Хранители памяти. Выставка "Москва сквозь века" в Третьяковской галерее. Часть 1

5 декабря 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Мы отправляемся в Государственную Третьяковскую галерею на выставку "Москва сквозь века". В этом выпуске - рассказ о произведениях русского православного искусства, представленных в начале экспозиции, и общее знакомство с проектом "Сохраненные святыни Москвы ушедшей".

Здравствуйте, дорогие телезрители! Сегодня в передаче «Хранители памяти» мы отправляемся в Государственную Третьяковскую галерею на временную выставку «Москва сквозь века».

Наталия Николаевна Шередега, заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи:

– Мы находимся в первом зале замечательной выставки, носящей звучное название «Москва сквозь века». Начинается рассказ о нашей столице с древних икон, которые когда-то находились в московских церквях и в которых запечатлена история нашего города; в первую очередь, это облик Кремля. Когда создавалась выставка, этому начальному этапу придавалось очень большое значение, потому что мы знаем, что Москва созидалась именно как кремль, и ее первыми каменными постройками были храмы, в том числе, конечно же, Успенский собор Московского Кремля. Образ города, образ стены, образ храма – это те образы, которые присутствуют в большинстве икон и которые очень созвучны средневековому сознанию человека, представляющему Небесный Иерусалим как Иерусалим, как Москву, как Константинополь, то есть как город, охраняющий своими стенами и своими храмами страну, государство и отдельного человека.

Кроме икон здесь нас встречает замечательное произведение искусства – образ Георгия Победоносца, выполненный в технике деревянной резьбы. Я хочу напомнить, что в конце XV века – в 1460-е годы – над Фроловскими воротами Московского Кремля был водружен огромный образ Георгия Победоносца. Мы с вами знаем, что «Георгий» становится гербом Москвы, он переходит на печати и до сих пор Георгий Победоносец… Как только появился первый «Георгий», с него были сняты копии для других городов, это как бы распространение великой идеи по всей территории Российского государства. Один из подобных образов, как вы видите, в очень хорошем состоянии находится в собрании Третьяковской галереи.

Слева и справа от этого образа располагаются иконы, среди которых хотелось бы в первую очередь отметить образ Спасителя над стенами Московского Кремля, потому что еще в период средневековья были настолько высоки престиж, значимость, идеал Москвы как священного града, что на иконах появляется не только условный образ, а носящий вполне конкретные приметы, например, реальные храмы Московского Кремля: и Успенский, и Благовещенский. Видны стены и башни, на которых иногда можно увидеть даже конкретные детали, вплоть до часов.

Во всех этих работах мы видим в первую очередь Московский Кремль и те события, которые были связаны с Москвой как с сердцем нашего Отечества. Это знаменитая икона «Сретение Владимирской Божией Матери», отсылающая нас к событиям 1393 года, когда войска Тамерлана двинулись к Москве и Владимирский образ Божией Матери – главной святыни Москвы и России – был перенесен. На месте встречи был основан Сретенский монастырь, давший название улице Сретенка. Мы знаем, что именно тогда было чудесное видение, и Тамерлан повернул назад. И Владимирская, и Москва еще раз выступают как защитники Отечества.

Среди икон, открывающих выставку «Москва сквозь века», есть образы тех людей, которые вошли в историю нашего Отечества, нашего города. Это митрополит Алексий, блаженный Максим, блаженный Василий. Это образы тех церквей и храмов, которые и сейчас стоят, сохранились по сей день; и тех, которые были утрачены, разрушены. Особое внимание всегда привлекают иконы, происходящие из храмов, ныне уже не существующих, ушедших из нашего города, исчезнувших с нашей карты, но не исчезнувших из нашей памяти. Одним из таких значимых мест, несомненно, был старообрядческий центр и его главный собор – церковь Успения на Апухтинке, – который своими чертами повторял Успенский собор Московского Кремля. После революции храм был закрыт, но уничтожен он только в 1935 году. На его месте возник завод «Станколит». Именно из этого утраченного храма происходит образ.

Особое внимание я хочу уделить тому, что в нижнем ряду, в клейме, мы с вами увидим Москву, колокольню Ивана Великого, Московский Кремль и тех двух святых, которые впоследствии прославились как блаженные, без которых невозможна история Москвы, – Василия Блаженного и Максима Блаженного.

Для нас каждая из икон, представленных на выставке «Москва сквозь века», – это не только памятник высокого художественного мастерства, не только знак исторической эпохи, не только свидетельство, несущее глубокое духовное содержание, но это еще и реальная попытка представить себе, чем являлась Москва в сознании наших предшественников.

Особое внимание мне хочется уделить той иконе, которая находилась в церкви Николы в Толмачах. Она сейчас восстановлена и находится в Третьяковской галерее. Это образ Алексия, человека Божия, на фоне стен Московского Кремля. Мы с вами знаем, что церковь Николы в Толмачах также закрывалась, подвергалась разрушению, но потом была восстановлена, что случилось не со всеми нашими церквями. Именно в рамках этой выставки, которую открывают иконы, находится спецпроект, носящий название «Сохраненные святыни Москвы ушедшей».

Людмила Владимировна Ковтырева, хранитель фонда драгоценных металлов Государственной Третьяковской галереи, автор и куратор выставки «Сохраненные святыни Москвы ушедшей»:

– Выставка «Сохраненные святыни Москвы ушедшей» представляет собой 30 произведений церковного искусства, которые происходят из 17 московских храмов, ныне не существующих; тех приходских и монастырских церквей, которые стали жертвой реконструкции Москвы или событий столетней давности – революции 1917 года. Мы показываем все эти предметы нетрадиционным способом, если можно так сказать. Обычно мы рассматриваем их как явление художественной жизни и показываем способы художественной обработки металла. Но сейчас мы хотим показать их как явление жизни церковной, как произведения, связанные с судьбами конкретных людей, конкретных храмов. На наш взгляд, именно этот ракурс оживляет драгоценную плоть памятников декоративно-прикладного искусства и, я думаю, заинтересует наших зрителей.

Работая над этой выставкой, мы почувствовали, что утраченные храмы и те произведения, которые мы представляем, связаны друг с другом незримой нитью. У них единый историко-культурный код, который совершенно неуничтожим. Несмотря на то что архитектурные памятники сегодня отсутствуют, память о них должна существовать, и эти произведения помогают ее сохранить. Без культурной памяти нет народа, нет нации. Это то, что связывает нас с прошлым и что дает ощущение будущего; мы чувствуем неразрывную связь с предками, создавшими замечательную красоту и служившими ей. Это обязывает нас сегодня продолжать их дело.

Надо сказать, что все эти произведения поступили в Третьяковскую галерею не напрямую, не из церквей. Они поступали через отдел народного образования, который стал своеобразным центром, перевалочным пунктом, где собирались памятники, имеющие художественно-историческое значение. Новая власть намеревалась представить их как явления, которые помогут построить новую культуру, создать нового человека. Третьяковская галерея виделась ведущим музеем, и, чтобы показать ее значимость и значимость русского искусства, нужно было продемонстрировать произведения, открывающие истоки этого искусства.

Поэтому в нашем собрании оказались произведения из многочисленных церквей, которые имели очень высокое художественное значение и которые представлялись раритетами. Те из них, которые имели в своем составе золото и серебро, оказались в фонде драгметаллов. Это, как вы понимаете, совершенно особый фонд. Он довольно пестрый: здесь есть произведения литургические (церковная утварь), светские (ювелирные произведения), иконы в окладах. Сейчас наша экспозиция дает возможность показать очень незначительную часть этой коллекции.

– Дорогие телезрители! Мы еще продолжим рассказ из Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева об иконописи Оружейной палаты. Всего вам доброго, до свидания.

(Продолжение следует)

Автор и ведущая Елена Чач

Записала Людмила Ульянова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 04 мая: 16:05

Анонс ближайшего выпуска

Продолжаем рассказ о работающей в Государственной Третьяковской галерее временной выставке «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А. Н.  Овчинникова». На этот раз заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, кандидат искусствоведения, куратор выставки Елена Михайловна Саенкова обратит наше внимание на копии древних росписей грузинских храмов.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать