Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Пользуясь случаем, я хотел бы поздравить всех вас с наступившим новым годом и Рождеством Христовым. Мира, добра и здоровья всем вам и вашим близким. Сегодня у меня в гостях удивительный по своей красоте фольклорный ансамбль «Веретёнце».
Фольклорный ансамбль «Веретёнце» был основан Еленой Алексеевной Краснопевцевой в 1981 году. В настоящее время ансамбль является одним из ведущих коллективов России, занимающихся сохранением традиций и воспитанием молодого поколения в русле традиционных русских духовных ценностей. Уже 35 лет фольклорный ансамбль «Веретёнце» успешно участвует в масштабных культурно-просветительских программах, фестивалях и конкурсах различного уровня. В 2004 году ансамбль получил звание «Лучший фольклорный коллектив». В 2009 году ансамбль был признан «Образцовым детским коллективом».
Деятельность ансамбля достаточно обширна: помимо ансамблевого пения дети изучают народную хореографию, праздники календарного цикла, народные промыслы и многое другое. Педагогический состав по большей части состоит из бывших учеников коллектива. Педагогами ансамбля постоянно проводятся фольклорно-экспедиционные работы, результатом которых стало создание фонда архива аудио- и видеозаписей устного народного творчества, выпуск CD-дисков народных песен. На базе коллектива существует музей народного быта и народного костюма. Обо всем по порядку поговорим сегодня с педагогами-солистами фольклорного ансамбля «Веретёнце».
– Давайте знакомиться.
Валерия Петрушина
– Давайте.
– Сами себя представите?
– Да, наверное, можем, но для начала мы тоже хотим всех поздравить с наступившим новым годом и Рождеством Христовым.
Представлю наших преподавателей, которые сегодня с нами: Лайков Игорь Николаевич, его супруга Лайкова Анастасия Владимировна и я, нынешний руководитель коллектива Петрушина Валерия Евгеньевна.
– Очень приятно.
– Нам тоже.
– Вот Вы сейчас руководитель, но начиналось-то все еще в детстве. Я прочитал статью о том, что у вас в коллективе связь всех поколений. Правильно?
– Да. Нашему коллективу в этом году исполняется тридцать пять лет. Конечно, я не такая старая (смеется). Создала наш коллектив удивительный педагог, этнограф и для многих первый любимый учитель, в частности для меня, для ребят, наверное, тоже. Мы все выпускники нашей любимой Краснопевцевой Елены Алексеевны. Она создала наш коллектив давным-давно – 35 лет назад, с тех пор закрутила веретено, и оно все так и кружится, кружится, кружится. И мы стараемся его поддерживать.
– Как писал, кажется, Антуан де Сент-Экзюпери, каждый взрослый был когда-то ребенком, но не каждый об этом помнит. И вот у вас как раз есть возможность не то что помнить, а жить этим детством, дышать этим воздухом по сей день.
– Да, безусловно. Когда я была маленькая, Елена Алексеевна была для меня примером для подражания. В своем первом интервью, когда мне было шесть или семь лет и меня спросили: «Ну и кем же ты хочешь стать, девочка?» – я посмотрела и сказала: «Я хочу стать Еленой Алексеевной». Ну вот, собственно, теперь мне это вспоминают и говорят: «Ага! Вот ты и стала Еленой Алексеевной».
– У Вас мечты сбываются, да?
– Ну да.
– А как Вы вообще пришли в фольклорное творчество? Ведь насколько я понимаю, большинство из вас практически мои ровесники. Мы родились в то время, когда фольклор находился в достаточно плачевном состоянии.
– Да, безусловно. Каждый пришел по-своему. Думаю, ребята могут сами рассказать.
Игорь Лайков
– Например, я пришел в фольклор, уже поступив в училище. До этого я окончил музыкальную школу, и педагог сказала маме: «У него есть слух, отдай его учиться-то». Ну, мама и отдала меня, за что я ей благодарен. А привилось это, видно, еще с детства: у меня бабушка играла на балалайке. Один дом – гармонист, сосед – дядька-гармонист, и еще дом повыше, у колодца. Три гармониста жили на улице рядом со мной. И бабушка на балалайке играла, и дед. Видно это все немножко оседало.
– Генный уровень, я так понимаю?
– Да. И когда я окончил буквально первые два курса, меня оттуда уже за уши не вытянешь! Я уже это полюбил, втягивался в этот процесс, и мне очень это нравилось. Вот так я в фольклор и пришел.
– А какие-то музыкальные авторитеты есть для Вас в этом жанре?
– Музыкальные авторитеты – это наши…
Валерия Петрушина
– Бабушки и дедушки.
Игорь Лайков
– Поколения, которые нам все это передали, передают, а мы принимаем и передаем дальше.
– Такая уникальная школа.
Игорь Лайков
– Это традиция.
Валерия Петрушина
– Нашему поколению очень повезло, мы сумели. Елена Алексеевна нас возила в экспедиции, когда были живы бабушки и дедушки, с которыми можно было рядом посидеть, послушать, перенять. Вот они для нас безусловные авторитеты.
Игорь Лайков
– Еще в такой красе, можно сказать. Сейчас мы тоже ездим в экспедиции. Летом, например, ездила руководительница с детьми. Многие из тех людей уже умерли, но некоторые живы.
Валерия Петрушина
– Но уже по одному, два.
Игорь Лайков
– Хоть крупицы, но дети наши это видят.
Игорь Лайков
– Мы им пытаемся объяснить, показать. Показать городским детям сельский уклад – очень важно.
– Все впитать как…
– Конечно, как губка. Если мы хотим, чтобы из нас вышло что-то доброе, надо впитывать все доброе.
– Хотя вы и не стояли у истоков ансамбля, но, когда слышишь название «Веретёнце», первое, что приходит на ум, это предмет рукоделия – веретено. Я посмотрел информацию, поразмыслил сам: ведь веретено глубоко связано с православной традицией, потому что именно за веретеном застала Богородицу благая весть о скором рождении Ею Спасителя. Этот символический смысл как-то присутствует в Вашем названии или у вас какая-то особая история?
Валерия Петрушина
– Наше «Веретёнце», как его создала Елена Алексеевна, – это связь времен, связь между нашими предками и нынешним поколением. Вот мы и стараемся благодаря этому предмету, благодаря нашему коллективу, соединять поколения. То есть дети погружаются в традиции своего народа: вспоминают их, знают, хранят, любят, чтут. Наверное, благодаря этому веретёнцу мы так и назвались.
– Слава Богу, что оно становится все больше и больше, скоро уже будет клубочек.
– Да, у нас уже есть клубочек (смеется).
Игорь Лайков
– Раньше нельзя было сказать, что я пошел учиться на фольклориста, все это естественно – перенимать традиции. Расскажи, как ты в фольклор пришла. Это даже приходом, наверное, трудно назвать?
Анастасия Лайкова
– Вот именно. Когда меня мама ждала, то сказала: «Я пойду заниматься фольклором». Организовывался фольклорный ансамбль «Лад». Родила меня, оставила папе бутылочку с молоком и пошла. Потом меня уже с собой брала. Я на сцене с четырех лет. Правда, занималась не курской традицией, как «Веретёнце», а белгородской. Мы тоже слушали записи, ездили в экспедиции, и мне очень было интересно. А в «Веретёнце» я пришла уже в тринадцать лет, потому что поняла, что никакие бальные танцы мне не заменят того общения, которое я искала. Потому что очень важно, когда стоят в кругу дети, подростки 13–14 лет и не разговаривают, не шутят, не смеются, но поют и друг на друга смотрят, общаются в песне.
– Сердцами общаются.
– Да. Как кто кого пригласил плясать и как посмотрел.
Игорь Лайков
– И телами общаются: кадриль пляшут.
Анастасия Лайкова
– Телами – да, но при этом в кадрили расстояние всегда очень хорошее, не сравнить с бальными танцами. Здесь есть целомудрие.
– Игорь Лайков
– Очень важно, что в фольклоре есть мера, есть дистанция, хотя вы и вращаетесь. А то, как в бальных танцах, лично для нас является уже нескромным.
Анастасия Лайкова
– Деревенский вальс тоже на дистанции. А в бальных танцах и костюмы нескромные. Я тоже танцевала много и долго. Все партнеры у меня были неудачные, приходилось от них отказываться по личным причинам. В общем, я как пришла в тринадцать лет в фольклор, так до сих пор и осталась.
– Сегодня у нас есть уникальная возможность – Рождество, подарите нам какое-нибудь рождественское песнопение.
(Звучит песня «Святой вечер, добрый вечер».)
– В 2004 году ваш коллектив был назван лучшим фольклорным ансамблем, а в середине 2000-х – образцовым ансамблем Москвы и Московской области. В чем уникальность вашего коллектива?
– На самом деле мы сами это не очень понимаем и никогда не обсуждаем друг с другом, потому что для нас это работа, любимое дело. То, что нам завещала Елена Алексеевна – в первую очередь относиться к делу с любовью, уважением, нести это детям с любовью. И, возможно, те, кто соприкасаются с нашими детьми, чувствуют эту уникальную связь, эту любовь детей к традиции. То есть Елена Алексеевна нас воспитала так, что, например, выйдя после занятий, мы не могли не пойти петь – для нас это было абсолютно нормально. Когда мы были подростками, начинались всякие течения: панки, скинхеды, реперы и так далее, а мы стояли каждый в своем одеянии и пели фольклор.
– То есть, можно сказать, вы были самые неформальные из тех детей-неформалов?
– Да, когда мы вступили в подростковый возраст, все ребята разделились, каждый принял свое течение. Мы живем в Москве и от этого не застрахованы. Но «Веретёнце» нас всегда объединяло, и эта любовь к традиции всегда была в нас. Вся наша группа до сих пор общается между собой. Как начали заниматься с пяти лет, так двадцать с лишним лет вместе. Мы и крестные друг у друга, и друзья, звоним, спрашиваем, как дела, то есть ближе друзей у нас и нет. И наверное, благодаря этому опыту дружеской любви мы можем передать её и дальше – детям. И уже наши дети, которых мы учим, выходят после занятий и тоже начинают плясать, петь, играть.
(Звучит песня «Стоит тёмный лес».)
– Вы говорите о традиции, а есть у вас какая-нибудь традиция празднования Рождества?
– В коллективе? Да, безусловно. Мы выбираем день на Святках, с седьмого по девятнадцатое января, и проводим большой-большой праздник для всех групп, где показываем рождественский вертеп для детей, к нам приходит Дедушка Мороз с подарками, мы все поем колядки. Мы проводим игровую программу, накрываем столы, и так у нас на протяжении очень долгих лет.
– А колядки у вас в традиционном понимании? Вы ходите по домам, по квартирам?
– По-разному. Когда есть возможность, стараемся выезжать, когда нет, то не выезжаем. Но в нашем детстве мы много ходили по квартирам. Сейчас уже открывают не так, но раньше, в 1998–1999-м, можно было позвонить в домофон, сказать, что пришли колядовщики, – и тебе откроют! Сейчас уже, наверное, не откроют. Нужно ехать в какие-то свои места, где знаешь, что придут колядовать соседи и дети.
– Сегодня есть уникальная возможность – очень много дверей открыто, и у вас есть возможность поколядовать вместе с нашим телезрителем. Вы готовы что-нибудь исполнить нам?
(Звучит колядка.)
Игорь Лайков
– Это дети ходят и поют, не только мы, взрослые. А мы им помогаем.
Валерия Петрушина
– Раньше дети и колядовали.
Игорь Лайков
– И взрослые, и дети.
Валерия Петрушина
– Мне бабушка рассказывала, как они детьми собирались маленькими группами, делали рождественские звезды и ходили по домам. То есть раньше всегда ждали колядовщиков. Колядовщикам нельзя было не открыть. Считалось большой честью, если в дом пришли колядовщики, и считалось правильным одарить их как можно лучше.
– Сейчас, к сожалению, мы стали как-то забывать свои корни и, мне кажется, даже почему-то немного стесняться этого. Непонятно, почему.
Анастасия Лайкова
– Мне кажется, понятно, почему.
– Почему?
– Потому что в советское время нам создали стереотип народного костюма и народной песни и все от нас закрыли.
– Все равно существовали крупные народные ансамбли.
– Народные, но не фольклорные.
– Есть отличия, да?
– Конечно.
– Поясните нам.
– Во-первых, по звукоизвлечению.
Валерия Петрушина
– Плюс стилизация костюмов. Вышивку всегда нужно делать так, чтобы одна всегда отличалась от другой. Безусловно, есть какие-то каноны, но костюм – это как паспорт, раньше он всегда таковым являлся. Вот в Плёхове, куда мы ездим в экспедицию, обязательны рубаха, фартук, сарафан, пояс, а потом уже вариации: фартук желтый, зелёный, но никогда не будет двух одинаковых фартуков, это невозможно.
Анастасия Лайкова
– Еще в каждой области был свой костюм, и женский, и девичий, и детский костюм – всё совершенно разное.
Игорь Лайков
– Праздничный, будничный…
Анастасия Лайкова
– Покосный…
– А сейчас ваши костюмы кто создает?
Валерия Петрушина
– Мы все выступаем в этнографических костюмах, собираем их в экспедициях.
– Также я прочитал на сайте, что помимо пения вы еще и кукол делаете, и хореография у вас есть. То есть можно сказать, что у вас фольклорный колледж «Веретёнце»
– Да, у нас для детей проводятся комплексные занятия.
– Это всё делают разные специалисты?
– Нет, у нас каждый педагог универсален, в том отношении, что он может все рассказать и про инструменты, и костюм, и про традиционную хореографию, и про пение, и про игры, и про сказки. Обязательно должен быть педагог-мужчина, который бы преподавал мужскую пляску.
Игорь Лайков
– Многие инструменты делаем своими руками. И дети делают.
– Какие инструменты?
– Кудиклы, рожки, гусли, гудки. У меня сын, например, уже гудки делает.
Валерия Петрушина
– Да, мы уже приобрели.
– А откуда вы берёте информацию, как их делать?
Игорь Лайков
– Общаемся с другими людьми, видим, как другие делают инструменты.
Анастасия Лайкова
– С мастерами общаемся.
Игорь Лайков
– В деревню приезжаем – кто-то рассказывает. Посмотришь: а вот эту деталь как сделал? Вот так да? В следующий раз сам попробуешь.
Анастасия Лайкова
– Сейчас есть и современные мастера, которые этим занимаются.
Игорь Лайков
– Да, профессионально инструменты делают.
Валерия Петрушина
– Восстанавливают, занимаются реконструкцией.
– Вот мы наконец и докопались до вашей уникальности. Вот она. Действительно, одним словом не опишешь.
Игорь Лайков
– Это она и есть, да?
– Вы просто уникальны.
– Нам кажется, это уже так нормально…
– Для вас обыденность, да. Можете нам подарить еще какую-нибудь песню?
(Звучит песня-колядка «Маленький мальчик».)
– Как попасть в ваш коллектив? Например, кто-то из родителей хочет привести ребенка. Что для этого нужно? Чем должен обладать ребенок?
Валерия Петрушина
– Позвонить Валерии Евгеньевне и спросить (смеется).
– Просто позвонить Вам, да?
Игорь Лайков
– Если есть свободное место.
– А вообще ансамбль большой на сегодняшний день?
Валерия Петрушина
– Двести человек. Мы берем всех детей, можно даже сказать, без отбора, но, конечно, в группу постарше попасть труднее, потому что дети там уже обладают набором навыков.
– Подготовленные.
– Да. Хорошо владеют песнями, понимают, умеют работать с аудиозаписями, знают пляски. И совсем новеньким в этом отношении сложно. Но надо отдать должное нашим детям – они всех принимают. Несмотря на то, как долго занимаются сами, они в любой группе принимают новичков очень тепло и радушно. Как и педагоги.
– Расскажите о сегодняшнем дне: чем живет коллектив, о ваших мероприятиях, концертах. Где вас можно послушать?
– Ближайшее мероприятие, которое мы планируем провести (мы к нему долго шли, несколько лет), – концерт памяти нашего большого учителя, как раз деревенской бабушки – Кодосовой Дарьи Семеновны, у которой училась наша Елена Алексеевна. Она привезла нас к Дарье Семеновне, которая учила нас всех плясать и петь. Анастасия Владимировна выступает как режиссер этого концерта. Это большое, значимое для нас событие, потому что концерт, посвященный именно памяти наших учителей, наверное, проводится нами впервые. Мы надеемся, что в дальнейшем это как-то выстроится и мы увидим, может быть, как еще это можно воплотить. Это наше большое мероприятие, на которое мы идем всем коллективом, все группы будут принимать в нем участие. Елена Алексеевна вызвалась вести все мероприятие. Будет много учеников бабы Даши, и можно будет услышать и увидеть ее в записи.
– Как ласково! Баба Даша.
– Да, только так.
(Звучит песня. «Параня».)
(Продолжение следует)
Записал Алексей Дмитриев
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 13 мая
День ангела. 13 мая
Церковный календарь 13 мая. Святитель Игнатий (Брянчанинов), епископ Кавказский
Евангелие 13 мая. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его
Читаем Апостол. 13 мая 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!