Хранители памяти. Выставка "Москва сквозь века" в Третьяковской галерее. Часть 2

12 декабря 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
В этом выпуске из Государственной Третьяковской галереи - более подробное знакомство с экспозицией "Сохраненные святыни Москвы ушедшей". Рассказывает автор и куратор выставки, хранитель фонда драгоценных металлов Государственной Третьяковской галереи Людмила Владимировна Ковтырева.

Здравствуйте, дорогие телезрители! Наш сегодняшний выпуск из Государственной Третьяковской галереи, с экспозиции «Сохраненные святыни Москвы ушедшей».

Людмила Владимировна Ковтырева, хранитель фонда драгоценных металлов Государственной Третьяковской галереи, автор и куратор выставки «Сохраненные святыни Москвы ушедшей»

– Мы представляем литургический комплект из церкви Успения в Витенево, состоящий из потира, дискоса, звездицы и двух тарелей. Судьба этого литургического комплекта связана с деятельностью выдающегося человека эпохи Петра I – стольника Матвея Алексеевича Головина, который своим иждивением поставил церковь Успения в Витенево и оснастил ее на свои средства всем необходимым, в том числе и литургическим комплектом. Судьба у этих произведений сложная, потому что они были сделаны в 1723 году и, несомненно, имеют для нас большую художественную ценность, но по тому виду, в каком они поступили в галерею, можно сделать предположение, что в 20-е годы многие недооценивали художественный уровень этих памятников. Тарели были свернуты вчетверо, были подготовлены, что называется, на переплавку; по меткому выражению одного из моих коллег, их практически «достали из печки». В таком состоянии они не могли быть представлены на выставке, и наш реставратор Владимир Петрович Потурай приложил немало усилий к тому, чтобы воссоздать их первоначальный облик; но следы страданий – эти раны, нанесенные в 20-е годы, все-таки остались. Для нас важно и наличие следов бытования этого произведения: многочисленные царапины отражают как раз историю бытования этой вещи.

Не менее интересной, на наш взгляд, является дарохранительница, представленная рядом с литургическим комплектом. Это вещи, которые находились, можно сказать, «в сердце» храма – на святом престоле. Дарохранительница, представленная на нашей выставке, происходит из церкви Покрова Пресвятой Богородицы, которая именовалась «Грузинской» в честь находившейся здесь святыни – Грузинской иконы Богоматери. Эту церковь иногда еще называли церковью Богоматери Грузинской на Воронцовом поле. Любопытно, что старостой этого храма был Николай Александрович Найденов, который собрал и опубликовал изображения московских монастырей и церквей. Эта дарохранительница была вложена в церковь Грузинской Богоматери, очевидно, на рубеже ХVIII – начала ХIХ веков.

Когда мы затевали эту выставку, то не сразу почувствовали, какой ракурс будет у представленных вещей. В этом смысле особую роль сыграла икона преподобного Сергия Радонежского, которая поступила в дар Третьяковской галерее в 2013 году от частного владельца. Всматриваясь в эту икону, исследуя ее, я почувствовала, что в своем облике она практически воспроизводит историю храма Неопалимой Купины, который находился в Новоконюшенной слободе, близ Новодевичьего монастыря. Храм был уникален в своем роде. В 1680 году он был поставлен иждивением царского конюшенного Димитрия Колошина, который имел особое прилежание к иконе «Неопалимая Купина», что находилась в Грановитой палате в Святых Сенях. Этот человек молился перед иконой об избавлении его от беды. Он попал в какую-то неприятную ситуацию, и ему грозил суд, но он чудесным образом избежал этого суда и несправедливых обвинений. Эта история стала известна царю Федору Алексеевичу, и он благословил передать этот образ в церковь, которую Димитрий Колошин поставил в той слободе, где жил, недалеко от Новодевичьего монастыря. Так Неопалимовская церковь начала свое существование.

В 1887 году там служил протоиерей Сергий Герасимович Воронцов. Прихожане, отмечая 30-летие его служения, преподнесли ему икону. Именно она и была передана в Третьяковскую галерею. Эта икона связана с отцом Сергием, небесный покровитель которого – преподобный Сергий Радонежский и изображен на ней. В левом углу, в медальоне мы видим образ Богоматери «Неопалимая Купина». В правом медальоне еще одна святыня этого храма – образ Богоматери «Нечаянная Радость». Слева и справа от преподобного Сергия изображены апостол Марк и святитель Дмитрий Ростовский: в этом храме было два придела в их честь. Причем, придел апостола Марка был древним, а придел святителя Дмитрия Ростовского был освящен через два года после его канонизации – в 1757 году. На фоне этой иконы вы можете увидеть замечательное изображение самого Неопалимовского храма, выделенного светлым цветом. Слева от изображения преподобного Сергия роскошное цветущее древо, символизирующее собой жизнь и цветение. Эта икона сохранялась в семье отца Сергия и впоследствии оказалась в руках Алевтины Владимировны, члена семьи потомка отца Сергия Герасимовича Воронцова. Она любезно передала эту икону нам. И замысел данной выставки возник, когда я занималась этой иконой. Я подумала, что каждое произведение, каждая икона может рассказать очень много именно о своей связи с храмом и с людьми, которые там пребывали и служили. И это действительно оказалось так.

На нашей выставке представлено четыре напрестольных Евангелия. Одно из них – самое древнее из тех, которые мы показываем – печати 1627 года. Оно происходит из Алексеевского монастыря, одного из древнейших московских монастырей, имевшего сложную историческую судьбу и находившегося на том месте, где ныне располагается Храм Христа Спасителя. Вы знаете, что в 1832 году император Николай I принял решение о перенесении монастыря на другое место, хотя этому предшествовала мысль о том, что монастырь вообще надо упразднить. Только вмешательство митрополита Филарета позволило сохранить эту древнюю обитель. Долго подбирали место, куда перенести монастырь. Первоначально думали, что это будет Измайловский остров, наконец решили, что это будет Крестовоздвиженская церковь в Красном Селе. Туда должны были переехать святыни этого монастыря, которые бережно сохранялись на протяжении всей истории этой обители.

Это Евангелие, которое мы имеем возможность сегодня видеть, отсылает нас к истории монастыря в ХVII веке. Именно в этот период Алексеевский монастырь особенно укрепился и расцвел, потому что в это время был поставлен каменный собор. Один из приделов этого храма был освящен в честь Алексия, человека Божия, – небесного покровителя царевича Алексея Михайловича, который родился в 1629 году. Покровительство семьи Романовых этому монастырю связано с особым отношением к тому, что связано с рождением царевича. Матушка первого царя династии Романовых Михаила Федоровича пользовалась огромным авторитетом, была уважаемой старицей. Она радовалась и всячески способствовала успешному царствованию своего сына и была активной вкладчицей монастырей. Подобное Евангелие было вложено из ее рук в Алексеевский монастырь в Угличе. Я думаю, что и это Евангелие, вложенное тоже в Алексеевский монастырь, но в Москве, так или иначе может быть связано с ее именем. Более точное утверждение может основываться только на архивных, документальных свидетельствах. К сожалению, пока мы ими не располагаем, но делаем такое предположение, с одной стороны, на основании имеющейся аналогии, а с другой – на основании того, что видим перед собой. Евангелие замечательно издано, проиллюстрировано гравюрами Кондратия Иванова по рисункам Прокопия Чирина. Кроме того, оно украшено драгоценными камнями: изумрудами, сапфирами. Сам оклад серебряный, позолоченный, с замечательной гравированной пластиной, с фигурной накладкой – дробницей, с изображением распятия и в обрамлении жемчужной обнизи, которая частично утрачена, но частично сохранилась.

Есть предание, и достаточно широко распространенное, о том, что когда было принято решение о перенесении монастыря на другое место, игуменья приказала приковать себя к дереву и никак не хотела покинуть обитель. Документы, которые мы обнаружили в архиве Московской области, свидетельствуют совершенно о другом. Они рисуют облик смиренной игуменьи Клавдии, которая очень спокойно и с пониманием приняла решение церковного начальства о перенесении монастыря и сделала все, для того чтобы обеспечить его спокойное перемещение, создать удобства для жизни сестер на новом месте и, что самое главное, попыталась продолжить жизнь тех святынь, которые они хранили. Известно, например, что иконостас Алексеевского монастыря оказался в селе Бородино в церкви Смоленской Богоматери. Основные святыни были перенесены в Крестовоздвиженскую церковь, которая, по просьбе игуменьи Клавдии, из приходской стала монастырской, потому что иначе сестры не могли бы себе позволить какие-то передвижения. Только после того, как было принято решение передать церковь в ведение монастыря, стало возможным перемещение святынь. И это Евангелие тоже было перемещено в Новоалексеевский монастырь, как стал называться Алексеевский монастырь на новом месте. Повторю, что это Евангелие было свидетелем расцвета обители и судеб разных людей. Оно сохранено, и сегодня, благодаря нашим реставраторам, мы можем увидеть что это замечательный памятник декоративно-прикладного искусства и одна из святынь нашей Церкви.

Евангелие, которое лежит рядом и имеет оклад попроще, происходит из церкви Покрова в Левшине. Это стрелецкий приходской храм, который ставили стрельцы полка Афанасия Левшина примерно в 1702 году. Мы связываем это Евангелие с этим же временем, основываясь на атрибуции его оклада, то есть это конец ХVII – начало ХVIII века. И вот что странно– это Евангелие обложено зеленым бархатом. Если вы посмотрите наши экспозиции, то увидите, что Евангелие, как правило, имеет красный бархат, а здесь – зеленый. Надо сказать, что каждый стрелецкий полк имел свою форму, и левшинские стрельцы имели светло-зеленые кафтаны. Связано это как-то с тем, что Евангелие имеет такой же цвет, нет ли? Во всяком случае, какая-то закономерность здесь присутствует, и мы ее связываем с этим явлением.

(Продолжение следует).

Автор и ведущая Елена Чач, кандидат исторических наук

Записала Людмила Ульянова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 04 мая: 16:05

Анонс ближайшего выпуска

Продолжаем рассказ о работающей в Государственной Третьяковской галерее временной выставке «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А. Н.  Овчинникова». На этот раз заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, кандидат искусствоведения, куратор выставки Елена Михайловна Саенкова обратит наше внимание на копии древних росписей грузинских храмов.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать