Хранители памяти. Музей им. Андрея Рублева. Часть 2

5 января 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В этом выпуске передачи - продолжение рассказа о Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. На этот раз мы более подробно остановимся на первых годах его существования и его иконописном собрании.

– В этом выпуске передачи «Хранители памяти» мы продолжим цикл рассказов из Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

Геннадий Викторович Попов, директор Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, доктор искусствоведения, профессор:

– Музей должен был представлять как бы плакальщиков при утраченной могиле Андрея Рублева. Но жизнь заставила идти своим путем, и стало понятно, что не только реставрационная фиксация памятников рублевской эпохи достойна деятельности этого музея, но и спасение самих памятников. С 1954 года сюда начинают свозиться некоторые памятники, а в 1956 году музей сам начинает собирать произведения, и сейчас здесь более двадцати тысяч экспонатов. Экспонаты собирались из закрытых церквей и бог знает из каких еще мест. В 1954 – 1956 годах и чуть позднее музей, основанный в 1947 году, был открыт для публики только 21 сентября 1960 года, на день Рождества Богородицы (так уж получилось). И вся антирелигиозная пропаганда не повлияла на факт условного, но очень важного юбилея Андрея Рублева. Как-то подсчитали, что он родился около 1360 года, и в сентябре 1960 года решили это отпраздновать. Причем отпраздновали достаточно широко. К открытию музея было уже около ста с небольшим вещей и копии с икон Андрея Рублева.

Деятельность музея началась, как только сюда приехал Давид Ильич Арсенишвили, который основал Театральный музей в Тбилиси. Здесь он смотрелся городским сумасшедшим, потому что переписывался с Бахрушиным, общался с такими людьми, как Какабадзе и Гомиашвили. Он устроил постоянную выставку, которая потом перешла в Литературный музей Грибоедова. Здесь ему было негде жить, он жил в старых, утраченных галереях собора и спал там на раскладушке. Потом, где-то в конце его жизни, ему дали комнату. Так что героизм у этого человека был невероятный. Здесь получали «безумные» деньги – 69 рублей в месяц, позже прибавили до 75 рублей. Но он был большим энтузиастом, вел очень активную жизнь, общался с дипломатами и пытался поднять и укрепить международный уровень популярности Андрея Рублева. С Арсенишвили связан очень любопытный момент. Когда его приглашали в посольство, он всегда подъезжал не на такси, а брал какую-то частную машину, чтобы все видели, что он приезжает на «своей» машине… Если бы не было Давида Ильича, то не было бы и музея.

А также если бы не было Деминой Натальи Алексеевны. Она работала хранителем древнерусского отдела Третьяковской галереи, но в 1950 году ушла на некоторое время. Наталья Алексеевна была величайшим знатоком творчества Андрея Рублева и сделала очень много для атрибуции произведений древнерусского искусства. Причем ее великая книга, которая называется «Троица» Андрея Рублева», вышедшая в 1963 году, в сущности, как она говорила сама, была написана на огородах во время войны, когда копали за городом картошку. Важно то, что она создала целую отрасль – рублеведение. И много людей, следуя за ней, занялись не исторической частью (фактологией), а самой сутью, природой искусства, что на самом деле является наиболее сложным материалом, потому что он трудно подвергается анализу. Мы забыли язык, не всё знаем, и, конечно, эмоции, которые мы получаем от созерцания произведений, я бы сказал, не всегда адекватны. Мы все-таки люди уже совсем другого времени, и момент углубленного и обобщенного видения – это, конечно, очень важно.

В музее проводились реставрационные работы, потому что то, что привозилось, было не весть в каком виде. Эти вещи были больны, надо было выводить грибок и пр. Проводились тяжелейшие работы… 21 сентября 1960 года открыли корпус, которого сейчас, к сожалению, нет: он был без фундамента, подгнил, и его пришлось убрать. Но тем не менее он был открыт, несмотря на антирелигиозный угар эпохи Никиты Сергеевича, это был как разрыв бомбы. Если говорить о просветительской деятельности, то здесь уже тогда собирались толпы на лекции. Сейчас много подобных центров, а тогда был один специализированный Музей древнерусского искусства. В какой-то момент он играл очень важную роль, здесь проводились выставки, издавались крохотные, но каталоги. И это все способствовало расцвету науки о древнерусском искусстве.

У нас тоже проходит исследовательская работа, хотя и идет очень трудно. На иконах не написано, кто, когда и где их создал, так что все приходится выуживать из каких-то стилистических, материальных признаков и т.д. Это трудная работа, но безумно интересная и увлекательная.

Музей на сегодняшний день располагает выставочным залом, он находится у входа, в настоятельском корпусе. Он, к сожалению, не очень большой. Помещение же трапезной было хозяйственной частью. А на втором этаже этого здания расположены экспонаты XIII – XV веков и начала XVI века. Мы выставили копию работы Андрея Рублева с росписью 1408 года, потому что чрезмерная нагрузка в связи с богослужениями привела фрески в тяжелое состояние.

У нас есть зал XVI века (грозненская эпоха) и два зала XVII века, от начала и до петровской эпохи, то есть мы заканчиваем где-то 1703 годом (это период основания Петербурга). Конечно, мы могли бы выставить прекрасные вещи XVIII и даже XIX века, иногда что-то подобное делаем на выставках, но у нас очень мало места. Если было бы больше места, то мы бы всё заполонили экспонатами, у нас их достаточно много.

– У музея ценное иконописное собрание, включающее не только станковые произведения, но и фрагменты древних фресок. Среди самостоятельных образов выделяется икона Спаса Вседержителя первой половины XIII века – одно из немногих дошедших до нашего времени произведений древнерусской иконописи, созданных незадолго до монгольского нашествия. В этой, написанной в ростово-ярославских землях иконе специалисты находят влияние не только среднерусских, но и византийских традиций.

Разнообразна коллекция ростовских икон. Особое значение имеют иконы XV – XVI веков из Дмитрова, созданные московскими мастерами в период расцвета московской иконописи. Они позволяют проследить ее развитие от времени Андрея Рублева до последователей Дионисия. Кисти самого Андрея Рублева или выдающегося иконописца его круга принадлежит икона Иоанна Предтечи, первой трети XV века, происходящая из Николо -Пешношского монастыря близ Дмитрова. Образ полон внутренним покоем и совершенной гармонией.

Икона «Святая Троица» Андрея Рублева послужила образцом другого хранящегося в музее произведения – «Святой Троицы» инока Паисия, написанной в 80-е годы XV века для Успенского собора Иосифо-Волоколамского монастыря. В этот же период из мастерской прославленного иконописца Дионисия вышла икона «Успение Богоматери», созданная для Успенского собора города Дмитрова. На ней торжество вечной жизни, выраженное через праздничный колорит и мерный ритм композиции. Заметна здесь и характерная для Дионисия и его последователей особая поэтичность.

Позднее, в начале XVI века, для того же Дмитровского Успенского собора была создана житийная икона преподобного Сергия Радонежского, возможно написанная в мастерской сына Дионисия – Феодосия. Среди иконописных произведений времени Ивана Грозного выделяется, безусловно, такой шедевр древнерусского искусства, как Богоматерь Владимирская Волоколамская. Обширна и разнообразна коллекция икон XVII века, включающая в себя как памятники столичного круга, так и региональные произведения.

 

Автор передачи и ведущая Елена Чач
Расшифровка: Людмила Моисеева

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 04 мая: 16:05

Анонс ближайшего выпуска

Продолжаем рассказ о работающей в Государственной Третьяковской галерее временной выставке «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А. Н.  Овчинникова». На этот раз заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, кандидат искусствоведения, куратор выставки Елена Михайловна Саенкова обратит наше внимание на копии древних росписей грузинских храмов.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать