Диалог с миром

6 ноября 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает иерей Андрей Панков, клирик храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте. Передача из Санкт-Петербурга.

 

- Добрый вечер, дорогие телезрители. В эфире телеканала "Союз" программа "Беседы с батюшкой". Ведущий - Михаил Кудрявцев.

Сегодня у нас в гостях клирик храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте иерей Андрей Панков.

Здравствуйте, батюшка. Прошу Вас благословить наших телезрителей на начало.

 

- Господь вас да благословит, дорогие мои, во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

 

- Наша сегодняшняя тема "Диалог с миром", то есть с теми людьми, кто еще не в Церкви.

Батюшка, скажите, пожалуйста, о чем вообще может быть этот диалог?

 

- Прежде всего, я бы хотел сказать, что этот диалог неизбежен. Потому что большинство верующих, воцерковленных людей так или иначе взаимодействуют с миром: людьми мало воцерковленными или невоцерковленными. Тот факт, что человек ходит в Церковь, практикует православие, через некоторое время становится очевидным для окружающих, и такая позиция естественно вызывает у них вопросы: что привело его к такому решению, какие события жизни способствовали этому. И у светских людей бывает порой разная реакция. Некоторые люди относятся с пониманием к тому, что человек воцерковлен: исповедуется, причащается, соблюдает посты. У некоторых людей это вызывает раздражение, потому что верующий человек, пребывая среди светских людей, даже не говоря ни слова о своей вере, своим фактом своего присутствия обличает мир в его грехах. Естественно, это вызывает у многих людей раздражение, неудовольствие и тому подобное.

Иногда человеку задают вопрос о том, почему он верует так или иначе, часто демонстрируют свои собственные религиозные убеждение. Как правило, большинство светских людей конструирует для себя самих и своей совести некие псевдорелигиозные, философские системы, состоящие из пророчеств Ванги, двух-трех брошюрок на астрологические темы, каких-то глянцевых статей. До некоторого времени человек живет с таким мировоззрением, оно его устраивает. Но жизнь - сложная вещь, Господь посылает людям испытания, печали, скорби, трудные обстоятельства, и когда человек сталкивается с ними, такие наскоро созданные "религиозные" системы разваливаются. Земля уходит из-под ног, и человек начинает задавать вопросы, в первую очередь, самому себе. Вопросы о том: может быть, что-то было неправильно в моей жизни, что все, на что я надеялся, ушло из-под ног, и опереться не на что. Это очень важный момент в жизни такого светского человека, потому что он способствует тому, что человек начинает всерьез задумываться о жизни. Он переход от философского гедонизма жизни к серьезным вещам, спрашивает самого себя о главных вопросах: смерти, страдании, будущей участи, о том, что в нашей жизни незыблемо, а что является суетой. Это очень важный момент, и ответы на эти вопросы во многом определяют дальнейшую судьбу человека.

Именно в сложные жизненные минуты и приходят к верующим людям за ответами на такие вопросы: что сделать, как выйти из тяжелой ситуации, как это пережить. Очень важно, чтобы верующий человек нашел нужные слова. Не все люди имеют мужество дойти до храма Божия, дойти до священника. Как правило, разговоры ведутся с коллегами по работе, которые ходят в церковь. Важно найти нужные слова. Важно объяснить, почему именно христианство и Христос.

Мы знаем, что человечество на протяжении истории по-разному отвечало на главные вопросы жизни. Если не брать во внимание тоталитарные секты, мы имеем три мировые религии - это христианство, ислам и буддизм. Человек, ищущий ответы, ищет их везде. Очень важно для православного человека уметь объяснить, чем христианство отличается от прочих религиозных систем. Как оно отвечает на главные, фундаментальные вопросы.

Часто приходится сталкиваться с таким фантомом современности, утверждающим, что все мировые религии ведут к одной цели, что вершина одна, а дорог к ней много. Таким образом, якобы религиозные системы равноценны. Человек, дошедший до такого "озарения", считает, что он открыл некий непостижимый новый закон, и это является выражением его индивидуальности и одаренности в религиозном отношении. Однако поразительно, что если натура цельная, и человек всерьез задумывается на главные вопросы жизни, то вникая в различные религиозные системы, он неизбежно приходит к выводу, что мировые религии непроходимо различны и при более внимательном рассмотрении вообще не могут отождествляться друг с другом. Здесь уже можно детально говорить о различных религиозных системах.

Возьмем, например, систему, наиболее не похожую на христианство. Это система, возникшая в V-VI веке до Рождества Христова на севере Индии - буддизм. Это религиозная система, в принципе отвергающая существование Бога как Всеведущего Вседержителя, как Личности. То есть, боги есть, их много, буддизм не отрицает их наличие. Но, с точки зрения Будды, они ничем не могут понять человеку. Человек в религиозной системе буддизма совершенно одинок в своем пути. Бессмысленно взывать к богам, потому что все, что ты можешь сделать, зависит только от тебя самого. Четыре "благородные" истины буддизма: вся жизнь - это страдания; страдания порождаются желанием; для того чтобы уничтожить страдание нужно уничтожить желание и чтобы уничтожить желание - это особенный путь буддизма, именуемый восьмеричным путем - надо полностью выключить человека из жизни, то есть пройти по жизни, как тень, ничего не задев. При этом даже такое высокое философское понятие, как любовь, в буддизме считается грехом и недостатком. Любовь является формой привязанности, и она порождает новое перевоплощение, таким образом, человек не может достичь сияющего океана, именуемого нирваной. Цель жизни буддизма - раствориться в этом безличном океане, то есть "я" человека исчезает. Суть нирваны - это пустота. Если человек вдумывается в эти понятия, он неизбежно приходит к выводу, что, может быть, для нас, людей постхристианской эпохи, эта религиозная система абсолютно чуждая. Сравнение ее с христианством, подчеркивает этот печальный контраст. Христианство, в котором есть Бог и любовь как высшая добродетель, есть Сын Божий, Который пришел в мир, чтобы спасти род человеческий - и пустыня буддизма, которая отрицает участие Всевышнего в судьбе человека: ты один со всеми своими печалями и скорбями.

Другая религиозная система - ислам, зародившийся позднее христианства: в конце VII века. Система, в своих лучших проявлениях, являющая такие понятия, как благородство, честь, сила, достоинство. С другой стороны, если мы вникаем в религиозное понятие ислама, например, жизнеописание пророка, мы невольно сравниваем его со Спасителем. Это сравнение вызывает у человека некоторое недоумение. Безусловно, пророк имел некоторые достоинства, но сами его жизнеописатели говорят, что он лично участвовал в 27 битвах, то есть, убивал. На момент конца своей жизни имел девять жен, единовременно не более четырех. Последней его жене было 10 лет, когда ему самому было 53 года. Человек закончил жизнь, покорив Аравийский полуостров своей религиозной системе. Сравнивая это со Спасителем, который пришел на землю и родился в семье бедняка, не пролил ничьей крови и был распят на кресте, претерпев смерть ради жизни мира, неизбежно приходишь к выводу о том, какая религиозная система выше.

Мировые религии, безусловно, содержат в разной степени истину, но вникая в них, неизбежно приходишь к выводу, что полнота истины содержится в христианстве, а именно в православии, как религиозной системе, которая сохранила свою аутентичность, преемство от апостолов.

Если человеку, сомневающемуся, попавшему в трудную жизненную ситуацию, рассказывать эти вещи, для многих они являются новостью. Человек более глубоко смотрит на свою жизнь, свои поступки, свое будущее, и во многом это помогает определиться с выбором. Вопрос не в том, чтобы зазвать кого-то в церковь, а в том, что всякая душа от рождения христианка, и человек, в конце концов, выбирает то, что приносит его душе радость, дарует надежду, вселяет в его сердце свет, помогает не только пережить сложные жизненные ситуации, но и выстроить свою жизнь по новым принципам, достичь таких высот, которые изменяют видение мира, даруют подлинное мировоззрение, которое именуется православной верой.

 

- Отец Андрей, Вы прекрасно излагаете разницу между христианством и другими мировоззрениями, и кажется, что все очевидно. Но если это так очевидно, почему так много последователей у самых разных течений? Что держит человека в рамках заблуждения?

 

- Прежде всего, увы, цельных натур, которые ищут истину и правду, мало в различных религиозных системах. Большинство людей удовлетворяются теми религиозными системами, в которых они родились, они устраивают их, ни в чем не мешают.

С другой стороны, получается некий замкнутый круг. Мы ведь оцениваем ислам и буддизм, как главные мировые религиозные системы, с точки зрения постхристианского сознания. Главный момент в христианстве - это любовь. Это высшая добродетель, на ней все построено. Бог есть любовь, наша жизнь должна уподобляться любви. Но если посмотреть, что такое любовь в буддистской традиции. Любовь - это привязанность, а высшая форма любви, связанная с самопожертвованием - в такой степени, в которой об этом говорит христианство - может быть вовсе неведома. Любовь воспринимается низменно, и она есть порок. С точки зрения буддизма, она не отягощает карму и дальнейшие перевоплощения, но и не позволяет достичь вершины. С точки зрения ислама и культуры людей Ближнего Востока, любовь может часто восприниматься, как слабость. Ислам утверждает, что Бог - это сила. Если ты побеждаешь, с тобой Аллах - это главное положение, которое позволило пророку утвердиться. Для того чтобы доказать свою истину, нужно побеждать. Какую роль играет любовь в этой системе мировоззрения? Весьма посредственную. Мы должны понимать, что люди воспитываются в этой культуре в течение многих поколений, формируется особый взгляд на жизнь, который, собственно, препятствует пониманию религиозной системы христианства.

 

- Вопрос телезрителя: Должен ли православный человек проповедовать Христа: убеждать неверующих, уметь ответить на их вопросы?

 

- Не думаю, что в этом отношении уместен глагол "должен". Господь каждому из нас дает свои дарования. Прежде всего, не надо забывать, что главный способ проповеди для православного человека конкретно в наше время, в нашей среде - это отнюдь не проповедь словом, но жизнью, обнаруживание того, что ты живешь по заповедям Божиим. Не тешу себя иллюзиями, что это свойственно людям, которых Господь в какой-то степени наделил даром слова. Очевидно, что это не всегда священники, но это могут быть и люди светские, интересующиеся, вникающие.

 

- Но если говорить о способности к проповеди, что должно лежать в основании жизни?

 

- Люди, особенно дети, очень тонко чувствуют фальшь. Если мы говорим о том, чего не знаем, либо учим жить так, как не живем сами, то, как бы красиво мы не говорили, это не достигнет сердец слушающих. Для того чтобы говорить, нужно жить.

 

- Однако необходимо знать жизнь Спасителя нашего Иисуса Христа? Многие люди знают ее отрывочно, на уровне цитат и пословиц.

 

- Безусловно, необходимо, но ситуация драматическая. Если можно утверждать, что большинство воцерковленных людей прочитали Евангелие, то, думаю, Библию от начала до конца прочитали очень немногие. Конечно, это нужно исправлять, и мы, священники, стараемся распространять слово Божие, чтобы люди знали основание веры, которую они исповедуют.

 

- Вопрос телезрительницы: Хожу в храм, исповедуюсь, причащаюсь, но вся моя семья далека от веры. Муж не крещен, неверующий, против того, что я хожу в храм. Получается, что когда я иду в храм, обманывая его, не говоря, куда иду, иначе дома возникают скандалы. Как правильно себя вести? Смириться с тем, что муж против, и не ходить в храм. Или даже путем такого обмана посещать воскресные богослужения, и, может быть, своим примером сына и родственников вдохновить к вере и храму?

 

- Когда человек приходит к Богу, ему открывается новый мир: новые ощущения, новые видения, о которых человек раньше не догадывался. Я понимаю желание людей, пришедших к вере, просветить своих домашних. Это желание порой искреннее, люди хотят, чтобы уверовали муж, дети, чтобы было некое единство в семье. Но здесь есть некоторые подводные камни. Надо принять факт, что вера не рождается в сердце по заказу, это призыв Божий.

В данном случае лучшая форма проповеди в семье - говорить только тогда, когда тебя спрашивают о вере, и своей жизнью, примером, особенно своей любовью по отношению к домашним приводить их к Господу. Нужно иметь терпение, не все происходит сразу. Часто резкими высказывания, может быть, даже грубыми, обличительными можно убить в человеке все ростки его стремления к Богу, которые у большинства людей присутствуют изначально. Поэтому надо меньше говорить о вере, больше любить, больше помогать, и самой жизнью являть исполнение заповеди о любви. И тогда со временем, уверен, все придет. Нельзя дергать цветок: от того, что человек его дергает, он не будет расти быстрее, но можно выдернуть его с корнем, и тогда религиозный вопрос будет источником непрерывного страдания в течение многих лет. Поэтому, дорогие мои, будьте очень осторожны, лучше проповедуйте только делом. Если возникает вопрос, касающийся той или иной стороны православной веры, отвечайте лишь в том случае, когда вас спрашивают.

 

- Батюшка, так грех ли обманом уходить на службу?

 

- Думаю, что это обостренная ситуация, и сказать так или иначе, будет в обоих случаях неправильно, потому что эту проблему надо решать тем способом, о котором я говорю. Потому что если начинать ее решать именно так, то впоследствии подобных дилемм в семье не возникнет.

 

- Мы заговорили об уровне образования, не всегда достаточном в православной среде, но если говорить об исламе, так люди тоже далеко не всегда представляют, о чем идет речь, например, в Коране, но это не мешает им оставаться мусульманами.

 

- Мне самому приходилось не раз сталкиваться с людьми, исповедующими ислам, но исповедующими его по рождению, при этом это люди, практикующие ислам, то есть совершают намаз, платят деньги в мусульманскую общину, соблюдают пост, при этом не знают элементарных фактов из жизни пророка. Для меня это было удивительно.

Как можно прокомментировать этот факт? Очевидно, священнослужителям ислама надо больше работать в этом направлении, чтобы люди имели более точное представление. С другой стороны, поразительно, что это не особенно мешает людям. Предполагаю, что сама система ислама в большей степени ориентирована на внешнюю сторону, а именно на дело. Если ты совершаешь намаз, платишь закят в мусульманскую умму, участвуешь в пятничном богослужении, ты мусульманин. Если не обличен в неких постыдных фактах жизни, ты мусульманин. Все просто. Наверное, эта простота во многом подкупает многих современных, особенно молодых людей. Молодой человек более склонен к поиску ответов на вопросы о справедливости мира, и ислам в этом отношении предлагает простые, ясные схемы.

 

- Тем не менее, Европа считается христианской цивилизацией, и сейчас ислам в ней является большой проблемой.

 

- Не могу говорить точно на эту тему, поскольку не имею опыта жизни в Европе. Могу лишь предположить, что Европа - это не христианство, а постхристианство: общество, в большей степени секуляризированное, общество, в котором многие христианские истины и христианский образ жизни сводятся к рождественским покупкам и распродажам. Несмотря на то, что Европа в некоторых аспектах декларирует свою принадлежность христианству, на деле она живет совершенно не христианской жизнью. Это раздвоение в умах молодых людей становится очевидным.

Как правило, молодые люди - максималисты, склонные называть вещи теми именами, которые им кажутся справедливыми. В этом плане ислам, увы, выигрывает в Европе, потому что предлагает ясные, простые истины, не обремененные глубокими богословскими поисками, христианской аскезой. Многим это нравится, и для многих этого достаточно. Это выражает все их религиозные запросы, религиозную глубину. Это печальный факт.

С другой стороны, я рад тому, что подобные проблемы неактуальны у нас в России, потому что наш народ, несмотря на события 1917 года, несмотря на советский период, по сути остается народом христианским. Я рад, что большинство людей воспринимает Церковь всерьез. И большинство верующих, религиозных людей стараются не просто декларировать свою принадлежность к православию, но и жить православно. Думаю, что это главное.

 

- За счет притока в Россию населения, исповедующего ислам, часто случается, что православные русские девушки выходят замуж за мусульман и впоследствии сталкиваются с проблемами. Как им разрешать эти коллизии?

 

- Встречая такие семейные драмы, могу сказать, что подобные браки бывают двоякими. Бывают такие брачные союзы, где муж мусульманин, но не настаивает на соблюдении всех нюансов, связанных со своих вероисповедованием, оставляя свободу своей супруге. Часто таких женщин можно видеть в храме,  с согласия мужа они крестят своих детей в православной вере.

Есть и другие браки, когда муж требует от жены соблюдения всех нюансов ислама. Проблема заключается в том, что можно выбрать мужа-мусульманина, но нельзя переменить свою христианскую культуру, которая в течение многих столетий формировалась в нас на генном уровне. Дальнейшая жизнь такой женщины представляет собой непрестанную ломку. Не думаю, что эти семьи настолько счастливы, что можно было бы не обращать внимания на эту проблему. Вообще различия по религиозному признаку в такой семье - это драма, источник непрестанных проблем.

 

- Какие вопросы чаще всего задают священнику светские люди?

 

- Правда жизни состоит в том, что человек не приходит к Богу от хорошей жизни, и мне приходится сталкиваться со светскими людьми, которые обращаются ко мне в связи с драматическими событиями в их жизни. Главный вопрос, который они задают священнику: за что? и почему? и как мне это пережить? Это наиболее распространенные серьезные вопросы.

Бывают вопросы несерьезные, когда люди приходят в храм не для того чтобы узнать что-то, а для того чтобы продемонстрировать собственные религиозные системы - некую эклектику из разных брошюр. Основной же серьезный вопрос связан с теми или иными драматическими событиями в жизни человека: болезнью, смертью родственника или рядом неудач в жизни.

 

- Если звучит вопрос о том, почему именно христианство, православие содержит истину, что Вы отвечаете?

 

- Мне приходилось слышать такой вопрос, и, слава Богу, не один раз. Хотя должен сказать, что подобного рода вопросы являются крайне редкими, это происходит по той причине, что человек, который может задавать подобные вопросы, должен обладать некой внутренней цельностью, устремленностью в поисках истины, правды жизни. Такие люди встречаются, но редко. Когда человек такого рода приходит в храм, чтобы побеседовать со священником - это в некотором смысле праздник.

На этот вопрос я отвечаю в том ключе, который изложил в ходе нашей беседы. Ислам предлагает силу, буддизм предлагает пустоту, христианство предлагает любовь - выбирай, что тебе ближе, что кажется твоей душе правдой. Человек выбирает веру и Богу по некоему внутреннему чувству, ведь это невозможно проверить, пока не пройдешь путь. Только сердце может почувствовать, где правда.

Рассказываю о том, как возрождалась мусульманская умма, как в Медине пророку с его последователями приходилось грабить караваны, для того чтобы выжить. Рассказываю о царевиче из рода шакиев, как он проповедовал вселенскую пустоту, о том, что понятие "я" является заблуждением, любая привязанность - это порок. Рассказываю о Христе, родившемся от Божией Матери, Который был вынужден в детстве бежать с родителями в Египет, спасаясь от смерти. О том, как проповедовал Христос, как Он являл великие чудеса, связанные с воскрешением мертвых, исцелением людей. Как Он принял смерть на кресте, без которой исцеление рода человеческого от язвы, связанной с падением Адама, не состоялось бы. Никогда не подталкиваю человека к выбору, более того, то, о чем я говорю, легко проверить, потому что литературы на религиозные темы сейчас более чем достаточно. Если человек в чем-то сомневается, он может проверить, правду ли я говорю о той или иной религиозной системе. К священнику приходят люди нашей постхристианской направленности, и, как правило, большинство из них приходят к выводу о том, что понятие любви для нас ближе всего.

 

- Вопрос телезрительницы: Много лет я занималась изучением различных мировых религий, и не так давно пришла именно к христианству, но у меня осталось достаточно много книг по буддизму и исламу. Допустимо ли продолжать изучать с исторической точки зрения эти религии, например, читать Коран. Я посещаю многие страны, и во время экскурсии приходится посещать нехристианские и неправославные храмы. Считается ли греховным продолжение изучения других религий?

 

- Полагаю, что, найдя ответы, которые привели Вас к выбору христианства, на время надо оставить изучение прочих религиозных систем. Дело в том, что христианство и православие в своих лучших проявлениях - это открытая религиозная система. Она открыта для диалога и с буддизмом, и с исламом, но для того чтобы являть свет, надо прежде наполниться этим светом. На определенном этапе, когда выбор уже сделан, подробное изучение прочих религиозных систем может оказаться препятствием. Но повторяю: оставить это надо до времени.

 

- Сейчас иногда в ответ на вопрошание светских людей о том, что такое православие, можно услышать: это русская религия, некий стержень, который поддерживает нашу русскую культуру, но при этом ни слова о Христе. Как Вы думаете, уместны ли такие ответы?

 

- Хорошо ли это или плохо, но это факт: большинство людей используют некие упрощенные схемы для формирования своего мировоззрения. Это одна из таких упрощенных схем, с помощью которой можно объяснить ряд социологических явлений в жизни нашего народа. При более подробном рассмотрении выясняются некоторые нюансы. Дело в том, что мы восприняли христианство от Византии, таким образом, оно не было нашей родовой религией. Второе - русский народ обладает удивительными чертами, связанными с неким внутренним максимализмом и честным поиском справедливости и правды. Обладая этим внутренним потенциалом, русские люди восприняли христианство всей своей душой. Оно стало основой жизни и на протяжении столетий проникало во все направления жизни русского человека. Естественно, православие стало стержнем жизни всего русского народа - это факт.

С другой стороны, несмотря на то, что русский народ принял православие от Византии, он не может претендовать на то, что он является единоличным обладателем православия, и более никто не может быть причастен к этому. Ведь у Господа все дети: и мусульмане, и буддисты, но некоторые из них ближе к Отцу. Если Господу будет угодно, иные народы просветятся светом православия, и для них оно станет стержнем и основой, и у них православие будет ассоциироваться с национальностью. Мы не знаем этого, но это в путях Промысла Божия.

 

- Вопрос телезрительницы: Моя мама не ходит в храм и не молится, но в Бога верит, в пост причащается, но когда я ей напоминаю. Правильно ли я делаю, что напоминаю ей о причащении, не будет ли это ей в осуждение?

 

- Это зависит от реакции человека. Если мама не раздражается от подобного рода напоминания, то почему и нет. Не грех, а даже Божие дело - напомнить, что неплохо  было бы исповедаться и причаститься. Не вижу в данной ситуации никакого греха. Единственное - повторю это снова - надо воздерживаться от насильственного воцерковления своих домашних, это приводит к крайне негативным последствиям в сознании людей. Более того, если человек таким образом отвращает своих домашних от Бога, это может стать поводом для его осуждения Господом. Потому что его домашние и для Господа родные. Мы не ведаем тех путей Божьего Промысла, который Бог устраивает для них воцерковления. Если мы вмешиваемся и разрушаем дело Божие, то можем стать повинными перед Господом в подобного рода неправильных поступках. Поэтому надо всячески избегать насильственного воцерковления - только любовью, только своим примером, только помощью, заботой и добрым словом. Молчаливая молитва сделает в отношении домашних гораздо больше, чем горы сказанных слов о Христе.

 

- Сейчас социальные сети становятся все более распространенными, и часто там развиваются бурные дебаты на те или иные религиозные темы. Стоит ли ввязываться во все эти диалоги?

 

- Как правило, не стоит. По опыту скажу, что в подобных диалогах очень много пустоты. Если и следует говорить на эти темы, то один на один с человеком, который интересуется и стремится что-то узнать. В социальных сетях, к сожалению, одного православное утверждение может закрываться десятью негативными отзывами. Это ничего не решает. Думаю, что надо воздерживаться от подобного рода дискуссий и хранить внутреннее благородство веры. Ведь Господь не послал нас убеждать, но свидетельствовать о вере. В таких ситуациях достаточно иметь мужество продемонстрировать свою принадлежность православию, а дальнейшая реакция лишь в некоторой степени зависит от нас, но во многом это забота Промысла Божия об этих людях. Приведет ли их Господь, зависит не от нас. Наше дело не стыдиться принадлежности к христианской вере, православию, Церкви и говорить об этом прямо и открыто.

 

- Как Вы считаете,  возможно ли вообще гармоничное взаимопонимание Церкви с миром?

 

- Боюсь, что нет, это очень затруднительно. Церковь в миру всегда некий аутсайдер. Не надо себя обманывать, дорогие мои: в большинстве случаев множество светских людей воспринимает нас, как людей, чрезвычайно увлекшихся религией. Это клише неизбежно присутствует и вызывает у людей разную реакцию: от насмешек до открытого раздражения. Однако, когда, не дай Бог, приходит какая-то печаль, скорбь или беда, большинство светских людей обращается к людям верующим, православным с вопросами: как прийти в храм, как поставить свечку, как помолиться Богу? Такое колебание от одного к другому происходит очень часто.

Мир лежит во зле - неизбывная истина, которую нам возвестил Господь. Зло - то обстоятельство, с которым никогда не будет мириться Церковь. Поэтому эта дисгармония в отношениях с миром будет присутствовать постоянно, как это было и ранее в истории Церкви.

 

- Спаси Господи, батюшка. Прошу Вас: благословите наших телезрителей на прощание.

 

- Господь да благословит вас, дорогие мои, во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь.

 

Ведущий: Михаил Кудрявцев.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать