Канон. Композитор Антон Висков. Часть 2

28 мая 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В продолжении беседы Александра Крузе и композитора Антона Вискова Антон Олегович расскажет о помощи веры в жизни, о чудесах, свидетелем которых он стал, об актуальности новшеств в современной духовной музыке. Зрители смогут увидеть отрывки уникального концерта Антона Вискова в Московском Доме музыки.

– Сегодня мы продолжим беседовать с современным русским композитором Антоном Висковым.

У Вас есть цикл программ, ведущим которых вы являетесь. Он называется «Православие и русская культура». Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом проекте.

– Этот проект связан с сотрудничеством с замечательными хорами: Синодальным хором, Московским ансамблем духовной музыки «Благовест», с которым мы вместе уже более 25 лет. Это концерты, музыкально-литературные композиции по произведениям наших замечательных писателей и поэтов – Гоголя, Пушкина, Достоевского, Рубцова, Блока. Там есть тексты самих писателей, комментарии (не только мои), что-то взято из книг. Они перемежаются с номерами из духовной музыки. Мне кажется, публика это воспринимает с большим интересом, потому что зал слушает внимательно. Сейчас люди тянутся к духовному. Я считаю, духовного много не бывает.

– Когда в Вашей жизни появилась духовная музыка? В этом жанре Вы сразу после Консерватории начали писать?

– Очень стимулировали 90-е годы. Тогда появились первые сочинения: три старинных канта – еще без слов, просто стилизация старинных мотивов. Я слушал «Всенощную» Рахманинова (это центральное сочинение русской духовной музыки), произведения Чеснокова – одного из моих самых любимых композиторов, Мусоргского, потому что он очень сильно воздействует, в его операх много духовной музыки. Они духовны, потому что тема борьбы добра и зла – самая первая тема, основная. Еще Свиридов говорил, что оперы Мусоргского – как старинные мистерии, богослужения. Недаром, когда духовная музыка еще была запрещена, единственным местом соприкосновения с православной духовностью был Большой театр, где давали оперы «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского. Там можно было послушать церковное песнопение (часто ходили именно за этим), поэтому в совокупности эти композиторы произвели очень сильное воздействие на всех.

– Какой совет Вы могли бы дать молодым композиторам? В свое время Вы искали совета у Георгия Васильевича Свиридова. Может быть, кому-то из молодых композиторов тоже нужны какие-то наставления?

– Понимаете, сейчас никаких новых рецептов не нужно придумывать, потому что они существовали много сотен лет тому назад. Так учились Бах и Моцарт. То есть учиться нужно много и постоянно. По существу, весь творческий путь композитора – это учеба.

– Можно научить писать ноты, но нельзя научить сочинять. Или все-таки можно?

– В первую очередь надо овладеть техническими приемами, потом постоянно знакомиться с литературой, которая появляется, музыкальными сочинениями наших современников (не только в России) и, наконец, овладеть всем существующим у нас духовным опытом, а это кладези, которые еще совершенно не раскрыты. Если это реализовать в полном объеме, то наша жизнь поменяется, потому что духовная музыка воздействует необычайно благотворно и очищает души людей.

– Это очень важно сейчас.

– Да. Как говорил Гоголь, литургия действует на человека исподволь. Вы просто приходите на литургию и просто стойте, а она уже исподволь очистит человека. Вот так же духовная музыка, ее необязательно изучать.

– У многих людей проступают слезы, когда они слышат эту музыку. Правда, с другой стороны, слезы проступают и просто от душевной музыки. Душевная музыка от духовной отличается? Например, романсы не духовные, но очень красивые и трогательные.

– Без душевного не будет духовного, это ступеньки одной лестницы, и, не преодолев первую ступень, невозможно подняться на другую. Искусство действительно многоплановое, многослойное и многоступенчатое. Безусловно, существует градация: низшие жанры, высшие, душевные и духовные – это все есть. Притом они не существуют каждый на своей полочке, а взаимопроникают. Это очень сложный слоеный пирог.

– Как организм.

– Да. Поэтому любое приобщение к художественному одновременно является приобщением к духовному, и к духовному мы приобщаемся через художественное. Происходит взаимосвязь, и нет никаких противоречий: это две дороги к одной вершине. Поэтому, если мы слушаем музыку Свиридова, Баха, Шостаковича, испытываем чувства, близкие к тем, которые переживаем при посещении храма. Я не хочу сказать, что музыка должна его заменять, нет, это две разные дороги, но одна не может исключить другую.

Естественно, если у человека монашеский (чисто духовный) путь, где душевное исключается, тогда для монаха художественное не первостепенно: у него свой путь, только духовный. Для большинства людей, живущих в миру, открыты обе дороги. Они могут посещать концерты, и чтобы соединиться с Богом, обязаны соблюдать Таинства Церкви, присутствовать на литургии и быть сопричастниками Святых Таин, иначе жизнь будет оторвана от Бога.

Звучит произведение «Рондо на бис».

– Наша программа называется «Канон», и как в музыке один голос повторяет предыдущий, так и гости, приходящие ко мне, повторяют друг за другом одну линию чудес, которые происходят в их жизни.

– В музыке есть понятие «бесконечный канон», когда окончание произведения является его началом. Есть даже такой канон «Мой конец – мое начало», то есть мы сейчас с Вами можем говорить бесконечно. Вы не боитесь, что мы войдем в это?

– Мы постараемся выйти.

– Поскольку я занимаюсь музыкой, мне интересны все проявления чудес, которые связаны с духовной музыкой, пением. Я собираю различные истории, свидетельства и сам являюсь свидетелем очень многих таких чудес. Хочу привести несколько примеров. Под Коломной уже много веков существует Бобренев монастырь. В нем есть собор Входа Господня в Иерусалим (Входоиерусалимская церковь). В этом храме существует звуковое чудо: когда один голос (допустим, мужской) начинает петь ноту, то через какое-то время под куполом возникает звучание целого хора голосов. Притом это не просто звучание, которое останавливается. Оно начинает развиваться, то есть мы слышим какое-то песнопение. Я был свидетелем данного чуда – это удивительно.

Кстати говоря, недалеко от Бобренева монастыря, на противоположном берегу, в городе Коломне, находится дом, в котором родился наш великий хормейстер Александр Васильевич Свешников – руководитель Государственного хора. Он первый в советские времена записал «Всенощную» Рахманинова. Видимо, Александр Васильевич знал об этом чуде. Скорее всего, бегал мальчишкой через Москву-реку в монастырь.

Есть еще одно любопытное свидетельство: Толгский монастырь под Ярославлем. Я думаю, его все знают. Село Толгоболь стоит несколько в стороне от реки, а сам монастырь находится непосредственно на берегу Волги. По дороге от села до монастыря многие слышат монастырское мужское песнопение, которое доносится с небес. Толгские монахини знают об этом чуде. Они объясняют его тем, что на этой дороге до польско-литовской интервенции находился мужской монастырь. Во время нашествия он был сожжен, а все монахи приняли мученическую кончину. Вероятно, души убиенных монахов постоянно присутствуют на земле и дают о себе знать этим удивительным пением.

– Удивительные знаки.

– Да. Интересное чудо есть в Николо-Набережной церкви в старинном русском городе Муроме, на берегу Оки. Эта церковь посвящена Николаю Чудотворцу, там покоятся мощи святой Иулиании Лазаревской (Муромской). Когда поется акафист святителю Николаю (обычно его поет женщина), каждый раз рядом с ней начинает звучать мужской голос, который очень красиво вторит этот акафист. Действительно, интересные чудеса.

А недавно мне в интернете показали пение, якобы ангельское, записанное паломником, который в первый раз попал на Афон. В первую же ночь, по его мнению, он был сподоблен чуда: увидев, как освещается изнутри церковь, и услышав оттуда пение, он подошел к храму, но дверь оказалась заперта. Тогда паломник записал это пение на телефон и выложил в интернет. Когда я его послушал, у меня возникло сомнение, потому что визг, который напоминает скрежет стекла по железу (или, наоборот, железа по стеклу), ни в коем случае не может быть ангельским пением. Святые отцы свидетельствуют о том, что ангельское пение – это низкие мужские голоса, поэтому наш старинный средневековый знаменный распев – пение низких мужских голосов. Святые отцы и вся русская православная традиция свидетельствуют об этом. А когда поют очень неприятными, резкими голосами... По моим предположениям, этот человек, впервые прибывший на Афон, не имея большого духовного опыта, был введен в определенную прелесть. Видно, что-то ему показалось, чем его могли соблазнить и чем он потом мог соблазнять невинных, что называется.

Звучит произведение «Святый Боже».

– Следует ли модернизировать современную духовную музыку? Сейчас такие опыты проводятся, в том числе с моим участием. Мы с Алексеем Александровичем Пузаковым, руководителем Синодального хора, в свое время на фестивале «Православная Русь» в Светлановском зале Московского международного дома музыки, соединили духовные песнопения и рок-ансамбль. Были исполнены «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас» (Трисвятое), «Господи, спаси благочестивыя». Исполняли хор, оркестр, орган и рок-ансамбль (группа «Если» Станислава Бартенева).

– Был резонанс в обществе?

– Вы знаете, на публику, особенно на ее молодежную часть, это произвело очень хорошее впечатление, потому что слух молодежи воспитан на танцевальных ритмах, и если «медляк» (как молодежь говорит) соединить с православным песнопением, то получится нечто ей близкое. С канонической точки зрения, конечно, это не храмовая музыка, понятно; она не может звучать в храме: это музыка концертная. Духовная музыка предназначена для Бога. Мы должны петь Ему так, чтобы Он понял, а то, что мы сейчас модернизируем, – это для людей. Поэтому я думаю, здесь опять должны сосуществовать две дороги: духовная музыка для Бога и духовная музыка для людей, потому что, делая ее современной, мы делаем ее более понятной.

– Актуальной для молодежи?

– Да, но не уходим ли мы от Бога при этом? Вот в чем вопрос. Если мы делаем музыку более понятной, доступной, не лишаем ли мы ее духовной сущности и богоподобия, не прерываем ли разговор с Богом, то есть обращение к Богу? Здесь нужна Божественная мера, точка золотого сечения, которая существует. Если мы удержимся на ней (нам совесть должна подсказать, когда мы переходим грань, а когда находимся около нее), если все наши помыслы соотнесем с замыслом Бога, то, я думаю, мы будем на правильной дороге, нас не удастся сломить и мы не свернем куда-то в сторону.

– В нашей программе существует добрая традиция, когда в конце передачи гости говорят какие-то теплые слова всем нашим телезрителям.

– Самые лучшие слова, произнесенные за всю историю человечества, были произнесены Иисусом Христом, святыми отцами. Я могу только что-то подчеркнуть и повторить. Чтобы быть с Богом, нужно с Ним быть, то есть посещать храм, литургию, причащаться Святых Таин и соблюдать заповеди Божии. Чем больше мы будем читать духовной литературы, тем нам будет лучше. Чем больше мы будем соприкасаться с Божественной тайной, тем лучше будет нашей душе.

Не хочется ничего навязывать. Вы понимаете, каждый выбирает свой путь, опыт, но если мой опыт будет для кого-то полезен, то вот мои слова: нужно постоянно стремиться выполнять то, что нам заповедано, и тогда будет все хорошо.

– Антон Олегович, я от всего сердца благодарю Вас за эту встречу. От себя лично и от всех наших зрителей хотел бы подарить Вам икону «Господь Вседержитель». Пусть она охраняет Ваш домашний очаг. Продолжайте свое важное миссионерское дело, и храни Вас Господь!

– Спаси Господи!

 

Автор и ведущий Александр Крузе
Записала Людмила Моисеева

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 08 мая: 21:30
  • Суббота, 11 мая: 02:05
  • Суббота, 11 мая: 12:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать