Хранители памяти. Экспозиция церковного искусства в музее "Новый Иерусалим"

25 октября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Очередной выпуск программы "Хранители памяти" - из музея "Новый Иерусалим", с экспозиции церковного искусства. О представленных здесь иконописных произведениях рассказывает старший научный сотрудник художественного отдела музея "Новый Иерусалим" кандидат искусствоведения Наталья Алексеевна Мерзлютина.

– Мы находимся в музее «Новый Иерусалим», в зале русского церковного искусства. О ряде иконописных произведений, представленных в этом зале, – наш сегодняшний рассказ в передаче «Хранители памяти».

Мерзлютина Наталья Алексеевна, старший научный сотрудник художественного отдела музея «Новый Иерусалим», кандидат искусствоведения:

– Мы с вами находимся в зале церковного искусства XVI–XIX веков. Коллекция церковного искусства музея «Новый Иерусалим» напрямую не связана с Ново-Иерусалимским монастырем, поскольку большинство образов, которые входили в первоначальную коллекцию, погибли во время Великой Отечественной войны. Благодаря активному собирательству музейщиков после Великой Отечественной войны, в 1960–70-е годы, музейная коллекция пополнилась иконами, которые приобретались через Министерство культуры (а музей «Новый Иерусалим» был головным музеем Подмосковья), у частных лиц. И специально эта закупка производилась с оглядкой на историю Ново-Иерусалимского монастыря. Прежде всего это связано и с иконографией (то есть в собрании есть Иверская икона Божией Матери или икона Божией Матери «Троеручица»), и с самой эпохой второй половины XVII – начала XVIII века – эпохой расцвета Ново-Иерусалимского монастыря.

На афише зала церковного искусства музея «Новый Иерусалим» помещено изображение Страстной иконы Богоматери. По мнениям специалистов, иконография восходит к итало-критскому искусству, где подобный извод появился в XV веке. Но в России прославление произошло лишь в XVII веке в Нижегородской области, в селе Палец, откуда икона была привезена в Москву, где выполнили список с нее. Затем икона была отпущена обратно, а в Москве основан Страстной монастырь.

Первоначальная чудотворная икона, к сожалению, не сохранилась, но сохранились списки с этого образа второй половины XVII – рубежа XVII–XVIII веков. Один из таких списков, совершенно замечательный, находится в нашем собрании. Он выполнен мастером Центральной России на рубеже XVII–XVIII веков. Мастер явно был знаком с традицией живоподобного письма Оружейной палаты, но выполнил список на свой манер, с оглядкой и на традиционное искусство.

Прекрасным примером живописи мастеров Оружейной палаты в собрании музея «Новый Иерусалим» является Корсунская икона Богоматери небольшого аналойного размера, написанная на рубеже XVII–XVIII веков. На полях образа изображены святые Константин и Елена, что свидетельствует о специальном, патрональном, заказе этого образа. По всей видимости, человек, который его заказал, носил имя либо Константин, либо Елена. Прямой аналогией этому образу является Корсунская икона Божией Матери, выполненная мастером Алексеем Квашниным и датируемая 1708 годом, из частного собрания. Возможно, эта икона выполнена тем же самым мастером или мастером из его ближайшего окружения.

Если говорить о периоде петровского времени, то к первой четверти XVIII века относится также исполнение иконы Богоматери «Троеручица», которая написана мастером Поволжья или, возможно, Севера, также ориентирующимся на живоподобное письмо.

Среди списков с древних богородичных образов в коллекции музея «Новый Иерусалим», конечно же, есть списки с наиболее почитаемых, таких как Владимирская икона Божией Матери. В зале представлены две иконы, которые позволяют сравнить стилистику мастеров, работавших в XVII веке, и мастеров, работавших уже в Новое время – в XVIII веке.

Кроме того, в зале также представлены два списка с Казанского образа Богоматери, которые тоже позволяют сравнить работу мастеров XVIII и XIX веков. Один из них датирован 1764 годом, а второй представляет собой список с образа Богоматери Казанской (Ярославской). Поскольку Казанская широко почиталась на Руси, то была прославлена не только икона, находившаяся в Казани, но и многочисленные списки, которые явились и прославились в разных регионах России. В том числе в Ярославле в Казанском монастыре находился чудотворный список Богоматери Казанской. И та икона, которая представлена в нашей экспозиции, дополнена изображением ярославских святых.

Среди списков с древних образов, почитаемых на Руси, представляет интерес Тихвинская икона Богоматери, выполненная, согласно надписи на ней, в 1736 году. По всей видимости, этот образ исполнен в самом Тихвине или где-то в северных землях. Мы знаем, что при самом монастыре существовала иконописная мастерская, и поскольку подобные образы были очень востребованы, особенно уже в Новое время – в XIX веке, если где-то собирались построить храм в честь Тихвинской иконы Богоматери, то старались исполнить или заказать список в самом Тихвинском монастыре. И мы знаем о подобных списках, выполненных «в меру и подобие», когда мастера не только пытались четко воспроизвести особенности древней иконы, черты лика, иконографию, но также и саму меру, то есть размер этой иконы. Иконы и XVIII века, и XIX века очень похожи на чудотворный образ, в то же время каждая из них несет особенности стиля своего времени.

В экспозиции древнерусского церковного искусства музея «Новый Иерусалим» представлены образы, выполненные мастерами, обладавшими совершенно разными талантами и разной художественной выучкой. Можно увидеть и иконы, написанные провинциальными народными мастерами. Прекрасным примером такого народного искусства является Ахтырский образ Богоматери, написанный в последней четверти XVIII века в южнорусских землях. Мы можем видеть и яркий колорит, и некоторое нарушение пропорций, утемненный лик Богоматери и характерную рамку, которая встречается именно на провинциальных списках и просто воспроизводит реальную рамку чудотворной иконы.

Замечательным примером творчества иконописных центров Владимирской губернии является список с Боголюбской иконы Богоматери, который представлен в зале. В нашем случае Боголюбская икона Богоматери изображает Богородицу не только в молении Спасителю с деисусом на верхнем поле, как на чудотворной иконе, но также в левой части композиции написан и крест, который был на окладе. Он был вложен на чудотворную икону царем Федором Алексеевичем в XVII веке и затем изображался на подобных иконах, в основном писавшихся в окрестностях Владимира, потому что было необходимо, чтобы мастера видели чудотворный образ. Кроме того, Богоматерь представлена на фоне Боголюбского монастыря. И мастер даже добавил такой живописный ход, изобразив белье, сушащееся прямо на берегу речки, что говорит о стремлении художника изобразить реальный пейзаж и ввести его в иконный образ.

Специалисты предполагают, что образ написан именно в Мстёре – одном из крупных иконописных центров Владимирской губернии. Мастера Мстёры сознательно ориентировались на древнее письмо, старались воспроизводить темный колорит (в охристом фоне), темный лик Богородицы. В то же время мастера старались довольно четко изобразить монастырь, что характерно уже для иконописи XIX века, потому что в это время, в начале XIX века, появились чертежи городов, чертежи и изображения монастырей.

Замечательным примером соединения традиций иконописи и господствующего стиля, в данном случае барокко, является комплекс икон из Воскресенского храма Ногинского района Московской области. В данном случае в зале представлены три иконы из четырех. Комплекс представляет собой четыре образа: «Господь Вседержитель на престоле», «Богоматерь с Младенцем на престоле», «Святой Николай Чудотворец», «Святые Евфимий Суздальский и Димитрий Ростовский в молении образу Спаса Нерукотворного». Этот комплекс представляет собой прекрасный пример соединения традиционного искусства и влияния стиля барокко, который был распространен в светском и церковном искусстве во второй половине XVIII века. О влиянии стиля барокко говорят яркий синий фон, струящиеся одежды святых, замечательно украшенный трон Богоматери.

Прекрасным примером иконы, написанной северным мастером, является образ Алексия, человека Божия, с двенадцатью клеймами жития, написанный в конце XVIII века. Клейма располагаются в строгом порядке: их нужно читать слева направо, так, как мы пишем. То есть сначала читается верхний ряд, потом левое – правое клеймо, левое – правое, и нижний ряд. Эта икона очень интересна своим колоритом: мастер использовал очень яркий, насыщенный колорит с применением малинового, желтого цветов. А в отдельных клеймах явно влияние гравюры, поскольку здания, которые изображены, скажем, в клеймах, где Алексий, человек Божий, припадает перед своим отцом или молится перед иконой Господа Вседержителя, изображены многоэтажные каменные здания, которые, по всей видимости, взяты с каких-то голландских гравюр, популярных тогда в том же Архангельске, потому что Архангельск был большим портом, через который русские купцы общались с купцами стран Северной Европы.

Хотелось бы остановиться на изображении обители Зосимы и Савватия Соловецких. На иконе представлены преподобные Зосима и Савватий Соловецкие на фоне основанного ими монастыря. Подобных икон сохранилось очень немного. Та, которая представлена в зале, датируется первой четвертью XVII века и написана северным мастером. Обращает на себя внимание, как интересно написан сам монастырь. Святые представлены на фоне Спасо-Преображенского собора, с левой стороны изображены их гробницы. Еще с левой стороны дополнительно изображена церковь Николая Чудотворца, которая также отмечена иконой святителя Николая. Над ней изображены колокольня и два монаха, которые звонят в колокола. Это не святые Зосима и Савватий, которые дважды изображены на этой иконе, а просто монахи, которые звонят в колокола, то есть на иконе изображено начало службы. А с правой стороны изображена церковь Успения Богоматери, которая подчеркнута образом Казанской иконы Богородицы. Монастырь обнесен стенами, и на первом плане символически изображено Белое море, окружающее со всех сторон остров, на котором был основан монастырь. На полях представлены избранные святые. Икона написана очень яркими, светлыми красками на золотом фоне и производит праздничное, яркое впечатление. Замечательно сочетание разбеленных зеленых и розового тонов.

Образ Ангела Господня второй половины XVIII века, по всей видимости, происходит из какого-то небольшого иконостаса церкви. Есть народное предубеждение, что скульптура в православии невозможна и мы почитаем только иконы, в отличие от католиков. Это не совсем верное убеждение, поскольку уже с середины XVII века в обиход русских мастеров вошла также и объемная скульптура. И это связано как раз с Воскресенским собором Ново-Иерусалимского монастыря, поскольку благодаря Никону в иконостасе появилась объемное распятие. Оно было разрешено Церковным собором 1667 года. И, по всей видимости, образ Христа в темнице, столь популярный в XVIII веке, особенно в последней четверти XVIII века и начале XIX века (мы можем встретить подобный образ Христа в узах или Христа Темничника во многих храмах России), связан также именно с музеем «Новый Иерусалим». И до нашего времени сохранились чудотворные объемные скульптурные образы, которые почитаются русскими так же, как и иконы. А главный образ преподобного Нила Столобенского именно скульптурный, а не иконный.

– Мы завершили рассказ из зала русского церковного искусства музея «Новый Иерусалим».

Автор и ведущая программы Елена Чач
Записала Аксиния Шмонденко

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 04 мая: 16:05

Анонс ближайшего выпуска

Продолжаем рассказ о работающей в Государственной Третьяковской галерее временной выставке «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А. Н.  Овчинникова». На этот раз заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, кандидат искусствоведения, куратор выставки Елена Михайловна Саенкова обратит наше внимание на копии древних росписей грузинских храмов.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать