Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Русский ученый Владимир Михайлович Бехтерев считал, что музыка не только фактор, облагораживающий и воспитывающий, но музыка есть целитель здоровья. Как всегда в это время, вашим душевным здоровьем занимаемся я, Александр Крузе, и еженедельная музыкальная программа «Канон».
Сегодня у меня в гостях насельник Нило-Столобенской пустыни, музыкант, композитор отец Киприан. Здравствуйте, батюшка!
– Добрый день!
Инок Киприан, в миру Сергей Владимирович Строкин, музыкант, дирижер, пианист, композитор, профессор. Родился в Москве в 1946 году. С детства занимался музыкой, был учеником известного дирижера, хормейстера и педагога Александра Васильевича Свешникова. В 1970 году окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского. С 1986-го по начало 2000 года руководил студенческим хором в Химико-технологическом институте имени Д. И. Менделеева. Под его руководством хор вырос в уникальный коллектив, продолжавший вокально-хоровые традиции Синодального хора и по своему мастерству не уступавший ведущим профессиональным хорам. Академический хор Российского химико-технологического университета имени Менделеева завоевывал призы на конкурсах всех уровне: от внутрисоюзных до международных. Коллектив побывал с концертами во многих городах нашей страны, совершил гастроли по Италии и везде получал теплый прием. У Сергея Владимировича четверо детей. В 2003 году он стал насельником Саввино-Сторожевского монастыря, приняв иноческий постриг с именем Киприан. В настоящее время является насельником Нило-Столобенской пустыни.
– Вы выдающийся пианист, композитор, руководили большим академическим хором. Сегодня Вы насельник Нило-Столобенской пустыни. Пожалуйста, расскажите немного об этой обители.
– Нило-Столобенская пустынь – это островной монастырь на озере Селигер в Тверской области. Удивительные места, удивительные красоты, и самое главное, намолена каждая пядь земли. По силе духовного воздействия на любого человека: будь то монах, прихожанин или паломник (когда я еще жил в миру, то посещал много монастырей), думаю, нашему монастырю просто нет равных. Великий святой Нил Столобенский преставился в 1554 году, и он предсказал, что через сорок лет на этом месте будет монастырь. В 1594 году первый наш Патриарх Иов дал благословение на открытие монастыря. В монастырь пришел некий иеромонах Герман и привел с собой шесть монахов. Они построили деревянную церковь, шесть деревянных келий, что стало рождением монастыря.
– А в чем уникальность обители?
– Приведу интересный факт. Двадцать семь лет прожил отшельником преподобный Нил. Представьте, его ребра не знали постели, он не ложился спать, в келье были вбиты два подплечника, и когда тело утомлялось от различных работ, преподобный опирался на них руками, чтобы не упасть, и вот так, даже не садясь, находился в полудреме. Паломники приходят, удивляются: «Надо же! Как же так, он не спал? Это такие мучения...» Для преподобного Нила это было не мучением, а необходимостью. Он понимал бренность земной жизни, ее кратковременность и буквально каждую минуту этой земной жизни нуждался в общении с Богом.
– Вы, как никто другой, можете поделиться радостью общения с Богом, радостью Его ощущения, осязания. Расскажите нам о чудесах, которые случались в Вашей жизни.
– В моей жизни?
– Или когда Вы были свидетелем чудес.
– Во-первых, я сам получил два исцеления, расскажу об одном из них. У меня было отслоение сетчатки на обоих глазах, и я видел лица размыто, как сквозь матовое стекло. Врачи говорили, что это неизлечимо, прогрессирует и надо готовиться к полной слепоте, сделать ничего нельзя. И вот больше года назад произошло следующее. На праздник Благовещения у нас традиция: каждый год духовник обходит кельи и кропит крещенской водою. Когда он с послушником пришел ко мне в келью, тоже стал кропить с молитвой, а потом неожиданно брызнул святой водой прямо мне в лицо. Она попала мне в глаза: я даже не успел зажмуриться. Глаза промылись. И представляете: открываю глаза, проморгался – я всё вижу! Я сначала не поверил, но вот уже больше года не надеваю очков.
– Врачи, которые Вас обследовали, наверное, были в шоке?
– Врачи не в шоке. Когда они увидели снимки глаз, то хотели положить меня в больницу, чтобы изучать этот феномен. Я им сказал, что ковыряться в здоровых глазах совершенно не надо, всё это уже изучено и описано. Врач спрашивает: «Где?» Я говорю: «В Евангелии, читайте Евангелие, там всё есть». Вот такой пример.
– Это действительно чудо!
– Да, я уже больше года не надеваю очков, всё вижу, читаю самый мелкий текст. Если хотите, можете мне дать что-нибудь, я прочту.
– Я Вам верю на слово.
– Вот такое чудо! У нас многие паломники прикладываются к мощам преподобного и исцеляются. Одну такую паломницу я очень хорошо знаю. У нее был рак четвертой степени, и она приехала в монастырь, просила молитв, приложилась к мощам, к чудотворной скульптуре преподобного в музее монастыря. Это было шесть лет назад. Сейчас она совершенно здорова, у нее нет никаких метастаз, а была безнадежная ситуация.
– Вот какова сила молитвы!
– Да, молитва – это великое дело. Без молитвы, конечно, все пусто, ненужно и бессмысленно. Молитва – она всеобъемлющая.
Звучит «Слава и ныне Единородный Сыне…» в исполнении академического хора Химико-технологического университета им. Д. И. Менделеева под управлением С. Строкина.
– Батюшка, хотел бы спросить, как в Вашей жизни появилась музыка?
– Я сел за рояль в пять лет.
– А семья была музыкальная?
– Нет. Мой прадед, Михаил Гаврилович Строкин, был известным композитором. В пять лет я сел за рояль, и, еще не зная нот, начал сочинять. Естественно, это были первые опыты, первые попытки, но я уже твердо знал, что буду музыкантом. Музыка прошла через всю мою жизнь. Семья моя была глубоко верующей, православной.
– Несмотря на советские гонения?
– Несмотря ни на что. Ведь я в школе не учился, а в восемь лет поступил в Московское хоровое училище к Свешникову.
– Лично к нему?
– Конечно, это мой самый главный учитель, наставник. Сначала расскажу о Церкви, потом – о Свешникове. Вы представляете, какие были времена? У входа в храм стояли дружинники. Бабушек пропускали, а молодежь спрашивали: «Ты в какой школе учишься? В каком классе?» – и разворачивали назад. А меня пропускали. Они прекрасно знали, что я могу взять камень и «влепить» кому-нибудь как следует.
– Как явный заступник веры.
– Они привыкли к тому, что я прохожу, и уже никто у меня ничего не спрашивал. Вот так. С пяти лет бабушка читала мне Евангелие, читала и сказки Пушкина. Потом любовь к Богу стала развиваться дальше.
– В восемь лет Вы поступили к Свешникову, а потом в консерваторию?
– Да, потом консерватория.
– А когда Вы стали сочинять?
– Как я уже говорил, практически с пяти лет. Но пожалуй, первые серьезные сочинения: хоровые, для детского хора мальчиков или женского хора – это были обработки народных песен. Из них осталась «Как в лесу-лесочке», есть где-то в Интернете. И так дело и пошло. Потом появились фортепианные сочинения. Одно из значительных сочинений – поэма на стихи Рубцова «Дороги русские». Эта поэма – трагедия Руси XX века. Она не о тех дорогах и колдобинах, по которым мы боимся ездить на автомобилях. В этой поэме колдобины исторические: боль, слезы, страдания земли Российской. Случилось так, что поэт Николай Рубцов погиб. Кстати, это один из самых значительных поэтов XX века.
– Вы были с ним лично знакомы?
– Да, я был лично знаком с ним, мы встречались несколько раз. Я читал ему свои стихи, он меня, кстати, «заразил» поэзией. В 70-м году Николай Рубцов погиб. Понимаете, он все время говорил правду, не кричал: он не был крикуном, а говорил эту правду тихо. Но его правду слышали все: и враги, и друзья. Вот за эту правду он и поплатился жизнью, его убили в тридцать пять лет. У Крупина, с которым мы тоже дружили, я буквально украл томик стихов Рубцова, и уже в 75-м году была готова моя большая поэма.
– Как вообще к Вам приходит музыка? У каждого особое чувство, и, как правило, никто не знает ответа.
– Да, думаю, что никто не знает, потому что я сам не знаю, как она приходит. Но вот это качество, состояние – быть в музыкальном образе постоянно – просто мучительно, и без него просто нельзя. Когда-то Максим Горький сказал: «Рожденный ползать летать не может». Плохо сказал.
– Как бы Вы сказали?
– Я бы сказал так: рожденный летать не летать не может.
Где-то к 75-му году была уже готова моя поэма. Конечно, там сплошная антисоветчина, и ее нигде не печатали. Когда я организовал академический хор, мы исполняли эту поэму, правда не целиком, частями. А в 2011 году большой хор Российского государственного гуманитарного университета (кстати, это мой бывший хор, которым сейчас руководит профессор Борис Тараканов, начинавший у меня совсем молодым человеком) исполнил ту поэму целиком. Это был девятый фестиваль «Русская музыка», который проходил в Гнесинской академии. И вот в самом конце фестиваля была исполнена поэма. Успех был просто потрясающий, я даже сам не ожидал.
– Спустя столько лет поэма впервые прозвучала целиком!
– Да.
Продолжение следует.
Автор и ведущий Александр Крузе
Записала Нина Кирсанова
В гостях у программы "Канон" - известная актриса театра и кино, заслуженная артистка России Олеся Железняк. Гостья расскажет о своем детстве, о любви, в которой она росла, и о выборе своей профессии. Кроме того, Олеся вместе с ведущим Александром Крузе исполнит под гитару песню Б. Окуджавы "Нам нужна одна победа".
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Православный словарь. Нравственный идеал
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 10 мая 2024
Благая часть. 10 мая 2024
Читаем Добротолюбие
Читаем Добротолюбие
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!