. Конечно, это не совсем правильно - надо стараться использовать все моменты, когда можно озвучить то, что уже записано. Нужно возвращаться к живому исполнению. На концертах я стараюсь исполнять и  старые песни.

Звучит песня «К спасению путь».

- Вопрос телезрителя:  «Хочу поздравить батюшку с десятилетием хиротонии: он у нас недавно, но всех своей любовью привел к Богу, создает Воскресную школу, детский приют. Батюшка всегда выслушает, поможет советом и делом, если даже человек не может прийти в храм, заболеет – он обязательно его посетит, причастит. Больше бы таких батюшек и тогда бы, наверное, лицо земли изменилось».

- Спаси Господи. Единственное уточнение. Сегодня не день моей хиротонии. Десять лет назад, на Сретение Господне была моя хиротесия в чин чтеца.

- Как Вы считаете, что является наиболее эффективным для проповеди в песнях: собственный пример или какое-то наставление в самом тексте песни?

- Что касается примера, всегда на этом стараюсь делать акцент. Иногда даже смущаюсь произносить проповедь с амвона, потому что всегда себе задаю вопрос: а соответствую ли я тому, что сейчас говорю? И это смущение меня порой сковывает. Казалось бы, говоришь правильные вещи, евангельские истины и понимаешь, что сам этому не соответствуешь. И эта неискренность порой проскальзывает. Под музыкой в песне все немножко завуалировано, и ты там немножко актерствуешь. С амвона невозможно актерствовать: здесь идет диалог священника, который истолковывает людям Слово Божие, сообразуясь со Священным Писанием и  святыми отцами. В песнях это преподносится несколько иначе: здесь ты можешь, даже не будучи таковым, призывать людей к чему-либо. Проповедь с амвона дается тяжелее, чем проповедь через песню.

- Дайте, пожалуйста, еще образец проповеди в песне.

- Скоро начинается Великий Пост, песня, которую я исполню, была написана на Первой неделе Великого Поста, когда мы читали Великий канон святого Андрея Критского. В нем заложен глубокий, всепоглощающий смысл.  Если в начале Поста зарядиться всем, что дает Канон, тогда и Пост по-другому проходит. Наверное, многие люди, которые ходят на чтение Канона переживают то же самое.

- Великий пост нас ведет к Светлому Христову Воскресению. У Вас что-то есть на тему Пасхи?

- Да, есть, но в преддверии этой темы хотелось бы спеть песню, олицетворяющую путь человека к Богу. В ней в форме притчи показан образ каравана, который идет и оставляет свой след в пустыне жизни.

Звучит песня «Караван».

 - Почему именно такие образы возникли: караван, пустыня, шакал?

- Не я автор этого образа - сама притча об этом говорит. Для человека, который хочет уверовать в Бога, достаточно, как сказал один философ, «крыла бабочки», чтобы посмотреть на него и увидеть, что Бог есть. Человек посмотрит на крыло, на глаза бабочки и убедится, что не могли они появиться просто так, из ничего. Следы Бога – вокруг нас, их можно увидеть везде, если этого захотеть. Кто не хочет, тот будет всю жизнь ходить, уткнувшись в землю, и искать там что-то свое.

- Вопрос телезрителя из Подмосковья: «Во время чтения  молитв или текстов духовного содержания  у меня одни чувства. А когда я слушаю духовные стихи, переложенные на музыку, в исполнении каких-то авторов, возникают покаянные слезы. По этому поводу у меня смущение: не чувственность ли это, не является ли это грехом?»

- Смущаться не стоит, ведь мы люди больше душевные, чем духовные, нам понятнее язык музыкальных песен. Почему появились песнопения? Ведь могли все просто читать, как и было раньше. Нисходя к нашим немощам, Господь так устроил, что песнопения помогают восприятию молитвы, богослужения. От этого происходит большее проникновение в глубину нашей души. Если бы мы были духовными людьми, то достаточно было бы чтения Иисусовой молитвы, как это делают монахи на Афоне. Для них она и музыка, и песня. Они от этого плачут. А нам, людям несовершенным, в том числе и мне, к такой высоте надо прийти через молитву в плане музыкальной песни.

- Звонок телезрителя: «Добрый день. Мы хотели вас поздравить с хиротонией, и пожелать всего самого лучшего. Огромный привет из Берново. Я глаза закрываю и представляю себе каждый вечер те места».

- Спасибо большое за поздравление! Всех тянет в Берново: «Там русский дух, там Русью пахнет». Пушкин недаром несколько раз туда приезжал. Ему было куда поехать, однако, он выбрал Берново. Как оказывается, для современного человека это место тоже что-то значит.

- Как Вы считаете, помогает или мешает музыкальной проповеди то, что Вы находитесь в удалении от больших городов?

- Сейчас  есть телевидение, Интернет, «ВКонтакте»  существует группа почитателей моего творчества из Петербурга. Там выложены все песни, которые были изданы. Посредством этого не чувствуешь какую-то изолированность от публики. Конечно, общение на концертах не заменит того, что можно скачать из Интернета - на концертах эмоции совершенно другие:  живое общение с людьми, глаза в глаза, без всякой фальши. Когда песня записывается, теряются живые моменты.

- Исполните, пожалуйста, песню на тему Пасхи.

- Давайте попробуем. Я эту песню давно не пел – с самой Пасхи.

Звучит песня «Ночь Пасхальная».

 - Тема Крестного пути, крестных страданий Спасителя проходит в Ваших песнях?

 - Да, обязательно, ведь это основа нашей веры. Если мы не будем помнить о том, какие страдания Сын Божий Иисус Христос вынес за нас, взяв на Себя все грехи человеческие, как мы сможем это оценить. Конечно, мы должны быть обязаны  Богу всей своей жизнью и подтверждать это ежесекундно, ежеминутно, ежедневно. Если этого не будет, вера наша ничего не будет стоить. Это основа, и поэтому в песнях она тоже отражается.

- Вопрос телезрительницы из г. Челябинска: «Если простому человеку начинают приходить рифмы на волнующую тему, как определить - действительно это дар Божий или нет?»

- Быть критиком чужого творчества  - дело неблагодарное. Если чувствуешь, что твои  стихи на духовную тему дают надежду, отвечают на какое-то сомнение, вносят долю оптимизма, наполняют тебя светлым взглядом в будущее -  тогда они имеют право на существование.  Если же они говорят о чем-то гнетущем, ввергают человека в еще более глубокие раздумья о том, что выхода нет, - тогда писать не стоит, тем более не следует кому-то читать.

Есть такая тема: духовные и недуховные произведения, духовная и недуховная литература. Вся классическая литература в какой-то степени духовна, даже если там конкретно ничего не сказано о Церкви и Боге. Если она учит чему-то хорошему, нравственному, жизнеутверждающему - это духовно.

 - Телезрительница рассказала, что к ним в город приезжали канадские миссионеры с медицинской целью: проверяли зрение, раздавали очки, но, помимо этого, дарили Новый Завет и Псалтирь на русском языке в Синодальном переводе. Они  не православные, принадлежат к обществу «Гедеоновы братья». Что делать с книгами, литературой, которую  раздают те или иные сектанты?

- Если это Синодальный перевод, значит, ничего крамольного в этих книгах быть не может. Священное Писание трудно переделать. Его можно как-то перефразировать или цитировать на свой лад, как делают сектанты. Но если это Священное Писание в Синодальном переводе,  им можно  пользоваться и читать.

Звучит песня «Молитва».

 - Насколько сочетается оптимизм в песне с минором, с музыкальной грустной манерой исполнения?

- Вся наша жизнь проходит в миноре, но с долей оптимизма. Так же и в песнях. Если петь радостно, улыбаясь о чем-то всегда хорошем, то в этом не найдешь философского смысла, понимания жизни. Тем более, когда поем о вещах, приближенных к духовности, им всегда присущ минорный оттенок: он дает более глубокое проникновение в тему. Мне кажется, что мажорные тона нужны  для другой стороны нашей жизни. А духовная часть  - это преодоление, борьба внутри себя. Поле брани находится  в сердце каждого человека. Минор – это постоянная борьба, но борьба с оптимистичной надеждой на будущее: на то, что Господь, несмотря ни на что, примет человека ради его покаяния и стремления. Важно не достичь чего-то, а стремиться к этому, потому что стремление  оправдывает. «В чем обрящу, в том и сужу», - сказано в Евангелии. Таким образом, в песнях отражается момент стремления через преодоление препятствий, жизненных катаклизмов.

- Какую из своих песен Вы назвали бы самой оптимистичной?

- У меня, наверное, все песни оптимистичны. От духовного отца мне был дан завет: если пишешь что-то для людей, то всегда привноси туда оптимизм, чтобы слушатели ощущали надежду. По-другому нельзя писать, иначе это будет очень  тягостно для человека. Как яд: в одном случае может помочь, в другом – при передозировке - человек погибнет. В каждой песне есть доля оптимизма, даже в самых серьезных песнях.

Звучат песни «Молитва к Богородице», «С нами Бог».

Ведущий: диакон Михаил Кудрявцев.
Расшифровка: Вероника Кедысь

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает протоиерей Михаил Зазвонов, клирик храма во имя всех святых, в земле Российской просиявших, в Новокосино г. Москвы, руководитель направления по защите семьи, материнства и детства Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать