Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Ибо что прежде молитвенного часа восприняла в себя душа наша, то необходимо приходит нам на мысль и во время молитвы, бывая вносимо туда рукой воспоминания. Почему какими желаем быть во время молитвы, такими должны мы себя уготовать прежде времени молитвы; и чего не желали бы мы видеть теснящимся в нас, когда молимся, то поспешим прежде того изгнать из сокровенностей сердца нашего, да возможем исполнить Апостольскую заповедь: «непрестанно молитеся».
Оказывается, нужно приготовить себя к молитве. Приготовлением является весь наш хлопотно-попечительный день.
Мы говорили в прошлый раз, что все здание молитвы, весь молитвенный столп строится на фундаменте – смирении. Это необходимое условие. Но кроме этого есть еще условия.
Прежде всего это та вера и то упование, с чем мы проживаем целый день. Вера эта зиждется на том, что я выхожу в горнило сегодняшнего дня ведомый Богом, Он меня не оставляет, Он обо мне заботится, Он обо мне промышляет. Я знаю, что Бог ведет меня за руку, я знаю, что Бог ждет меня, ищет меня, что Он помогает мне, заботится обо мне. И я с детской доверчивостью влагаю свою руку в Его и иду туда, куда Он меня ведет.
В этом смысле я готов сказать «аминь» любым обстоятельствам и любым людям, входящим в мою жизнь. Они входят в мою жизнь по воле Божьей для того, чтобы от чего-то меня предостеречь, чему-то меня научить, чтобы лишний раз, быть может, наставить меня на молитву и упование. Вера и упование эти очень тесно связаны и в конечном счете приводят меня к послушанию. Я слушаюсь Бога в течение дня, я внимаю Богу, я постоянно как бы готов принять случающиеся обстоятельства и встречающихся людей как то, что посылает мне Бог. И всякое слово, исходящее из уст начальников, коллег, каких-то людей, может быть «случайно» оказавшихся в моей жизни, я готов слушать; я пытаюсь услышать, что Бог хочет мне сказать событиями и обстоятельствами сегодняшнего дня.
Если я это делаю искренне, то тогда собраться во время молитвы мне несложно. Если я действительно воспринимаю все как посылаемое Им, тогда у меня есть желание исполнить Его волю. В этом и состоит смысл упования на Бога: чтобы исполнить Его волю. Когда я готов к этому действию, когда готов послушаться и исполнить Его волю, тогда я принимаю того, кого нужно; и когда нужно. Я говорю тогда, когда надо, и молчу – когда надо; тогда я принимаю именно те решения, которых и ждет от меня Бог, потому что желанием моего сердца является исполнение Его воли.
Все наши проблемы на молитве связаны главным образом именно с этим. Когда мы не слушаемся Бога, то есть делаем что-то по своей воле, а не то, что хочет от нас Бог, сердце наше сразу начинает нас осуждать. Оно сразу реагирует тревогой, каким-то сокрушением, стыдом, неспокойствием, смущением, немирностью, напряженностью. Сердце реагирует и свидетельствует нам, что мы что-то сделали не так.
На это указывает апостол Иоанн Богослов: если сердце наше осуждает нас, то кольми паче Бог… если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу (1Ин. 3, 20–21). То есть сердце как бы инструмент, барометр, компас, индикатор того, что с нами происходит. Если вставая с постели рано утром, осеняя себя крестным знамением, мы готовы сегодня исполнять Его волю, то постепенно наше сердце приходит в такое индикаторное состояние, оно начинает нам свидетельствовать о том, исполнили ли мы то, что хотели.
Вот я искренне хочу исполнить волю Божью. Ко мне пришел сосед. Естественно, раз я хочу исполнить волю Божью, я мысленно напрягаюсь: что я должен сделать, принимая решение – не как мне взбредет в голову, а как Бог от меня хочет? Но поскольку я соседа терпеть не могу, то, увидев только его физиономию на пороге, я говорю: «Пошел вон! Ты меня достал своими ночными попойками!» И закрываю дверь. Но поскольку утром-то я встал с желанием творить волю Божью, то сердце мое сразу среагирует: «Ты же хотел волю Божью творить, разве так это делается?» – «А что он пришел?» И начинается медленная борьба. Я не могу, но сердце мне говорит, что я не прав. Ум оправдывает себя, но сердце-то мне свидетельствует: «Ты не прав!» – «А как я должен был поступить?» Начинаю размышлять, молиться, искать, как должен был поступить. Вот с этого начинается процесс.
Конечно, сразу это не получится. Но потом произойдут еще события. Кто-то позвонит, надо поехать на работу, где-то с каким-то водителем мысленно поругался из-за того, что он не так едет. И в итоге я прихожу к концу дня с этим измученным, смутившимся сердцем. Да, я могу в тоске и отчаянии сказать: «Да надоело мне все, какая ужасная жизнь!» – накрыться одеялом и лечь спать. Это тоже выход, временный выход из кризиса. Он не решает кризиса, но он как-то гасит эти волны недоумения, неудовольствия и ропота. Это лучше, чем сидеть унывать или раздразнивать свои чувства.
Но рано или поздно я начинаю думать, почему так происходит, почему я хочу исполнять волю Божью, но не исполняю. И тогда рано или поздно в процессе у меня происходят изменения, я начинаю учиться на собственных ошибках. И с пятого, десятого, двадцать восьмого раза, когда ко мне звонит сосед утром рано, я ему скажу: «Ладно, вот возьми», – и даю ему то, что он у меня просит. Это было трудно, я мучился несколько дней (может, несколько месяцев, прежде чем сумел это сказать), но я это сказал.
Сердце не взбрыкивает, не вздрагивает, не встает как скачущий и ржущий от радости конь, оно устало, измучено, но оно мне говорит: «Ты сделал как надо, вот только улыбнулся бы еще, совсем бы хорошо было, он ведь брат твой». Когда-нибудь и улыбнусь, но сердце мне свидетельствует, что я сделал как надо. Правда, из этих двадцати восьми случаев, которые за день еще произойдут, я только один сумел исполнить, но я понимаю, как мне сердце подсказывает, что я сделал что-то не то. А поскольку я по-прежнему упорно хочу исполнять волю Божью, я вновь и вновь стараюсь это сделать, и сердце мне вновь и вновь говорит, что я сделал неправильно.
И постепенно молитва моя начинается с того, что, перебирая события дня, я точно по сердцу, как по индикатору, считываю всякий раз, когда поступил по своей воле. И я начинаю оплакивать эти моменты, начинаю плакать в самом прямом, вещественном смысле этого слова. Я прошу у Бога прощения, что опять сделал не так, как Он хотел, а так, как я хотел, что я по-прежнему Его не люблю, что я по-прежнему исполняю свою волю, очень люблю себя, дорожу собой, берегу себя, жалею себя – и все в таком же духе. И начинается молитва, потому что эта молитва свидетельствует мне о том, что сегодня мои грехи прощены. И я, хотя и измученный, но мирный, иду отдыхать.
Проходит не один год, и постепенно сердце человека становится настолько измененным, что он в течение дня, может быть, два раза делает не то, что хотел от него Господь. Но эти разы очень болезненно проявляются в его сердце. Его сердце, раньше совершая двадцать нарушений, так не страдало, как теперь от одного или двух в течение дня.
Это не значит, что человек стал святым, не значит, что он стал безгрешным. Нет. Он прекрасно это знает. Но Бог в конкретной ситуации хотел, чтобы он сделал так, а он смалодушничал, струсил, он погордился, человекоугодничал, ожесточился. И сознание того, что ты опять сделал не то, что хочет Бог, пронзает такой болью, что человек плачет глубже и сильнее, прежде чем примириться с Богом. Не так это все легко дается. Но именно сердце становится тем барометром, индикатором, который показывает мне, что не так. И через это человек постепенно приобретает опыт, который является конструктором его личной молитвы.
И третье необходимо для того, чтобы молитва состоялась, это как бы особенная тема, она о том же, что человек не соблюдает волю Божью, и все-таки она особенная. Это когда человек осуждает другого человека.
Осудив, мы теряем вообще всякое дерзновение на молитве. Ведь осудив другого человека и обращая к Богу свое сердце и лицо, мы встречаем грозного Судью. «А ты кто такой? Ты знаешь свои грехи? Я тебе их сейчас напомню». Мы теряем возможность не то что дерзновения, но даже слово выдохнуть молитвенное. Прочитать молитву не проблема, а помолиться – проблема, потому что ты не видишь склонившегося над тобой лика Бога. Ты встречаешь медное небо, в которое можно только швырять словами, а помолиться, то есть сделать так, чтобы сердце твое стало престолом Божьим, чтобы ты сам превратился в Небо, чтобы тебя облагоухала Божественная благодать Святого Духа, силой Которого ты восклицаешь «авва, Отче», не получится у тебя, потому что ты осудил и теперь сам находишься под судом.
Человек, который судит другого регулярно и никак на это не реагирует, вообще не молится, он не может молиться. Он может только по книге или наизусть читать молитвы. Как угодно отчитать это он может, а помолиться – нет, потому что он осудил другого человека. И Бог судит его. Как он может теперь молиться?
Если человек искренне старается исполнить волю Божью, опыт его как раз учит тому, что осуждение – самая ужасная вещь, оно полностью разрушает столп молитвы. Поэтому человек постепенно приобретает способность не судить, иначе он понимает: «Если я сейчас этого человека осужу, помолиться уже не смогу, вступить в общение с Богом не смогу. Не буду я его судить».
Конечно, когда все-таки прорывается осуждение, человек начинает молитву с того, что не только просит о прощении этого греха, но молится о даровании любви к этому человеку, понимая, что если он при всем желании не судить все-таки осудил этого человека, значит – любви к этому человеку у него нет. А это страшнейший, смертельный грех, по крайней мере, для человека, который хочет молиться и знает, что такое молитва. Это не потому, что это прописано (хотя это прописано), а потому, что он знает, как нелюбовь убивает сам корень молитвы. Невозможна молитва, если ты не хочешь любить другого человека.
206-й абзац:
Какой знак услышания молитвы? – Когда во время молитвы не смущает нас никакое сомнение, и ничто надежды нашего прошения не низлагает нечаянием, если в самом излиянии молитвы чувствуем, что мы получили то, чего просили, то да не сомневаемся, что молитвы действительно услышаны. Ибо настолько молящийся удостоится услышан быть и получить просимое, насколько будет верить, что Бог на него взирает и может исполнить его прошение. Ибо непреложно изречение нашего Господа: «вся, елика аще молящеся просите, веруйте, яко приемлете: и будет вам» (Мк. 11, 24). При сем Слово Божие указывает немало причин, способствующих услышанию молитвы. Так бывает услышиваема молитва, когда двое соглашаются молиться (Мф. 18, 19), – или когда кто молится с верою, хотя бы сия вера равнялась зерну горчичному (Мф. 17, 20), – или когда кто неотступно молится (Лк. 11, 8), – или когда с молитвою соединяют милостыню (Сир. 29, 15), – и другие дела милосердия (Пс. 58, 6–9). Видите, сколькими способами снискивается благодать услышания молитвы; потому никто не падай в нечаяние при испрошении себе спасительных благ. Ибо положим, что у тебя не достанет многого из того, чрез что услышивается молитва; но неужели не можешь ты иметь неотступности в молитве, которая в руках всякого желающего? Ради ее одной Господь обещал дать все, что будет прошено. Потому без колебания неверием будем неотступны в молитве, и получим просимое. Так обетовал Господь: «просите, и дастся вам, ищите и обрящете, толцыте и отверзется вам» (Лк. 11, 9. 10). Но всякий молящийся должен знать, что он наверно не будет услышан, когда будет сомневаться в услышании.
Заключение этого слова особенно ярко и категорично: если человек сомневается, не уверен в том, что будет услышан Богом, то, вне всякого сомнения, услышан он не будет.
Человек ищет знака, спрашивает, какой получит знак, что его молитва будет услышана, то есть какое-то свидетельство должно быть о том, что молитва его принята, что молитва его услышана.
В данном абзаце Иоанн Кассиан говорит об особенной молитве, не о молитве вообще. Вот сидит человек, творит Иисусову молитву: сто, двести, триста, полторы тысячи раз читает ее. Он просто молится, по большому счету ни на что не претендует, просто возносит молитву к Богу или просто произносит слова молитвы. В данном случае мы на этом не акцентируем внимание. Речь идет о том, когда человек особенно о чем-то молится: о каких-то вещественных потребностях (например, хлеба у него нет); о каких-то душевных вещах (скажем, утешения у него нет, старца или духовника нет, друга нет, с кем бы поделиться сомнениями о своей духовной жизни); или о каких-то духовных вещах – о даровании смирения, терпения или исцеления от болезни. Иоанн Кассиан в данном случае говорит именно об особенной молитве, когда человек просит что-либо.
И первое, самое важное для того, чтобы понять, услышана молитва или нет, это внутреннее удостоверение, то есть сердце свидетельствует, что молитва принята. Не свет с иконы, не радостный лик Христа, не потоки света, льющиеся с иконы, не какое-то знамение свыше, не отблески солнца, не лучи света, не что-то внешнее, ибо все это путь к прелести. Лишь состояние нашего сердца может говорить нам об этом. Сердце чувствует, что Бог видит все наше существо во всей его глубине, и Он милостиво склоняется к нашему прошению, и сомнение в его приклоненности, отчаяние в том, что Он нас не слышит, уходит.
И когда следствием нашей молитвы является то, что сомнения уходят, мы ощущаем Бога, внимающего нам, слушающего нас. И тогда всякое сомнение в этом пропадает – и отчаяние уходит. Вот это и есть внутреннее сердечное удостоверение о том, что Бог услышал и принял нашу молитву.
Записала Инна Корепанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Всенощное бдение 18 мая 2024 года
Этот день в истории. 18 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!