Хранители памяти. Выставка "Москва сквозь века" в Третьяковской галерее. Часть 3

19 декабря 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Мы продолжаем знакомство с временной выставкой "Сохраненные святыни Москвы ушедшей", работающей в Государственной Третьяковской галерее и позволяющей посетителям увидеть уникальные святыни из разрушенных московских храмов. В этом выпуске - рассказ об иконе "Спас Нерукотворный", образе Казанской Божией Матери и иконе святителя Петра, митрополита Московского.

Здравствуйте, дорогие телезрители! Мы продолжаем рассказ из Государственной Третьяковской галереи с выставки «Сохраненные святыни Москвы ушедшей».

Людмила Владимировна Ковтырева, хранитель фонда драгоценных металлов Государственной Третьяковской галереи, автор и куратор выставки «Сохраненные святыни Москвы ушедшей»:

– В этой витрине представлен совершенно замечательный образ Спаса Нерукотворного, который, как нам представляется, является подлинным реставрационным открытием, произведенным накануне, при подготовке этой выставки. Образ Спаса Нерукотворного поступил к нам из Скорбященского монастыря. Это один из новых московских монастырей: он появился на карте Москвы в 1890 году. Обосновался он на месте домовой церкви Голицыных, которая была освящена в честь иконы «Всех скорбящих Радость» митрополитом Филаретом для князя Голицына, поскольку у него была больная жена, не имевшая возможности посещать приходской храм. Но после смерти самого Голицына, когда дом опустел и княгиня решила переехать, дочь Голицыных постаралась сохранить этот храм. Еще в 50-е годы митрополит Филарет предсказывал, что здесь будет монастырь.

Действительно, на базе этой церкви, ставшей приютом для иногородних монахинь, приезжавших в Москву за сбором подати, возникла обитель, которая была едва ли не первой в Москве обителью милосердия. В 1909 году в Скорбященский монастырь приезжала Елизавета Федоровна, которая является основателем Марфо-Мариинской обители милосердия. Я думаю, что Елизавета Федоровна, очень активно занимавшаяся благотворительностью, хотела перенять тот опыт, который уже был наработан, поскольку Скорбященский монастырь существовал с 90-х годов. Ей хотелось иметь какую-то поддержку в своей работе. В этом монастыре она говела, причащалась, делала подарки сестрам, настоятелю. Скорбященский монастырь славился тем, что здесь была организована очень активная жизнь, не только благотворительная. Здесь была открыта школа для девочек; впоследствии открылось епархиальное училище, а затем женский богословский институт. Это было очень прогрессивное явление в церковной жизни.

В оснащении церквей в основном были новые иконы, но священник Скорбященского монастыря, который служил в храме Всемилостивого Спаса, вспоминает, что в 1891 году в храм была принесена древняя икона Спаса Нерукотворного. Она помещалась в особом киоте у правого клироса. Мы предполагаем, что речь идет именно об этой иконе. К нам она поступила в очень тяжелом состоянии: это черная доска, толстый слой олифы, деформированный загрязненный оклад. Мало верилось, что там откроется что-то древнее, то, что нас удивит. Но в процессе работы, которую выполнял молодой реставратор Егор Троян, открылась замечательная живопись второй половины XVI века, и мы сейчас можем ее видеть. Оклад немного помоложе, времени Михаила Федоровича – начала XVII века.

Это тоже одна из тех святынь, которая заставляет нас вспомнить чудотворный цельбоносный образ Нерукотворного Спаса. Пребывание этой иконы в одной из церквей Скорбященского монастыря заставляет обратить внимание на то, что именно мысль о великой цельбоносной силе этого образа стала основанием принесения в этот монастырь одной из первых икон именно иконы Спаса Нерукотворного.

Что касается самого облика этой иконы, ее иконографических особенностей, то мы должны ее связать с древнейшим константинопольским образом Спаса Нерукотворного, который был привезен в Москву из Константинополя митрополитом Алексием и помещался в Спасском соборе Спасо-Андроникова монастыря.

Рядом с иконой Спаса Нерукотворного, справа от нее, располагается образ Богоматери Казанской. Это тоже уникальная икона, которая поступила к нам из Вознесенской церкви Варсонофьевского монастыря. Это один из древнейших монастырей, с которым связана трагическая страница нашей истории, повествующая о том, что сюда при Лжедмитрии было принесено (доставлено из Архангельского собора) тело Бориса Годунова и тела членов его семьи. Это одна из древнейших обителей, каменный собор которой ставили в 90-е годы XVII века. Икона Казанской Богоматери, которую мы сейчас имеем возможность видеть и показываем вам, связана как раз с периодом появления этого собора. Она, очевидно, была вложена в этот самый новопостроенный собор. Варсонофьевский монастырь перестал существовать во времена Екатерины – он был упразднен, и Вознесенский собор был превращен в приходскую церковь.

Икона Богоматери Казанской должна быть связана со списком чудотворного образа Казанской, который связан с историей Москвы. Вы знаете, что древняя икона была явлена в 1579 году в Казани, а московский список связан с историей ополчения Дмитрия Пожарского. Та икона, которую мы видим сейчас, является списком московской иконы, которая была отреставрирована в 1688–1689 годах учеником Симона Ушакова Михаилом Милютиным.

Обратите внимание: взор Богоматери устремлен на молящегося. Когда икона поступила к нам, она была под толстым слоем олифы и под двумя слоями записи, исказившими облик этой иконы и скорректировавшими взгляд, который был направлен несколько неопределенно – даже не на Младенца, а был как-то немножко скошен. Но при раскрытии мы имели возможность увидеть замечательную икону, исполненную в стиле Оружейной палаты конца XVII века, который отправляет нас к московской святыне, получившей наименование Державной Заступницы. Москвичи очень почитали этот образ. Вы знаете, что после событий 1612 года эта икона была торжественно принесена на Красную площадь, где произошла ее встреча с другим чудотворным образом – образом Богоматери Владимирской – небесной покровительницы Москвы.

Икона имеет замечательный оклад. Это древний оклад, который включает в себя шитую ризу, закрывающую главу Пресвятой Богородицы. Вы видите, что она шита жемчугом, украшена замечательными дробницами, золотыми кастами с изумрудами и рубинами. Поля иконы закрыты древней басмой, которая при поступлении была настолько ветхой, что нам пришлось думать, как сохранить и продлить жизнь этому окладу. Наш реставратор Дмитрий Николаевич Суховерков использовал технологию подложки, когда под серебряную басму особым образом подложена латунная тонкая пластина – так, что мы почти не видим эту подложку. Но именно она позволяет нам представить оклад в том виде (или почти в том виде), как он существовал, и одновременно быть уверенными в том, что оклад будет сохраняться и дальше, то есть не будет осыпаться. Ведь басма – это очень тонкий лист серебра (тоньше 1 мм), и, как правило, басма осыпается и долго не живет. Эта технология позволяет нам сохранить ей жизнь. Таким образом, один из древнейших, особо почитаемых списков с московского образа Богоматери Казанской оказался в Вознесенском соборе Варсонофьевского монастыря, и сегодня эта икона представлена на нашей выставке.

Кроме того, мне хотелось бы еще немного сказать об иконе митрополита Петра, которая происходит из усыпальницы великого князя Сергея Александровича. Она тоже находится в этой витрине. Это образ строгановского письма, который принадлежит кисти Истомы Савина и вложен Максимом Яковлевичем Строгановым, очевидно, в Благовещенский собор Сольвычегодска. Икона, тем не менее, происходит из коллекции великого князя Сергея Александровича, супруга Елизаветы Федоровны. Вы, наверное, знаете о том, что он был коллекционером и собирал иконы.

Что касается икон из Благовещенского собора Сольвычегодска, то судьба многих из этих икон достаточно драматична, потому что уже в XVIII веке начались первые изъятия, связанные с желанием устранить обветшавшие древние произведения, и на их место поступали новые. А в начале XIX века, после того как собор горел, церковным начальством было принято решение некоторые древности продать, чтобы иметь материальную возможность восстановить собор. Так очень большая часть икон (свыше тысячи) оказалась в руках старообрядцев. В частности, был такой Николай Папулин, который сделал эту «закупку» (если так можно сказать). Многие из икон разошлись по коллекциям старообрядцев.

Мы не знаем, каким образом икона митрополита Петра попала в коллекцию Сергея Александровича, но после трагической гибели великого князя было принято решение сделать его усыпальницу в Чудовом монастыре. Это было особое помещение, находившееся под Алексеевским собором монастыря, где помещался склеп великого князя. Это освящение произошло в 1906 году, останки были туда перенесены. И вот интерьеры усыпальницы (если так можно сказать) были украшены иконами из коллекции великого князя. Икона митрополита Петра находилась на восточной стене этого храма, она была в верхнем ряду вторая слева.

 (Продолжение следует)

Автор и ведущая Елена Чач, кандидат исторических наук

Записала Людмила Ульянова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 04 мая: 16:05

Анонс ближайшего выпуска

Продолжаем рассказ о работающей в Государственной Третьяковской галерее временной выставке «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А. Н.  Овчинникова». На этот раз заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, кандидат искусствоведения, куратор выставки Елена Михайловна Саенкова обратит наше внимание на копии древних росписей грузинских храмов.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать