Хранители памяти. О жизни и творчестве М.В. Нестерова из Государственной Третьяковской галереи. Часть 2

11 октября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Только что прошли в Свято-Троицкой Сергиевой лавре торжественные богослужения, связанные со днем памяти преподобного Сергия Радонежского. И в нашей программе мы еще раз хотели бы напомнить об этом удивительном святом, напомнить через повествование о его образе в творчестве Михаила Васильевича Нестерова. Мы продолжаем рассказ из зала М.В.Нестерова Государственной Третьяковской галереи.

– В этом выпуске передачи «Хранители памяти» мы вновь отправляемся в Государственную Третьяковскую галерею, чтобы продолжить знакомство с творчеством Михаила Васильевича Нестерова. И особое внимание на этот раз будет уделено его знаменитому полотну «Видение отроку Варфоломею».

Атрощенко Ольга Дмитриевна, хранитель фонда живописи второй половины XIX века Государственной Третьяковской галереи:

– Мне бы хотелось дать оценку этой картине словами Михаила Васильевича Нестерова. С этой картиной он связывал свое бессмертие. Он говорил так: «Если через сорок-пятьдесят лет эта картина будет волновать, если она будет интересна, то значит буду жив и я». То есть через эту картину он рассматривал свое бессмертие (конечно же, в сердцах людей). Сейчас мы можем абсолютно точно сказать, что эта картина до сей поры волнует, интересует: к ней приходят, смотрят, любуются ею и находят всё новое и новое интересное для себя.

Для М.В. Нестерова было важно уловить этот таинственный момент. Ведь, собственно, что происходит на картине? Отрок Варфоломей встречается с необычным, трансцендентным, нереальным: он видит старца, видение. И обычно во всех книгах, иллюстрациях к житию преподобного Сергия это видение изображают как ангела с крыльями. А М.В. Нестеров изображает его иначе – как старца, монаха, и о том, что это сверхреальное явление, нам указывает только нимб над его головой.

Художник очень долго ищет, как изобразить старца: в профиль? анфас? нужно ли сделать, чтобы было видно лицо старца? В конце концов М.В. Нестерову приходит, что нет, этого не нужно. Нужно поймать в пространстве холста взгляд, диалог между реальным мальчиком, тогда еще Варфоломеем, и видением. Потому что (мы сейчас видим) старец протягивает ему просфору, и после вкушения этой просфоры у отрока Варфоломея, которому никак не давалась грамотность (он с трудом читал Псалтирь, делал бесконечные ошибки), сразу, махом  вдруг открывается этот дар, ему все удается, и он начинает учиться так же, как  его брат, как  другие дети. То есть благодаря благодати, которая была ему дарована, свершилось это чудо.

Дальше, мы уже знаем, начинаются другие эпизоды из жизни преподобного Сергия, и Михаил Васильевич Нестеров их тоже изображает, потому что для него это был самый главный святой на Руси. Художник говорил: «Потому что он о своей душе заботится столько же, сколько о спасении своей Родины». Для него тема Руси, тема святости, тема преподобного Сергия взаимосвязаны.

На первой картине преподобный Сергий изображен еще мальчиком, отроком. И М.В. Нестеров очень долго искал модель для своего мальчика, потому что он ведь все-таки художник реалистической школы, ему нужно было оттолкнуться от действительности, чтобы потом преобразовать ее в нечто новое, свое, чтобы мы почувствовали, как говорят, что здесь молится вся природа. То есть это молитвенное состояние и хотел выразить, используя язык реалистической живописи, Михаил Васильевич Нестеров.

А другой период – это юность преподобного Сергия. М.В. Нестеров изображает его пустынножителем в дремучих лесах под Радонежем. Потом на этом месте, Маковце, была построена Троице-Сергиева лавра его же трудами, что мы видим на следующей картине М.В. Нестерова. Преподобный Сергий пребывает в молитвенном подвиге, и здесь Михаилу Васильевичу было важно показать это состояние. В этом случае ему помогал образец западноевропейской живописи. На международной выставке в Париже он увидел картину Ж. Бастьен-Лепажа «Жанна д'Арк», и эта картина помогла ему решить многие сложные вопросы в передаче мистического момента в своем произведении.

В «Трудах», мы видим, преподобный Сергий уже в старческом возрасте. Причем это триптих: в центральной части мы видим момент строительства лавры, створка триптиха – он за трудами с водоносом; следующая створка говорит  о том, как он проводил ночи, молясь о спасении своей обители и своей братии. Но М.В. Нестеров решал вопрос: ему было важно понять, как изобразить преподобного Сергия. В оставленных им воспоминаниях он говорит, что в 1920 году присутствовал на вскрытии мощей в лавре и увидел, что не ошибся, когда изображал преподобного с рыжеватой бородой и светлыми волосами.

М.В. Нестеров всегда отталкивался от внутреннего голоса. Всегда, когда он рассказывал о процессе создания своих произведений, говорил: «мне грезилось», «мне казалось», «я чувствовал», – совершенно другая словесная форма, которая выражает процесс создания того или иного произведения. То есть здесь как бы идет ему навстречу то откровение, которое он получал. И в конце этого длительного труда (потому что над каждой работой он трудился очень долго) создавалось то или иное прекрасное произведение.

На картине  «Юность преподобного Сергия», вы видите, около его ног развалился медведь. Причем здесь он изображен достаточно условно, не столь реалистично, как мог бы изобразить его Михаил Васильевич Нестеров. Но для того, чтобы написать фигуру этого животного, художник, живя в Москве, даже поселился поближе к зоопарку. Он ходил и рисовал и медведей, и птиц. Вот, посмотрите, какая прекрасная вещь: там и птички поют. То есть «Всякое дыхание да хвалит Господа» – вот второе название этой работы, которое дал художник В.И. Суриков. Когда он пришел к М.В. Нестерову в мастерскую, увидел это произведение,  первое, что у него вырвалось (не «юность преподобного», а здесь как раз молитвенный момент, который в литургии): «Всякое дыхание да хвалит Господа». И птицы, и пробуждающаяся природа, и даже цветущие «баранчики», как их называют, первоцветы, – всё говорит об этом.

Мы с вами уже немножечко поговорили о теме святости. Художник изображает не только преподобного Сергия Радонежского, но и монахов Соловецкого монастыря. Есть  картина, которая называется «Под благовест», есть «Старец. Раб Божий Авраамий». Его он нашел в Троице-Сергиевой лавре. Но его чрезвычайно волновала и другая тема – тема его Родины, тема Руси. И на эту тему он написал несколько картин. Работал очень долго,  скрупулезно, тщательно продумывал, что, где и как ему изобразить. И вот первая картина – «Святая Русь»; она находится в Русском музее. Там он изображает толпу простого народа, крестьян, идущих к монастырю, из которого выходят Спаситель, Георгий Победоносец, опять же преподобный Сергий и святитель Николай.

Тема Родины была открыта этой картиной, а дальше М.В. Нестеров ее разрабатывает – пишет в трапезной Марфо-Мариинской обители, куда он был приглашен великой княгиней Елизаветой Федоровной. Он расписывал  храм, помогал, очень тесно в это время общался с Елизаветой Федоровной. И «Путь ко Христу» – это следующее решение картины, где в числе страждущих и обремененных людей, которые ищут Спасителя, он изображает уже горожан. Даже солдат, которого ведут под руки (по всей вероятности, сестры Марфо-Мариинской обители), тоже был изображен на этом большом монументальном произведении.

Эта тема не оставляет М.В. Нестерова и дальше. Он понимает, что не до конца ее разрешил, и продолжает работать. И, таким образом, появляется картина «На Руси». «Христиане», «Душа народа» – вот столько названий она имеет. На ней художник изображает весь срез нашей истории: тут и крестьяне, и горожане, тут присутствует даже интеллигенция. Вы можете увидеть изображенного Федора Михайловича Достоевского, Владимира Соловьева и Льва Николаевича Толстого – это те личности, которые пытались изменить религиозные воззрения своего времени, повлиять на него. В частности, у Л.Н. Толстого это было преднамеренно.

Ф.М. Достоевский просто писал, мы знаем, в своих произведениях, и все его творчество было христоцентрично, потому что он как в колокол бил и говорил, что нужно опомниться, нужно знать, что для нас прежде всего христианские устои. И здесь – олицетворение власти: это уже не конкретные исторические персонажи, а здесь идут и патриарх, и царь, и воевода. Но в этой картине нет Христа, а первым идет ребенок, мальчик, отрок, очень близкий к Варфоломею. И когда у М.В. Нестерова спрашивали, куда, зачем они идут и что ищут, М.В. Нестеров говорил: «Они ищут своего Христа, они идут к Нему». Но еще он говорил: «Но только надо помнить: вы не войдете в Царство Небесное, если не будете подобны детям».

Вот, собственно, это огромное программное произведение, которое создавалось М.В. Нестеровым на протяжении многих лет. И уже, наверное, где-то в 30-х годах он пишет завершающую работу к этой теме «Страстная седмица», где на фоне весеннего леса на опушке изображен крест, распятие, которое мы можем увидеть в любом храме. Около него священник служит службу Страстной Пятницы, здесь же несколько людей: Христовы невесты (мы знаем, они изображены в определенном одеянии), а с другой стороны интеллигенция. Вот это, пожалуй, последняя работа, где М.В. Нестеров тоже ставит вопрос и дает ответ, что через труд, через покаяние мы можем вновь обрести Божию благодать.

Вообще у М.В. Нестерова очень цельное творчество. Нельзя сказать, что были какие-то этапы. Он был настолько сильной, интересной и крепкой личностью, что ничего случайного в его творчестве нет. И если мы видим здесь его портретную живопись, то это тоже является продолжением. Если, допустим, мы видим знаменитый портрет С.Н. Булгакова и П.А. Флоренского, то он просто рождается из этой картины: художник развивает тему русской интеллигенции, потому что он ее затронул в картине «На Руси» («Душа народа»). И дальше он пишет огромное количество портретов своих современников – известных личностей, философов, религиозных деятелей. Это целый блок его произведений.

М.В. Нестеров пишет портреты своих близких людей – жены, дочерей, продолжая тему судьбы русской женщины, которую он затронул еще в своей самой первой работе «Христова невеста» (сейчас эта картина находится в Абрамцевском художественном музее). Пишет своих современников, портреты известных деятелей культуры, искусства, таких как  И.П. Павлов, В.И. Мухина, потому что его привлекала интересная, крепкая, мощная и творческая личность.

М.В. Нестеров учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у В.Г. Перова.  И уже будучи взрослым, опытным и известным живописцем, он говорил так: «В.Г. Перов показал, может быть, не лучших людей, а я хочу показать тех людей, которые прославили Россию своим трудом». И, собственно, эту задачу он выполнил.

– Дорогие телезрители, мы завершили наш рассказ из зала Михаила Васильевича Нестерова Государственной Третьяковской галереи.

Автор и ведущая программы Елена Чач
Записала Аксиния Шмонденко

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 04 мая: 16:05

Анонс ближайшего выпуска

Продолжаем рассказ о работающей в Государственной Третьяковской галерее временной выставке «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А. Н.  Овчинникова». На этот раз заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, кандидат искусствоведения, куратор выставки Елена Михайловна Саенкова обратит наше внимание на копии древних росписей грузинских храмов.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать