Хранители памяти. Реставрация Успенского собора Московского Кремля

6 июня 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Новый выпуск посвящен комплексной реставрации Успенского собора Московского Кремля, которая должна начаться уже в этом году и будет длиться, по предварительным подсчетам, около пяти лет. Реставрационные работы такого масштаба в соборе никогда не проводились. О том, что и как будут реставрировать, вы узнаете в нашей программе.

– Мы находимся в Успенском соборе Московского Кремля. В этом году планируется начать его масштабную реставрацию. Подробнее об этих планах – в нашем сегодняшнем выпуске передачи «Хранители памяти».

Соглашение о сотрудничестве, связанное с длительной и масштабной реставрацией Успенского собора, подписали Музеи Московского Кремля и публичное акционерное общество «Транснефть». «Транснефть» и ранее помогала в реставрации собора, однако теперь начинается особый этап отношений, связанных с этим уникальным памятником. Церемония торжественного подписания соглашения состоялась в Мироваренной палате Патриаршего дворца.

Гагарина Елена Юрьевна, генеральный директор Музеев Московского Кремля:

– Мы подготовили все необходимые серьезные документы, чтобы делать реставрацию этого сложнейшего и важнейшего памятника, находящегося на территории Кремля, не частями, но приступить к комплексной реставрации Успенского собора. Компания «Транснефть» выразила желание помочь нам в этом сложном вопросе и взяла на себя непростой труд финансировать реставрационные работы, которые, как мы сейчас рассчитываем, будут длиться более пяти лет.

Успенский собор – это не только памятник, известный абсолютно каждому жителю нашей страны и многочисленным туристам, которые в последние годы приезжают к нам все в большем количестве, это и совершенно особое место для каждого русского человека. И сегодня мы являемся свидетелями важнейшего события в истории кремлевской реставрации – мы начинаем комплексную реставрацию Успенского собора. Необходимость проведения подобной работы была осознана нами достаточно давно. О тревожном состоянии собора специалисты говорили еще в 1970-е годы, когда праздновали 500-летие завершения строительства собора, но на протяжении десятилетий Музеи Московского Кремля были вынуждены исключительно самостоятельно поддерживать собор.

Лишь в последние годы нам удалось осуществить полномасштабное изучение его конструкций и фундаментов, а также определить степень их устойчивости и жизнеспособности. Именно эти исследования, осуществленные музеем, позволили определить направление будущей реставрации. Ее особенность заключается в том, что любые работы в Успенском соборе связаны с реставрацией фресок, которые полностью покрывают стены и своды внутри собора. Последний раз их реставрировали более сорока лет тому назад. Задача подобной комплексной научной реставрации никогда не ставилась нашими предшественниками, но она в полной мере соответствует значению, которым обладал Успенский собор в истории Русской Православной Церкви и Русского государства.

Уникальный статус этого собора стал формироваться еще в первой четверти XV века, после погребения здесь митрополита Петра. Его почитание и последующее церковное прославление сделало московский Успенский собор реликварием не только первого московского святого, но и первого, по благословению Константинопольского Патриарха, предстоятеля Русской Православной Церкви.

С середины XV века здесь, у мощей святителя Петра, происходило поставление митрополитов, а затем и патриархов всея Руси. По словам современников, Успенский собор был единственным местом, где могла осуществляться каноническая передача власти русских первосвятителей, и при святом митрополите Ионе он становится символическим образом всей Русской Церкви, что с особой четкостью было осознано и проявилось после его перестройки при Иване III.

Достоверно известно, что с 1479 года Успенский собор становится пространственным ковчегом другой величайшей святыни Русской земли – Владимирской иконы Божией Матери. В 1498 году под сводами собора происходит поставление на великое княжение Дмитрия Ивановича, внука Ивана III. С 1547 года собор становится местом венчания на царство московских царей, а затем и коронования императоров всероссийских. Таким образом, собор стал олицетворением не только апостольской преемственности предстоятелей Русской Церкви, но и харизматичности государственной власти в нашем Отечестве.

Вся полнота представлений об Успенском соборе нашла отражение в уникальном архитектурном ансамбле собора, сформировавшемся при митрополите Филиппе I и великом князе Иване III и воплощенном знаменитым болонским архитектором и инженером Аристотелем Фиораванти. Созданный им Успенский собор кардинальным образом изменил представление о соборном храме в русской позднесредневековой архитектуре. Вместо традиционного крестово-купольного одноглавого или трехглавого храма Аристотель Фиораванти создал, по сути, шестистолпную базилику с круглыми колоннами и пятью главами. Его влияние распространилось на зодчество XVI–XVII веков и сохранилось и в более поздний период, актуализировавшись в эпоху историзма, в конце XIX – начале ХХ века.

Значение Успенского собора не остается в далеком прошлом. С возобновлением в 1990 году патриаршего богослужения в Успенском соборе все заложенные в нем смыслы вновь открыты для всего российского общества, а не только для музейного и искусствоведческого сообщества. Музеи Московского Кремля в полной мере осознают ответственность за сохранение величайшей святыни нашей страны. Перед нами стоит задача полномасштабной реставрации памятника и его росписей, позволяющей на многие десятилетия вперед обеспечить сохранность всех его элементов, и осуществима она только при участии наших уважаемых спонсоров.

Токарев Николай Петрович, президент публичного акционерного общества «Транснефть»:

– В 2008 году было проведено комплексное инженерное обследование технического состояния здания, и стало ясно, что оно требует масштабной реконструкции: очень серьезного ремонта, начиная от куполов и заканчивая крыльцом, в том числе это стенопись и те исследования, которые понадобятся для проведения данной работы. Сейчас, когда задача поставлена, для «Транснефти» дело чести и долга – участвовать в этой работе.

Гагарина Елена Юрьевна:

– Реставрация Успенского собора замечательна тем, что мы будем проводить эту работу в комплексе: не только реставрировать, но и исследовать. По результатам исследований мы будем издавать научные труды и книги и, надеюсь, сделаем фильм, который будет рассказывать, как проводилась эта работа. Потому что реставрация любого памятника, любого объекта, находящегося на территории Московского Кремля, – это всегда возможность сделать очень важные открытия, которые, надеюсь, мы скоро представим вашему вниманию.

Будут проводиться работы, которые касаются абсолютно всего, начиная от инженерии, реставрации фресок, исследования всех частей собора и заканчивая очень сложной проблемой с кровлей и сводами собора, поэтому работа серьезная, сложная и масштабная.

Конечно, любую реставрацию любого собора, любой церкви на территории Кремля мы делаем только по согласованию с Церковью и после благословения Святейшего Патриарха Кирилла. Что касается этих работ, то собор закрываться не будет: службы здесь будут продолжаться, и мы будем проводить реставрационные работы по частям, поэтому работы займут достаточно долгое время. Надеюсь, что нам удастся справиться с этой задачей, не закрывая собор ни для публики, ни для проведения служб.

Баталов Андрей Леонидович, заместитель генерального директора Музеев Московского Кремля по научной работе, доктор искусствоведения, профессор:

– Все, что находится в Успенском соборе, является драгоценнейшей церковной и государственной реликвией, поскольку на протяжении столетий здесь собирались самые главные святыни Русской земли, которые, особенно собрание икон, в какой-то степени отражают путь создания общерусского государства. Собор пережил множество пожаров, которые, естественно, наносили значительный урон его строительным конструкциям и облику, тем не менее дошел до нашего времени. Естественно, собор претерпел определенные изменения и во внешнем облике, и во внутренней структуре, особенно в алтаре, но тем не менее это тот самый собор, которые был освящен в 1479 году при великом князе Иване III.

Несмотря на то что собор создан величайшим инженером второй половины XV века, уже при его строительстве были заложены определенные сложности для его устойчивости и жизнеспособности, отчасти связанные с характером места, на котором он был построен (грунтовые воды достаточно близки к поверхности, особенно в середине Соборной площади), и, несомненно, с его конструкцией, настолько необычной для Московской Руси того времени, что она привлекла особое внимание летописца, записавшего, что собор построен «палатным образом».

Перед нами действительно базиликальное пространство, первоначально круглые столбы несли своды без подпружных арок, то есть это были слитые крестовые своды, которые перетекали друг в друга, образуя единое пространство. В них и была заложена вся та сложность, с которой сталкивались наши предшественники, столкнулись и мы. Это тонкие, в один кирпич, своды, которые, пережив пожар 1547 года и все события Смутного времени, уже к 1624 году (начало царствования Михаила Федоровича) пришли в такое состояние, что английский инженер и архитектор Джон Талер вынужден был их перебрать, возвести те подпружные арки, которые мы видим сейчас, и связать весь собор дополнительными металлическими связями.

Когда 10 лет назад мы заключили договор с известной фирмой «Креал», занимающейся неразрушающими инженерными обследованиями, мы пришли к выводу, что в самом скором времени необходимо заняться реставрацией сводов. Эта реставрация должна решить очень многие проблемы, которых наши предшественники даже не касались, и самое главное – заняться реставрацией крыши собора. Чердачное пространство настолько низкое, что без разборки кровли невозможно утеплить своды, а соответственно, невозможно защитить своды от конденсата.

– Предполагается, что в ходе реставрации будет сделан целый ряд научных открытий, например в результате демонтажа иконостаса будет открыта древняя роспись алтарной стены. Сейчас для осмотра доступны фрагменты этой росписи, некоторые из них могут принадлежать кисти знаменитого Дионисия или мастера его круга.

Собор посещает огромное число туристов, и перед реставраторами встают дополнительные задачи, связанные с низкой культурой некоторых наших современников. Отдельные посетители умудряются забираться даже на моленное место патриарха, чтобы сделать селфи, отчего страдает древний мрамор.

Мы завершили рассказ о реставрационных работах, которые планируют начать в этом году в Успенском соборе Московского Кремля.

Автор и ведущая программы Елена Чач

Записала Аксиния Шмонденко

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 16:05
  • Понедельник, 29 апреля: 03:00
  • Вторник, 30 апреля: 13:15

Анонс ближайшего выпуска

Возобновляем выход серии выпусков о работающей в Государственной Третьяковской галерее временной выставке «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А. Н. Овчинникова». О представленных на этой экспозиции иконописных произведениях, в числе которых не только копии, выполненные Адольфом Николаевичем Овчинниковым, но и подлинные древние иконы - например, удивительный оплечный образ Спасителя, - рассказывает заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, кандидат искусствоведения, куратор выставки Елена Михайловна Саенкова.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать