Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Лев Николаевич Толстой считал, что высшее в мире искусство – это музыка. Как обычно в это время, мы предлагаем вам насладиться музыкой. Сегодня у нас в гостях необычный ансамбль – Нина Резник и группа «Кукушкин баритон». Здравствуйте!
– Здравствуйте!
Нина Резник и группа «Кукушкин баритон» – московский музыкальный коллектив, которому в этом году исполняется шесть лет. Как говорят сами участники коллектива, их музыка – для музыкальных гурманов. Сложно дать определение жанру, в котором работает «Кукушкин баритон: в стилистике коллектива и этномузыка, и джаз, и рок. Музыканты используют синтез современных и народных инструментов.
Нина Резник, лидер коллектива, является автором слов и музыки к песням группы, а над уникальным звучанием и аранжировками коллектив работает совместно. Группа является лауреатом международного фестиваля «Мир Сибири», участником фестивалей «Передвижение», «У святого князя Владимира», «Тургениус» и других.
Сегодня своей проникновенной лирикой, светлой музыкой и хорошим настроением Нина Резник и группа «Кукушкин баритон» поделятся в программе «Канон».
– Нина, на правах фронтмена или, я бы сказал, фронтвумен я хотел бы, чтобы Вы нас познакомили с коллективом.
Нина Резник:
– С удовольствием. Нас четыре человека. Андрей Топчий – соло-гитара, приехал из Сибири давно, уже считается москвичом, но принес в нашу группу сибирский дух – крепкий, надежный. Кирилл Розанов – ударные инструменты, перкуссия, по совместительству – худрук. И Олег Буробин – бас-гитара и тоже всяческая консультация по поводу аранжировок.
– И Нина Резник.
Нина Резник:
– Да.
– Очень приятно. Расскажите, с чего начался ваш совместный творческий путь. Сколько лет вы существуете?
Нина Резник:
– Мы существуем уже шесть лет. Наш первый концерт состоялся в 2011 году, тогда еще был совсем другой состав; у нас сменилось четыре состава, а может быть, уже даже пять. В первом составе был Кирилл, собственно, наш оплот.
– А почему разбегались? Не сходились мыслями?
Нина Резник:
– Ну да. У нас такая музыка, где нужно, конечно, быть единомышленниками, то есть понимать, чувствовать и любить эту музыку, чтобы ее играть. Амбиции здесь не работают, нужно отдавать. И конечно, уровень музыкантов должен быть высокий.
– Вы нас уже заинтриговали, давайте сразу послушаем.
Нина Резник:
– Мы исполним песню, которая называется «Гамаюн».
Звучит песня «Гамаюн».
– Ребята, здорово! Мне очень нравится, когда у нас в передаче есть возможность услышать именно живое выступление.
Нина Резник:
– Спасибо!
– Мы уже узнали, что за птица Гамаюн, но я думаю, уже несколько минут всех зрителей мучает вопрос: что же это за тембр и где такая птица-кукушка водится? Что это за история с названием? Где водятся такие кукушки с баритоном?
Нина Резник:
– Нам случайно подарили это название, судьба подарила. Мы репетировали в одном месте, и нам нужен был пюпитр. Свободных пюпитров не оказалось, и нам из архива (с чердака) притащили раритет – пюпитр из оркестра Лундстрема. Видимо, он сохранился у кого-то из музыкантов, может быть, достался в наследство. И этот пюпитр был подписан именем музыканта и его инструмента. Название инструмента – саксофон-баритон. Но слова «саксофон» не было, а было написано: «Кукушкин (баритон)». И поскольку у нас не было названия, нам это очень понравилось.
– Вы так и решили, что название пришло само.
Нина Резник:
– Да. Мы подумали, что это оно.
– А кто пишет песни в коллективе? Вы автор слов и музыки?
Нина Резник:
– Да, я.
– А когда этот творческий порыв начался? С детства?
Нина Резник:
– Я всю жизнь занималась поэзией, писала стихи и немного песни. Но я никогда не выступала.
– Насчет поэзии, наверное, фамилия Резник обязывает?
Нина Резник:
– Ну, наверное (смеется). Но я ориентировалась не на Резника, а скорее на других поэтов, тем более что поэт-песенник и просто поэт – это разный формат, не побоюсь этого слова. Все-таки тексты песен – это не стихи, воспринимать их отдельно от музыки, мне кажется, не стоит. Я увлекалась поэзией, ходила на семинары к хорошим поэтам, а потом, когда стала заниматься музыкой, поэзия почему-то ушла, остались только тексты.
– А в чем такое принципиальное отличие текстов от стихов? Ведь есть же песни на стихи Есенина, Ахматовой?
Нина Резник:
– Вопрос в том, что первично и что вторично. Если вдруг удачно сложилось и возникла мелодия, которая совпадает, окрашивает эти стихи, и она как бы родная, тогда да. Мне кажется, что Никитины это очень хорошо понимали, ловили эту мелодию. В основном люди используют не особо разнообразные мелодии для того, чтобы спеть стихи. В стихах первично слово, мелодия в них, по большому счету, не нужна, это уже добавка. А в текстах песен текст и мелодия рождаются практически всегда одновременно, то есть они друг без друга уже мало живут.
– То есть Вы музыкой не занимались, а занимались только поэзией?
Нина Резник:
– Да.
– Но уровень песен достаточно высокий.
Нина Резник:
– Спасибо. Но мне кажется, что это чудесное провидение, потому что чуть-чуть играла на гитаре, как все в наше время где-то что-то играли, сочиняли, но я никогда ни перед кем не пела. А когда вошла в достаточно серьезный возраст, мне уже было тридцать шесть, на гитаре я не играла, уже было не до того, – и вдруг стали приходить какие-то песни, мелодии с текстом.
Когда их накопилось штук десять, я поняла, что это не закончится и надо что-то с ними сделать. Друзья-музыканты посоветовали мне найти музыкантов, чтобы эти песни сыграть. Я потихонечку стала искать. И опять же, в чем чудо? Я случайно оказалась в кафе на дне рождения у друга и увидела, как играет Кирилл (в то время я его еще не знала) с небольшой группой. Мне очень понравилось, как они играли, и я подумала, что хорошо с этими ребятами что-то сделать. Но ребята не смогли, а Кирилл откликнулся. Мы с ним еще год переписывались, я записывала ему песни, и через год мы с ним встретились, стали репетировать и сыграли первый концерт.
– А помимо этого есть еще одно чудо, связанное с Кириллом? Кирилл не просто музыкант в вашей группе?
Нина Резник:
– Ну да! Потом мы поженились. Ничего не оставалось делать, поскольку такое родство просто так не бывает. Если люди даны друг другу, то это не просто так.
– Давайте вы нас согреете своей музыкой в эти зимние деньки. Исполните нам что-нибудь.
Нина Резник:
– Мы Вам исполним песню «Иволга».
Звучит песня «Иволга».
– Большое спасибо! У вас орнитологическая тематика: все про птиц.
Нина Резник:
– Да, у нас много песен про птиц, еще есть песня «Кукушка».
– А какова вообще концепция вашего коллектива? Понятно, что Вы начали писать от того, что сердце не может молчать, но за эти шесть лет Вы сформулировали для себя какую-то цель вашего творчества, или, как говорят, формат (просто я не люблю это слово)? Ради чего всё это? Такая музыка пишется ведь не просто так?
Нина Резник:
– Наверное, не просто так. Я пыталась иногда об этом думать, а потом решила, что сформулировать я это все равно не могу, просто плыву по течению. Я чувствую, что к нам приходят новые люди, начинают помогать, вдруг у нас появляются какие-то знакомства. Случайно получилось так, что нас услышали на радио «Вера», и мы стали потихонечку двигаться в эту сторону. Все получается как-то само собой, видимо, кто-то свыше руководит нами в этом вопросе.
– Кто-то – это понятно, Кто. Недавно я встретил цитату известного актера, музыканта Петра Мамонова, которая мне очень понравилась: «С Богом надо иметь личные отношения. Христианство – это живая жизнь с живым Богом». Я хотел бы спросить: когда Ваша жизнь стала живой, когда она наполнилась верой? Когда Вы осознанно пришли к этому?
Нина Резник:
– Я дитя перестройки и помню 80-е годы, когда почти все церкви были закрыты, по крайней мере наш храм в Крылатском был совершенно разрушен. И помню, как его восстанавливали. В детстве мы гуляли на его руинах. Помню момент, когда мы с подругой начали ходить в открытые храмы. Для нас это было тайной и чем-то непонятным. Потом стали что-то читать и т.д.
Еще помню следующий момент. Я долго шла к тому, чтобы креститься. И однажды, уже в институте (то есть прошло довольно много времени), помню, как в одно зимнее утро я проснулась, светило солнце, и вдруг я поняла, что надо сейчас ехать креститься. Как будто мне Бог сказал: «Иди». И я поехала. Храм был свободен, людей не было, и батюшка меня там покрестил. С этого момента мое общение с Богом пошло более осознанно.
– Наверное, оно отражается и в поэзии?
Нина Резник:
– Да, я пытаюсь делать это более осторожно, потому что, может быть, не всегда стоит напрямую говорить о том, что ты чувствуешь. Иногда стоит сделать это завуалированно, чтобы человек не испугался прямого высказывания, чтобы это было через какой-нибудь художественный образ.
– Православную веру вообще не навязывают. К ней человек приходит с открытой душой.
Нина Резник:
– Да, просто люди не всегда готовы воспринять, поэтому лучше действовать как-то щадяще. Потом, кто я? Я же не какой-то пророк, то есть не имею права.
– Но Вы можете делиться радостью, которой Вы живете как художник.
Нина Резник:
– Да, конечно, я и делюсь.
– Поделитесь с нами сейчас этой радостью.
Нина Резник:
– Хорошо.
Звучит песня «Псалом».
– Кирилл, расскажите о своем инструменте, потому что в нашей программе этот инструмент впервые, и, думаю, многие телезрители могут смотреть на него с недоумением. Сразу скажу, что это не ящик из-под мандаринов. Расскажите, что это.
Кирилл Розанов:
– Когда-то это и был ящик.
– То есть такая история?
Кирилл Розанов:
– Да. Это перуанский народный инструмент, называется он кахон. Просто когда-то люди брали ящики из-под фруктов и играли.
– Получается, я был близок к истине со своей версией.
Кирилл Розанов:
– Да. Сейчас он уже модернизированный, там внутри пружинки, сделан он из разных пород дерева.
– Давайте еще послушаем кахон, бас-гитару, гитару. Подарите нам еще песню.
Звучит песня «Титарира».
(Продолжение следует)
Автор и ведущий Александр Крузе
Записала Людмила Моисеева
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
У книжной полки. Сборники стихов иеромонаха Романа (Матюшина-Правдина)
У книжной полки. Святитель Николай Сербский. Наука чудес
Этот день в истории. 13 ноября
День ангела. 13 ноября
Церковный календарь 13 ноября. Мученик Епимах Новый
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!