Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Завьялов Сергей Михайлович, ученый секретарь музея «Новый Иерусалим»:
– Льняная икона Владимира Денщикова – это уникальное явление. Такого нет нигде в мире. Художник смог использовать традиционный лен, найдя ему нетрадиционное применение: он стал использовать его вместо серебряных окладов современных икон. Здесь представлена довольно большая серия работ художника, каждая из которых требует колоссальных усилий, труда и внимания. На сегодняшний день это не под силу практически никому, кроме Владимира Денщикова.
Если посмотреть на сами иконы, то можно увидеть, что они имеют какую-то глубину. Это не случайно. Дело в том, что в прошлом Владимир Денщиков был театральным художником и поэтому свое ощущение глубины пространства он смог воплотить и здесь. Это особенность икон, которые выходят из-под руки мастера.
Надо сказать, что Владимир Денщиков – инвалид. У него было несколько инсультов, и он был парализован. Но удивительное дело: когда он приступает к работе, у него разжимаются руки и он начинает вязать узелки, один за другим. На больших иконах миллионы узелков, и все это делается вручную.
Можно сказать, что его творчество – это еще и гимн труду. Бывает так, что человек болеет и у него опускаются руки. А здесь как раз тот случай, когда человек нашел в себе душевные силы, попросил помощи у Бога, и в результате начал создавать шедевры.
Искусствоведы говорят, что нечто подобное было в Древнем Египте, но потом эта технология была утеряна. Сегодня льняная икона Владимира Денщикова – это уникальное явление. У него есть патент на технику работы с льняной нитью. Замечательное соотношение техники и одухотворенных образов, и можно сказать, что икона Владимира Денщикова – это очень русская икона.
– Сейчас рядом с Вами большая икона Пресвятой Богородицы. Сколько примерно времени художник ее создавал?
– Несколько месяцев каждодневной работы. Каждая такая икона требует колоссального времени, усилий и сосредоточенности.
Наши посетители пишут в книге отзывов замечательные слова благодарности художнику, благодарность музею за то, что он в своих стенах устроил эту выставку. Они находят такие слова, которые я не всегда находил даже в художественной литературе. Все высшие эпитеты, которые есть, присутствуют в отзывах наших посетителей.
Когда эту выставку посетили митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий и игумения Серафимо-Дивеевского монастыря Сергия, они особенно отметили икону Андрея Первозванного. Что же касается меня, то для меня каждая икона интересна по-своему.
Самая большая икона, которую создал художник, – образ Александра Невского. То есть он, конечно, берет сюжеты, связанные с русской историей, с историей Русской Церкви. Естественно, что и святые – это, в первую очередь, русские святые.
Художник завязывает узелки – делается рельефная веревочка. Потом из этих веревочек он делает уже узоры, и затем накладывает на икону. Для того чтобы нити не рассыпались, у него существует специальная технология. Если не соблюдать эту технологию, нити могут рассыпаться. Поэтому все иконы находятся под стеклом, чтобы, не дай Бог, не получилось такого негативного воздействия на них.
Вообще, казалось бы, это обыденное искусство макраме, которым занимается очень много женщин. Но здесь это искусство доведено до совершенства.
Владимир Денщиков не был иконописцем. Он стал заниматься этим после болезни, после первого инсульта. Когда он уже не мог работать театральным художником, когда он не мог работать в кино, тогда он избрал для себя такое творчество. Он работает и сам пишет лики согласно канону. Он научился писать лики святых, то есть иконы – это полностью его произведения.
Есть пасхальные яйца, выполненные в этой технике. Есть такая, я бы сказал, мелкая пластика, льняная. Но всё это темы, связанные с нашей Церковью.
Выставка была и в Туле, и за границей – в Австрии и других странах. Везде посетители встречали эту выставку очень тепло. И на Пасху она приехала в музей «Новый Иерусалим».
– У иконы святой Елены я с вами прощаюсь. Наш сегодняшний выпуск о выставке «Святой лен» завершен.
Автор и ведущая программы Елена Чач
Записала Аксиния Шмонденко
Мы продолжаем рассказ с масштабной временной выставки "Новодевичий монастырь. Вехи истории", работающей в Государственном историческом музее. О предметах XII-XVIII веков, представленных в зале "Ризница", рассказывает заведующая экспозиционно-фондового отдела музея, куратор выставки Марина Макаровна Шведова.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
ЗА ДРУГИ СВОЯ: С БОГОМ В РАЗВЕДКЕ. Леонид Петрович Решетников. 4 часть
СОЮЗ-ОНЛАЙН с АРХИПАСТЫРЕМ: митрополит Викентий — О ВНИМАТЕЛЬНОЙ МОЛИТВЕ И РАЗУМЕ ХРИСТОВОМ
У книжной полки. Герои смутного времени. Святитель Феодорит Рязанский
Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом
Библейские крылатые выражения. Ловцы душ
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!