Хранители памяти. Выставка "Благословение Святой Афонской Горы". Часть 1

16 августа 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В этом выпуске мы отправляемся в Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, где сейчас последнюю неделю работает выставка «Благословение Святой Афонской Горы». О старинных рукописях, о связях Афона с Россией, об уникальной коллекции фотографий, сделанных в XIX веке на Афоне Петром Ивановичем Севастьяновым, и о многом другом рассказывает куратор выставки Лариса Ивановна Алехина.

– Мы находимся в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Эта неделя – последняя, когда здесь работает выставка «Благословение Святой Афонской Горы», приуроченная к тысячелетию русского монашества на Афоне. С этой уникальной экспозиции – наш сегодняшний рассказ в передаче «Хранители памяти».

Алехина Лариса Ивановна, куратор выставки «Благословение Святой Афонской Горы», заведующая сектором рукописных и старопечатных книг в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, кандидат филологических наук:

– Наша выставка, открытая в юбилейный год тысячелетия русского монашества на Афоне, устраиваемая в стенах Спасо-Андроникова монастыря, конечно же, не могла не обойтись без древней истории русско-афонских связей, которая начинается практически с того момента, когда на Афоне побывал основатель нашей известной Киево-Печерской лавры преподобный Антоний Печерский. Естественно, что первая витрина посвящена именно связям русских монастырей с Афоном. Здесь представлены: образ преподобного Антония Печерского вместе с Феодосием Печерским, Киево-Печерский патерик, который рассказывает об этой древнейшей обители – матери русских церквей, образы русских подвижников, причисленных к лику святых – основателей многих русских обителей, а также совершенно замечательные, уникальные, очень редко доступные для большой аудитории рукописи, привезенные с Афона или же написанные уже здесь, на Руси, но с афонских списков тех аскетических сочинений, которые переводились на Афоне особенно широко в XIV веке.

И в первой витрине – совершенно замечательная, уникальная рукопись начала XV века, это «Лествица» преподобного Иоанна Синайского, которая сопровождается великолепными миниатюрами: на одной – изображение преподобного Иоанна, поучающего с вою братию, к которой адресована вся книга аскетических слов, и вторая – видение лествицы преподобного Иоанна, явленное ему, что называется, в тонком сне, когда ему открывался подвиг и восхождение иночества к небесам, что до самой последней ступени тем не менее не гарантирует спасительного вхождения в рай.

И дальше, если мы с вами пройдем к следующим витринам, то увидим, что здесь представлены автографы людей, которые, будучи греками, или болгарами, или сербами по национальности, в силу каких-то условий попали в Россию и уже здесь получили прославление и были причислены к лику святых. Здесь есть рукопись с автографом преподобного Максима Грека, рукописи, собранные на Афоне, как, например, «Добротолюбие» преподобного Паисия Величковского, который там начал создавать славянское «Добротолюбие», изданное уже здесь. И вот вся эта часть, начиная с Киево-Печерского патерика и кончая изданием XIX века – толковой Псалтири, переведенной Максимом Греком, представлена в первом разделе выставки.

Некоторые памятники особенно нам дороги и священны, потому что несут на себе знаки присутствия в руках преподобных старцев. Такова, например, рукопись, привезенная в свое время из монастыря Саввы Освященного со Святой Земли архимандритом Леонидом (Кавелиным). В это время в Оптине в Иоанно-Предтеченском скиту преподобный Макарий Оптинский занимался подготовкой к изданию аскетических сочинений, и архимандрит Леонид, получив от своего духовного наставника в Саввиной обители рукопись, созданную в XIV веке на Афоне – «Слова Исаака Сирина», отправляет ее в родную Оптину пустынь.

Не менее значима для нас икона, представленная в первом разделе и занимающая отдельную витрину. Это икона великомученика и целителя Пантелеимона, которая имеет на обороте надпись, сделанную преподобным Аристоклием Афонским: он передает в дар эту икону одному из своих духовных чад и оставляет об этом на обороте надпись. Такие святыни, так же как напрестольные или запрестольные кресты, вырезанные на Афоне в XVI – XVII вв., конечно, служат необыкновенным украшением нашей выставки.

Совершенно уникальны, дают единственную, наверное, возможность зрителям увидеть то, что хранится в древлехранилище Р оссийской государственной библиотеки и практически никогда не выставляется, – фотографии из фонда Петра Ивановича Севастьянова. Замечательный человек, очень глубокий и тонкий исследователь, П.И. Севастьянов уже в середине XIX века, когда только появляется фотография, понял ее возможности. Он приезжает с экспедицией на Афон, закупает материалы, чтобы дать возможность и своим современникам, и особенно потомкам увидеть то, что практически недоступно многим и многим исследователям. Человек необыкновенной щедрости, он все закупленные очень дорогие материалы оставляет потом в Русском Андреевском скиту, чтобы там существовала своя фотолаборатория.

В одном из писем он сообщает, что работа очень сложная: он не мог фотографировать в лабораторных условиях, потому что древние рукописи, очень часто пыльные, потемневшие от времени, требовали специального освещения. Это освещение в то время было возможно на улице, и как он пишет, им приходится снимать рукописи при необыкновенной жаре. В лучшем случае делалось до двадцати пяти кадров в день. Он привез с Афона из экспедиции пятьдесят тысяч снимков. Некоторые рукописи отснимал полностью, и они становились доступны для исследователей.

В то время П.И. Севастьянов уже предложил на совещании в Париже, чтобы при больших библиотеках создавались обменные фонды фотокопий, чтобы их действительно можно было исследовать самой широкой научной аудитории. То есть он обогнал свое время даже, наверное, не на сто лет, а больше, потому что только сейчас создаются фонды фотокопий.

В экспедиции участвовали художники, и черно-белые фотографии по просьбе Петра Ивановича раскрашивались от руки, и мы сейчас можем увидеть то, что скрыто в библиотечных собраниях Афона.

Нельзя не отметить, что какой-то удивительный подход вызвал и ответную реакцию. Петру Ивановичу давали для фотосъемок такие памятники, которые вообще никогда никому на руки не выдавались. Он фотографировал грамоты, по которым император давал льготы афонским монастырям. Конечно, они хранились в афонских собраниях как величайшие святыни, потому что этим закреплялось право на владение или землей, или постройками, а Петру Ивановичу грамоты выдавали на руки, чтобы он мог снимать их в Андреевском скиту. Одно из таких писем, когда настоятель Андреевского скита сообщает ему, что из монастыря приходил монах и просил этот документ в ближайшее время вернуть, потому что он им сейчас нужен.

В этом же разделе негативы фотографий – то, что вообще никогда не выдается даже исследователям и тем более не выставляется.

Здесь же представлены и рукописные списки паломнических заметок, сделанные современниками Петра Ивановича. Это иеромонах Николо-Пешношского монастыря Иероним, который в это же время побывал на Афоне. Ни разу не встретившись там с П.И. Севастьяновым (их пути не пересеклись), он был наслышан об экспедиции. Не имея возможности фотографировать, как Петр Иванович, иеромонах Иероним создал свои путевые записки и, будучи неплохим рисовальщиком, сопроводил их эскизами, зарисовками и отдельных монастырей, и каких-то святынь, и схемами расположения росписей на стенах. Уже по возвращении в Россию, в свой родной монастырь, он переписал набело эти записки и сопроводил их более чем тремястами иллюстрациями. Эту книгу очень любезно нам представил тоже отдел рукописей Российской государственной библиотеки.

Замечательные памятники своей коллекции для этой выставки представил московский коллекционер Владимир Селиванов. Кстати, стоит отметить, что именно для этой выставки он отреставрировал целый ряд своих памятников, которые рассказывают об иконописных традициях, развивавшихся в XIX – начале ХХ века в русских обителях на Афоне.

Замечательным дополнением к тем памятникам, о которых я уже сказала, служат гравюры, переданные нам тоже для этой выставки из Российской государственной библиотеки. Гравюры, выполненные или в греческих, или же в русских мастерских, но запечатлевшие различные обители Афона, святых Афона, создают свой особый фон, позволяющий как бы погрузиться в ту атмосферу, которая, к сожалению, не всем из нас доступна.

– Мы еще продолжим рассказ с экспозиции «Благословение Святой Афонской Горы». А сегодня время нашего эфира подошло к концу.

 

Автор и ведущая программы Елена Чач
Записала Аксиния Шмонденко

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 04 мая: 16:05

Анонс ближайшего выпуска

Продолжаем рассказ о работающей в Государственной Третьяковской галерее временной выставке «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А. Н.  Овчинникова». На этот раз заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, кандидат искусствоведения, куратор выставки Елена Михайловна Саенкова обратит наше внимание на копии древних росписей грузинских храмов.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать