Хранители памяти. О жизни и творчестве М.В. Нестерова из Государственной Третьяковской галереи. Часть 1

4 октября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Смотрите первую часть рассказа из Государственной Третьяковской галереи о замечательном художнике Михаиле Васильевиче Нестерове. В этом выпуске основное внимание будет уделено творческому становлению живописца и его полотну "Пустынник" - первой работе Нестерова, где он смог особым, неповторимым образом раскрыть тему святости и Святой Руси, столь характерную для всего его последующего творчества.

– В этом выпуске передачи «Хранители памяти» мы отправляемся в Государственную Третьяковскую галерею. И наш сегодняшний рассказ – о жизни и творчестве замечательного художника Михаила Васильевича Нестерова.

Атрощенко Ольга Дмитриевна, хранитель фонда живописи второй половины XIX века Государственной Третьяковской галереи:

– Михаил Васильевич Нестеров вошел в историю русского искусства в основном как художник, создавший новый религиозный стиль в живописи рубежа веков. Он и Виктор Михайлович Васнецов по приглашению Адриана Викторовича Прахова начали работать над росписями Владимирского собора и, наверное, сами того не подозревая, создали совершенно новое направление в религиозной живописи, которое так и стало называться – васнецовско-нестеровский стиль. Ему стали подражать многие художники дореволюционной России. Немало храмов до революции было оформлено именно по подобию тех росписей, которые можно было увидеть непосредственно во Владимирском соборе в Киеве, а также на многочисленных изображениях – открытках, в журналах, в печати.

Здесь представлена главным образом станковая живопись М.В. Нестерова. Надо сказать, что и приглашен он был А.В. Праховым во Владимирский собор в Киеве для росписи этого очень интересного храма (по тем временам это было что-то совершенно новое в архитектуре и живописи) только после того, как написал «Видение отроку Варфоломею». А до этого он учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у В.Г. Перова. Нестеров Перова очень любил, уважал и часто говорил: трудно даже определить то главное, что дал ему В.Г. Перов. Собственно, Перов не был прекрасным рисовальщиком, не был таким уж мастером колорита, и тем не менее его влияние было огромно. Сам М.В. Нестеров связывал это с тем, что В.Г. Перов обладал удивительными качествами человеческой души, и прежде всего он обращал внимание своих учеников на душу человека, пробуждал жалость к нему, хотя изображал иной раз, как говорил М.В. Нестеров, «не столь героических личностей» – не тех людей, которые прославили Россию.

И вот он, уже созрев как художник, окончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества, многое испытав в своей жизни (у него уже были первые потери – смерть супруги: можно сказать, они прожили всего один год, и вот такой трагический конец – она умирает) и пережив эту семейную трагедию, обретает себя, свое истинное художественное «я», свое истинное художественное начало. Сначала он пишет «Христову невесту». В «Христовой невесте» появляется тот тип женщины, который будет главным у М.В. Нестерова, в его произведениях. И о Нестерове будут говорить как о художнике, создавшем свой женский тип, свой образ природы (конечно, русской природы, потому что прежде всего она его вдохновляла и питала) и свою тему, а главной темой (я, наверное, не ошибусь, если скажу) была тема святости.

И вот первая написанная картина – знаменитый «Пустынник» (1888 год). Мы сейчас видим его здесь, в Третьяковской галерее, поскольку «Пустынника» купил Павел Михайлович Третьяков, как только картина была написана. Третьяков имел такой обычай – он часто приходил к художникам в их мастерские еще до открытия выставок, смотрел работы, и если работа ему нравилась, то он ее приобретал сразу же – как говорится, с маху. И вот это как раз и произошло в нестеровской судьбе.

Причем здесь тоже есть небольшой интересный момент. Дело в том, что родители М.В. Нестерова были купцами (он родился в Уфе в благочестивой, верующей, православной купеческой семье), которые любили обряд, церковные праздники, сами были воцерковленными людьми, постоянно ходили в храм и в этом духе воспитывали своего сына. Но они хотели видеть его инженером – человеком, который может смело стоять в этой жизни, зарабатывать. В их представлении именно ремесленное училище было как раз тем, что необходимо для его образования, чтобы он стал инженером.

Но судьба М.В. Нестерова сложилась несколько иначе. Поступив в московское реальное училище, он был замечен художником К.А. Трутовским, тогда инспектором Московского училища живописи, ваяния и зодчества, и тот рекомендовал ему поступить именно туда. Нестерову было всего двенадцать лет, он был еще совсем юношей, подростком. И, естественно, ему очень хотелось стать художником. И вот тут надо отдать должное его родителям: отец, поколебавшись, все-таки дал разрешение, но сказал: «Ты для меня будешь художником только в том случае, если твоя картина окажется у Третьякова». И вот этот случай в 1888 году и возник. И поэтому у М.В. Нестерова была двойная радость: во-первых, что на его работу обратил внимание Павел Михайлович Третьяков; и, во-вторых, что он сразу же приобретает в семье вес – становится художником, живописцем.

Когда Павел Михайлович у него спросил: «Картина свободна?» (то есть никто ее не заказал, никому она не обещана?), М.В. Нестеров от радости даже не знал, что сказать. Он сказал: «Конечно, свободна». «А сколько вы за нее хотите?» И первое, что ему хотелось сказать: «Да нисколько! Я готов так отдать!» Но нужно было все-таки придумать какую-то цену, и М.В. Нестеров сказал: «Пятьсот рублей».

Вот так знаменитый «Пустынник» попал к Третьякову. Картина эта написана под впечатлением многих факторов. Прежде всего, наверное, сказался образ, увиденный на литографиях преподобного (тогда еще просто отца) Серафима, потому что преподобный Серафим был прославлен в 1903 году, а работать над этим произведением М.В. Нестеров стал в 1888-м. Это достаточно много, целых пятнадцать лет.

Когда М.В. Нестеров ездил на свою родину в Уфу, обычно через Нижний Новгород, там на вокзале был небольшой киоск, где продавались литографии – небольшие иконки, которые привозили из Дивеева. И вот он рассказывал, что когда входил в этот киоск, то видел множество Серафимов, и они производили на него сильное впечатление. Плюс ко всему у М.В. Нестерова в жизни были прекрасные встречи: его духовный отец, уфимский священник Федор, о котором художник в своих воспоминаниях скажет очень много теплых слов, затем – Троице-Сергиева лавра, где он видел уникальный тип монаха. И они ему были помощниками, потому что он впитывал их жизнь, присматривался к ней, некоторых монахов даже писал.

И в результате возник собирательный образ человека-пустынника, удовлетворенного своей жизнью, спокойною, умиротворенною, – такого образа русская живопись еще не видела. До этого монахов и пустынников писали, но это были совсем другие люди – случайно попавшие в пустынные места, скучающие либо раздраженные. И вот М.В. Нестеров показал совершенно другого человека, совершенно другой тип монашества. И уже чуть позже, в 1900-х годах, когда он съездил в Соловки и познакомился с монахами Соловецкого монастыря, он сказал, что этот тип монаха он как бы предугадал, а потом уже конкретно увидел там, в Соловках.

Таким образом, после «Пустынника» М.В. Нестеров нашел свою тему, и он уже давно мечтал написать картину из жития преподобного Сергия. Но именно картину, не икону, потому что икону он знал. И главное, что его поразило в те годы, – икона, написанная В.М. Васнецовым для абрамцевской церкви. Как бы несколько оттолкнувшись от этого образа (хотя В.М. Васнецов пишет икону) он приходит к своему Варфоломею. Причем вы, наверное, очень удивитесь, когда узнаете, что хотя сюжет этой картины давно выстраивался у него в голове, но первый эскиз появился во время путешествия по Италии.

– Дорогие телезрители, мы еще продолжим рассказ о произведениях Михаила Васильевича Нестерова. А сегодня время нашего эфира подошло к концу.

Автор и ведущая программы Елена Чач
Записала Аксиния Шмонденко

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 04 мая: 16:05

Анонс ближайшего выпуска

Продолжаем рассказ о работающей в Государственной Третьяковской галерее временной выставке «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А. Н.  Овчинникова». На этот раз заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, кандидат искусствоведения, куратор выставки Елена Михайловна Саенкова обратит наше внимание на копии древних росписей грузинских храмов.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать