Дело милосердия

23 ноября 2013 г.

Аудио
Скачать .mp3

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Максим Плетнев, клирик Храма Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади. Передача из Санкт-Петербурга. Эфир 22 ноября 2013 года.

 

- Добрый вечер, дорогие телезрители, в эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». Ведущий Михаил Кудрявцев.

Сегодня у нас в гостях клирик Храма Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади Санкт-Петербурга протоиерей Максим Плетнев.

Здравствуйте, батюшка, прошу Вас по традиции благословить наших телезрителей.

 

- Добрый вечер. Бог да благословит всех нас.

 

- Тема нашей сегодняшней программы: «Дело милосердия».

Какое место в жизни человека должно занимать дело милосердия?

 

- Господь говорит, что наша вера без дел – мертвая вера. Поэтому дела милосердия имеют огромное значение. Конечно, под делами, прежде всего, имеется в виду духовное делание, борьба человека с теми страстями и грехами, что в его сердце. Но в то же время это и дела любви. В сегодняшней церковной ситуации мы видим возрождение социального служения Церкви, которая активно входит в социальную жизнь общества. В советское время это было невозможно, поэтому Церковь ушла из многих областей жизни: образования, медицины, воспитания. В то время как Церковь призвана именно к воспитанию, воспитанию людей в вере Христовой.

Сейчас есть возможность возрождения служения Церкви в обществе, поэтому мы находимся на пути проб и ошибок. Мы не возвращаемся к практике 18, 19 веков, оно и тогда было непростым. Того, что было у христиан западных, у восточных не было. В Византии Церковь была частью государственной системы, соответственно выполняла и социальное служение. В России Церковь постепенно входила в эту область. Петр Первый в своем время насаждал в Церкви образцы служения по западному образцу.

В конце 19 в. – начале 20 в. у нас уже есть такие образцы социального служения, как служение св. прав. Иоанна Кронштадтского, великой княгини Елизаветы Федоровны и Марфо-Мариинской обители. С одной стороны, нам есть, что взять за образец, но, с другой, многое надо создавать заново. Церковь раньше не сталкивалась со многими проблемами сегодняшнего дня.

Что-то удается, что-то еще нет, для чего-то недостаточно сил. Например, очень многие понимают необходимость ведения Закона Божьего в школах, но нет должного количества соответствующих преподавателей, нет современной программы по его преподавания.

Мы могли бы активнее войти в медицину, но должны быть силы и ресурсы. Здесь очень важно такое явление, как сестричество. До революции сестринские общины существовали, но они были очень зависимы от лидеров общин, они не носили яркого религиозного характера. Сейчас это именно религиозные общины, которые являют свою любовь в мире через такое милосердное служение болящим. Это новое и очень отрадное явление, и здесь можно говорить об успешности и дальнейшем развитии.

 

- Вопрос телезрителя из Тверской области: «Сейчас во многих храмах и городах собираются подписи против абортов? Вы будете заниматься этим в Вашем храме?»

 

- Лично я в своем храме этим заниматься не буду, так как у меня очень много насущных дел, связанных как с жизнью общины, так и  окормлением наркозависимых. У меня есть много друзей, которые активно участвуют в противоабортном движении, к нам так же приходил один из участников этого движения, но мы несколько разошлись в настрое. У него скорее был дух борьбы, активного противостояния, а наша община больше сориентирована на дела милосердия. Конечно, я резко выступаю против абортов, но активное участие в этой борьбе не сложилось. И конечно, я бы очень хотел, чтобы отношение в обществе к этой проблеме изменилось, поскольку Россия по-прежнему занимает первое место в мире по абортам, и кровь не рожденных младенцев вопиет к отмщению.

 

- Вопрос телезрительницы из Белгородской области: «Что такое мужество?»

 

- Мужество – стойкость и крепость, которые, как мы видим из корня слова, относятся к качествам сильного пола. Мужественный человек тот, кто умеет преодолевать страх и трудности, он может их испытывать, но он борется с ними. Но лучше посмотреть в Толковом словаре.

 

- Какое место мужество занимает в деле милосердия?

 

- В деле милосердия не знаю, а вот в духовном деле мужество необходимо как преодоление духовных трудностей. Свойство духовной жизни – ее продолжительность, и мы должны стоять в этой борьбе с грехами всю жизнь, и уйти от нее в отпуск нельзя. Мужество мы проявляем тогда, когда наша душа в смятении, объята желаниями и страстями, но мы стараемся твердо стоять в вере.

 

- Вопрос телезрителя из Белгорода: «Сегодня милосердие проявляется самыми разными способами. Сейчас много монастырей, которые работают с трудными детьми, получается, что монастыри принимают к себе людей, которые монахами не являются. Как Вам кажется, это оправдано нашим сложным в духовном отношении временем?»

 

- Вопрос не простой, поскольку монашеская община призвана к духовному совершенствованию, хотя мне трудно рассуждать, поскольку у меня семья. Хотя, конечно, хорошо, когда монастыри и христиане занимаются милосердной деятельностью, в том числе создавая школы. Хорошо, когда христиане могут оказывать также профессиональную помощь, так как здесь очень важна ответственность. И конечно, христиане должны проявить ту любовь, которую должны видеть дети, и именно дети, лишенные родительской любви.

Сейчас акцент государства делается не на детские дома, а на воспитание детей в приемных семьях. Поэтому у христиан есть возможность проявить свою христианскую любовь. И я хотел бы призвать христиан явить это доброе дело. Хотя у меня нет твердой статистики, но я знаю, что христиане не очень активно берут детей из детских домов. Взять чужого ребенка в дом – это очень трудно, но это и очень достойное дело. У нас на приходе есть семья, которая взяла приемного ребенка, и я вижу, как они возрастают в любви, на моих глазах происходит рождение семьи. Это настоящее чудо при всех трудностях и проблемах. Дорогие братья и сестры, я призываю вас активнее проявлять себя в этом благом деле.

Мне кажется, что многие часто думают, что Церковь – это священники, иерархия, а сами не действуют. Но важно, чтобы верующие не ждали призыва священника, а сами активно стремились создать доброе начало для какого-либо доброделания. К сожалению, заметны пассивность и, может быть, усталость самих верующих, они приводят к тому, что батюшке нелегко найти тех, на кого можно положиться, с кем можно сотрудничать, чтобы делать добрые дела.

 

- Вопрос телезрителя из Липецка: «У нас гибнут миллионы душ через средства массовой информации. Может быть, еще важнее, чтобы Церковь в первую очередь занялась этой проблемой?»

 

- Наша сегодняшняя передача тоже борьба с тем негативом, который выплескивается с экранов телевизоров. Сам телеканал «Союз» - форпост хорошей, доброй информации в этом информационном мире. Если внимательно читать церковные документы, проповеди Патриарха, иерархов и священнослужителей, то мы увидим, что Церковь неоднократно поднимала этот вопрос, призывая государство к более внимательному отношению, порой жестко говорит о введение цензуры не политической и идеологической, а нравственной. Но Церковь не имеет таких рычагов влияния. Готовы ли мы собирать подписи? вы, миряне, должны сами проявить инициативу. Вы обращаетесь к Церкви так, как будто сами ею не являетесь, в этом огромная ошибка нашей современной жизни. Патриарх и Синод не могут ввести цензуру на государственном телевидении, на нее должны влиять граждане России, которыми являетесь и Вы, и все миряне. Поэтому предлагаю лично Вам взять на себя такую инициативу.

 

- Вопрос телезрительницы из Московской области: «Мое дело милосердия – это помощь одеждой и вещами всем нуждающимся. Многие прихожане нашего храма помогают мне в этом. Поскольку приведение одежды в порядок, а также второе мое послушание – выпечка просфор занимают очень много времени, у меня стало меньше времени на молитвы. У меня смущение от того, что теперь в моей духовной жизни  на первом месте дела милосердия и послушание, а потом уже молитва».

 

- Вы затронули очень серьезную тему. Если смотреть глубоко, мы увидим здесь разницу между западным и восточным христианством. На Руси не было такой активной социальной деятельности, как это давно повелось на Западе. Причина не в равнодушии, а в том, что православный христианин больше сконцентрирован на аскезе и личном благочестии. Хотя это, возможно, вольные рассуждения, но для этого у нас есть предпосылки. Внешняя деятельность или внутренняя – что важнее? трудно сказать. На многих приходах священникам трудно заниматься современной социальной деятельностью с ее активностью, волонтерством. Почему? Потому что они не хотят соотноситься с духом времени сего, но с вечностью. Такая несколько отстраненная позиция по отношению к социальной деятельности, как мне кажется, связана с взглядом на нее, как на пищу для младенцев, а есть пища более жесткая – личная аскеза, предстояние перед Богом и борьба с грехами, и это внешнее легче, чем внутреннее. Здесь есть о чем размышлять, это открытый вопрос.

Здесь каждый должен сам найти свою меру. Если я чувствую, что внешнее мешает моему внутреннему и я повреждаюсь от этого, то нужно ставить перед собой вопрос. Я бы посоветовал обратиться к духовнику и серьезно обсудить с ним эту проблему. Поскольку мы хорошо Вас не знаем, то не можем дать глубокий вопрос.

Как мы говорили в начале передачи, мы идем путем проб и ошибок, поэтому надо быть осмотрительными. Где-то можем уйти в протестантизм, а где-то прославить Христа через явление миру Его любви в наших делах.

Михаил, а как Вы сами относитесь к делам милосердия? Надо Церкви развиваться в этом? и как не расплескать внутреннюю благодать в делах милосердия?

 

- С одной стороны, работая на телеканале «Союз», мы занимаемся делами милосердия, с другой, это наша работа. Поэтому я хотел бы спросить: милосердие – это делание с определенным мироощущением и ощущением себя или это труд, который может даже не осознаваться?

 

- Милосердие в очищенном виде – это любовь, прежде всего, к Богу, а через Бога к людям. Всегда буду говорить, что нам всем не хватает любви: чтобы мы любили и чтобы нас любили. Дела милосердия – это дела моей любви.

Я задавал себе вопрос, зачем я занимаюсь делами милосердия? Ведь я живу религиозной жизнью, делаю добрые дела людям, которых встречаю в своей жизни. Нужны ли общецерковные проекты? Как мне кажется, такие общецерковные дела – это как раз возможность проявить нашу любовь ко Христу. В Финляндии, например, уже нет возможности говорить о Христе. Можно делать дела милосердия, но при этом запрещено проповедовать христианство. Мы же можем являть людям Христа.

Мы помним беседу прп. Серафима Саровского с Мотовиловым о способах стяжания благодати. Это возможно через молитву, через пост, через доброе дело, помогая больным в больницах или детям в детских домах. Тем самым жертвуя собой, ведь я  жертвую своим временем, своими силами, способностями, причем совершенно чужим людям, не родственникам и не друзьям. Такие дела для христиан – возможность явить Христа в мире и стяжать благодать Божию. Думаю, что не ошибусь, что многие из наших телезрителей знают, что делая добрые дела, они ощущают некое касание Божие.

 

Вопрос телезрительницы: «Крещение – это второе рождение, человеку прощаются грехи, совершенные до крещения, Господь принимает его как совершенно нового человека, а будут ли человеку зачтены добрые дела, совершенные до крещения?»

 

- Думаю, что это взгляд на духовную жизнь в парадигме наказания и заслуг. Это как раз взгляд западного христианства, а в православии более видится грех как болезнь, и борьба с грехом – исцеление духовного недуга. Трудно как-то измерить эти дела, для нас они  не заслуги, а дела любви. Какая мне будет от них награда? От того что я делаю дела любви, любовь во мне умножается, это и есть та награда и воздаяние. Будет ли это нам зачтено? Любовь в нас будет сохраняться и приумножаться, но это не награда в смысле ордена за заслуги.

 

- Случается, что с целью дел милосердия создается организация, но поскольку не хватает специалистов, то приглашают людей светских, порой неверующих, и их порой становится больше, так что возникает вопрос, является ли эта организация, вышедшая из Церкви, православной. Как Вы оцениваете подобный риск?

 

- С юридической точки зрения, некоммерческие, благотворительные организации не являются религиозными, и чаще всего, когда, например, некая благотворительная служба выходит на достаточный уровень, она принимает юридическое лицо. Далее, да, такая появляется возможность уйти от Церкви, и этот уход в светскость случается. Однако это вынужденная ситуация, связанная с ограниченностью ресурсов. Государство не может оказывать благотворительную помощь Церкви, оно может оказывать ее только светским организациям, поэтому приходится создавать светские организация, аккумулируя финансовые средства для дел милосердия. Все зависит от конкретных людей, верующие остаются верующими, почему бы и не сотрудничать со светскими людьми. Очень много случаев, когда неверующие люди, приходя на работу в такие организации, становятся в них верующими.

 

- Вопрос телезрительницы из Белоруссии:  «Сегодня в новостях увидела сюжет, как детей сирот заселяют в полуразрушенные здания без всяких условий. Могла бы Церковь вмешаться и как-то помочь в этой ситуации? У нас в Белоруссии такого безобразия нет».

 

- Я не видел сегодня этого выпуска новостей, но Ваше обращение уже призыв ко всем верующим людям Церкви через телеканал «Союз», если бы Вы еще назвали место, где это произошло, то мы могли бы использовать возможности нашего телеканала и повлиять на эту ситуацию.

 

- Возвращаясь к теме благотворительных организаций: человек, ежедневно участвуя в них, начинает воспринимать это участие как обычную работу, теряя чувство того, что он участвует в делах милосердия, как с этим  бороться?

 

- В свое время, когда мы создавали группу добровольцев-волонтеров, то попробовали сотрудничать с нашей известной городской организацией, занимающейся помощью бездомным  «Ночлежка». Мы сотрудничаем до сих пор, и наши сотрудники по пятницам выезжают вместе и кормят бездомных. Тогда я услышал слова одной из сотрудниц «Ночлежки», что заниматься такими делами надо тогда, когда хочется это делать, если желания нет – делать не надо. Бывает и совсем иначе, как с молитвой: даже если не хочется, я знаю, что должен это сделать. Мне ближе первый взгляд: когда есть огонь в сердце заниматься этим, но и надо осуществлять. Стоит ли делать, когда этого огня нет, то думаю, здесь есть с чем разобраться. Каждая организация проходит свои этапы развития, но не может быть остановки, если она останавливается, то умирает. Если такое происходит, то можно остановить этот проект и перейти к другому. Но это моя личная точка зрения, а никак не мнение Церкви.

 

- Возможны ли в делах милосердия явления выгорания и профдеформации?

 

- Как раз об этом я сейчас и говорил, хотя и в  иной форме. Правда, на днях я читал слова одного Владыки, что никакого выгорания нет. Когда человека осеняет Божия благодать, то никакого выгорания быть не может, а вот если благодати Божией нет… Правда, в своей практике я встречал это явление, и есть специальные проекты, которые помогают это преодолеть. Когда волонтеры осуществляют крупный проект, им нужна помощь, они уделяют этому очень много времени своей жизни, поэтому возможны и личностные деформации. На мой взгляд, выгорание существует, это надо знать, готовиться и соответственно противостоять этому.

 

- Вопрос от телезрительницы из Московской области: «Я бы хотела высказать свое мнение о запрете абортов. В нашей стране в пятидесятые годы был такой запрет, и погибло много женщин от неофициальных абортов. Тогда в стране приветствовалась многодетность, но женщины все равно шли на аборты».

 

- Дискуссия по поводу абортов в последнее время обострилась. Мне очень резало слух мнение медиков, высказываемое по поводу абортов и одобрение абортов, высказываемое многими. Для того чтобы иметь четкое мнение по этому вопросу, надо сперва четко определиться с тем, что же такое аборт и когда именно человек становится человеком, когда оплодотворенная яйцеклетка становится человеческой личностью. По учению Церкви это происходит в момент зачатия, и аборты являются убийством детей. Если бы были надписи во всех медицинских учреждениях характера «убийство детей стоит столько-то», тогда было бы понимание того, что происходит.

Вы говорите, что женщины умирали, но многие семьи этого не делали, и я еще застал многих бабушек, которые до глубокой старости дожили девственницами. Сейчас, к счастью, многие женщины не делают абортов, потому что уже понимают, что это такое. Еще раз подчеркну, что аборт – это ужаснейшее явление нашей современной жизни. Родители и медики убивают детей, и это самое настоящее убийство. Был период, когда по социальным показаниям детей убивали на ранних сроках беременности. Возможно, люди будут продолжать делать аборты, но люди совершают много страшных поступков. Число абортов в год доходит до миллиона – это страшная цифра, раньше эта цифра доходила до трех миллионов.

У отца Иоанна Крестьянкина в его книге ответов на письма духовных чад. В нескольких письмах, отвечая на вопросы об абортах, он так пишет об их последствиях: «живые дети отомстят родителям за убитых детей, превратив их жизнь в ад». Многие женщины просто не представляют тяжелейших последствий этого страшного поступка.

 

- Вопрос, заданный через Интернет: «Может ли благотворительность стать бизнесом?»

 

- На Западе многие благотворительные проекты, аккумулируя финансовые средства, и становятся бизнесом. Перевод слова «бизнес» с английского языка – «дело». То есть, любое коммерческое дело можно назвать бизнесом. Коммерческое – то, где есть деньги.

Однако Церковь и православные стремятся к тому, чтобы осуществлять благотворительность на некоммерческой основе. В начале нашей волонтерской деятельности у нас была попытка не связывать ее с деньгами, собирая вещи, решая задачи только личными средствами. Однако поняли, что серьезные проекты без денег осуществить крайне затруднительно. Конечно, никогда нельзя пытаться делать на этом капитал, иначе абсолютно теряется смысл благотворительности.

 

- Спасибо, батюшка. Прошу Вас на прощание благословить телезрителей и сказать им несколько слов.

 

- Дорогие братья и сестры, сегодня мы говорили о благотворительности, и сегодня у нас есть возможность проявить свою благотворительность, свою добрую волю, внеся пожертвование на развитие телеканала «Союз», поскольку он существует исключительно за счет благотворительных взносов, причем не крупных жертвователей, а каждого из нас. Только благодаря этому телеканал может существовать как независимый и церковный и нести свет слова Божия в мир.

Спасибо за приглашение участвовать в этой передаче, за ваше вопросы и внимание, дорогие телезрители. Храни всех вас Господь.

 

 Гость передачи: протоиерей Максим Плетнев.

        Ведущий: Михаил  Кудрявцев.

     Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать